Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НИКИЕВ ИВАН (уп. 1681–1690)

-

иконописного письма ученик; учился у Федора Евтихиева Зубова с 16 марта 1682 г.; получал по 8 денег в день. 13 декабря названного года Зубов заявил в Оружейной палате: “иконописного письма ученик Иван Аникиев к научению иконного художества принимается и пишет святые иконы против иконописного письма ученика Трифонки Кириллова” (Стлб. 191 г. № 189).

В 1683 г. Аникиев бил челом царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “Работал я в иконописной палате с мастерами в Новодевич монастырь Пресвятыя Богородицы, и в нынешнем во 191 году августа против 22 числа в ночи, изволением Божием, я погорел совсем без остатку и до конца разорился, остался наг и бос, есть и пить нечего, помираю голодом и скитаюсь на пожарише без приюту”. Аникиеву дали в приказ 7 рублей соболями, так как в то время “денег в Оружейной палате не было” (Стлб. 191 г. № 748) (Успенский 1910).

В 1684–1685 гг. писал вместе с другими под наблюдением Ивана Безмина стенное письмо во вновь выстроенных каменных и деревянных хоромах царицы Натальи Кирилловны (Викторов). В 1687 г. взят в Посольский приказ, где с 1 октября 1687 г. по 1 октября 1688 г. писал с товарищами иконы в церковь Иоасафа царевича в Измайлове. Написал архидьякона Никанора. В бригаду входили: Георгий Терентьев, Федор Нянин, Спиридон Григорьев, Михаил Милютин, Тимофей Резанцов, Михаил Матвеев, Семен Амеллофьев, Иван Аникиев. Работали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. Дано на корм 21 рубль (Токмаков 1889).

Те же мастера, кроме Михаила Милютина, одновременно написали и позолотили 7 икон в новый собор Донского монастыря (см. Зиновьев Георгий).

Сохранилась записка без даты о том, что ученик Иван Аникиев и еще 6 мастеров и учеников написали 7 икон в Донской монастырь в Москве. И. Е. Забелин предполагал, что речь идет о написании в 1680 г. местных и деисусных иконах в старую церковь монастыря (Забелин 1893:154). Текст записки см. Зиновьев Георгий Терентьев.

В 1690 г. Иван Аникиев подал челобитную царям Иоанну и Петру Алексеевичам о прибавке ему содержания, указав в своем прошении на то, что служит он в Оружейной палате в учениках еще с 189 г. (1680–1681 гг.), имеет жену и детей. Спросили мнения об Иване Аникиеве у Григория Терентьева Зиновьева, который “по Евангельской заповеди Господней сказал: иконописного письма ученик Иван Аникиев пишет святые иконы мастерством против Петра Афанасьева и Трифона Кириллова”. С 1 апреля 1690 г. Аникиеву прибавили содержание на 5 денег в день, так что он стал получать в день по два алт. (Стлб. 198 г. № 478).

В августе 1690 г. Иван Аникиев вместе с Дмитрием Титовым и Семеном Анфилофьевым “в соборной апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы в приделех — великого чудотворца митрополита Петра и великомученика Дмитрия в стенном письме попорченные места починил и подвел подводными красками, как пристойно, да в большом алтаре позади северных дверей до притвора в своде от полу и на северных дверях зад расписал травами или аспидом крачным” (Стлб. 198 г. № 1088) (Успенский 1910).

См. о нем также: РГАДА. Ф. ОП. Кн. 963 и 964 (Молева, Белютин 1965).

Библиография:

Викторов 1883:451, 453; Токмаков 1889:21–22; Забелин 1893:154; Собко 1893:181 (Аникеев); Успенский 1910:10–11; Молева, Белютин 1965:187.