—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

–»√ќ–№≈¬ —ѕ»–»ƒќЌ (уп. 1671Ц1702)

-

сначала кормовой иконописец первой статьи, а затем жалованный; в 1674 г. был у починки икон в церкви преп.муч. ≈вдокии, во дворе (—тлб. є 54 183 г.). [¬ это врем€ он был учеником ‘едора ≈лизарьева (”спенский 1913–1916. “. 1:200).]

¬ августе 1675 г. был у стенного письма в третьей палате царских хоромов (—тлб. є 443 183 г.).

ќколо 3 декабр€ 1675 г. —пиридон √ригорьев бил челом государю о прин€тии его в жалованные иконописцы ќружейной палаты на место умершего 30 июл€ 1675 г. ‘едора  озлова. ¬ своей челобитной √ригорьев между прочим говорит, что он состоит в ќружейной палате в кормовых иконописцах с 1671 г. и работает “многие великаго государ€ иконописны€ дела”. Ќа словах —пиридон √ригорьев за€вил, что “училс€ он иконному художеству у патриарша жалованнаго иконописца у ‘едора ≈лизарьева. » принес он в ќружейную палату письма своего образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы  орсунски€ да образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы »верски€. » бо€рин и оружейничий Ѕогдан ћатвеевич ’итрово да стольник »ван —тепанович “еленнев приказали допросить жалованнаго иконописца —имона ”шакова с товарыщи — иконописец —пиридон √ригорьев иконное художество против ‘едора  озлова пишет ли. ј в допросе —имон ”шаков, Ќикита ѕавловец, —ергей –ожков, смотр€ его письма, сказали: иконописец —пиридон √ригорьев иконное художество против иконописца ‘едора  озлова не напишет, а напишет против иконописца √еорги€ “ерентьева да »вана Ћеонтьева. —имон ”шаков сказал и руку приложил”. Ќо так как жалованье (12 руб., ржи 30 чет. и столько же овса в год и поденного корма по 2 алт. в день) всем троим, т. е.  озлову, «иновьеву и Ћеонтьеву, было одинаковое, то 3 декабр€ 1675 г. велено было —пиридону √ригорьеву “быть в ќружейной палате в жалованных иконописцах на ‘едорово место  озлова” (—тлб. є 92 184 г.).

¬ мае 1676 г. —пиридонов √ригорьев написал в хоромы к царице Ќаталье  ирилловне — “на трех цках кипарисовых небольших — „удотворца Ќикола€, Ќикиту ’ристова мученика, јлександра —вирскаго, на третьей цке —едмь отроков” [Ёти работы были выполнены по заказу бо€рыни ћатрены ¬асильевны Ѕлохиной. (”спенский 1913–1916. “. 1:205).] (—тлб. є 329 184 г.). ¬ том же году он был у починки стенного письма церкви —паса Ќерукотворенного, во дворце (ќп. 23. є 901).

¬ 1678 г. —пиридон √ригорьев получал в год жаловани€ 20 руб. 31 алт. 4 деньги (—тлб. 187 г. є 90). ” —пиридона √ригорьева состоит учеником ћихаил ћатвеев (ќп. 34. є 961. Ћ. 206). [— 12 июн€ 1681 г. (”спенский 1910:172).] ¬ июне 1678 г. вместе с ћироном  ирилловым писал образ ‘едора —тратилата на большой цке в ≈катерининскую –ощу («абелин 1894. ¬ып. 3:164).

¬ 1684 г. —пиридон √ригорьев писал складни и “приправл€л” образ «намени€ Ѕогоматери, написанный »ваном ћасюковым дл€ царицы Ќатальи  ирилловны (—тлб. 193 г. є 297).

¬ 1685 г. он вместе с ћироном  ирилловым написал две иконы ¬оскресени€ ’ристова (—тлб. 193 г. є 985). ¬ декабре этого года —пиридон √ригорьев вместе с ‘едором Ќ€ниным написал на липовой цке (3/4 арш. љ 10 вер.) “образ –ождества √оспода… ». ’риста, образ –ождества ѕресв€ты€ Ѕогородицы да образ –ождества »оанна ѕредтечи” (—тлб. 194 г. є 267) в хоромы к царевне ћарфе јлексеевне (”спенский 1910).

 ¬ 1687 г. написал дл€ сербского м-р€ (¬елика) –емета на ‘ружской («‘рушкой») горе в —реме местную (?) икону Ќиколы «арайского (см. также: ћаксимов »ван, —тепанов (—тефанов) Ћеонтий, ‘илатьев (‘еофилактов) “ихон »ванов).

¬ 1687 г. вз€т в ѕосольский приказ, где с 1 окт€бр€ 1687 г. по 1 окт€бр€ 1688 г. писал с товарищами иконы в церковь »оасафа царевича в »змайлове. Ќаписал “¬ознесение”, “Ѕлаговещение”, 2 евангелиста на двери.

¬ бригаду входили: √еоргий “ерентьев, ћихаил ћилютин, ‘едор Ќ€нин, “имофей –езанцов, ћихаил ћатвеев, —емен јмеллофьев, »ван јникиев. –аботали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. ƒано на корм 21 руб. (“окмаков 1889).

Ћетом 1688 г. —пиридон √ригорьев вместе с ћихаилом ћилютиным и “ихоном »вановым ‘илатьевым писал иконы в иконостас соборного храма ѕетровского монастыр€ — “в апостольский, пророческий по€сы, на 39ти цках, вышина цки по два аршина, по два вершка, по 13ти икон в по€с, да клейма резны€ на двенадцати цках страсти √осподни”. “–изы и венцы” были писаны “золотом, свет красочный”. ¬ апостольском по€се были помещены иконы — в средине “образ архиерейской (т. е. „¬еликий јрхиерей“), посторонь — образ Ѕогородицын, »оанна ѕредтечи, дву архангелов, апостола ѕетра, апостола ѕавла, ап. »оанна, ап. ћатфе€, ап. »юды »аковл€, ап. јндре€, ап. »акова Ѕрата √осподн€, ап. ‘илимона”; в пророческом по€се — “образ ¬оплощени€ ѕресв€ты€ Ѕогородицы, посторонь цар€ ƒавида, цар€ —оломона, пророка »лии, пророка ≈ноха, пророка Ќаума, пророка јввакума, пророка »саии, пророка «ахарии”; в праотеческом по€се “в средине — образ √оспода —аваофа, посторонь праотцев — јдама, ≈вву, јвел€, —ифа, Ќо€, јвраама, »саака, »акова, јминодава, »осифа, ¬ениамина, ќсию” (—тлб. 196 г. є 570) (”спенский 1910).

—охранилась записка без даты о том, что —пиридон √ригорьев и еще 6 мастеров и учеников («иновьев √еоргий “ерентьев, ‘едор Ќ€нин, “имофей –€занцев, ћихаил ћатвеев, —емен јнфилофьев и »ван јникиев) написали 7 икон в ƒонской монастырь в ћоскве. Ёту работу датировали поразному. ¬ насто€щее врем€ установлено, что работа была начата в 1688 г., затем прервана и была завершена только в 1692 г. (см. «иновьев √еоргий “ерентьев).

¬ 1691 г., при сокращении личного состава ќружейной палаты, —пиридон √ригорьев был от должности жалованного иконописца “отставлен”. ќколо 27 июл€ он подал цар€м »оанну и ѕетру јлексеевичам следующую челобитную: “ѕо именному указу отца вашего… цар€… јлексе€ ћихайловича… велено мне быть в ќружейной палате на место умершего иконописца ‘едора  озла и в его складе, и € холоп ваш в ќружейной палате работал верховы€ и приказны€ дела многи€ лета; а ныне мне из ќружейной палаты отказано. ћилосердные великие государи цари… пожалуйте мен€ холопа своего за многолетнюю мою службишку и по мастерству рукодель€ моего, велите по прежнему быть мне на старом моем месте и в окладе в ќружейной палате, чтобы мне пред малоумеющими моею братею, которые в ќружейной палате остались, в оскорбленье и раззоренье не быть”. 27 июл€ цари велели —пиридона √ригорьева прин€ть снова в жалованные иконописцы (—тлб. 200 г. є 836).

¬ марте 1694 г. —пиридонов √ригорий расписывал по красному золоту дерев€нные точеные €йца (—тлб. 202 г. є 412) (”спенский 1910).

¬ 1696 г. он все еще остаетс€ жалованным иконописцем (”спенский 1913–1916. “. 1:285).

ќколо 1698 г. писал иконы дл€ церкви “роицы (ѕреображени€) в с. Ѕольшие ¬€земы, имении Ѕ. ј. √олицына (см. список сохранившихс€ произведений).

28 ма€ 1702 г. поручилс€ за  озьму √ригорьева (см.), который подр€дилс€ написать иконы в иконостас церкви с. ѕокровского ћосковского уезда вотчине кравчего  . ј. Ќарышкина (–√јƒј. ‘. 282. ќп. 1. „. 1. ƒ. 1031. Ћ. 706об–707). (Ќ. ћ.)

 ¬ ќтенском монастыре Ќовгорода находилась икона московского иконописца —пиридона √ригорьева “¬седержитель” (ћакарий 1860).

—охранившиес€ произведени€:

1. ѕророки »ереми€, ƒаниил, ≈лисей, јввакум из пророческого чина. ќк. 1698 г. √“√. »нв. 24456. 152х149 см. ѕроисходит из ѕреображенской церкви в с. Ѕольшие ¬€земы. ѕост. в 1938 г. –асчищалась около 1910 г. брать€ми „ириковыми.

Ќа обороте надпись: “[ќ]браз писал —пиридон √ригорьев” (јнтонова, ћнева 1963).

2. ѕророки —оломон и «ахари€. ќк. 1698 г. ћЌƒћ. »нв. Ќƒћ 2783. »нв. 103803. 160х110 см. ѕроисходит из ѕреображенской церкви в с. Ѕольшие ¬€земы.

Ќа обороте над верхней шпонкой надпись: “—ей образ писал —пиридон √ригорьев”.

3. ѕодписные листы с рисунками композиций “Ѕогоматерь ∆ивоносный источник” и др. √»ћ. 23872. »XIII 9802 (ћорозова 1993).

»ллюстрации:

ѕророки »ереми€, ƒаниил, ≈лисей, јввакум из пророческого чина. ќк. 1698 г. √“√. 152х149 см.

Ѕиблиографи€:

ћакарий 1860. “. 2: 89, прим. 164;† ¬икторов 1883:442, 452, 454, 455; “окмаков 1889:21–22; ”спенский 1910:62–64, 172; ”спенский 1913–1916. “.1:200, 205; Ўереметевѕ. ¬€земы. —ѕб., 1916:49; јнтонова, ћнева 1963. “.2.  ат.880; ћолева, Ѕелютин 1965:200; ћорозова«.   вопросу о времени по€влени€ “иконописных рисунков” и их роль в работе мастераиконописца// ‘илевские чтени€. ћ., 1993. „.3:52.