Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НАНЬИН КОНСТАНТИН (уп. 1642–1676, ум. до 1678)

-

ярославский иконописец. Жил в Пятницком приходе. Сын Анания иконника, брат первостатейного иконописца Василия Ананьина, отец иконописцев Федора, Сергея и Ивана (?) Константиновых.

Упоминается в Переписной книге г. Ярославля 1669 г.: “(Сотня Духовская.) Во дворе Костка Ананьин иконник, бою копье” (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. № 355. Л. 377) (Брюсова 1984). В переписной книге Ярославля 1671 г. уже другая формулировка: “Место Костьки иконника…” (РГАДА. Ф. 210. № 13. Л. 76об; Ярославские писцовые книги 1913. Стлб. 522) (Брюсова 1984:319). Видимо, по какой-то причине иконописца не было на месте. Наконец, в Переписной книге 1678 г.: “Двор записного иконописца Костятинова жены Ананьина, у нее детей Коземка пятнатцати лет, Фетка четырнатцати лет, Якушко двенатцати лет, Ивашка одинатцати лет, Серешка десяти лет, Максимко девяти лет…” (ОР ГИМ. Ф. 490 Уварова. № 1533. Л. 151об) (Брюсова 1984:319). [В публикации В. Г. Брюсовой Якову, Ивану и Сергею показано ошибочно по 12 лет. Исправлено по переписной книге 1717 г. Повидимому, самого иконописца в 1678 г. уже не было в живых. (Ред.)] Переписная книга Духовской сотни 1717 г. повторяет запись 1678 г. и добавляет: “После той переписи помянутые все, кроме Сергея, померли, а двор разделен надвое” (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 341. Л. 126об) (Брюсова 1984:321).

В 1642–1643 гг. был у стенного письма в Успенском соборе (Оп. 34. № 299 и 944); в 1650 г. расписывал собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (Стлб. № 78 158 г.); в 1652 г. был у стенного письма в Архангельском соборе (Стлб. № 212 161 г.) (Успенский 1910).

Константин Ананьин — один из авторов челобитной ярославских иконописцев, в которой они просят освободить их от земских податей и городовых служб. (Стлб. 95 162 г.) (Успенский 1913–1916). Челобитная написана в январе 1654 г., следовательно, иконописец в это время был в Москве.

В сентябре 1657 г. вместе с Симоном Ушаковым и некоторыми другими царскими иконописцами писал на “государеве патриарше дворе на дорогах у внешних сторон на церкви стенное письмо” (МАМЮ. Кн.  43. Л. 82об) (Успенский 1917).

В 1660 г. снова в Архангельском соборе. В 1661 г. был у государева дела “в набережном терему, у государевых знамен и в Золотой палате” (Стлб. № 444 169 г.; в прежних росписях он значится в третьей статье, теперь же в первой).

(Успенский 1910)

 С 9 по 16 июня 169 (1661) г. был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела». (РГАДА Ф. 396 Оп. 1 Ч. 6 № 7715. 2лл.) (Ш.С.).

 

В 1666 г. был у стенного письма в Архангельском соборе и у починки западных дверей в Успенском соборе.

Был у государева дела и в 1667 г. (Стлб. № 73 176 г.); был у письма в Георгиевском приделе Благовещенского собора (Стлб. № 776 176 г.).

В 1668 г. Константин Ананьин был прислан в Москву к “стенному иконописному” делу, вероятно в церкви Григория Неокессарийского (Стлб. № 621 176 г.).

В 1670 г. был послан в Ростов к стенному письму в Успенском соборе (Стлб. № 204 178 г.). В том же году у иконописного дела в селе Коломенском (Оп. 23. № 907).

В 1671 г. вместе с Василием Ананьиным и Федором Карповым в Ярославле писал на двойных цках иконы для отсылки к царю во дворец: “Сошествие Св. Духа, Страшный суд, Неделя святых отец, пред ней Спасителев образ, а по сторонам святых отец” (Стлб. № 202 179 г.) (Успенский 1910).

В том же году вместе с другими ярославскими иконописцами написал семь икон для отсылки их царю во дворец: “1) Образ Пречистые Богородицы Казанские в чудесах, как явилась в Казани и в Московское разорение. 2) Воскресение Христово. 3) Фомино уверение 3. Образ святых жен мироносиц. 4) Преполовение. 5) О самаряныни. 6) Вознесение Христово. 7) Образ Живоначальные Троицы” (Стлб. № 123 и 30 180 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 1:177).

 По указу царя от 10 июля 1674 г. был выслан в Москву в составе большой группы ярославских иконописцев (См. Башка Севастьян Дмитриев).

В 1675 г. Константин Ананьин был в Ростове у стенного письма и иконной починки, а отсюда вызван в Москву для “скорых” государевых “верховых” дел (Стлб. № 323 183 г.; ср. стлб. № 363 183 г.). В Москву вызывался и в 1676 г. (Стлб. № 441 184 г.) (Успенский 1910).

В. Г. Брюсова считает, что в 1675 г. в Ростове Константин Ананьин и другие ярославские мастера участвовали в росписи церкви Воскресения (Брюсова 1984).

Библиография:

Забелин 1850:9, 12, 13, 27, 30–32, 118, 66, 67, 70, 88, 118, 120, 128; Ровинский 1856:129; Викторов 1883:411; Собко 1893:144; Успенский 1902/2:19; Успенский 1910:7–8; Успенский 1913–1916. Т. 3:120–122; Успенский 1917:103; Брюсова 1984:319.