Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЛИМПИЙ (XI в.)

-

древнейший русский иконописец. Имя упоминается в Киево-Печерском патерике, в главе “О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце”. (Киево-Печерский патерик 1980). Здесь говорится, что Алимпий был отдан родителями учиться иконописанию при князе Всеволоде Ярославиче (1078–1098) и при игумене Никоне (1078–1088). Учился у греческих иконописцев из Константинополя, которые расписывали Печерскую церковь (построена в 1073–1078 гг.). Когда кончили расписывать церковь, Алимпий принял пострижение. Это было еще при Никоне. Согласно патерику, Алимпий “добре извык хитрости иконней, иконы писати хитр бе зело”. Писал иконы игумену и всей братии бесплатно, поновлял обветшавшие иконы. Заработанное делил на три части: одну тратил на иконы, другую раздавал нищим, а третью брал на свои нужды. Был поставлен священником.

Патерик рассказывает о чудесах Алимпия: однажды он исцелил человека иконными красками; ангел помог ему написать икону Успения Богородицы; несколько икон было написано вмешательством божественной силы. Во время пожара, когда сгорел весь Подол, иконы Алимпия остались целы. Одна из них была позднее перенесена Владимиром Мономахом в Ростов, в построенную им церковь. Автор утверждает, что видел эту икону; при нем та церковь рухнула, икона сохранилась и была перенесена в деревянную церковь, та сгорела, но на иконе не осталось признаков огня.

Основываясь на рассказе Патерика, ростовское предание считало иконой Алимпия находившуюся в Успенском соборе Ростова икону Богоматери Владимирской. Эта дошедшая до нашего времени икона оказалась произведением конца XVII в. (Мельник 1993). Предположение, что эта икона является списком иконы Алимпия также не может быть принято (Сазонов 1995). Д. В. Айналов, а вслед за ним некоторые другие исследователи, считали иконой Алимпия икону “Богоматерь Великая Панагия”, происходящую из Ярославля. В настоящее время большинство специалистов считают ее произведением первой трети XIII в. (ГТГ. Каталог 1995). Алимпию приписывались и некоторые другие иконы без всяких на то оснований.

В некоторых поздних источниках сообщается точная дата смерти Алимпия — 17 августа 1114 г. Она является вымышленной (Сазонов 1995). Возможно, что упоминаемый в Патерике пожар может быть связан с пожаром, о котором сообщают летописи под 1114 г. Однако из текста неясно, был ли жив Алимпий в это время. Мощи Алимпия находятся в Киево-Печерской лавре, в пещере.

Библиография:

КиевоПечерский патерик // ПЛДР. XII в. М., 1980:313–626, 692–704; Карамзин 2, примеч. 158 и 3:130; Сахаров 1849:12–14; Ровинский 1856:128; Словарь исторический о святых. СПб., 1862:16–17; Собко 1893:123–126; Успенский А. И. Очерки по истории русского искусства. Т. 1. Русская живопись до XV века включительно. М., 1910:3–8; Мельник А. Г. К атрибуции двух икон из собрания ростовского музея // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993:212–214; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. Кат. 15; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона “Богоматерь Владимирская” из Ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. VIII. Ярославль, 1995:63–75.