—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ќЋћќ√ќ–≈÷ ¬ј—»Ћ»… —ѕ»–»ƒќЌќ¬ (род. 1643, уп. до 1686)

-

–одом из ’олмогор, брат —емена —пиридонова ’олмогорца и Ќикиты —пиридонова ’олмогорца (?). ”поминаетс€ в городовой книге ’олмогор (1646/1647 г.): “—пиридонко ‘илипов, у него два сына, —енка четырех лет, да ¬аска трех лет” (–√јƒј. ‘. 137. є 1. Ћ. 43об) (Ѕрюсова 1984:326). ѕозднее жил в ¬еликом ”стюге.

—охранилась пор€дна€ запись 1674 г. о написании им икон дл€ четырехъ€русного иконостаса ”спенского собора ¬еликого ”стюга: “1. —е аз, ¬асилей —пиридонов сын, иконник, родом  олмогор, дал есми на себ€ сию запись ”стюга ¬еликого соборные церкви протопопу ¬ладимиру Ќикитину, да протодь€кону ƒмитрию ƒанилову, да ключарю попу —тефану –одионову з братьею, писать мне к ним в соборную церковь деисус в т€бла, празники ¬ладычни и Ѕогородичны, числом на дватцети на двух цках, да над праздники пророков на 20 цках, а в средине пророков образ пречистые Ѕогородицы на престоле, а над пророки писать праотцы на 20 цках, а в средине болша€ икона √оспода —аваофа у него —ына в недрех; а мера цкам: праздничные цки высотою полтора аршины, а широтою аршин пол-треть€ вершка; а пророческие цки высотою 2 аршины без четверти, а шыротою противо празников, а праотечески€ цки высотою 3 аршины, а широтою все против нижнего деисуса. ÷ки и настилки под левкас их протопопа з братьею, казенное, а левкас, и краски, и золото, и олифа — мое, ¬асильево. ј писати мне, ¬асилью, те все иконы по своему доброму мастерству: венцы, и вошвы, и престолы золотить двоеличным золотом, а пол€ на красках, класть добрые; во всем те иконы писать праздничные переводом так, как писаны иконы в т€блех на ”стюге в јрхангелском монастыре; а левкасить те иконы все отдавать добрым левкащикам, чтоб вечны были и не седки. ј писать мне, ¬асилью, те иконы неотходно, покамест тех всех икон наготцово не отделаю, нигде инде не подр€жатись, на сторону икон не писати. ј пол€ красками крыть, или кои места золотить прин€ть инех иконников. ј от того иконного письма по договору р€дил €, ¬асилей, на золото, и на левкас, и на краски, и на олифу, и на работу себе и прин€тых иконников за все 110 рублев, а напредь у се€ записи вз€л €, ¬асилей, у них, у протопопа ¬ладимира з братьею, на краски, и на золото, и на вс€кой иконной завод казенных 20 рублев денег; а покамест тех всех икон во вс€ком мастерстве вполне €, ¬асилей, не изготовлю, болши того денег у протопопа з братьею не спрашивать; а как вполне изготовлю, и мне вз€ть у них денег 20 руб., а достальные денги мне вз€ть у них, протопопа з братьею, как те все иконы во вс€ком мастерстве наготово напишу и изолифлю. ƒа мне ж, ¬асилью, за тем же наймом написать, или иного иконника нан€ть написать, в ту ж соборную церковь вверх т€бло на левкасе разными красками. ј буде € ,¬асилей, тех икон всех к ним… в соборную церковь не почну писать или иные сторонние дела учну писать, а о том богородском деле нерадить, и мне, ¬асилью, те задаточные деньги, или впредь сколько еще возьму, к ним, протопопу ¬ладимиру с братьею, отдать вдвое без челобить€ и без убытков, а им… в том иконном деле во дцках и в настилках простою не чинить. ј порукою по мне, ¬асилье, в том иконном писме во вс€ком мастерстве и в неотделке тех икон и в богородских казенных денгах иконник ћихайло √аврилов сын ёговых. ј пророки мне, ¬асилью, писать по€сные. ’то с сею записью станет, то по мне и истец, где с€ запись мен€, иконника ¬асиле€, или порутчика моего застанет под которым судом ни есть, тут по сей записе суд и правеж, и те вз€тые денги вдвое и с убытки сполна на мне, ¬асилье, и на порутчике моем. Ќа то послух прокопьевской поп јлексей Ћеонтьев  уракин. «апись писал соборной церкви диакон ƒмитрий »ванов сын —авиных лета 7182 (1674) апрел€ в 5 день…” Ќа обороте рукоприкладства: “»конник ¬аска —пиридонов руку приложил. ѕослух прокопьевской поп јлексей Ћеонтьев руку приложил”. ѕомета: “183, окт€бр€ в 17 день по сей записи дошло до мен€, иконника ¬асили€ —пиридонова, 100 рублев денег за иконную работу, что писал в соборную церковь, празники и пророки и праотцы, а те деньги вз€л у ключар€ —тефана, а досталных денег вз€ть по сей записи за ту же работы 10 рублев на –ожество ’ристово нынешнего 184 году; а по сей записи работа вс€ написана. ѕодписал, по ¬асильеву веленью, отец его духовной прокопьевской поп јлексей Ћеонтьев »конник ¬аска руку приложил” (јкты ’олмогорской и ”стюжской епархий 1894).

¬ 1781 г. разобранный иконостас ”спенского собора заменил собой пришедший в ветхость иконостас собора ћихайло-јрхангельского монастыр€ в ¬еликом ”стюге (¬еликоустюжский филиал √ј¬ќ. ‘. 363. —в. 161. ƒ. 4627. Ћ. 1–4об; —в. 138. ƒ. 3760. Ћ. 22). »коны до насто€щего времени не раскрыты (“урцова 1992:90).

¬ 1678–1679 гг. вместе с братом —еменом —пиридоновым расписывал «осимо-—авватиевский придел и паперть ѕреображенского собора —оловецкого монастыр€ (см. ’олмогорец —емен —пиридонов). –осписи были уничтожены в XVIII в. при расширении церкви.

¬ 1684–1685 г. ¬асилий —пиридонов уезжал из ¬еликого ”стюга в ярославль “дл€ прокормлени€”. ∆ил там в течение двух лет, а заработанные деньги отправл€л в ”стюг жене, котора€ жила у своей матери. ¬ернувшись в ”стюг в марте 1686 г., иконописец нашел, что жена деньги пропила и заложила, да к тому же оказалась ему неверна. ќбратившись к суду архиепископа ”стюжского јлександра, ¬асилий получил развод, но лишилс€ права женитьс€ вторично, “пока жива будет она  атерина” (–√јƒј. ‘. 1206. ”стюжский јрхиерейский дом. ќп. 1. ƒ. 590. Ћ. 1–2) (“урцова 1992).

¬асилий —пиридонов — автор прориси с иконы Ѕлаговещени€ в —ийском иконописном подлиннике (ѕокровский 1895-1898).

¬ к. XIX в. в главном иконостасе верхней церкви “роицкого кафедрального собора г. јрхангельска были две иконы, написанные “устюжанином ¬асилием ’олмогоровым”: “—паситель” и “Ѕогоматерь”. ƒо пожара 1793 г. эти иконы находились в нижнем храме (јрхангельские ≈¬ 1896;  ольцова 1998).

–од ¬асили€ —пиридонова ’олмогорца вписан в синодик 2-й пол. XVII в. —пасского  озьеручьевского Ќовоприлуцкого монастыр€ (ќ– ЅјЌ. ƒ-396. Ћ. 79об) (Ѕулкин, ќвс€нников 1986).

 

Ѕиблиографи€:

јкты ’олмогорской и ”стюжской епархий 1890–1908. „.2. —тлб.989–993; ѕокровский 1895–1898: 136; јрхангельские ≈¬. 1896. є3:78; Ѕрюсова¬.√. —емен —пиридонов ’олмогорец†— изограф XVIIвека (1642–1695годы):   вопросу о холмогорско-устюжской школе живописи// ≈жегодник »нститута истории искусств. 1960; ћерзон, “ихомиров 1960:489; јрхитектура и живопись. ћ., 1961:270; ћильчикћ.». јрхитектурный ансамбль —оловецкого монастыр€ в пам€тниках древнерусской живописи// јрхитектурно-художественные пам€тники —оловецких островов. ћ., 1980:254. ѕрим.32; Ѕрюсова 1984:325–326; Ѕулкин¬.ј., ќвс€нниковќ.¬. Ќовые данные о каменном строительстве второй половины XVIIв. в окрестност€х ’олмогор// ѕ Ќќ. 1984. Ћ., 1986:541;  ольцова 1998:47–48; ћальцевы 1998:109–110.