—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ј“”Ќ≈÷ ј–“≈ћ»… ѕ≈“–ќ¬ (уп. 1679Ц1688)

-

суд€ по прозвищу, уроженец поволжского села  атунки (близ √ородца). ”поминани€ о его работах и сохранившиес€ произведени€ св€заны с костромским и нижегородским ѕоволжьем, а также с —уздалем.

  ормовой иконописец јртемий ѕетров с 18 феврал€ по 30 марта 1678 г. в составе большой группы иконописцев принимал участие в иллюстрировании напрестольного Ѕольшого евангели€ дл€ собора —паса Ќерукотворного в ћосковском  ремле. ¬ документах его называют нижегородцем, который «сыскан на ћоскве» 18 феврал€. ќн получает довольно большой поденный корм -  15 копеек (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 1874. Ћ. 8) (Ѕел€ков 2001).

–аботал в ћакарьевом ”нженском монастыре в годы игуменства в нем ћитрофани€ ¬оронежского (1675–1682), о чем упоминаетс€ в “ѕовести о иконе ѕресв€тые Ѕогородицы во обители преподобного ћакари€ ”нженского чудотворца”, составленной в 1-й трети XVIII в. игуменом этого монастыр€ Ћеонтием ѕавловым (—борник богослужебный ќ– –√Ѕ. ‘. 310. є 105). —огласно тексту повести, ћитрофаний спрашивал иконописца јртеми€  атунца о степени древности чтимой в монастыре чудотворной иконы Ѕогоматери ћакарьевской и предлагал ему поновить этот образ. ћастер “за недостоинство свое” отказалс€ от поновлени€ иконы, ссыла€сь на ее чрезвычайную древность и благодатность (“арасенко 1993).

¬ “роицком соборе монастыр€ в местном р€ду иконостаса в начале XX столети€ находилось несколько икон, написанных јртемием  атунцем в 1679–1680 гг. и имевших авторские подписи: —пас ¬седержитель, ”спение, —ошествие —в. ƒуха, »оанн ѕредтеча, ћакарий ”нженский. Ќа иконе ¬седержител€ была следующа€ надпись: “7187 (1679) году писан сей образ всемилостиваго —паса в обитель преподобнаго отца ћакари€ ”нженскаго „удотворца в церковь ∆ивоначальны€ “роицы при игумене ћитрофане, писал јртемий  атунец с монахом »осифом и с прочими спотрудившимис€ его”. Ётот образ находилс€ справа от царских врат. —лева последовательно сто€ли иконы ”спени€, —ошестви€ —в. ƒуха и »оанна ѕредтечи. Ќа них были надписи: “7187 (1679) года писан сей образ ”спени€ ѕресв€ты€ Ѕогородицы в обители преподобнаго отца ћакари€ на ”нже, то€ж обители в церковь соборную ∆ивоночальные “роицы при игумене ћитрофане. ѕисал јртемий  атунец”; “7188 (1680) года писан сей образ —ошестви€ —в€таго ƒуха во обители преподобнаго отца ћакари€, €же есть на ”нже в соборную церковь ∆ивоначальные “роицы при игумене ћитрофане. ѕисал јртемий  атунец”; “7188 (1680) году писан сий образ —в€таго »оанна ѕредтечи во обители ѕреподобнаго отца ћакари€, €же есть на ”нже, то€ж обители в церковь ∆ивоначальной “роицы при игумене ћитрофане. ѕисал јртемий  атунец”.

 »кона ћакари€ ”нженского, суд€ по авторской подписи, первоначально находилась в другом монастырском храме, во им€ преп. ћакари€, и была перенесена в “роицкий собор позднее: “7188 (1680) писан сей образ преподобнаго отца нашего ћакари€ ∆елтоводскаго и ”нженскаго чудотворца в его обители ”нженской и в церковь его при игумене ћитрофане. ѕисал јртемий  атунец” (÷еркви  остромской епархии 1909).

¬ 1679 г. им по заказу ¬асили€ ‘едорова  ривцова была написана икона —пас на престоле (—пас цар€ ћануила) дл€ “роицкого собора в √ородце, на которой была следующа€ надпись: “Ћета 7187 года иуни€ в 3 день писан сей образ ¬семилостиваго —паса, зовомый злата€ риза, по обещанию городчанина ¬асили€ ‘едорова сына рекомаго  ривцова в √ородец, к церкви ѕресв€ты€ ∆ивоначальны€ “роицы и се€ церкви служащим иереом пом€нути ¬асильева отца убиеннаго ‘едора. ѕисал св€тую икону  атунец јртемий” (”спенский 1913–1916. “. 4).

 ¬ 80-х гг. XVII в. писал иконы дл€ суздальских храмов. ƒл€ местного р€да –ождественского собора им была написана икона Ѕогоматерь на престоле редкой иконографии — парна€ —пасу ¬еликому јрхиерею √еорги€ “ерентьева «иновьева. ѕо заказу суздальского митрополита »ллариона им вместе с »ваном ѕетровым –ефуситским, ‘лором Ћуховл€нином и учениками ƒимитрием, ¬асилием, »льею, √ригорием и јлексеем был выполнен иконостас дл€ собора ѕокровского монастыр€ (см. текст авторской подписи на є 1 списка сохранившихс€ произведений). ’от€ в надписи на иконе Ѕогоматери указано только отчество мастера (ѕетров) без указани€ прозвища, происхождение обеих сохранившихс€ икон из —уздал€, общность заказа и сравнительно редкое им€ автора дают возможность утверждать, что јртемий ѕетров и јртемий  атунец — одно лицо.

—охранившиес€ произведени€:

1. јртемий  атунец, »ван –ефусицкий, ‘лор Ћуховл€нин. —пас ¬седержитель на престоле. 1686 г. ¬—’ћ. »нв. ¬-6300/178. 180х144,5 см. ѕроисходит из иконостаса собора ѕокровского монастыр€ в —уздале. ѕост. ¬ музей в 1920-е гг. –еставрирована в 1970 г. в √Ќѕѕ «¬ладимирспецреставраци€». ј.Ќ.Ќекрасовым.

Ќадпись в нижних углах иконы: “Ћета 7194 (1686) писан сий образ господа ¬седержител€ с ним же проча€ образы, деисусы, местны€ и царски€ двери  в —уждале [в ѕо]кровский девичь монастырь, в соборную церковь. “щанием и прирадением боголюбиваго первопрестолника господина преосв€щеннаго »лариона митрополита —уждалск[а]го, и ёриевскаго. ѕри игумении ћарфе, €же о сем строении усердие им€ше. ѕисали: јртемий  арунец (!), »оанн –ефуситский, ‘лор Ћуховл€н[ин], с прочими: ƒимитрием, ¬асилием, »лиею, √ригорием, јлексием. ѕри сем наших трудех молим о √осподе вас зр€щи св€ты€ си€ образы и просим да пом€н[ете] во св€тых ваших молитвах, о нас недостойных о отпущении грехов”. (надпись поновлена).

2. Ѕогоматерь с младенцем на престоле. 1688 г. ¬—’ћ. »нв.¬-6300/2775-5. 214х142 см. ѕроисходит из –ождественского собора в —уздале. ѕост. в музей в 1920-е гг. ¬ насто€щее врем€ в местном р€ду  иконостаса –ождественского собора.

Ќадпись белилами в нижних углах иконы: “Ћета 7196 (1688) ианнуари€ в 4 день писан повелением и благословением преосв€щеннаго »лариона митрополита —уждалскаго и ёриевскаго \\  ѕисал: јртемий ѕетров”. (»коны ¬ладимира 2006: кат. 91).

 

ѕриписываемые произведени€:

 јртемий  атунец, »ван –ефусицкий. ‘лор  Ћуховл€нин. Ѕогоматерь »спанска€. 1686 г. ¬—’ћ. »нв. ¬-6300/179. 180х140 см.

ѕроисходит из собора ѕокровского монастыр€ в —уздале. ѕост. в музей в 1920-е гг.  –еставрирована в 1970 г. в √Ќѕѕ «¬ладимирспецреставраци€». ј.Ќ.Ќекрасовым.

јтрибуци€ ћ.ј.Ѕыковой и ј.—.ѕреображенского на основании стилевого сходства с расположенной в том же р€ду иконостаса иконой «—пас ¬седержитель на престоле» (»коны ¬ладимира 2006: кат. 93)

Ќа основании сходства стил€ и манеры письма с подписными иконами мастера ћ. —. √ладка€ приписывает ему личное письмо на иконах мучеников ‘едора “ирона, —амона,  озьмы, Ќикиты, а также письмо одежд многих икон иконостаса –ождественского собора в —уздале (√ладка€ 1996). ѕоскольку об индивидуальном стиле мастера можно судить только по одной подписной иконе, така€ атрибуци€ кажетс€ крайне рискованной. (–ед.)

»ллюстрации:

—пас ¬седержитель на престоле. 1686 г. ¬—’ћ. 180x144,5 см.Ѕогоматерь с младенцем на престоле. 1688 г. ¬—’ћ. 214x142 см.Ѕогоматерь »спанска€. 1686 г. ¬—’ћ. 180х140 см.

Ѕиблиографи€:

¬ладимирские √¬. 1853. „асть неофициальна€. є38:215; –овинский 1856:153; “ихонравов 1857:47; —обко 1893:126;  осаткин 1906:223; ÷еркви  остромской епархии по данным архива »мп. јрхеологической комиссии. —ѕб., 1909:146; ƒостоевскийћ. —уздаль. ћ., 1910:15, 22, 49; ”спенский 1913–1916. “.4:229–230; “арасенкоЋ. “ѕовесть о иконе пресв€той Ѕогородицы…”// ‘илевские чтени€. „.4. ћ., 1993:9; √ладка€ћ.—. »коностас собора –ождества Ѕогородицы города —уздал€. ¬ладимир, 1996:5, 17–20, 22–24, 26, 29, 31–33, 55, 57, 100, 112

»коны ¬ладимира 2006:  ат. 91. 92, 93.

( омашко Ќ.».).