Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ОВЫКИН НИКИФОР (уп. 1671, ум. 1690)

-

жалованный иконописец; принят на службу в Оружейную палату 18 декабря 1671 г., с жалованием в год по 10 руб., 20 чет. ржи и 20 чет. овса (Стлб. № 293 180 г.).

В начале 1672 г. “серебром написал” шахматные доски для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 153 180 г.).

В июле писал “киот к образу Пречистыя Богородицы с притворы — в хоромы к… царице… Наталии Кирилловне. А что на претворех велено писать, а то писано именно в верховной книге в приказной у подъячаго у Федора Волкова. Приказала тот киот написать боярыня Матрена Василевна Блохина” (Стлб. № 270 180 г.).

В апреле 1673 г. Бовыкин реставрировал в Страстном монастыре “образ Пречистые Богородицы Страстные да 6 образов местных, 5 — образов деисусов да пять образов праздников, да праотцев да пророков шесть образов, которые от огня попрыщавели” (Стлб. № 383 181 г.) (Успенский 1910).

20 сентября 1674 г. писал три иконы Богородичны царице Наталье Кирилловне (Забелин 1894. Вып. 2:120).

В 1674 г. Бовыкин написал “потешную игру — карты по золоту цветными красками в хоромы к царевичу Феодору Алексеевичу” (Стлб. № 367 182 г.).

В 1675 г. к Пасхе в поднос к государю вместе с Тимофеем Резанцем и другими иконописцами писал “золотом, серебром и разными красками четыре доски шахматныя, в числе их одну — с боем” (Стлб. № 341 183 г.).

В июне того же года Бовыкин золотом, серебром и красками написал в царицыну Мастерскую палату “постав шапочный, в клеймах орлы промеж трав, да древко с шеломиком под шатрик царевича Феодора Алексеевича в поход в село Воробьево” (Стлб. № 408 183 г.).

В июле 1675 г. Бовыкин был у починки “деисусов, праздников, пророков, праотцев, местных образов всех и царских дверей” в Большом Успенском соборе (Стлб. № 407 183 г.) [вместе с Сергеем Рожковым, Няниным и Иваном Филатовым] (Успенский 1910). Он чинил образы: Богоматери, св. Николая, Спаса Нерукотворного, архистратига Михаила, Петра митрополита, Алексия митрополита, великого князя Георгия (Забелин 1894. Вып. 2:123).

В том же году писал три иконы Богоматери в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Оп. 34. № 957 183 г. Л. 29) (Успенский 1910). В это время он живет в своем дворе в Белом городе, по Тверской (Забелин 1894. Вып. 2:122).

В марте [1676] г. он писал летопись в церковь Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху (Стлб. № 305 185 г.).

В мае 1676 г. Никифор Бовыкин вместе с Андреем Ильиным писал образ Страшного Суда “к государыням царевнам большим и меньшим” (Стлб. № 318 184 г.; ср. стлб. № 439 184 г.).

В июне того же года писал икону Седьми отроков в хоромы царице Натальи Кирилловне [Заказала эту работу боярыня Матрена Васильевна Блохина (Успенский 1913–1916. Т. 1:205).] (Стлб. № 369 184 г.).

В июле он чинил “деисус, праздики, пророки, праотцы, местныя иконы и царския двери в церковь Спаса Нерукотвореннаго, что у великаго государя вверху, в придел Иоанна Белоградскаго” (Стлб. № 398 184 г.; ср. стлб. № 422 184 г.).

В августе того же года Бовыкин чинил в придворной Успенской церкви стенное письмо (Оп. 34. № 957. Л. 439об).

В августе того же года Никифор Бовыкин вместе с Сергеем Васильевым Рожковым и Мироном Кирилловым писал образ Страшного Суда. В том же году был у починки стенописи церкви Спаса Нерукотворенного, во дворце (Оп. 23. № 901).

Получает Никифор Бовыкин в год 20 руб. 31 алт. 4 деньги (Стлб. 187 г. № 90) (Успенский 1910).

25 июля 1677 г. починены деисусы, праздники, пророки, местные иконы и царские двери в Верхоспасский собор. Починка производилась в набережном иконном тереме, а работали с иконописцем Никифором Бовыкиным кормовые иконописцы меньшей статьи Артемий Иванов, Никита Антипьев, Кузьма Максимов и Иван Иванов (Извеков 1912/3:37).

В феврале 1678 г. вместе с Симоном Ушаковым и другими иконописцами Бовыкин “писал в церковь преподобномученицы Евдокии вновь деисус, праздники, северную да южную двери, всего 27 икон” (Оп. 34. № 959. Л. 531 и 532об) (Успенский 1910).

В июле 1678 г. вместе с Мироном Кирилловым писал образ Успения Богородицы. В октябре ему велено написать с товарищами в Спасской церкви южную и северную двери и против царских дверей амвон — три степени во всю церковь. В октябре — во дворцовое село Братовщина два образа местные — Спаса и Благовещение (Забелин 1894. Вып. 3:165, 167). [Последнюю работу Забелин приписал жалованному иконописцу Федору Бовыкину. Это очевидная ошибка. — Ред.]

У Бовыкина состоял в учениках сын попа из села Алексеевского Оська Петров (Оп. 34. № 961. Л. 207).

В 1679 г. Бовыкин писал стенопись в церкви Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху (Оп. 34. № 962. Л. 394) (Успенский 1910). Писал и чинил заново в двух комнатах государя стенное письмо, да сени, да крыльцо золотое каменное ж (Забелин 1894).

18 ноября 1679 г. Никифор Бовыкин “ездил из села Измайлова к Москве ночью по сень, что бывает у царских дверей да по южную дверь. Та сень и дверь отвезены с Москвы в тож село Измайлово и поставлены в церкви царевича Иоасафа” (Оп. 34. № 962. Л. 451).

Весною 1680 г. Бовыкин написал две местные иконы — Спасителя и Благовещения Божией Матери в церковь дворцового села Братовшина, Московского уезда (Стлб. 188 г. № 78); “написал и починил заново в двух комнатах государевых стенное письмо да сени да крыльцо, золотое каменноеж” (Там же).

С 8 ноября 1680 г. Бовыкину прибавили по 1 алт. в день “для его добраго мастерства” (Оп. 23. № 609).

В декабре 1684 г. Никифор Бовыкин расписывал клиросы в придворной Петропавловской церкви (Стлб. 193 г. № 354), “чинил” в тот же храм киот с главою (Стлб. 193 г. № 664).

В конце 1684 г. он написал небольшую икону (длиною 4 вер., ширина “по размеру”) Ангелахранителя для царицы Натальи Кириловны; он же писал “ко кресту Иоанна Богослова” (Стлб. 193 г. № 72).

У него же купили в Петровскую придворную церковь за 16 руб. царские (они стоили 12 руб.), северную и южную дверь и сень со столбцами; на царских дверях были написаны — “образ Пречистыя Богородицы, архангел Гавриил и Евангелисты; сень и столбцы писаны по золоту и серебру разными красками; на северной двери архидиакон Стефан, на южной — диакон Филипп — писаны по золоту” (Стлб. 193 г. № 119) (Успенский 1910).

В 1685 г. Никифор Бовыкин вместе с Василием Леонтьевым писал в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря “стенное письмо, что святых написано” (Стлб. 193 г. № 72) (Успенский 1910:156).

В 1685 г. Никифор Бовыкин вместе с Петром Афанасьевым написал три складня и две доски столовые (Стлб. 193 г. № 985).

В июне 1686 г. Бовыкин суриком расписывает три печи в новых каменных комнатах царицы Марфы Матвеевны (Стлб. 194 г. № 743).

В августе того же года он “чистил местныя и деисусныя иконы” в церкви Спаса Нерукотворенного образа, что у великих государей в Верху (Стлб. 194 г. № 868).

7 сентября 1686 г. цари Петр и Иоанн Алексеевичи приказали Никифору Бовыкину вместе с Мироном Кирилловым и Семеном Анфилофьевым отправиться в Александрову слободу (ныне город Владимирской обл.) для письма и починки икон иконостаса в соборном храме Успенского девичьего монастыря (Стлб. 195 г. № 32 и 36).

Однако, как видно из документов, Бовыкин не был здесь, и вместо него в Александрову слободу был послан Федор Нянин (Стлб. 196 г. № 409).

В марте 1687 г. Никифор Бовыкин “чинил четвертую комнату” (очевидно, стенопись в ней) царя Иоанна Алексеевича (Стлб. 195 г. № 506).

В конце 1687 г. Никифор Бовыкин “чинил гетманское знамя, в клейме подпись” (Стлб. 196 г. № 248).

12 декабря этого года он писал в своей челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “Посылают меня в Севск для подписи гетманскаго знамени, а человеченко я скудный и бедный, подняться будет нечем”.

Вследствие этой просьбы Бовыкина, ему дали “в приказ” 2 руб. (Стлб. 196 г. № 234) (Успенский 1910).

8 марта 1688 г. велено было Тихону Иванову Филатову и Никифору Бовыкину “написать к царевне Марфе Алексеевне на трех цках (в вышину 3/4 аршина, в ширину — по размеру) деисус, — образ Спасов, Богородицы и Иоанна Предтечи на золоте” (Стлб. 196 г. № 375) (Успенский 1913–1916. Т. 1:282).

Летом 1688 г. Бовыкин вместе с другими жалованными иконописцами “починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северныя и южныя двери” (Стлб. 196 г. № 627).

В начале 1689 г. он получил 10 руб. “на пожарное раззорение”, так как он “погорел и раззорился без остатку” (Стлб. 197 г. № 273).

В феврале 1690 г. Бовыкин расписывал деревянные точеные яйца “разным цветными красками” (Стлб. 198 г. № 559).

Вскоре, 15 мая 1690 г., он скончался (Стлб. 199 г. № 191).

5 июля 1690 г. священнику Спасского собора, что у великих государей вверху, Борису Яковлеву выдан был из Оружейной палаты 1 руб. “на погребение иконописца Никифора Бовыкина” (Стлб. 198 г. № 1003) (Успенский 1910).

См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 23. № 37112. (Молева, Белютин 1965).

Библиография:

Забелин 1862:134;  Викторов 1883:442–447, 452; Забелин 1894:Вып. 2. 120, 123; Вып. 3:165, 171; Успенский 1910:34–36, 156; Извеков 1912/3; Успенский 1913–1916. Т. 1:282; Молева, Белютин 1965:190.