Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

БРАМОВ ГРИГОРИЙ (АВРААМОВ; ЕГОРИЙ) (уп. 1647–1679)

-

московский кормовой иконописец большей статьи и затем знаменщик Печатного двора; в 1647 г., будучи типографским разборщиком, на грушевой доске назнаменил изображение преп. Ефрема Сирина, которое затем вырезано было гравером Федором Ивановым и напечатано в том же году в книге названнаго преподобного. За это “знамя” Абрамов 13 ноября 1647 г. получил 6 алт. (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 42. Л. 190об).

В ноябре 1649 г. Григорий Абрамов вместе с золотописцем Посольского приказа Григорием Благушиным расписывал золотом в поднос царю Алексею Михайловичу два экземпляра книги “Служба и житие Саввы чудотворца”, которая была “в десть, начата и окончена печатанием в ноябре 1649 г.” (Там же. Л. 582 и 592).

 [«Ноября в 30 день. Посольского приказу золотописец Григорей Благушин да розборщик Григорей Аврамов прописывали две книги Савы чюдотворца жития ивангилския печати в поднос ко государю золотом. Им за прописку три рубли шесть алтын четыре деньги» (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 42. Л. 592-592 об.). Поздеева и.в.. Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский Печатный двор – факт и фактор русской культуры. 1618-1652 гг. От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона. Исследования и публикации. М., 2001. С. 273]

С ноября 1657 по апрель 1658 г. под руководством Ивана Филатова и Ивана Леонтьева Абрамов писал стенное письмо в комнатах у государя. Как кормовой мастер 2й статьи получал 2 алт. 2 деньги в день (Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорскаго Двора. Стлб. 166 г. № 20, 30, 33. Стлб. 168 г. № 74, 217).

[Та же работа проходила в ноябре-декабре 1659 г. см. РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6520. Л. 8 – Ш.С.]

 

В 1660 г. упоминается среди московских кормовых мастеров, которые вызываются к стенному письму в Архангельском соборе (Там же. Стлб. 168 г. № 217).

29 июня 1663 г. Абрамов был назначен знаменщиком Печатного двора, сменив лишь до июня следующего года Иосифа Владимирова в этой должности (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 64. Л. 84, 172 и 226).

 (Успенский 1910).

В октябре того же года Григорий Абрамов купил 29 экземпляров различных изданий Печатного двора, главным образом, учебных псалтырей. (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. Д. 29, 61, 65) (П.В.).

В апреле 1664 г. работает на Печатном дворе вместе с Иосифом Владимировым (Стлб. 172 г. № 288). В 1664 г. Григорий Абрамов был у “стенного письма во дворце” — в передней палате, “в комнате” и на золотом крыльце (Московское Отделение Общего Архива Министерства Императорского Двора. Стлб. 172 г. № 288).

В 1666 г. Григория Абрамова разыскивали и не могли найти к стенному письму в Архангельском соборе. В апреле 1666 г. он руководил группой иконописцев, которые писали “столовые ноги” (Стлб. 175 г. № 364).

В марте 1667 г. Абрамов расписывал колымагу царицы вместе с Федором Евтихиевым и Иваном Леонтьевым. В это время он числится в большей статье и получает 3 алт. 2 деньги в день (Стлб. 175 г. № 300, 330); в том же месяце он “писал” точеный “столовый станок под раковинную цку — великому государю в поднос” (Там же. Оп. 34. № 955. 175 г. Л. 44об. Здесь Григорий Абрамов назван иконописцем и “книг печатного дела наборщиком”. Ср. также стлб. 175 г. № 364).

С 1668 г. Григория Абрамова мы снова видим в должности знаменщика Печатного двора (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 71. Л. 19об), каковую он занимал затем до 28 сентября 1676 г., когда было “велено быть в знаменщиках старцу Паисею, а ему Григорию Абрамову указано быть на Печатном же Дворе в прибылых [т. е. сверхштатных] знаменщиках, до упалова [т. е. вакантного] места” (Там же. Книга с выписками из указов и дел Печатного Двора с 1664 г. № 67. Л. 40об и 41) (Успенский 1910).

В 1670 г. Григорий Абрамов написал икону “Троица” для Троицкого собора в Верхотурье, на которой имелась следующая надпись: “Сей пресвятый Живоначальныя Троицы образ благословением и помощью того самого Отца и Сына и Святаго Духа, истиннаго Бога нашего и Государя нашего Царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца написан во царствующем Богоспасаемом граде Москве иконописцем Григорием Аврамовым и поставлен в Богоспасаемом граде Верхотурье в сий соборной Пресвятыя Живоначальныя Троицы церкви, во славу Пресвятаго и велелепнаго ея имени в лето от создания мира [7178], а от воплощения Слова [1670] при протопопе тоя святыя церкви Алексие Михайлове” (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1901:177). (К. Н.)

В мае 1677 г. Григорий Абрамов получил 1 руб. 15 алт. за рисунки Евангелиста Луки и трех заставок, которые затем были вырезаны, вероятно иеромонахом Иосафом, для Евангелия 1677 г. (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 74. Л. 249 и 258).

В августе 1679 г. Абрамов назнаменил 24 слова на досках грушевого дерева, а в феврале следующего года назнаменил 27 “прописных грушевых же слов” (Там же. Расходная книга № 78. Л. 150 и 326) (Успенский 1910). Н. П. Собко различает двух иконописцев: Григорий Аврамов, московский кормовой иконописец, который расписывал Архангельский собор в 1660 г., и Григорий Аврамов, рисовальщик Московского Печатного двора. Кроме тех работ, которые перечисляет А. И. Успенский, он приписывает второму Аврамому исполнение на грушевой доске изображения Ефрема Сирина для его книги 1647 г., резанное Федором Ивановым Поповым (Собко 1893).

Библиография:

Забелин 1850:28, 712; Ровинский 1856:126; Румянцев  1870: Б15; Ровинский Д. Русские граверы и их произведения. М., 1870:374–375, 367; Викторов 1883:440; Собко 1893:22–23 (Аврамов); Успенский 1910:119.