Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

АХМАТОВ ИВАН ЯКОВЛЕВ (БАХМАИТОВ) (уп. 1668–1702)

-

кормовой иконописец; в начале 1668 г. был у травнаго письма “в больницах” Саввино-Сторожевскаго монастыря (Стлб. № 343 176 г.); в июле того же года был у такого же дела в государевых хоромах в селе Коломенском (Стлб. № 682 176 г.).

В 1677 г. Иван Яковлев вместе с Симоном Ушаковым и другими царскими иконописцами писал Распятие, пророков и ангелов к церкви Спасова Нерукотвореннаго образа, что у великаго государя на сенях (Стлб. 185 г. № 440. В росписи отнесен к третьей статье) (Успенский 1910).

23 февраля 1702 г. Иван Бахматов был взят в товарищи золотописцем Федором Юрьевым Репьевым, который несколько раньше, 16 января, заключил договор на производство стенописных работ в Знаменском соборе Новгорода. Текст договора см. Репьев Федор Юрьев. 24 февраля Федор Репьев и Иван Бахматов наняли кормовых иконописцев Василия Васильева Попова и Алексея Иванова Квашнина, которые нанимали других мастеров. (Ред.)

Знаменский собор в 1696 г. пострадал в пожаре. Восстановительные работы велись с 1698 г., средства на украшение храма поступили от вкладчиков в 1699 г. Стенное письмо осуществлялось силами 30 мастеров и должно было быть завершено к 1 октября 1702 г. (Тихомиров 1889).

О выполнении работы сообщала надпись на стене Знаменского собора за правым клиросом: “Во славу святыя единосущныя и животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу же и честь всех христиан скорыя помощницы и заступницы, преблагословенныя, славныя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии начата бысть сия святая Ея церковь иконным и стенным писанием благоукрашатися в лето от сотворения мира 7210 от Рождества же по плоти Бога Слова 1702 маия в 1 день и совершися пособием Божием при державе… Петра Алексеевича… благословением преосвященнова митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, между патриаршества лета Господня 1702, сентября 17 дня, трудолюбием в подряде иконописца Иоанна Яковлева сына Бахматова и прочих в управлении его (и писания) находившихся града Костромы иконописцев, их же числом бяше 30 (Василья Иосифова, Артемия Тимофеева, Филиппа Адрианова, Ивана Васильева, Алексия Иванова, Карпа Георгиева, Леонтия Маркова, Максима Симеонова, Григория Ипатова, Михайла Артемьева, Никиты Иосифова, Артемия Иванова, Василия Андреева, Антония Ларионова, Григория Харлампиева, Иоанна Алексиева, Василья Артемиева, Феодора Феодорова, Тихона Васильева, Матфея Иванова и проч…), подаянием же на сие благоукрашение с первых Его Царского Величества сокровищ и с прочих всякаго чина христоименитых людей по силе дарования, их же имена и дары писаны суть в церкви на небеси в книзе вечнаго живота” (Макарий 1860–1864. Ч. 1; Тихомиров 1889; Успенский 1913–1916).

Работы проводились с 1 мая по 17 сентября 1702 г.

 Иконописец Иван Яковлев в 1701 г. работал по подрядному договору в новгородском Вяжицком монастыре. (ГАНО. Ф. 513. Оп. 2. Д. 1. 1701 г. Л. 27 об., 28, 35, 41). Было высказано весьма вероятное предположение, что это Иван Яковлев Бахматов (Секретарь Л.А. К вопросу о мастерах, участвовавших в создании художественного ансамбля новгородского Вяжицкого монастыря // Тезисы докладов и сообщений итоговой научной конференции. 16-17 декабря 1997 г. Новгород, 1997. С. 4). В 1704 г. Иван Яковлев написал для того же монастыря икону Иоанна Богослова (Макарий 1860. Ч. 2). Это ставит под вопрос традиционное мнение о московском происхождении мастера. В таком случае его можно отождествить с тем Иваном Яковлевым, который работал в Соловецком монастыре среди приезжих мастеров в 1710 г. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Ед. хр. 802. Л. 1об). (Скопин 1989).

Сохранившиеся произведения:

Богоматерь Знамение. 1699 г. ПМЗ. Инв. 1584.

Надпись на обороте: “7207 (1699) года повелением великого господина преосвященнаго Иова митрополита Великого Новгорода и Великих Лук псковичам посадским православным христианам. Писал многогрешный Иоанн Яковлев сын Бахматов”. (Родникова 2000).

Библиография:

Забелин 1850:90, 91 (Яковлев); Макарий 1860–1864. Ч. 1:240 (Бахматов), Ч. 2:25 (Яковлев); Ровинский 1856:131–132 (Бахматов); Тихомиров П. Историческое описание новгородского Знаменского собора. Новгород, 1889:103–104. (Бахматов); Успенский 1910:306 (Яковлев); Успенский 1913–1916. Т. 1:186; Т. 4:261 (Бахматов); Брюсова 1982:238. Прим. 37 (Бахматов); Брюсова 1984:65 (Яковлев); Скопин 1989:302; Родникова И.С. Об атрибуции подписных икон из Псковского музея // Псков. 13/2000:23-32;