—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

»ќЌ»—»… (род. ок. 1440, уп. 1502)

-

ведущий московский мастер к. XV – н. XVI в., работавший в ћоскве и ѕодмосковье, а также на —евере; отец ¬ладимира и ‘еодоси€ ƒионисиевых. ƒиониси€ прин€то считать, исход€ из стил€ его произведений, московским мастером, хот€ и не служившим непосредственно великому кн€зю или митрополиту. “олько Ќ.  . √олейзовский, исход€ из фактов биографии мастера, полагает, что ƒионисий служил удельному кн€зю јндрею ¬асильевичу ”гличскому и бывал в ћоскве наездами (√олейзовский 1999:79).

—ама€ ранн€€ из известных его работ — стенные росписи собора –ождества Ѕогородицы в ѕафнутьевом Ѕоровском монастыре под ћосквой, где он работал вместе со старцем ћитрофаном. ќб этом сообщает “∆итие ѕафнути€ Ѕоровского”, составленное ¬ассианом —аниным, братом »осифа ¬олоцкого, между 1500 и 1515 гг. ( лючевский ¬. ќ. ƒревнерусские жити€ св€тых как исторический источник. ћ., 1871:204–208).

–ассказыва€ о трудност€х построени€ каменной церкви в зимних услови€х, автор жити€ добавл€ет: “  сим же сугубыми труды церкви та совершеное украшение приемлет, еже от живописцев ћитрофана инока и ƒиониси€ и их пособников, пресловущих тогда паче всех в таковем деле” ( адлубовский 1899).

¬ “—казании вкратце” о ѕафнутии, составленном не позже 1518 г. и состо€щем из кратких летописных известий о преподобном ( лючевский 1871:208), содержатс€ некоторые дополнительные подробности о построении и украшении церкви: “Ѕлаженный же ѕафнотие церков въздвиже прежь древ€ну, по том же каменну устрои и св€щал в лето 6975 мес€ца октебр€ 26 на пам€ть св€таго великомученика ƒимитри€. » подписа е€ чюдно велми ћитрофаном старцем и ƒионисием живописцы хитрыми в –устей земли и их ученици и пособници, украси е€ иконами и книгами и вс€кою утварию церковною, €ко дивитис€ и самем тем самодръжцем –ускы€ земли [и при животе его приходити к нему благословени€ ради и молитвы еже о них, тако же и прочии кн€зи и бол€ре и прочее православное христи€нство и от литовскы€ земли и от иных стран”] (√олейзовский 1971:179. ѕрим. 16. —лова, сто€щие в квадратных скобках, дополнены по рукописи: —борник конца XVI века: ќ– –√Ѕ. ‘. 304. є 692. Ћ. 119об).

–осписи датируютс€ между окт€брем 1466 г. (дата осв€щени€ собора) и маем 1477 г. (дата смерти ѕафнути€, заказчика росписи). —обор в конце XVI в. был перестроен, сбитые со стен при перестройке фрагменты росписей хран€тс€ в ÷ћиј– и Ѕоровском музее.

¬есьма веро€тно, что старец ћитрофан — это тот “ћитрофан иконник”, монах —имонова монастыр€ в ћоскве, им€ которого упоминаетс€ в монастырских документах с 1445 по 1463 г. (см. ћитрофан).

¬ 1481 г. ƒионисий возглавл€ет артель, котора€ по заказу ростовского архиепископа ¬ассиана –ыло написала трехъ€русный иконостас в московский ”спенский собор 1479 г. Ћьвововска€ летопись об этом пишет так: ““ого же (6989 = 1481) владыка –остовский ¬ась€н дал сто рублев мастером иконником ƒенисью, да попу “имофею, да ярцу, да  оне писати деисус в новую церковь св€тую Ѕогородицу, иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророки” (ѕ—–Ћ. “. 20. 1€ половина. —ѕб., 1910:347). “о же сообщение содержитс€ и в других летопис€х: —офийской второй (ѕ—–Ћ. “. 6. —ѕб., 1853:233); —офийском временнике („. 2. ћ., 1821:224); –усском временнике под 1482 г. („. 2. ћ., 1820:168).

¬ XIX в. среди историков шли споры о том, какую церковь имеют в виду приведенные слова летописца. ¬ насто€щее врем€ €вл€етс€ общеприн€тым, что речь идет о московском ”спенском соборе, построенном јристотелем ‘иораванти в 1479 г. Ќ.  . √олейзовский указал “летописчик” XVI в. (ќ– –√Ѕ. ‘. 256. є 255), который пр€мо относит известие к этому собору (√олейзовский 1971:180. ѕрим. 21).   работе артели ƒиониси€ относ€т сохранившиес€ в соборе росписи центральной алтарной преграды и нескольких композиций в нижних част€х алтарей приделов («онова 1971).

—удьба иконостаса ”спенского собора неизвестна. ѕо мнению Ќ.  . √олейзовского и ¬. ¬. ƒергачева, иконы были переданы в XVII в. в ”спенский собор г. ¬ладимира и в дальнейшем были приписаны ƒаниилу „ерному и јндрею –ублеву (√олейзовский, ƒергачев 1986). —тиль сохранившихс€ икон преп€тствует прин€тию такой атрибуции.

ѕримерно в это же врем€ ƒионисий написал деисус, который дал углицкий кн€зь јндрей ¬асильевич ћеньшой в только что построенный в 1481 г. каменный собор —пасо аменного монастыр€ на  убенском озере. ќб этом сообщает “—казание известно о  аменном монатыре”, составленное ѕаисием ярославовым (“екст послани€ см.: ѕравославный собеседник. 1861. „. 1:197–216). ƒеисус сгорел во врем€ пожара 24 июл€ 1774 года (√олейзовский 2005. —. 106).

¬ 1482 г. ƒионисий написал заново на прежней доске обгоревшую греческую икону “Ѕогоматерь ќдигитри€” из ¬ознесенского монастыр€ в ћосковском  ремле (√“√. »нв. 12799). ќб этом сообщает —офийска€ 2€ летопись: “¬ лето 6990 (1482) сгоре икона ќдигитрие на ћоскве во церкви каменой св€таго ¬ъзнесени€, чюдна€ св€та€ Ѕогородица гречьского писма, в ту меру сделана, €коже в ÷ареграде чюдна€, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска с€ остала; и написа ƒенисей иконник на той же дъске в той же образ” (ѕ—–Ћ. “. 6. —ѕб., 1853:234). “о же известие в летописи Ћьвской (ѕ—–Ћ. “. 20. ѕерва€ половина:348).

»кона эта едва не погибла в московский пожар 1547 г.: “…¬ознесенский монастырь… весь выгорел… 10 стариц в нем сгореша, и церковь ¬ознесени€ выгоре, образы и сосуды церковные и животы людцкие многие, токъмо един образ пречистые протопоп вынес…” (Ћетописец начала царства цар€ и великого кн€з€ »вана ¬асильевича — ѕ—–Ћ. “. 29. ћ., 1965:52. “о же известие в других летопис€х: јлександроЌевской, Ћьвовской, Ќиконовской.)

¬ 1486 г. или несколько позже ƒионисий с сыновь€ми ¬ладимиром и ‘еодосием, старцем ѕаисием и плем€нниками »осифа ¬олоцкого ƒосифеем и ¬ассианом расписывает ”спенский собор в »осифо¬олоколамском монастыре. ќб этом сообщаетс€ в ∆итии »осифа ¬олоцкого, составленном —аввой „ерным, епископом  рутицким в 1546 г. ( лючевский 1871:292–293): “» в лето 6992 основа преподобный церковь камену, в лето 6994 съверши е€, и подписа хитрыми живописцы в –усской земли ƒионисием и его детьми ¬ладимиром и ‘еодосием и старцем ѕаисиею, и с ними два братанича »осифова: старец ƒосифей и старец ¬асиан, послежде быв епископ  оломенский” („ќЋƒѕ. ћ., 1865. „. 2. ѕриложение:23).

Ќесколько иначе говоритс€ о росписи церкви в другом источнике примерно того же времени — Ќадгробном слове ƒосифе€ “опоркова: “…и подписав и украсив св€щенными божественными образы от из€щных живописец, емуже именование толкуетс€ Ѕжий дар, со отцем своим и с прочими пособники туне” (“ам же. —. 171). «десь на первое место ставитс€ старший сын ƒиониси€ — ‘еодосий (“‘еодосий” в переводе с греческого “Ѕожий дар”).

÷ерковь заложена 7 июн€ 6992 (1484) г. и осв€щена 18 декабр€ 6994 (1485) г. ƒаты содержатс€ в “Ћетописчике »гнати€ «айцева”, составленном в середине XVI в. («имин ј. ј.  раткие летописцы XV–XVI веков // »сторический архив. V. ћ.; Ћ., 1950:15–16). ¬ одном из списков “Ћетописчика »осифа ¬олоколамского” XVI в. после извести€ об осв€щении церкви говоритс€: “…» по прохождении немного лет подписал е€ хытрыми живописцы…” Ёто дает основание полагать, что роспись была выполнена не раньше лета 1487 г. (√олейзовский 1971:182).

 роме стенных росписей артелью ƒиониси€ были созданы иконы дл€ иконостаса. «начительна€ часть их была выполнена самим ƒионисием. ќ них говоритс€ в монастырской описи 1545 г.: “ƒеисус болшей в т€бле 9 икон да два столпника, обложены серебром и золочены, писмо ƒионисево… ƒа в другом т€бле 19 икон празников на гладком золоте, ƒионисева ж писма. ƒа на третем т€бле 6 икон на гладком золоте, а на них писано 12 пророков, ƒионисева ж писма… ƒа на правой стороне… икона местна€ ”спение ѕресв€ты€ Ѕогородици ƒионисева писма, обложена серебром, золочена. ” —паса и у ѕречисты€ венцы сканные четыре. ” —паса на руце матери его ѕречистые душа, венец у ней сканной. ƒа четвертой ѕречистые ж душа вверху, венец у ней сканной ж… ƒвери ÷арски€ и столбцы резаны, на дверех Ѕлаговещение св€ты€ Ѕогородицы и четыре еунгелисты, писаны на гладком золоте, писмо ƒионисево… ƒа над дверми над царскими сень, “роица св€та€, обложена серебром и золочена, писмо ƒионисево… ƒа на левой стороне… 2 иконы сто€чие болшие »ван Ѕогослов да Ќикола „юдотворец на гладком золоте, писмо ƒионисева. »кона местна€ болша€, ѕречиста€ Ѕогородица ќдигитриа, писмо ƒионисево, обложена серебром и золочена. »кона местна€ ж ”спение ѕречисты€ Ѕогородицы ƒионисева писма, обложена серебром и золочена. ” —паса и у ѕречистые, и у св€тителей, и у архангела осм венцев сканных… «а правым столбом икона „—трашный —уд“ на гладком золоте, писмо ƒионисево” (√еоргиевский 1911:1–3).

“аким образом, ƒионисий написал все иконы трехъ€русного иконостаса, царские двери с сенью и четыре местные иконы (из восьми). —видетельство ƒосифе€ “опоркова о ведущей роли ‘еодоси€ не подтверждаетс€.

 роме того, опись называет много икон письма ƒиониси€, которые находились в соборе и в других храмах монастыр€. ¬ соборе слева от царских дверей сто€ли “две иконы сто€чие болшие »ван Ѕогослов да Ќикола „юдотворец на гладком золоте, писмо ƒионисево”. «а левым клиросом в киоте: “»кона болша€ п€дница —пас на престоле с крылци, с сторону ѕречиста€, а з другую ѕредтеч€, да 2 архааггела, ƒионисево писмо, а крылца ‘еодосиево писмо… »кона п€дница јнтипей ¬еликий, писмо ƒионисево, обложена серебром и золочена, а оклад великого кн€з€… »кона ѕречиста€ ќдигитриа с крылци п€дница, ƒионисево писмо, а на крылцах писаны образов св€тых 18, а крылца писмо ‘еодосиево”. “ƒа на том же столпе иконы на гладком золоте, в верхнем р€ду 2 иконы шестодневец вес, болши€ п€дницы, а поставил коломенской владыка ¬асиан, да трет€ икона его ж поставление, ѕречистые ќдигитриа, болша€ ж п€дница, а кажуть все три ƒионисева писма… »кона белоризци ƒионисиева писма. »кона —пас на престоле п€дница менша с сторону ѕречиста€, а з другую ѕредтеч€, да за ними архааггелы, в верху образ св€ты€ “роица, писмо ƒионисево. ј поставил “ихон ¬ъзворыкин”.

¬ малом приделе: “»кона образ ѕречистые ќдигитриа на гладком золоте с крылци ƒионисево писмо, а пришел с тою иконою »осиф старец на место се”. “Ќа болших т€блах у деисуса над царскими дверми… две иконы –асп€тие ’ристово да ¬ъскресение ’ристово, обе ƒионисева писма…”

“ƒа в новом приделе икон п€дниц на гладком золоте… икона ѕречистые ќдигитриа с крылци ƒионисева писма, а крылца иного мастера… »кона ѕречистые на престоле с младенцем и с двема архааггелы с крыльцы, п€дница болша€, на верхнем поле “роица св€та€, а на нижнем поле ѕахнутей чюдотворец, писмо ƒионисево, а крылца иного мастера. »кона п€дница болша€ с крылци ж —пас на престоле, с сторону ѕречиста€, а з другую ѕредтеч€, да 2 арханггела, в верхнем поле “роица св€та€, а по сторонам два апостола, ѕетр да ѕавел, а на нижнем поле —ергий чюдотворец, ƒионисиева писма, а крылца иного мастера. ј обе те иконы поставил архимандрит чюдовской ¬енедикт… »кона на гладком золоте п€дница ѕреображение ’ристово, писмо ƒенисево”. “ƒа в гробнице в старцеве деисус 3 иконы на празелени, ƒенисева писма”.

“ƒа в старом приделе… за крестом в т€бле 4 иконы на золоте, ƒенисева писма. —тарые иконы, а на них 2 апостола да 2 страстотерпца. ƒа того ж деисуса на дву иконах 4 пророкы. ƒа 2 иконы образы ѕречистые п€дницы болшие на гладком золоте, ƒенисева писма”.

“¬ олтаре ѕречиста€ за престолом, обложена серебром, а на другой стороне писан »ван «латоуст на гладком золоте, писмо ƒионисево…”

¬ теплой церкви Ѕого€влени€ над деисусом “восемь пророк на четырех иконах, тех же икон, что в болшей церкви четыре пророкы сто€т в старом приделе”. ¬ местном р€ду две локотницы, одна из них “ѕречисты€ ќдигитриа, ƒионисева писма, манастырска€ ж, обложена серебром, а окладывал ћарко старец. ƒа трет€ икона в трапезе стоит ѕречиста€ ќдигитриа, писма ƒионисева, обложена серебром, а окладывал »она —молинский”. Ќа т€бле среди иконп€дниц на гладком золоте иконы ƒиониси€ “—пас сед€чей” и “ќдигитри€”.

¬ трапезе “деисус над налоем 6 икон ƒенисева писма, а седма€ икона —пасов образ не его писма”.

“¬ церкви под колоколы икон деисус 5 икон болших на золоте, того ж деисуса, что 4 иконы в старом приделе, писма ƒенисева ж… »кона местна€ болша€ ѕречиста€ ќдигитриа на золоте, писмо ƒенисево ж… Ќа т€бле икон на золоте п€дниц: икона образ —пасов да ѕречиста€ ќдигитриа, ƒенисева писма… »кона ѕокров св€ты€ Ѕогородицы, икона —трастотерпци ’ристовы ƒмитрий да ≈горий, икона јртемей ¬еликий да ћина. “е три иконы ƒенисева ж писма… »кона в киоте ѕречиста€ ќдигитриа… писмо ƒенисево…” (√еоргиевский 1911:3–8).

ќсновыва€сь на цитированной описи, √. ¬. ѕопов делает вывод, что ƒионисий неоднократно работал в »осифо¬олоколамском монастыре: около 1490 г. он написал иконы дл€ церкви ќдигитрии —моленской “под колоколы”, а около 1504 или 1506 г. — иконы дл€ вновь построенной Ѕого€вленской церкви с трапезой (ѕопов 1975:75–76). ќднако более внимательное чтение описи 1545 г. приводит к выводу, что иконостасы в церквах Ѕого€влени€ и ќдигитрии не были написаны специально дл€ этих церквей и потому нет оснований св€зывать хронологически церкви и иконостасы в них.

¬ церкви Ѕого€влени€ опись застает четыре иконы пророков по две фигуры на каждой, но еще две иконы того же чина наход€тс€ в старом приделе ”спенского собора. »мена создателей пророческих икон опись не сообщает. “очно так же из деисусного чина ƒиониси€ 5 икон наход€тс€ в церкви ќдигитрии, а 4 (два апостола и два мученика) — в старом приделе ”спенского собора. ¬озможно, к тому же чину принадлежат еще 4 деисусные иконы (“сто€чие, большие, на гладком золоте”), которые опись застает почемуто в местном р€ду иконостаса ”спенского собора. ƒве из них принадлежат ƒионисию, автора других двух опись не называет. “аким образом, только дев€тифигурный деисус из церкви Ѕого€влени€, в написании которого сам ƒионисий участи€ не принимал, мог быть написан специально дл€ этой церкви. ƒеисус из церкви ќдигитрии и пророки из церкви Ѕого€влени€ €вл€ютс€ част€ми большого иконостасного комплекса, предназначенного дл€ какогото другого храма. Ёпитет “старые”, употребленный в описи по отношению к ним, в данном случае означает, веро€тно, не “ветхие”, а “написанные раньше, чем была построена церковь”. ќснований дл€ датировки этих икон у нас нет.

ѕостроенный »осифом ¬олоцким собор был разобран в XVII в. »з находившихс€ в нем икон до нас дошли только “ќдигитри€” и “”спение” из местного р€да иконостаса и, возможно, “¬ход в »ерусалим” из праздничного (все в ÷ћиј–). ќднако они или относ€тс€ к более позднему времени, или отличаютс€ фрагментарной сохранностью первоначальной живописи.

Ќеизвестно точное врем€ выполнени€ ƒионисием стенных росписей церкви —паса в „игасовом монастыре в ћоскве. ÷ерковь начали строить в 1483 г., а в 1547 г. она рухнула во врем€ московского пожара. “…» церковь —паса выгоре в „игасове монастыре и верх падес€, — подпись у церкви то€ чюдна была ƒионисиа иконописца” — сообщает летопись (Ќикон. — ѕ—–Ћ. “. 13. ћ., 1965:152). —м. также: Ћетописец начала царства — ѕ—–Ћ. “. 29:51; јлександроЌевска€ летопись — там же. —. 151; ÷арственна€ книга — ѕ—–Ћ. “. 13 (2):453.

1499/1500 годом датируютс€ происход€щие из ѕавлоќбнорского монастыр€ иконы “—пас в силах”, “–асп€тие” (обе в √“√. »нв. 2297 и 29554) и “”верение ‘омы” (√–ћ. »нв. 2737). (ќ принадлежности последней из них к тому же ансамблю см.:  очетков 1981.) Ёто все, что осталось от написанного ƒионисием трехъ€русного иконостаса. ќб авторстве ƒиониси€ свидетельствует надпись на обороте “—паса” (—м. список сохранившихс€ произведени€. є 3).

ѕоследним документально засвидетельствованным произведением ƒиониси€ €вл€ютс€ стенные росписи собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€ (ныне  ирилловский район ¬ологодской области). «десь ƒионисий снова работал со своми сыновь€ми, о чем сообщает надпись на откосе северных дверей храма. –осписи датируютс€ 1502 годом (‘едышин 1991). Ёто едва ли не лучший по сохранности и качеству живописи ансамбль средневековых русских стенописей.

ѕомимо стенных росписей здесь сохранились иконы деисусного, пророческого и местного р€дов иконостаса (см. список сохранившихс€ произведений, є 5).

—уществуют различные мнени€ о времени смерти ƒиониси€. ѕервоначально считалось, что художник умер до 1508 г., на том основании, что роспись Ѕлаговещенского собора в 1508 г. была поручена не ему, а ‘еодосию (см. Ћазарев 1955:492). ћнение ». ј.  очеткова о датировке 1519 годом иконы “ћитрополит јлексий, с житием” отодвинуло предполагаемую дату смерти по крайней мере до этого года ( очетков 1976). ћатериал синодиков послужил основанием дл€ двух весьма различных мнений. ¬. ¬. ƒергачев утверждает, базиру€сь на запис€х в синодике ‘ерапонтова монастыр€ (–√јƒј. ‘. 181. ƒ. 539. Ћ. 88), что ƒионисий скончалс€ вскоре после 1503 г. (ƒергачев 1989:210). ќсновыва€сь на показани€х другого синодика — ѕафнутьевоЅоровского монастыр€, Ќ.  . √олейзовский называет гораздо более позднюю дату — середина 1520х гг.

ѕри этом он предполагает, что после 1503 г. семь€ ƒиониси€ жила в ƒмитрове, удельном городе кн€з€ ёри€ »вановича (√олейзовский 1999). Ёта гипотеза хорошо объ€сн€ет происхождение из ƒмитрова группы икон, которые датируютс€ началом XVI в. и приписываютс€ самому ƒионисию или его мастерской.

»коны ƒиониси€ неоднократно упоминаютс€ во вкладной книге »осифо¬олоколамского монастыр€: “ѕоминать владыку ¬асиана  оломенского “опоркова… а дал на то по себе три образы: образ ѕречистые ќдигитри€, да на дву образех шестодневец, а все те три образы ƒионисиева писма…” (“итов 1906:38).

“ѕоминати владыку —аву  рутицкого, как преставитс€, во вседневном списке, доколе монастырь ѕречисты€ стоит, ис повседневнаго его не выгладити, а дал на то по себе —ава владыка образ ѕречисты€ ќдигитрии с крыльцы ƒионисиева письма, серебром обложена и позолочена, да две камки черны, да 7 рублев” (“итов 1906).

“Ћета 7069 (1561) дал архимандрит —имоновской јлексей по своей братии…образов в киоте три иконы окладные: перва€ писмо ƒенисьево, а на ней образ ѕречиста€ Ѕогородица, а над главою на поле “ройца ∆ивоначальна€, по сторонам архаггели ћихаил да √авриил, »оанн ѕредтеча, да »оанн Ѕогослов, а на исподнем поле апостолы ѕетр и ѕавел, а друга€ икона Ўестодневец, а третиа икона все св€тыа, да складни путные, обложены серебром, –ублева писма: на одной половине образ ѕречисты€ со младенцем, да »оанн Ѕогослов, а на другой половине мученик ’ристов Ќикита, да Ќикола чудотворец, да ѕервомученик —тефан…” (“итов 1906:56).

“Ћета 7077 (1569)… “ого же лета дал старец ¬орлам ¬оротынец в дом ѕречистые Ѕогородицы образ ѕречисты€ Ѕогородицы с ѕревечным ћладенцем, ƒионисьева письма, п€дница мала€, а обложен серебром сканью, в венце 13 камышков, пром€на сребра и золота на оклад 4 рубли, да ƒеисус сто€чей на празелени, п€дница больша€ на трех образех в киоте, письмо “учково: образ —пасов на престоле да ѕречиста€ да ѕредотеча »ван на иконе, а на другой архангел ћихаил да апостол ѕетр, а на третьей архангел √авриил да ѕавел апостол, а промена 40 алтын. » всее дачи 5 рублев и 2 гривны” (“итов 1906:94).

—охранившиес€ произведени€:

1. Ѕогоматерь ќдигитри€. 1482 г. √“√. »нв. 12799. 135х111 см. ѕроисходит из собора ¬ознесенского монастыр€ в ћосковском  ремле. «атем икона находилась в —инодальной (бывш. ѕатриаршей) библиотеке. ѕост. из √»ћ в 1930 г.

2–5. »коны из иконостаса “роицкого собора ѕавловоќбнорского монастыр€ близ ¬ологды. 1499/1500 г.

2. —пас в силах. —редник деисусного чина. √“√. »нв. 22971. 192х130 см. ѕосле закрыти€ монастыр€ находилась в √р€зовецком музее, в 1932 г. пост. в ¬ологодский музей, оттуда в √“√ в 1936 г. –аскрыта в декабре 1949 г. в √“√.

ѕод верхней шпонкой — сильно стерта€ надпись полууставом: “¬ [ле]т[о] 7008 писан деисус… [про]роци ƒ[енись]ев[а] пи[сьмени]”. Ќиже врезана в доску надпись, повтор€юща€, как можно предполагать, надпись чернилами: “¬ лет[о] 7008 (1499/1500) писан диисоус и празьники и пророци ƒенисьева письмени”.

3. –асп€тие. √“√. »нв. 29554. 85х52 см. ѕосле закрыти€ монастыр€ находилась в √р€зовецком музее, в 1924 г. передана в ¬ологодский музей. ѕост. через √–ћ с заграничной выставки в 1934 г.

–аскрыта ј. ». Ѕр€гиным в ¬ологодском музее в 1927–1928 гг.

4. ”верение ‘омы. √–ћ. »нв. 2737. 85х54 см. ѕроисходит из иконостаса “роицкого собора ѕавлоќбнорского монастыр€ ( очетков 1980). — 1914 г. находилась в –ум€нцевском музее, с 1921 г. — в √»ћ. ¬ √–ћ пост. в 1933 г. после зарубежной выставки 1929–1932 гг. через јнтиквариат. –аскрыта до поступлени€ в √–ћ между 1914 и 1929 г.

5. ”спение Ѕогоматери. ¬ћ«. »нв. 10128. 159,8х118,5 см. ѕост. в 1924 г. –еставраци€: ¬ологодска€ —Ќ–ѕћ, 1972–1984, реставраторы Ќ. ¬. ѕерцев (пробное раскрытие) и ј. ј. –ыбаков; ¬Ќ»»–, 1984–1997; ¬ћ«, 1997, реставратор Ќ. ». ‘едышин (тонирование) (–ыбаков 1995; ¬озрожденные шедевры 1998).

6. ƒионисий с сыновь€ми. —тенные росписи собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€. 1502 г.

јвторство устанавливаетс€ на основании надписи в софите северной стены храма: “¬ лет[о] 7е м[е]с[€]ца августа въ 6 на ѕреображение г[о]с[под]а нашег[о] »с[уса] ’[ри]с[т]а начата быс[ть] потп…а ц[е]рк[о]вь а кончана на 2 лет[о] м[е]с[€]ца сент€вреа въ 8 на –[о]ж[ес]тво ѕрес[в€]тыа вл[а]д[ы]чица нашыа Ѕ[огороди]ца ћариа при благоверном великом кн€зе »ване ¬асилиевиче всеа –уси и при великом кн€зе ¬асилие »ванович[е] всеа –уси и при арх[иепископе “и]хоне. ј писци ƒеонисие иконник съ своими чады. ќ владыко ’р[и]с[тос] всех ц[а]рю, избави их г[оспод]и мук вечныхъ”.

¬ дате не сохранилась втора€ цифра, что не позвол€ет окончательно решить вопрос о времени исполнени€ росписи. ¬ зависимости от реконструкции последней цифры и от понимани€ выражени€ “на 2е лето” называют 1495, 1502 и 1502–1503 гг. Ќаиболее обоснованной €вл€етс€ дата, предложенна€ Ќ. ». ‘едышиным, — 1502 г. (‘едышин 1991).

7. ƒионисий с сыновь€ми. „ин деисусный. ќк. 1502 г.

Ѕогоматерь. √“√. »нв. 28627. 155х62 см.

»оанн ѕредтеча. √“√. »нв. 28628. 157х60 см.

јрхангел ћихаил. √“√. »нв. 28631. 157х60 см.

јрхангел √авриил. √–ћ. »нв. 3090. 156х65,3 см.

јпостол ѕетр. √“√. »нв. 28629. 156х61 см.

јпостол ѕавел. √“√. »нв. 28630. 158х60. Ќа обороте над верхней шпонкой надпись сажей: “—ию икону —в€таго апостола ѕавла обложил ёрьи —идоров”.

»оанн Ѕогослов.  Ѕћ«. »нв. 2077. 159х65 см.

јпостол јндрей.  Ѕћ«. »нв. 2079. 158х65 см.

¬асилий ¬еликий.  Ѕћ«. »нв. 2074. 158х59,5 см.

»оанн «латоуст. √–ћ. »нв. 3092. 156,7х58 см.

√ригорий Ѕогослов. √–ћ. »нв. 3089. 155,8х58,6 см.

Ќикола.  Ѕћ«. »нв. 2081. 156х57 см.

√еоргий. √–ћ. »нв. 3091. 157х58 см.

ƒмитрий —олунский. √“√. »нв. 28632. 157х60 см.

—имеон —толпник. √–ћ. »нв. 3093. 159,2х49 см.

ƒаниил —толпник.  Ѕћ«. »нв. 2082. 161х38,5 см.

„ин происходит из церкви –ождества Ѕогородицы в ‘ерапонтовом монастыре, близ города  ириллова. ѕосле закрыти€ монастыр€ иконы находились в  ирилловском музее, откуда поступали в другие музеи: в 1933 г. — в √“√, в 1958 г. — в √–ћ.

»коны Ѕогоматери, »оанна ѕредтечи, ѕетра, ѕавла и голова архангела ћихаила раскрыты в 1930 г. в ‘ерапонтовом монастыре реставраторами ÷√–ћ ѕ. ». ёкиным и ≈. ј. ƒомбровской. »коны архангела ћихаила (окончание расчистки) и ƒмитри€ —олунского раскрыты в √“√ в 1934 г. ≈. ј. ƒомбровской. Ќесколько икон раскрыто в √–ћ: архангел √авриил, ¬асилий ¬еликий и √ригорий Ѕогослов — Ќ. ¬. ѕерцевым и ». ¬. ярыгиной в 1959–1960 гг., √еоргий — Ќ. ¬. ѕерцевым в 1960–1968 г., »оанн «латоуст — Ќ. ¬. ѕерцевым в 1967–1969 и Ћ. ¬. ћарковой в 1975 г., —имеон —толпник — Ќ. ¬. ѕерцевым в 1967 и Ћ. ¬. ћарковой в 1975 г. »коны Ќиколы и ƒаниила —толпника раскрыты в ÷√–ћ в 1980е гг.

8. ƒионисий с сыновь€ми. Ѕогоматерь ќдигитри€. ќк. 1502 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 3095. 141,2х105,7 см. »з местного р€да иконостаса собора ‘ерапонтова монастыр€. ѕост. в 1962 г. из  Ѕћ«. –аскрыта в √–ћ в 1963–1965 гг. Ќ. ¬. ѕерцевым (ѕерцев 1970).

9. ƒионисий с сыновь€ми. —ошествие во ад. ќк. 1502 г. √–ћ. »нв. 3094. 136,5х99 см. »з местного р€да иконостаса собора ‘ерапонтова монастыр€. ѕост. в 1962 г. из  Ѕћ«. –аскрыта в √–ћ в 1963 г. Ќ. ¬. ѕерцевым, ». ѕ. ярославцевым и ». ¬. ярыгиной.

ѕроизведени€, приписываемые мастеру или его мастерской:

1. ƒионисий и мастерска€. јлексий митрополит, с житием.  . XV – н. XVI в. √“√. »нв. ƒ– 1100. 197х152 см. ѕроисходит из ”спенского собора в ћосковском  ремле. ѕост. в 1945 г. из ћосковского  ремл€. –аскрыта в  ремле в 1915–1916 гг. ≈. ». Ѕр€гиным, под наблюдением комиссии ј. ј. Ўиринского-Ўихматова. »кону митрополита јлекси€, как и парную ей икону митрополита ѕетра, первым отнес к школе ƒиониси€ ј. √рищенко (√рищенко ј. ¬опросы живописи. ¬ып. 3. –усска€ икона как искусство живописи ћ., 1917). ». ≈. ƒанилова в своей диссертации подробно обосновала авторство ƒиониси€ путем сравнени€ с “ќдигитрией” 1482 г. и стенными роспис€ми ‘ерапонтова монастыр€ (ƒанилова 1951). Ќикто из последующих авторов, кроме √. Ќедошивина (Ќедошивин 1947), не подвергал сомнению авторство ƒиониси€. ќднако некоторые авторы предполагают участие в создании икон митрополитов, помимо ƒиониси€, художников его мастерской (ѕопов 1975:80). ƒатировка икон митрополитов в специальной литературе колеблетс€ между 1462 и 1519 г.

2. ƒионисий и мастерска€. ѕетр митрополит, с житием.  . XV – н. XVI в. √ћ«ћ . »нв. 3228 соб. 197х151 см. ѕроисходит из ”спенского собора в ћосковском  ремле. –аскрыта в  ремле в 1915 г. √. ќ. „ириковым, под наблюдением комиссии ј. ј. ЎиринскогоЎихматова, и в ÷√–ћ в 1919–1927 гг. ќб атрибуции иконы см. “јлексий митрополит, с житием”.

3. “ќ тебе радуетс€”. Ќ. XVI в. √“√. »нв. 28640. 146х110 см. ѕроисходит из ”спенского собора в г. ƒмитрове. ѕост. из ÷√–ћ в 1934 г. –аскрывалась в ÷√–ћ ». ». —условым в 1928 г. и им же в √“√ в 1936 г. јтрибуци€ ¬. ». јнтоновой (јнтонова, ћнева 1963).

4. Ўестоднев. Ќ. XVI в. √“√. »нв. 12058. 110х91 см. ¬ывезена изпод ¬ологды. ѕост. из ћузе€ иконописи и живописи им. ». —. ќстроухова в 1929 г. –аскрыта в н. ’’ в. ≈. ». Ѕр€гиным и ». ј. Ѕарановым. јтрибуци€ ¬. ». јнтоновой (јнтонова, ћнева, 1963).

5. ”верение ‘омы. √“√.  . XV – н. XVI в. »нв. 13911. 100х82 см. —обрание ј. ¬. ћорозова. ѕост. из √»ћ в 1930 г. –аскрыта в н. ’’ в. ≈. ». Ѕр€гиным. јтрибуци€ ¬. ». јнтоновой (јнтонова, ћнева, 1963).

6.  ирилл Ѕелозерский, в рост.  . XV – н. XVI в. √–ћ. »нв. 2733. 121,7х62 см. »з  азанского собора в г.  ириллове. Ќаходилась в Ќовгородском музее. ¬ √–ћ поступила в 1933 г. после выставки 1929–1932 гг. –аскрыта в Ќовгородском музее до 1929 г. јтрибуци€ ¬. Ќ. Ћазарева (Ћазарев 1955).

7. ”спение. ÷ћиј–.  . XV – н. XVI в. »нв. 823/162. 135х106 см. »з ”спенского собора в г. ƒмитрове. ѕост. из ƒмитровского краеведческого музе€ в 1959 г. –аскрыта в ÷ћиј– в 1960 г. ¬. ≈. Ѕр€гиным. јтрибуци€ ÷ћиј–.

8. ƒмитрий ѕрилуцкий, с житием.  . XV – н. XVI в. ¬ћ«. »нв. 1593. 139,5х111 см. ѕроисходит из —пасоѕрилуцкого монастыр€ в ¬ологде. ѕост. в 1924 г. –аскрыта ј. ». Ѕр€гиным в 1929 г. ѕервым св€зал с творчеством ƒиониси€ ¬. Ѕогусевич (Ѕогусевич 1929).

9. Ѕогоматерь «намение, пророки ƒавид и —оломон. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. »нв. 2066. 63х139,5љ2,8 см. »з пророческого чина иконостаса собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€. –еставраци€: √–ћ, 1962–1964, Ќ. ¬. ѕерцев (¬озрожденные шедевры 1998).

10. ѕророки ƒаниил, »ереми€ и »сай€. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. »нв. 2071. 62х137х2,8 см. »з пророческого чина иконостаса собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€. –еставраци€: ¬ологодска€ —Ќ–ѕћ, 1970–1971, Ќ. ¬. ѕерцев (¬озрожденные шедевры 1998).

11. ѕророки —офони€, јввакум, »она и ћоисей. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. »нв. 2072. 62х210х2,8 см. »з пророческого чина иконостаса собора –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€. –еставраци€: ¬ологодска€ —Ќ–ѕћ, 1970–1972, ј. ј. –ыбаков (¬озрожденные шедевры 1998).

12.  ирилл Ѕелозерский, в рост, с житием. Ќ. XVI в. √–ћ. »нв. 2741. 150,5х116,7 см. ѕроисходит из местного р€да ”спенского собора  ириллоЅелозерского монастыр€. ѕост. в 1933 г. после зарубежной выставки 1929–1932 гг. через јнтиквариат. –аскрыта в 1928–1929 гг. ≈. ј. ƒомбровской. јтрибуци€ ¬. Ќ. Ћазарева (Ћазарев 1955).

»ллюстрации:

Ѕогоматерь ќдигитри€. 1482 г. √“√. 135х111 см.—пас в силах. —редник деисусного чина. √“√. 192х130 см.–асп€тие. √“√. 85х52 см.”верение ‘омы. √–ћ. 85х54 см.”спение Ѕогоматери. ¬ћ«. 159,8х118,5 см.
јлексий митрополит, с житием.  . XV Ц н. XVI в. √“√. 197х152 см.ќ тебе радуетс€. Ќ. XVI в. √“√. 146х110 см. ирилл Ѕелозерский, в рост.  . XV Ц н. XVI в. √–ћ. 121,7х62 см. ирилл Ѕелозерский, в рост, с житием. Ќ. XVI в. √–ћ. 150,5х116,7 см.ƒмитрий ѕрилуцкий, с житием.  . XV Ц н. XVI в. ¬ћ«. 139,5х111 см.
”спение. ÷ћиј–.  . XV Ц н. XVI в.135х106 см.Ѕогоматерь ќдигитри€. „астное собраниејпостол ѕавел. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 158х60 см.јпостол ѕетр. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 156х61 см.јпостол јндрей. „ин деисусный. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 158х65 см.
јрхангел √авриил. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √–ћ. 156х65,3 см.јрхангел ћихаил. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 157х60 см.Ѕогоматерь «намение, пророки ƒавид и —оломон. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 63х139,5х2,8 см.ѕророки —офони€, јввакум, »она и ћоисей. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 62х210х2,8 см.ѕророки ƒаниил, »ереми€ и »сай€. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 62х137х2,8 см.
—ошествие во ад. ќк. 1502 г. √–ћ. 136,5х99 см.Ѕогоматерь ќдигитри€. ќк. 1502 г. √–ћ. 141,2х105,7 см.Ѕогоматерь. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 155х62 см.¬асилий ¬еликий. „ин деисусный. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 158х59,5 см.√еоргий. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √–ћ. 157х58 см.
ƒаниил —толпник. „ин деисусный. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 161х38,5 см.ƒмитрий —олунский. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 157х60 см.»оанн ѕредтеча. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √“√. 157х60 см.Ќикола. „ин деисусный. ќк. 1502 г.  Ѕћ«. 156х57 см.—имеон —толпник. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √–ћ. 159,2х49 см.
»оанн «латоуст. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √–ћ. 156,7х58 см.√ригорий Ѕогослов. „ин деисусный. ќк. 1502 г. √–ћ. 155,8х58,6 см.ѕророки јарон и др.  Ѕћ«ѕророки »аков и др.  Ѕћ«ѕророки »ессей и ћихей.  Ѕћ«
ѕророки »ли€ и ¬арук.  Ѕћ«

Ѕиблиографи€:

 адлубовскийј.ѕ. ∆итие преподобного ѕафнути€ Ѕоровского, писанное ¬ассианом —аниным// —борник историкофилологического общества при институте кн€з€ Ѕезбородко в Ќежине. “.2. Ќежин, 1899:125 (ѕрим.2); “итовј.ј. ¬кладные и записные книги »осифова ¬олоколамского монастыр€ XVIвека и упраздненные монастыри и пустыни в ярославской епархии. ћ., 1906; “итовј.ј. ќписание слав€норусских рукописей (собр. ј.ј.“итова). ћ., 1906. “.5. ѕриложение. ¬кладна€ в »осифо¬олоколамский монастырь; √еоргиевский¬.“. ‘рески ‘ерапонтова монастыр€. —ѕб., 1911; Ќедошивин√.ј. ƒионисий. –усский художник 2йполовины XV†– н.XVIв. (ќчерк творчества). ћ.; Ћ., 1947; јнтонова¬.». Ќовооткрытые произведени€ ƒиониси€ в √ос. “реть€ковской галерее. ћ., 1952; ƒанилова».≈. ƒионисий и его врем€. ƒис.… канд. искусствоведени€. ћ., 1951; Ћазарев¬.Ќ. ƒионисий и его школа// »–». “.3. ћ., 1955:482–541; „ураков—.—. ѕортреты во фресках ‘ерапонтова монатыр€// —ј. ћ., 1959. є3;† јнтонова, ћнева 1963. “.1: 329-347 (кат. 274-284); јнтонова¬.». ” ћедвежь€ озера и в ¬еси ≈гонской// “ќƒ–Ћ. “.22. ћ.; Ћ., 1966:188–207; Ћаурина¬. . ¬новь раскрыта€ икона “—ошествие во ад” из ‘ерапонтова монастыр€ и московска€ литература конца XVв.// “ќƒ–Ћ. “.22. ћ.; Ћ., 1966:165–187; ‘лор€Ѕ.Ќ. ћосковский иконописец середины XVвека ћитрофан по данным письменных источников//  ультура ƒревней –уси. ћ., 1966; ћаксимов¬. ƒионисий в ѕодмосковье// —оветска€ культура, 21окт€бр€ 1967г.; √олейзовскийЌ. . ∆ивописец ƒионисий и его школа// ¬опросы истории. 1968. є3:216; ƒанилова ».≈. ∆итийные иконы митрополитов ѕетра и јлекси€ из ”спенского собора в  ремле в св€зи с русской агиографией // “ќƒ–Ћ. “. XXIII. ћ.-Ћ., 1968: 199-216; √олейзовскийЌ. . “ѕослание иконописцу” »осифа ¬олоцкого и его адресат†— ƒионисий. ƒис.… канд. искусствоведени€. ћ., 1970; ƒанилова».≈. ‘рески ‘ерапонтова монастыр€. ћ., 1970; ѕерцевЌ.¬. ќ новооткрытом произведении ƒиониси€// ƒ–». ’удожественна€ культура ћосквы и прилежащих к ней кн€жеств. XIV–XVIвв. ћ., 1970:155–173; Danilowa JrinaJ. Dionissi. Drezden, 1970; √олейзовскийЌ. . «аметки о ƒионисии// ¬¬. XXXI. ћ., 1971:175–187; «оноваќ.¬. ѕерва€ роспись ”спенского собора ћосковского  ремл€. Ћ., 1971;† Ћазарев ¬.Ќ. ћосковска€ школа иконописи. ћ., 1971: 39-52, илл. 59-87; ѕопов √.¬. ƒионисий и московска€ миниатюра (»ллюстрации Ћествицы в рукописи √ерасима «амыцкого - пам€тник белозерского периода де€тельности артели художника). // ѕопов 1975:73–120;  очетков ».ј. ќ принципах изображени€ архитектуры на иконах митрополитов ѕетра и јлекси€ // —ј. 1973. є 4: 123-134;  очетков».ј.  огда были написаны иконы митрополитов ѕетра и јлекси€ из ћосковского ”спенского собора?// —редневекова€ –усь. ћ., 1976:310–316; ќрловаћ.ј. Ќекоторые замечани€ о творчестве ƒиониси€// ƒ–». ѕроблемы и атрибуции. ћ., 1977:321–354; јлпатовћ.¬. “–асп€тие” ƒиониси€// јлпатовћ.¬. Ётюды по всеобщей истории искусств. ћ., 1979:167–183; √олейзовскийЌ. . ƒионисий и его современники// »скусство. 1980. є6;† ƒионисий и искусство ћосквы XV-XVI столетий.  аталог выставки. јвтор вступительной статьи ¬. .Ћаурина. –едакторы-составители каталога “.Ѕ.¬илинбахова, ¬. .Ћаурина, √.ƒ.ѕетрова. Ћ., 1981;  очетков».ј. ≈ще одно произведение ƒиониси€// ѕ Ќќ. ≈жегодник. 1980. Ћ., 1981:261–267; √усеваЁ. . ќб иконе ќдигитрии 1482года из ¬ознесенского монастыр€ и ее значении в творчестве ƒиониси€// ѕ Ќќ. ≈жегодник. 1982. Ћ., 1984:233–247;  очетков».ј. »стори€ иконостаса собора ‘ерапонтова монастыр€// ‘ерапонтовский сборник. ¬ып.1. ћ., 1985:69–85;  очетков».ј. Ќаблюдени€ над техникой ферапонтовских росписей// ‘ерапонтовский сборник. ¬ып.1. ћ., 1985:100–133;† ћалкин ћ.√.   истории иконостаса –ождественского собора ‘ерапонтова монастыр€ // ‘ерапонтовский сборник. I. ћ., 1985: 86-90; ѕопов√.¬. »коностас ƒиониси€ 1481года: опыт исследовани€ комплекса по письменным источникам// ”спенский собор ћосковского  ремл€. ћатериалы и исследовани€. ћ., 1985:123–140; “рубачеваћ.—. ѕалеографическа€ заметка о двух иконах ƒиониси€// ‘ерапонтовский сборник. ¬ып.1. ћ., 1985:200–206;† ‘едышин Ќ.». ќ датировке ферапонтовских фресок // ‘ерапонтовский сборник. I ћ., 1985: 38-46; ‘илатов—.¬. »коностас и интерьер собора ‘ерапонтова монастыр€// ‘ерапонтовский сборник. ¬ып.1. ћ., 1985; √олейзовскийЌ. ., ƒергачев¬.¬. Ќовые данные об иконостасе 1481года из ”спенского собора ћосковского  ремл€// —оветское искусствознание. ¬ып.20. ћ., 1986:445–470; –ыбаковј.ј. ќ датировке фресок ƒиониси€ в –ождественском соборе ‘ерапонтова монастыр€// ѕ Ќќ. ≈жегодник. 1986. Ћ., 1987:283–289; ƒергачев¬.¬. –одословие ƒиониси€ иконника// ѕ Ќќ. ≈жегодник. 1988. ћ., 1989:210–225; √агманЌ.ј. Ќовое об иконах работы ƒиониси€ с сыновь€ми из –ождественского собора ‘ерапонтова монастыр€// ƒ–». ’удожественные пам€тники –усского —евера. ћ., 1989:74–83; ћен€йло¬.ј. Ќовые данные о творчестве ƒиониси€// “ам же:56–62; ѕопов√.¬. ѕоездка ƒиониси€ на Ѕелоозеро// “ам же:30–45; Ћаурина¬. . ƒионисий и искусство ћосквы XV–XVIстолетий. (вновь раскрытые и малоизвестные произведени€ из ‘ерапонтова,  ириллоЅелозерского и ѕавлоќбнорского монастырей в собрании √–ћ)// “ам же:84–112;† ѕодъ€польский —.—.  аким же был иконостас –ождественского собора ‘ерапонтова монастыр€? // ‘ерапонтовский сборник. III. ћ., 1991: 167-192;†  очетков».ј. »коностас ƒиониси€ из ѕавлоќбнорского монастыр€// ѕослужить —еверу. »сторикохудожественный и краеведческий сборник. ¬ологда, 1995:164–171; –ыбаков 1995.  ат.34–37, 39, 124–127; ¬озрожденные шедевры 1998.  ат.8–12; √олейзовскийЌ. ƒионисий// –одина. 1999. є6:78–83.† ƒионисий в –усском музее.   500-летию росписи –ождественского собора ‘ерапонтова монастыр€. —ѕб., 2002; ƒионисий “живописец пресловущий”.   500-летию росписи ƒиониси€ в соборе –ождества Ѕогородицы ‘ерапонтова монастыр€. ћ., —еверный паломник, 2002;† ѕопов √.¬. ƒионисий. ћ., 2002; Ќерсес€н Ћ.¬. ƒионисий иконник и фрески ‘ерапонтова монастыр€. ћ., —еверный паломник, 2002; √олейзовский Ќ. . ƒионисий и кн€зь јндрей ”гличский // ƒревн€€ –усь. 4 (22). 2005: 103-118. ( очетков».ј.)