—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

Ћ≈ —≈≈¬ ћ»’ј»Ћ (уп. 1657Ц1693)

-

иконописец патриарха Ќикона, кресть€нин вотчины  рестного монастыр€, из д. ќгрушинской  онецостровской волости. ќтец иконописцев —аввы, јндре€, ¬асили€ и  озьмы ћихайловых. — 1657 по 1661 г. работал в  рестном монастыре на  ийострове. ¬ частности, в окт€бре 1659 г. “в 9 день, иконникам »вашку Ќиконову, ћишке јлексееву, ќртюшке ƒобрынину” монастырь заплатил “за работу, что они писали в монастыре —тавросе… в церковь 14 икон праздников да пророков на однех цках… три т€бла” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 18. Ћ. 40об).

¬ том же 1659 г. “ѕорожской волости иконнику »вану Ќиконову да ћихайлу јлексееву да ќртюшке ƒобрынину за работу, что они писали в монастырь —таврос икон деисус, в меншие св€тые ворота Ѕогородицу с пророками в трех лицах; в деисус в церкви — три иконы апостолов, четырнадцать икон праздников да пророков на однех цках. ƒверь южную — убиение св€того —тефана, да северную дверь — разбойника… дес€ть деисусов на тридцати цках п€дниц, четыре деисуса на однех цках долгих, дес€ть деисусов п€дниц по три лица на одной цки с престолом. »кону местную »оана «латоустаго, три т€бла, четыре столбца северных и южных дверей, и за тое работу дано им п€тнадцать рублев” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 22. Ћ. 13).

¬ 1660 г. тем же монастырем “иконникам ћихайлу јлексееву с товарищи к иконному письму выдано шестьдес€т один лист золота двойного, четырнадцеть листов серебра листового, четыре фунта красок иконных” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 29. Ћ. 2). ¬ росписи того же года “работных людей „екуевской волости  рестного монастыр€” сообщаетс€: “…а свех тех людех осталось т€гла… у ћихаила иконника полторы осмин” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 3. ≈д. хр. 73. Ћ. 5).

—охранилась челобитна€ ћихаила јлексеева, адресованна€ патриарху Ќикону, датированна€ 1660 г.: “¬еликому √осударю, —в€тейшему Ќикону патриарху бьет челом сирота твой,  онецостровской волости ћишка јлексеев иконник. ¬ нынешнем во 1660 году вз€т €, сирота, твоего ¬елика √осудар€ св€тительского строени€ в  рестном монастыре дл€ иконного письма. ≈сть, √осударь, у мен€, сироты твоего, деревенский участок в деревне ќгрушинской полторы осмин… а человечешко €, сирота твой, один”. ƒалее ћихаил јлексеев жаловалс€ патриарху, что т€гло это ему не осилить, поскольку вынужден уехать в монастырь. „елобитна€ заканчивалась просьбой: “¬еликий √осударь св€титель, смилуйс€, пожалуй”. Ќа обороте челобитной резолюци€: “ огда он сам на монастырском деле, за что с него и нам работу спрашивать” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 9. ≈д. хр. 208. Ћ. 1).

¬ окт€бре 1661 г. монастырь вновь расплачивалс€ с иконописцами, в том числе платил и “иконнику ћихайло јлексееву” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 28. Ћ. 30об).

¬ том же 1661 г. “отпущены в ¬оскресенский монастырь (Ќовоиерусалимский. — –ед.) с вотчин  рестного монастыр€ иконников три человека, да плотников двадцеть человек, да каменщиков тридцать п€ть человек, да кирпищиков…” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 38. Ћ. 12об).

¬ 1663 г. ћихаил јлексеев подал еще одну челобитную патриарху Ќикону, на этот раз из ¬оскресенского монастыр€: “¬еликому господину св€тейшему Ќикону патриарху бьют челом твои государевы сироты иконники ћишка јлексеев с товарищи. ∆или мы и работали, работники твои, в твоем великого государ€ строении в  рестном монастыре, работали, и здесь при твоей св€тительской милости шесть лет без перемены. ј переменитце, государь, нам неким. » домишками приоскудали, и деревенские участки призапустели без своего призору, и платьишком и обувью обносились; да потом тебе, великому государю, ведомо, что ныне на нас государев наложный хлеб великий за стрелецкие запасы. ј ныне у нас берут серебреными денгами, а у нас, государь, платить некому.

ћилосердый великий господин, св€тейший Ќикон патриарх, пожалуй (нас) работников своих, изволь, государь, пожаловать от т(вое€ мило)сти домой и дома лето пожить в домишках пристроить. ¬еликий св€титель, смилуйс€”. Ќа эту просьбу поступила резолюци€ Ќикона: “Ќапишите 4 иконы вместо киев местных, что в паперти. ƒа почините что есть у деисуса починка, да побудьте на год, а деньги, коли будут, целовальнику здесь заплатите” (Ѕелоброва 1976).

¬ 1665 г. в  рестный монастырь на им€ архимандрита ‘еофана и строител€ старца »линарха была направлена грамота патриарха Ќикона, в которой сообщалось, что “в нынешнем во 174м году декабр€ в 7 день бил челом нам, великому господину,  рестного монастыр€ иконник ћишка. ¬ прошлом де во 173м году Ѕожиим изволением хлеб от мороза поз€б, и в дому де ево, ћишкине, жене с роб€тишки питатис€ нечем. ј работает он, ћишка, нам, великому господину, восьмое лето в  рестном и ¬оскресенском монастыр€х ежегодно без перемены, а роб€т де у него шестеро, все малы и хлебом промышл€ть некому. ј деревенский де участок — место низманное, водоимное и €ровым хлебом севом по вс€ годы поздает. ј за году хлеба з деревенского участка на семьишко не придет, прикупает непрестанно в люд€х, и от скудости и недороду оскудал и обдолжал. » мы, великий господин, слушали его, ћишкина, челобить€, указали ему, ћишке, быть здесь, в ¬оскресенском монастыре, указали на пропитание жены ево и дет€м из монастырской житницы дать чети ржы, €чмени тож. » как вам с€ наша, великого господина, грамота придет, и вам бы велеть его, ћишкине, жене с детьми дать из  рестного монастыр€ четверть ржи, €чмен€ тож, без цены… ѕисано в ¬оскресенском монастыре 174 года декабр€ в 7 день” ( ольцова 1998).

«десь говоритс€ об иконописце: “„еловек он пришлый, сродцов ближних никого нет и призрить некому”.

¬  азначейской описи ¬оскресенского монастыр€ за 1665 г. среди перечн€ икон, хранившихс€ в “крайнем сушиле верхнем”, числилось “п€ть икон ¬оскресени€ ’ристова, писаны на золоте, письма ћихаила иконника с товарищи” (Ѕелоброва 1976).

¬ 1671 г.  рестный монастырь заплатил иконописцам ћихайле јлексееву да јртемью јфанасьеву за то, что они “писали образ „естнаго ∆ивотвор€щаго  реста √осподн€ в чудесах” по приказу архимандрита —ерги€ с братиею (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 192. Ћ. 29об).

¬ 1671–1673 гг. ћихаил јлексеев работал в ’олмогорах. ¬ частности, он написал там “ќбраз  реста ¬оздвижени€ в чудесах” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 192а).

¬ 1672 г. от  рестного монастыр€ был “приказ иконописцам ћихайлу да ¬асилью (¬асилий ћихайлов. — –ед.) јлексееву, как они отпущены к јрхангельскому городу… дл€ иконного письма” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 192. Ћ. 42об) ( ольцова 1998).

¬ 1682 г. ћихаил јлексеев с детьми расписал собор в г. ќнеге (√јјќ. ‘. 60. ≈д. хр. 70). (–ед.)

¬ 1684 г. дл€ вновь построенной каменной ”спенской церкви в ѕертоминском ѕреображенском монастыре “у мор€ на ”нских рогах” подр€дились “писать св€тые иконы  рестного монастыр€ вотчины кресть€не иконописцы ћихайло јлексеев с детми да јртемон јфонасьев и писать начали”.

јрхимандрит  рестного монастыр€ (вотчиной которого был ѕертоминский монастырь) ѕаисий запретил иконописцам работать. ѕо этому случаю строитель ѕертоминского монастыр€ ћихаил ’арзеев послал жалобу цар€м »вану и ѕетру, где пишет, что других художников, равных мастерством, “изза новости и пустоты места” нан€ть некого и просит оставить прежних иконописцев, чтобы “было единых изуграфов мастерства, а не разных мастеров” и чтобы не было лишних убытков изза передаточных подр€дов и “в подъеме из далних мест”. ѕросьба была удовлетворена (ƒј». “. 10. —ѕб, 1867:309; ѕриклонский 1927).

5 окт€бр€ 198 (1689) г. ћихаил јлексеев составил список сюжетов дл€ росписи ”спенской церкви: “198 окт€бр€ в 5 день во отоце оки€нски€ путины в ѕреображенской пустыне при строителе иеромонахе ћихаиле ’арзееве со братиею зографы ћихаил јлексеев с товарыщи в новозданной ”спенской каменной церкви смотрели внимательно о подписании внутрь св€таго олтар€ и той же св€ты€ церкви и трапезы о приличестве бытностей, где что от св€таго евангели€ и от писани€ праведных и св€тых отцов подобает писати благочинно, мудренно, пачеж правоверно, и смотревше о том всебратственно с теми же вышеписанными зографы учин€ тому роспись с подписанием рук наших и иконописцовых и всему тому »она собственные статьи под сим подписанном: 1. ¬о св€том олтаре писать от св€тых 7 тайнах. 2. ¬о св€тей церкви на западней в среднике св€тое ќтечество. Ќа той же западной стене обо полы св€тых вселенских св€тых отцев соборы. 3. Ќа южной и северной странах древние бытности чрез ’риста »исуса сына Ѕожи€ и бога от св€таго ≈вангели€.

¬ трапезе на восточных дверех образ «намени€ Ѕогородицы. Ќа той же стене в южном углу ѕох(вала) ѕресв€той Ѕог(ородицы). Ќа той же стене в северном углу ¬сем скорб€щим радость. Ќа западных дверех образ —пасителев со апостолы егда посылаше их два. Ќа той же стене в углу пр€мо братского стола, а в ты дор… слав 11 де(нь?) о кипарис… млад и предвозраст. ¬ трапезе ж на правом столпе с восточной страну ѕахомий ¬еликий, запад ≈фрема —ирина. — юга — «осимы и —аввати€ соловецких чудотворцев, с северную страну —ерги€ и Ќикона –адонежских чудотворцев. Ќа левом столпце с востока ≈вфими€ ¬еликого, запад »оанна ƒамаскина, с юга —авва ќсв€щенный и »оан списавшаго св€тую лествицу, с северную страну преподобных  ирил Ѕелозерских и јнтоний —ийский. ј над все вышеписанные статьи буди св€та€ вол€ великого бога и в нем св€тых и великих милосрдных государей наших строителей”.

Ќа обороте подписи. ¬ том числе: “¬место отца своего ћихаила јлексеева иконника сын его јндрюшка и за себ€ руку приложил. —авка ћихайлов иконников руку приложил” (√јјќ. ‘. 60 (ѕертоминский монастырь). ќп. 1. є 54. Ћ. 2) (Ѕрюсова 1984:326).

¬ 1693 г.  рестным монастырем были выплачены деньги “иконнику ћихаилу јлексееву с детьми за работу иконного письма за тридцать за восемь икон… крестовых, что они писали в прошлом году” (–√јƒј. ‘. 1195. ќп. 1. ≈д. хр. 492. Ћ. 50) ( ольцова 1998).

Ѕиографические данные ћихаила јлексеева дополн€ет недатированна€ челобитна€ јвраамки ‘омина патриарху Ќикону: “¬еликому √осударю —в€тейшему Ќикону патриарху бьет челом сирота твой √осударев јвраамко ‘омин ѕольской волости. ¬ прежние, √осударь, годы имал €, сирота, у ¬асиль€ јфанасьева да у ћихаила јлексеева иконника от —паса  онецострова в соль по алтыну пуд, а дл€ веры давал им на себе вдвое кабалы по два алтына пуд, а дл€ веры давал им на себе вдвое кабалы по два алтына пуд, и тои ¬асилий да ћихайло разделывали в прежние годы вправду, а лишних приписных в кабалах на мне денег не имали, а ныне, √осударь, есть у них, ¬асиль€ да ћихайла, на мен€ остальны€ таки€ же двойны€ кабалы, а ныне, √осударь, платить тех кабал дл€ скудости вскоре мне, сироте, стало нечем. ј они, ¬асилий да ћихайло, тех кабал из двоих не переписывают, и колько есть платежу и то на кабалах не подписано. ћилостивый великий √осударь св€тейший Ќикон патриарх, пожалуй мен€, сироту: вели, √осударь, тому ¬асилию да ћихайлу те мои двойные кабалы переписать в пр€мых деньгах, и что есть платежу моего по счету в те кабалы в уплату написать. √осударь, смилуйс€” ( ольцова 1998, со ссылкой на: ѕопов ћ. „елобитные патриарху Ќикону с его собственноручными решени€ми // –усский архив. 1894. є 11:291).

Ѕиблиографи€:

ƒј». “.10. —ѕб., 1867:309; ѕриклонскийј. ѕертоминский архив. ќписание рукописей —пасоѕреображенского ѕертоминского монастыр€, хран€щихс€ в музее —оловецкого общества краеведени€ XVII–XVIIIвв.// —оловецкое общество краеведени€. ћатериалы. ¬ып.XV. —оловки, 1927:41–42; Ѕелоброваќ.ј. „елобитна€ иконников  рестного онежского монастыр€ патриарху Ќикону//  ультурное наследие древней –уси. ћ., 1976:400–405; Ѕрюсова 1984:158, 326; ќвс€нников 1992/1:53;  ольцова 1998:82–87.