Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ФАНАСЬЕВ ПЕТР (уп. 1660–1691)

-

уроженец Нижнего Новгорода, кормовой травщик. Упоминается в переписной книге Н. Новгорода 1678 г.: при церкви Сергия Радонежского “двор гостиной сотни Ивана Михайлова сына Городчанина, на дворе живет иконописец Оружейной палаты Петр Афанасьев, у него детей: Ивашко Болшой да Ивашко Меньшой десяти лет” (РИБ 1898).

В 1660 г. писал в Оружейном приказе стенное письмо; в 1666 г. в качестве иконописца второй статьи был у стенного письма в Архангельском соборе, в церкви Нерукотворенного Спасова образа, во дворце (Оп. 23. № 906), и у починки западных дверей в Успенском соборе.

В марте 1667 г. расписывал колымагу (Стлб. № 300 175 г.). В том же году значится в числе “учеников иконного художества” (Стлб. № 679 175 г.). В 1668 г. упоминается как ученик Симона Ушакова (Стлб. № 752 176 г.) (Успенский 1910).

В 1667 г. Петр Афанасьев расписывал доски под сахарные коврижки во дворец (Стлб. 1 разряда 175 г. № 772, 773) (Успенский 1913–1916. Т. 1:83).

В начале 1668 г. Петр Афанасьев был в СаввиноСторожевском монастыре у травного письма “в больницах” (Стлб. № 343 176 г.); летом того же года расписывал государевы хоромы в с. Коломенском (Стлб. № 682 176 г.) (Успенский 1910:17).

В 1667/68 г. вместе с Андреем и Борисом Марковыми писал в Н. Новгороде для антиохийского патриарха Макария две местные иконы: Киприана и Устины, Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Размеры 1 арш. 6 вер. Ѕ 1 арш. 2 вер. Писали шесть недель и три дня и прислали затем в Оружейную палату (Забелин 1850:92, 110–111).

В том же составе в 1670 г. написали икону Покрова Богородицы “полным образцом” (размер: 1 1/2 Ѕ 1 1/4 арш.) в Покровскую церковь на Покровке (Стлб. № 621 178 г.; ср. № 293 180 г.) и в 1673 г. — Спасов образ в Оружейную палату (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1910). О последнем образе в документе сказано: “писали вновь образ Всемилостивого Спаса, переводом против греческого письма, дска образная дву аршин, шириною аршин 3 вершка, а написав тот образ, приказали отнести и поставить в Алексеевском девичьем монастыре, в соборной церкви”. По исполнении заказа иконописцы потребовали прибавки. После заключения Симона Ушакова иконописцы получили за работу и материалы 15 руб. (Филимонов 1873).

В июле 1668 г. со своими товарищами поручился за иконописца Антона Алфимова, что он будет служить в кормовых иконописцах в Оружейной палате (Забелин 1850). В том же году Петр Афанасьев вместе с другими иконописцами “писал” “Благоверной государыне царице”, вероятно, в хоромы (Стлб. 1 разряда 176 г. № 760) (Успенский 1913–1916. Т. 1:84).

В марте 1671 г. ему было велено написать образ Богоматери Иверской на осмилистовой доске (Забелин 1894).

В 1672 г. П. Афанасьевым были написаны две потешные книги — “люди с боем” — для царевича Федора Алексеевича, шахматная и бирковая доски в поднос к государю (Оп. 34. № 957 180 г.).

В 1674 г. царю писал доски шахматные (Стлб. 182 г. № 285) (Успенский 1913–1916. Т. 1:199).

В 1675 г. он написал “вновь ларец старый” для царевича Федора Алексевича (Стлб. № 276 183 г.). К Пасхе этого года в поднос государю написал на одной стороне доски — саки, а на другой — бирки (Стлб. № 341 183 г.; ср. Оп. 34. № 957. Л. 30об) (Успенский 1910:17). К Пасхе же в 1675 г. писал вместе с Тимофеем Резанцем 4 шахматные доски, одна из них с боем (Стлб. 183 г. № 341) (Успенский 1913–1916. Т. 1:201). В этом году он имел свой двор меж Тверской и Никитской, в Новгородской сотне (Забелин 1894:122).

В апреле 1677 г. Петр Афанасьев был у письма “пророков (8 икон) и на двух круглых цках образа Спаса Нерукотворенного и образа Пресвятыя Богородицы Знамения, да на двух больших — ангелов, — в церковь Спасова Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху, а ангелы написаны к жертвеннику” (Оп. 34. № 958. Л. 384об).

В июле и августе 1678 г. Петр Афанасьев вместе с жалованными иконописными учениками “починивал в соборной церкви Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери” (Стлб. 196 г. № 627).

18 ноября 1679 г. ручался за иконописца Якова Иванова (см.) (РГАДА. Ф. 396. № 18796. Л. 1) (Б.Т.).

В 1680 г. левкасил три иконы местных “образ Предста царица, образ Пречистыя Иверския к великому государю вверх и образ Федора Стратилата в церковь, что в Екатерининской роще” (Оп. 32. Стлб. № 1823 188 г.). Получал в год 21 руб. 30 алтын (Оп. 34. Кн.  962. Л. 48).

Весною 1680го же года Петр Афанасьев написал в Архангельском соборе “под государскими персонами место порозжее и около столпы против гробов” (Стлб. 188 г. № 78). Был у стенного письма в церковь Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху (Там же).

В 1683 г. “иконописец” Петр Афанасьев прописывал два древка для хоругвей в большой Успенский собор (Стлб. 191 г. № 671). Писал иконы в Донском монастыре (Стлб. 194 г. № 43). 17 июня 1684 г. иконописного письма ученику Петру Афанасьеву “с товарыщи” велено было починить заново в с. Измайлово в церкви Всех святых иконы местные, деисусные, праздничные, пророческие, а также царские двери (Стлб. 192 г. № 774). В конце того же года он писал “ко кресту Богородичен образ”; он же написал для царицы Натальи Кирилловны небольшой образок (в длину четырех вершков) Знамения Богоматери (Стлб. 193 г. № 279).

В 1685 г. он писал две столовые доски для царя (Стлб. 193 г. № 719), “раскрасил красками” подстолье к столовой писаной доске в хоромы к царевне Марфе Алексеевне (Стлб. 193 г. № 796). Вместе с Никифором Бовыкиным Петр Афанасьев написал три складня и две доски столовые (Стлб. 199 г. № 985).

В 1691 г. при сокращении личного состава Оружейной палаты Петр Афанасьев был уволен от службы в палате (Стлб. 199 г. № 836) (Успенский 1910:17–18).

[В 1666 г. Петр Афанасьев числится иконописцем 2й статьи, а в 1668 г. он же назван учеником иконописным. В этом нет противоречия: первоначально он был аттестован как травщик, а затем “доучивался” у Симона Ушакова на иконописца. В источниках он называется то иконописцем средней статьи, то учеником. — Ред.]

Библиография:

Забелин 1850:66, 68, 71, 75, 88, 91, 92, 103, 111–112; Забелин 1894:109, 122; Ровинский 1856:131; Филимонов 1873:40, 75–76; Викторов 1883:442–443, 453; Собко 1893:288; РИБ. Т. 17. СПб., 1898:430; Успенский 1910:17–18, 169; Успенский 1913–1916. Т. 1:83, 84, 87, 199, 201; Молева, Белютин 1965:188.