—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

»Ќ≈Ў≈ћ÷≈¬ √”–»… Ќ» »“»Ќ (уп. 1653, ум. 1691)

-

уроженец  остромы. ќтец — Ќикита √ригорьев cын  инешемец — согласно писцовой книге  остромы 1628 г., “прожитком добре худ” (√ј —ќ. ‘. 558.  оллекци€ рукописей. ќп. 1. є 133) (Ѕрюсова 1982:253). ѕосле смерти мужа в мор 1653–1654 гг. мать иконописца —оломонида владела двором в  остроме на ћшанской улице. ¬ 1664 г. √урий Ќикитин имел лавку “на два лица” в —ол€ном р€ду, три лавки в –ыбном р€ду (–√јƒј. ‘. 1206. ƒ. 1126. Ћ. 337об, 348, 354об, 355) (Ѕрюсова 1984:316). Ѕрат √ури€ — Ћука — ремеслом “сапожный кропач”. —ведени€ о семье √ури€  инешемцева зафиксированы в дозорной книге  остромы 1664 г., котора€ включила данные несохранившейс€ переписной книги 1646 г. —емь€ проживала на Ѕрагиной улице близ Ѕого€вленского монастыр€. (¬ыдержки из дозорной книги см.: Ѕрюсова 1982:253. —м. там же выдержки из —писка с писцовой книги по г.  остроме 1628 г.) ¬  остроме проживали и два двоюродных брата Ќикиты √ригорьева  инешемцева — ‘едор и ћихаил »вановы  инешемцевы, владевшие в городе лавками в рыбном, шубном и суконном р€дах, которые затем по наследству отошли √урию Ќикитину (“ам же).

” кого √урий Ќикитин училс€ живописи — неизвестно. ¬. √. Ѕрюсова предполагает, что его учителем мог быть ¬асилий »льин, ведущий костромской мастер (Ѕрюсова 1982:28), но документов, подтверждающих это, нет.

’от€ √урий Ќикитин как иконописец впервые упоминаетс€ в 1659 г., он должен был принимать участие в работе костромских иконописцев в 1650-е гг., иначе он не мог бы получить в 1660 г. аттестацию иконописца 1-й статьи (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 6. є 7001) (Ѕрюсова 1982:25). ѕоэтому ему приписывают участие в целом р€де стенописных работ.

—ведени€ об одной из наиболее ранних работ мастера содержатс€ в записках известного костромского иконописца XVIII в. ¬асили€ Ќикитина ¬ощина (составлены в 1745 г.). ѕо заказу отца ¬асили€, также иконописца Ќикиты ћакарова, √урий Ќикитин написал киот дл€ семейной реликвии заказчика — иконы Ѕогоматери  азанской (Ћествицын 1882:229).  иот был найден в фондах  остромского музе€-заповедника ¬. √. Ѕрюсовой и датирован ею промежутком времени между 1656 и 1662 гг. (Ѕрюсова 1982:28–29).

ѕо упоминанию в литературе известна икона Ѕогоматери ‘едоровской, находивша€с€ в Ѕогоотцоовской церкви в  остроме. Ќа ее окладе имелась надпись, согласно которой икона была написана √урием Ќикитиным 10 марта 1659 г. (Ћукомские 1913:264 и прим. к с. 50, воспроизведение — с. 50, 112).

ѕервое упоминание мастера в официальных документах ќружейной палаты относитс€ к 10 сент€бр€ 1659 г. ќтосланный из ћосквы в  острому из-за болезни ног мастер ≈мель€н ѕушкарев назвал √ури€ Ќикитина среди имеющихс€ в  остроме иконописцев нар€ду с ¬авилой —еменовым, »ваном ќсиповым, —илой —авельевым, „удова монастыр€ јндреем ћакаровым с братом, якимом «ажарским из села Ўуньги («абелин 1850:23).

»м€ √ури€ Ќикитина фигурировало среди п€тнадцати человек костромичей, посланных в ћоскву 12 ма€ 1660 г. дл€ росписи јрхангельского собора (”спенский 1913–1916. “. 3:176–177). ¬ мае-июне он работал над стенописью јрхангельского собора (“ам же:161; ”спенский 1910:136). «атем, когда работы были приостановлены, вместе с другими костромичами с 24 июн€ по 5 августа он писал знамена по тафтам, с ними же подписал поданную царю челобитную о низкой оплате этих работ (”спенский 1913–1916. “. 3:169–171).

¬ августе 1660 г. под руководством »вана ‘илатьева «починивал стены» в ”спенском соборе. (–√јƒј. ‘.  396. ќп. 1. „. 6. є 7001. Ћ.12). –Ў.—..

¬ 1661 г. (до ма€) √урий Ќикитин вместе с »ваном ¬ладимировым, »ваном ‘илатьевым, ‘едором “имофеевым, —еменом ѕавловым и —ергеем –ожковым писал две иконы дл€ царевны »рины ћихайловны (очевидно, дл€ ее домового храма) — местные образы —паса Ќерукотворного с двенадцатью клеймами и ѕокров (высотой в два аршина) (”спенский 1913–1916. “. 3:241). ѕосле 1 ма€ им же было велено писать киот — во главе —трасти, на створах — триодные праздники, ≈вангелие и ¬оскресение (“ам же).

¬ 1662 г. —авва, будущий келарь московского „удова монастыр€, будучи в ѕереславле-«алесском, нан€л за 300 руб. дл€ росписи “роицкого собора ƒанилова монастыр€ костромичей √ури€ Ќикитина, —илу —авина, Ћеонти€ ≈мель€нова (ѕушкарева), √ригори€ √ригорьева (ѕопова) и —емена ѕавлова. ћастера успели расписать лишь главу и своды, затем были вызваны в ћоскву дл€ росписи јрхангельского собора, работа прервалась вплоть до 1668 г. («абелин 1850:99).

¬ начале апрел€ 1664 г. √урий Ќикитин принимал участие в росписи государевой комнаты, золотой и передней палат и крыльца (”спенский 1913–1916. “. 3:287). ¬ том же году писал иконы дл€ иконостаса в церковь ≈вдокии (”спенский 1910:136).

¬ отличие от многих костромичей, вызывавшихс€ в 1660 г. на роспись јрхангельского собора, √урий Ќикитин не осел в ћоскве и продолжал до конца жизни жить в  остроме, периодически приезжа€ по вызовам в ћоскву. ¬ мае 1666 г. он вновь прибывает туда в св€зи с возобновлением работ по стенописи этого собора («абелин 1850:63; ”спенский 1913–1916. “. 3:334). ¬ это врем€ он проходит по 1-й статье среди городовых мастеров («абелин 1850:67). ѕо окончании росписи јрхангельского собора он был послан в ”спенский собор дл€ починки стенописью западных дверей, а затем, 21 июл€, — в ќружейную палату (“ам же:66, 70).

¬ 1667 г. √урий Ќикитин писал дл€ царицы ћарии »льиничны “складни кипарисные, мерою в два вершка, а на них в среднем — образ ѕречисты€ Ѕогородицы  азанские, с правую сторону — образ Ќикола€ „удотворца «арайскаго, по левую — св€тых јгрипены да ≈вдокии” (—тлб. є 645 175 г.) (”спенский 1910:136).

¬ декабре того же года 46 городовых иконописцев, в том числе √урий Ќикитин, были пожалованы за стенописные работы в јрхангельском соборе сукном («абелин 1850:88).

¬ јрхангельском соборе, где √урий Ќикитин работал с перерывами с 1660 по 1668 г., ему, по мнению ¬. √. Ѕрюсовой, принадлежат отдельные фигуры мучеников на столбах и некоторые части композиции —трашного —уда (Ѕрюсова 1982:47). ѕо некоторым предположени€м, в 1667 г. бригада √ури€ Ќикитина расписывает собор Ѕого€влени€ в  остроме, хот€ и не полностью: какие-то работы производились в 1672 г. до 8 июл€, а с июл€ по 3 сент€бр€ совершено стенное письмо на паперт€х и крыльцах. »мен иконописцев летопись не указывает, однако ». ¬. Ѕаженов сообщает, ссыла€сь на сведени€ из несохранившейс€ рукописи, что храм расписан √урием Ќикитиным и —илой —авиным (Ѕаженов 1902). ѕо мнению ¬. √. Ѕрюсовой, стиль фресок подтверждает это сообщение, однако выделение руки √ури€ Ќикитина осложнено тем, что в росписи были сохранены некоторые композиции и фрагменты предшествующих росписей XVI в. ћанера √ури€ Ќикитина видна на некоторых фигурах на столбах (Ѕрюсова 1982:73–79).

¬ €нваре 1668 г. царь указал √урию Ќикитину с товарищами написать в  остроме дл€ антиохийского патриарха ћакари€ две большие иконы — —паса с двенадцатью праздниками и страст€ми и Ѕогоматерь ќдигитрию с јкафистом, “с великим тщанием, добрым мастерством, с великим поспешеньем”. –азмер икон 1 арш. 6 вер. на 1 арш. 2 вер. «аказу придавалось важное значение: к его исполнению привлекались только иконописцы 1-й статьи [—ила —авельев (—авин), √ригорий ѕопов, ѕетр јверкиев ƒунаев, Ћеонтий ѕушкарицын (ѕушкарев) (”спенский 1913–1916. “. 1:84)], царь предупреждал костромского воеводу: “ј ты б еси иконописцу √уру ћикитину сказал, буде он то дело учнет строить не с прилежанием или неумеющих иконописцов к тому делу, льгот€ себе, допустит и напишет те иконы средним мастерством; и то все, что на то дело изойдет, доправ€т на нем, да ему ж быть в наказаньи”.

¬ апреле иконы были готовы, но потребовалась еще обмен€тьс€ письмами воеводе с царем, чтобы решить вопрос о том, пробеливать иконы красками или золотом. ¬елено было представить иконы к 11 ма€. 5 июн€ иконы были переданы из ќружейной палаты в царские хоромы, а затем ћакарию, ¬селенскому ѕатриарху (”спенский 1910:136; «абелин 1850:92–95). 28 апрел€ иконописцы обратились к царю с челобитной по поводу выдачи денег и корма за эти работы (”спенский 1913–1916. “. 4:423).

ѕо челобитью заказчика росписей в “роицком ƒанилове монастыре —аввы 11 ма€ 1668 г. последовал царский указ об отсылке √ури€ Ќикитина с товарищами из  остромы в ѕереславль-«алесский дл€ завершени€ стенописи собора, однако уже 20 июн€ мастеров из ѕереславл€ вновь вызывают в ћоскву в св€зи с началом работ по росписи и письму икон в церкви √ригори€ Ќеоскесарийского («абелин 1850:96, 99, 101). ¬ отписке келар€ ƒанилова монатыр€ »акова говоритс€, что “иконописец √урей Ќикитин поехал к ћоскве в „удов монастырь к келарю старцу —аве, спрашивалс€ о стенном письме и ныне к нам не бывал”. Ќа этом основании некоторые авторы считают, что роспись была закончена другими иконописцами, но, по мнению ¬. √. Ѕрюсовой, стиль говорит об авторстве √ури€ Ќикитина (Ѕрюсова 1982:59). ≈му автор приписывает сцены на сводах, особенно Ѕлаговещение, а также ¬ознесение, –ождество богородицы, в алтаре композиции ∆ертвенный агнец, ќмовение ног и некоторые другие. –абота была закончена в 1668 г. (Ѕрюсова 1982:49). ќднако не совсем пон€тно, когда могла быть закончена эта работа, если летом 1668 г. √урий Ќикитин с товарищами расписывал московскую церковь √ригори€ Ќеокесарийского и писал туда местные иконы (”спенский 1913–1916. “. 1:167–178; “. 4. “абл. XI–XIV). —тенописи не сохранились, до нас дошли иконы, из которых четыре раскрыты из-под записей. Ёто иконы большого размера с большим количеством клейм и сцен: —имвол веры, и ќтче наш (√–ћ), ƒев€ть заповедей блаженства (√»ћ), ≈динородный сын (√“√). ѕо мнению ¬. √. Ѕрюсовой, наиболее близкими по манере письма √урию Ќикитину €вл€ютс€ отдельные клейма иконы —имвол веры (Ѕрюсова 1982:49).

¬есной 1669 г. √урий Ќикитин написал, по заказу посадского человека “олчковской слободы ярославл€ »вана ѕлешкова, образ ‘едоровской Ѕогоматери, “мерою и подобием” чудотворного образа XIII в. »кону привезли в ярославль в лодке плем€нники √ури€, здесь ее отнесли крестным ходом в церковь и поставили справа от царских врат. ѕеренесение иконы сопровождалось чудесами исцелений. ќб этих событи€х сообщает “ѕовесть о построении Ќиколо-ѕенской и ‘едоровской церквей”. ѕовесть представл€ет собой летописец €рославской церкви Ќиколы на ѕенье (зимней) и ‘едоровской (летней), составленный по запис€м очевидцев и воспоминани€м (ѕовесть о начале 1873:9).

√урий Ќикитин здесь назван √урием Ќикифоровым — очевидна€ ошибка). «аказчик иконы — известный оппонент »осифа ¬ладимирова, о котором »осиф упоминает в своем “ѕослании некоего изуграфа” (Ѕрюсова 1982:80). »кона √ури€ Ќикитина не сохранилась, но известны другие написанные им списки ‘едоровской Ѕогоматери (Ћукомские 1913). ¬ “ѕовести” √урий Ќикитин охарактеризован как “иконописец искусный… €ко муж благочестив и бо€йс€ бога, жительству€й в девстве даже до кончины своей”. ќн пишет икону во врем€ ¬еликого поста, перед началом работы “воздержас€ от брашен, исповеда€с€ грехов своих, св€тых тайн причастис€”.

—уд€ по тексту описи костромского »грицкого монастыр€, составленной 20 июн€ 1669 г., в Ќикольской церкви обители находилс€ “образ —пасов, Ќерукотворенный, осмилистовой. —троение √ури€ иконописца” (¬иноградов 1915:12).

¬ марте 1670 г., когда в ћоскву дл€ письма икон вызывались мастера, писавшие ранее иконы в кремлевскую церковь —паса Ќерукотворного, и за √урием Ќикитиным с товарищами в  острому был прислан пристав, мастера там не было («абелин 1850:116; ”спенский 1913–1916. “. 4:449–451). ѕо отписке воеводы, √урий съехал неизвестно куда (“ам же). Ћетом этого года мастер был в –остове, где костромские иконописцы во главе с √урием Ќикитиным и €рославцы расписывали по заказу ростовского митрополита »оны ”спенский собор в –остове.

¬ этом же году √урий Ќикитин был в ћоскве у письма местных икон в придворную церковь —паса Ќерукотворного (—тлб. є 204 178 г.) (”спенский 1910:137).

¬ св€зи с произошедшим 12 июн€ 1670 г. пожаром во вновь расписанном ”спенском соборе в –остове митрополит »она в феврале следующего 1671 г. обратилс€ к царю с челобитной о присылке к нему тех же мастеров дл€ возобновлени€ погибшей росписи (”спенский 1913–1916. “. 4:467–468). “огда же по царской грамоте мастера были высланы в –остов («абелин 1850:121). ¬ 1670–1671 гг. в работе принимала участие больша€ артель костромских и €рославских иконописцев — около 30 человек. Ќаличие записей и плоха€ сохранность росписей не позвол€ют выделить руку √ури€ Ќикитина.

¬о врем€ работы над стенописью в –остове зан€тые там костромские и €рославские мастера параллельно писали также иконы по царским заказам дл€ отсылки в ћоскву.

¬ 1671 г. √урий Ќикитин вместе с —илой —авиновым (—авиным) написал иконы на двойных цках дл€ отсылки царю во дворец — “ѕохвалы Ѕогородицы — полное, Ќеделю всех св€тых” и —обор Ѕогоматери (—тлб. є 202 179 г.).

«десь же был у стенного и иконописного письма и в следующем году.

¬месте со своими земл€ками написал дл€ отсылки к царю во дворец иконы на двойных цках: “1) ќбраз знамени€ ѕрес€той Ѕогородицы в чудесех, как было в Ќовгороде; 2) Ћазарево возстание; 3) ¬ход во »ерусалим; 4) —шествие —в€таго ƒуха; 5) Ќедел€ св€тых отец; 6) –асп€тие √оспода »исуса ’риста; 7) ќ разслабленном” (—тлб. є 30 180 г.) (”спенский 1910:137).

—уществует предположение, что в 1672 г. √урий Ќикитин заканчивает роспись собора Ѕого€влени€ в  остроме (Ѕаженов 1895).

¬ первую неделю ¬еликого поста 1673 г. √урий Ќикитин с п€тью другими иконописцами выехал из  остромы (”спенский 1910:137), поэтому его не было среди тех костромичей, которые 19 феврал€ по царской грамоте были срочно вызваны в ћоскву («абелин 1894. ¬ып. 2:114). ћожно предположить, что его отъезд был св€зан с росписью какого-то храма.

¬ 1673 г., как предполагает ¬. √. Ѕрюсова, √урий Ќикитин поновл€л древнюю икону ‘едоровской Ѕогоматери в  остроме (Ѕрюсова 1982:144).

¬ декабре 1673 г. костромскому воеводе был прислан царский указ: “¬ нынешнем во 182-м году декабр€ в де[нь], по нашему великаго государ€ указу, послан на  острому из стрелецкаго указу подь€чий ‘едор ¬асильев, а с ним цка иконна€ да образец на бумаге назнам€нено. » как к вам с€ наша великаго осудар€ грамота придет, а подь€чий… к вам приедет, и вы-б тот образец и цку велели у него прин€ть и, тогож часа сыскали костромских иконописцев √ури€ Ќикитина с товарыщи, и велели на той цке писать против образца генвар€ к 30-му или феврал€ к 10-му числу нынешн€го 182-го году самым тщательным добрым письмом… ј как те иконописцы… на той цке против образца напишут, и вы-б прислала тое икону и образец к нам великому государю” (—тлб. 182 г. є 138) (”спенский 1913–1916. “. 1:189). ¬. √. Ѕрюсова предполагает, что речь идет об иконе с изображением —едьмого вселенского собора, котора€ находитс€ в насто€щее врем€ в —моленском соборе Ќоводевичьего монастыр€ (Ѕрюсова 1982:109–110, 256).

¬еро€тно, бригада √ури€ Ќикитина около 1675 г. расписала церковь ¬оскресени€ в –остове, хот€ документальные сведени€ об этом отсутствуют. »з сохранившихс€ росписей ¬. √. Ѕрюсова приписывает √урию Ќикитину композиции ”верение ‘омы, —оществие св. ƒуха и ¬ознесение на сводах, некоторые сцены в алтаре: Ѕогоматерь  ипрска€, –асп€тие, —емь таинств, ’ристос в рост (Ѕрюсова 1982:90–106).

¬ июле 1675 г. костромские иконописцы во главе с √урием Ќикитиным просили об освобождении их от городских повинностей, а в мае следующего 1676 г. они были пожалованы отменой т€гла и переводом на оброк, а также получили исключительное право торговли иконами в  остроме («абелин 1894. ¬ып. 2:122, 124).

¬ том же году √урий Ќикитин во главе большой группы костромских иконописцев пожалован царем: “ƒл€ почести воображени€ св€тых икон и дл€ их многие работы и московские волокиты т€гла с них имать не велели, а платить им т€гло оброком по 6 алт. по 4 денги да поворотных денег по 1 алт. с двора на год дл€ московских и городовых иконописных и стенных писем” (ќѕ» √»ћ. ‘. 444 ». ≈. «абелина. ƒ. 248. ¬ыписки из документов ќружейной палаты. Ћ. 311, 311об) (Ѕрюсова 1984:316).

 ѕо не вполне надежным извести€м, в следующем 1676 г. √урий Ќикитин и ¬асилий »льин расписали  рестовоздвиженский собор в –оманове-Ѕорисоглебске.  леймо с именами иконописцев читали в XIX в. брать€ √. и Ќ. „ернецовы, о чем сообщаетс€ в отчете о поездке в –оманов в 1875 г. €рославского архиепископа (Ѕрюсова 1982:43 и прим. 13 на с. 237). ‘рески сохранились, но мало изучены.

¬ окт€бре 1676 г. костромичи с √урием Ќикитиным писали деисусные и праздничные иконы, выполн€ли стенописные работы в дворцовую церковь —паса Ќерукотворного. ¬ написании праздничных икон принимали участие костромичи: —ила —авин, ¬асилий ќсипов, »ван ќсипов ( остромитин), ¬асилий  озьмин, ѕетр јверкиев (ƒунаев), јртемий “имофеев, ћарк Ќазарьев и €рославцы во главе с ¬асилием јнаньиным («абелин 1894. ¬ып. 2:126; ”спенский 1910:137).

¬ августе 1677 г. семь костромских мастеров во главе с √урием Ќикитиным были вызваны в ћоскву и привлечены к работам по созданию лицевого ≈вангели€ дл€ дворцовой церкви —паса Ќерукотворного. ¬ этой работе принимали участие до 20 иконописцев и живописцев, выполнивших 1200 миниатюр ( алишевич 1961:402–403).

–аботал с 17 окт€бр€ 1677 г. по 28 €нвар€ 1678 г. ѕолучал 15 копеек поденного корма. ѕо окончанииполучил «сукно гамбургское» ( –√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 1874. Ћ. 2-3) (Ѕел€ков 2001).

¬ 1678 г. —имон ”шаков и другие жалованные иконописцы прос€т цар€ назначить иконописца на место умершего Ќикиты ѕавловца. »з всех иконописцев, которые “иконное письмо пишут самым добрым мастерством”, достойными посчитали двух: “костромитин √урей Ќикитин да —емен —пиридонов (’олмогорец) мастерством своим против Ќикиты ѕавловца стоит” (—тлб. є 553 186 г.) (”спенский 1910:137, 260–261). —м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 12. —тлб. 17477. Ћ. 1–4 (Ѕрюсова 1982:256–257).

— 17 июн€ по 8 сент€бр€ 1680 г. √урий Ќикитин вместе с большой группой костромских и €рославских иконописцев расписывает церковь »льи пророка в ярославле. ќб этом сообщает надпись на западной и южной стенах храма: “ј зачата си€ св€та€ церковь стенным писанием в лето 7188 (1680) июн€ в 17 день… ј совершис€ си€ св€та€ церковь в 189 году сент€бр€ в 8 день (1680 г., по сент€брьскому летоисчислению) трудившиис€ о Ѕозе изографы града  остромы: √урий Ќикитин, —ила —авин, да €рославец ƒимитрий —еменов, ¬асилей  озмин, јртемий “имофеев, ѕетр јверкиев, ћарк Ќазарьев, ¬асилий ћиронов, ‘ома ≈рмилов, “имофей ‘едотов, »ван ѕетров, »ван јндре€нов, »ван »ванов, ‘илипп јндре€нов, —тепан ѕавлов” (Ѕрюсова 1982:148).

¬. √. Ѕрюсова, основыва€сь на том, что им€ умершей в 1682 г. ”литы внесено в поминальный список создателей храма на стене алтар€, полагает, что работы продолжались и в 1681–1682 гг. (Ѕрюсова 1982:148). ќднако в летописи однозначно указан 1680 г. как год выполнени€ росписей.

 —реди специалистов существуют разногласи€ по вопросу атрибуции отдельных €русов росписи.  —м. ѕервухин 1915:47; —услов, „ураков 1960:210; Ѕрюсова 1982:164–165, 100.

¬ 1682 (1687–?) г. была осв€щена церковь ‘едоровской Ѕогоматери в ярославле (холодный храм при церкви Ќиколы на ѕенье), в местном р€ду иконостаса которой была поставлена икона ¬седержител€ письма √ури€ Ќикитина (ѕовесть 1873:15).

 ак предполагает ¬. √. Ѕрюсова, в феврале 1682 г. √урий Ќикитин пишет икону ¬оскресение дл€ “роицкого собора »патьевского монастыр€ (Ѕрюсова 1982:133–134).

 ќб украшении  “роицкого собора »патьевского монастыр€ в  остроме  в 1684 г.  говорит летопись, расположенна€ на стенах собора: “Ѕога всеблагого в “роице славимого… церковь си€ тезоименна€ изографством подписанна€ в лето от сотворени€ мира 7193-го, а аще по плоти Ѕога —лова 1684-го сентември€ в 4-й день… ј за труды мастером и вс€кое исполнение церковное (к) тому делу иждивное все из монастырски€ казны платили во славу —в€тые “роицы ќтца и —ына и —в€таго ƒуха всем же изографное воображение в духовное наслаждение в вечные веки аминь”. ¬ другой надписи, помещенной на южной стене в круглом клейме, перечислены имена 19 иконописцев во главе с √урием Ќикитиным: ““рудившийс€ сию св€тую церковь зографы града  остромы сии суть имена: √урий Ќикитин. —ила —авин. ¬асилей ќсипов. ¬асилей  озмин. јртемей “имофеев. ѕетр јверкиев. √ригорей √ригорьев. ћарко Ќазарьев. ¬асилей ћиронов. ‘ома ≈рмилов. ‘илипп јндре€нов. ≈фрем  арпов. ћакарей »ванов. ¬асилей ¬асильев. Ћука ћарков. √авриил —еменов. ¬асилей Ќикитин. ‘едор Ћи[пин]. ‘едор [Ћогинов]” (”спенский 1913–1916. “. 4:167).  онец надписи дополнен ¬. √. Ѕрюсовой.

Ќачата€ ок. 1652–1653 г. роспись паперти была приостановлена, веро€тно, из-за морового поветри€. јртель √ури€ Ќикитина в 1684 г. расписала главный храм с приделом ‘илиппа и »пати€ (в дь€коннике) и наружные закомары (Ѕрюсова 1982:100 см. также: ѕереписна€ книга церковной утвари  остромского “роицкого »патьевского монастыр€. –√јƒј. ‘. 237. ќп. 1. „. 1б. є 34. Ћ. 301). ¬ том же году костромска€ артель подр€дилась расписать собор Ќовоспасского монастыр€ в ћоскве. ќстаетс€, однако, не€сным, подр€дилс€ ли лично √урий Ќикитин, поскольку позднее он этот факт отрицал (документы об этом см.: Ѕрюсова 1982:257–260). –аботы начаты не были.

ѕо сведени€м, не подтвержденным письменными источниками, но вполне веро€тным, √урий Ќикитин расписал в 1686 г. —офийский собор “обольска (Ѕрюсова 1982:207).

 ¬ 1686 г. √урий Ќикитин пишет икону ¬седержитель на престоле дл€ ‘едоровской церкви в ярославле. »кона упоминаетс€ в “ѕовести о построении Ќиколо-ѕенской и ‘едоровской церквей”.  ¬ том же году он написал дл€ Ќикольской церкви  остромы напрестольный крест. ¬последствии крест находилс€ в ѕетропавловской церкви, был издан Ќ. ¬. ѕокровским, который приводит надпись: “Ћета 7194 (1686) июн€ в 30 день состроис€ сей св€тейший крест во славу божию на  остроме во храм „удотворца Ќикола€, иже у дес€тильничь€го двора, при пресвитере ƒмитрии √еоргиеве, пода€нием зографа √урь€ Ќикитина и инех приходских людей и верующих, во спасение душ своих. јминь” (ѕокровский 1909. “абл. XXXI). ѕо сведению ¬. √. Ѕрюсовой, в 1969 г. крест находилс€ в фондах  остромского музе€. ≈го современное местонахождение неизвестно (Ѕрюсова 1982:126 и прим. 9 на с. 245).

ќколо 1688 г. √урий Ќикитин написал дл€ Ќикольской церкви »грицкого монастыр€ икону —пас Ќерукотворный. ¬ описи монастырских храмов икона названа “образ —пасов, Ќерукотворный, строение √ури€ Ќикитина иконописца”. ¬ феврале 1689 г. он же поновл€л в том же монастыре образ чудотворной »грицкой Ѕогоматери (¬иноградов 1915; Ѕрюсова 1982).

1680-ми гг. датируютс€ иконы дл€ церкви »оанна Ѕогослова в »патьевской слободе  остромы и ¬седержитель, с предсто€щими архангелом и ‘едором —тратилатом из церкви ¬оскресени€ на ƒебре в  остроме. Ёти произведени€ предположительно приписывает √урию Ќикитину ¬. √. Ѕрюсова (Ѕрюсова 1982:131–132).

ѕоследн€€ известна€ работа √ури€ Ќикитина — стенопись собора —пасо-≈вфимьева монастыр€ в —уздале. ¬. √. Ѕрюсовой удалось найти документы 1689 г., которые подтверждают участие √ури€ Ќикитина в этой работе (Ѕрюсова 1982:105, 207–217 и прил. 8 на с. 257–260). «десь говоритс€ о споре за иконописцев между архимандритом Ќовоспасского монастыр€ в ћоскве »гнатием и архимандритом суздальского —пасо-≈вфимьева монастыр€ “ихоном. ¬ы€сн€етс€, что еще в 1686 г. Ќовоспасский монастырь подр€дил костромских иконописцев “¬асиль€ ќсипова с товарыщи” подписать собор. — тех пор √урий Ќикитин, —ила —авин и другие иконописцы в монастыре не бывали, там работают только 15 иконописцев во главе с ¬асилием ќсиповым и ¬асилием  озминым. »гумен —пасского монастыр€ требует присылки к нему бригады √ури€ Ќикитина, всего 10 человек, которые работают в —пасо-≈вфимьевом монастыре, чтобы срочно “в стопе и во олтаре подписать”. ќднако √урий Ќикитин и его товарищи дали подписку костромскому воеводе в том, что они не подр€жались работать в Ќовоспасском монастыре, а подр€жались ¬асилий ќсипов и другие, уже работающие там. ƒело осложнилось тем, что подлинных подр€дных записей в ќружейной палате не оказалось. Ќеизвестно, чем закончилс€ этот спор.

 —уд€ по перечню мастеров в летописи на стенах собора Ќовоспасского монастыр€, —ила —авин присоединилс€ к этой артели в конце работ (его им€ указано последним, что неожиданно дл€ мастера такого статуса).  (этот абзац перенесен из текста, расположенного выше)

–аботы √ури€ Ќикитина после 1689 г. неизвестны. ¬. √. Ѕрюсова находит сходство с манерой этого мастера в некоторых композици€х на сводах и в алтаре стенописи 1691 г. церкви Ѕого€влени€ в ярославле и высказывает на этом основании предположение, что костромские мастера начали там работу, но не закончили ввиду смерти √ури€ (Ѕрюсова 1982:217). —лучайна€ запись сообщает год смерти √ури€ Ќикитина — заметка в Ћандратской книге 1709 г.: “ƒвор пуст иконописца √урь€ Ќикитина, он умре во 199 (1691) году, был бездетен” (“ам же). —огласно другому источнику, √урий Ќикитин никогда не был женат: “€ко муж благочестив и бо€йс€ бога, жительству€й в девстве даже до коончины своей” (ѕовесть 1873:9).

¬ качестве ученика √ури€ Ќикитина в документах за 1670 г. упоминаетс€ некий ¬асилий («абелин 1850:115–116). ќчевидно, это ¬асилий ћиронов, принимавший в 1680 г. участие в роспис€х церкви »льи ѕророка в ярославле, а в 1685 г. — “роицкого собора »патьевского монастыр€.

 

 ( омашко Ќ. ».)

—охранившиес€ произведени€:

1.   –оспись јрхангельского собора в ћоскве. 1660–1666 гг.

2.   –оспись ”спенского собора в –остове

3. ќформлении лицевого ≈вангели€ из церкви —паса Ќерукотворного за золотой решеткой. 1678 г.

4. –оспись церкви »льи ѕророка в ярославле. 1680 г.

5. –оспись “роицкого собора »патьевского монастыр€ в  остроме. 1684 г.

6. –оспись —пасского собора —пасо-≈вфимиева монастыр€ в —уздале. 1689 г.

—охранившиес€ индивидуальные произведени€:

1.    »кона —пас ¬седержитель на престоле. 1686 г. яћ«. »нв. 20790, » -5. 180х127 см. »з местного р€да иконостаса ‘едоровской церкви в ярославле. –еставрирована “.—.—мирновой (ярославска€ —Ќ–ѕћ) в 1979 г.

јтрибуци€ основана на свидетельстве ѕовести о построении Ќиколо-ѕенской церкви (Ѕрюсова 1982:116–126).

2.    »кона “роица ¬етхозаветна€. 1690 г. —обрание ¬. ј. Ѕондаренко в ћоскве. 112,5х90 см. —о слов бывшего владельца, икона происходит с западной границы  остромской области.  ак предполагает ». Ћ. Ѕусева-ƒавыдова, храмова€ икона собора “роице-—ыпанова монастыр€. ѕо мнению —.—. атковой, не исключено происхождение пам€тника из Ѕогородице-»грицкого монастыр€.

—охранность: “ѕо стыку досок (правому) в центральной части иконы в XIX веке (?) в месте выпада грунта был подведен новый левкас (вставка левкаса сходит на нет на груди среднего ангела, наибольша€ ширина вставки в верхней части - 5, 5 см.). ѕри с овременной антикварной реставрации заново написана часть дерева, край розового здани€, часть лика и фигуры јвраама, часть левой чаши на столе”. јнтикварна€ реставраци€ проведена в 2000 г.

 Ќадпись белилами на нижнем поле уставом, с титлами и выносными буквами: “Ћета 7198 написас€ сий св€тый образ зографом √урьем Ќикитиным по обещанию подъ€чего »оанна Ќикитина”. (“» по плодам узнаетс€ древо” 2003: 341-348. јвтор статьи ».Ѕусева- ƒавыдова).

ѕриписываемые произведени€:

 ѕредполагают авторство √ури€  Ќикитина в отношении многих стенных росписей и икон. ѕочти все предположени€ высказаны —.—.„ураковым (—услов, „ураков 1960) и ¬.√.Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1982) и часто имеют характер простых догадок.  —оставитель включил в список приписываемых произведений лишь те, атрибуци€ которых  имеет некоторую историческую основу  или была аргументирована автором.

1. –оспись паперти “роицкого собора »патьевского монастыр€ в  остроме. ќк. 1650 г. јтрибуци€ —. —. „уракова (—услов, „ураков 1960:206).

2.   –оспись паперти церкви ¬оскресени€ на ƒебре в  остроме. ќк. 1651 г. јвторство √ури€ Ќикитина предполагает ¬. √. Ѕрюсова (Ѕрюсова 1982:43; Ѕрюсова 1984:76), вслед за ». ¬. Ѕаженовым (Ѕаженов 1902) и Ќ. ¬. ѕокровским (ѕокровский 1909).

3. –оспись паперти  рестовоздвиженского собора в –оманове. 1650-е гг. “радиционна€ атрибуци€, основывающа€с€ на устном упоминании о читавшейс€ в XIX в. надписи с именами мастеров (Ѕрюсова 1982:237. ѕрим. 13). ƒатировка ¬. √. Ѕрюсовой. ќна предполагает в росписи паперти  рестовоздвиженского собора в –оманово-Ѕорисоглебске (1650-е гг.) совместную работу ¬асили€ »льина, которому принадлежала главна€ роль, √ури€ Ќикитина и, возможно, —ерге€ –ожкова с товарищами. ¬ частности, √урию она приписывает композиции —пас Ќерукотворный, —ошествие —в. ƒуха и Ѕлаговещение (Ѕрюсова 1982:43).

4.  иот к иконе Ѕогоматери  азанской. —ер. XVII в.  ћ«. »нв. 7660. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1965:41–42).  Ќа необоснованность идентификации указывает Ќ.». омашко ( омашко 2002).

 5. –оспись собора Ѕого€вленского монастыр€ в  остроме. 1672 г. “радиционна€ атрибуци€, впервые высказанна€ ¬. ». Ѕаженовым (Ѕаженов 1895), но не подтвержденна€ документально ( омашко 2002).

  6. ”спение Ѕогоматери. 1680-е гг.  ћ«. »нв.  ќ  17212/16. 143 х 125 см. ѕроисходит из “роицкого —ыпанова монастыр€ в Ќерехте. ѕост. в 1963 г. –еставрирована ».ѕ.ярославцевым (ћежобластна€ —Ќ–ѕћ) в 1993 г.

јтрибуци€ Ќ.». омашко ( остромска€ икона 2004.  ат. 126).

7.   ѕраздничные иконы из церкви »льи пророка в ярославле. 1680-е гг. я’ћ. ѕроисход€т из придела ¬арлаама ’утынского, домашней молельни храмоздателей —крипиных, позднее служившей ризницей. ѕоступили в 1954 г.

–ождество Ѕогородицы. »нв. »-169. 46,0 х 38,0 см. –еставрирована √.».—мирновой (я’ћ) в 1974г.

–ождество ’ристово. »нв. »-1150. 46,0 х 38,5 см. –еставрирована ≈.ѕ.ёдиной и ‘.ј.ћодоровым (ярославский филиал √÷’–ћ) в 1954 г.

—ретение. »нв. »-1818. 46,0 х 38,5 см. –еставрирована “.¬.—елезневой ( ооператив “–еликви€” Ћенинградского отделени€ ‘онда культуры) в 1990 г.

—ошествие —в€того ƒуха. »нв. »-171. 46,0 х 38,5 см. –еставрирована ј.Ќ. л€чиной (я’ћ) в 1973 г., “.¬.—елезневой ( ооператив “–еликви€” Ћенинградского отделени€ ‘онда культуры) в 1990 г.

”спение. »нв. 1155. 46,0 х 38,0 см. –еставрирована Ћ.ƒ.–ыбцевой (я’ћ) в 1974 г.

¬оздвижение креста. »нв. »-170. 46,0 х 39,0 см.

 (1000-летие 1988.  ат. 163–165;  остромска€ икона 2004.  ат. 130).

јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой по стилю, с датой 1680-1681 гг.  (Ѕрюсова 1982:126). ѕо мнению Ќ.». омашко и ќ.Ѕ. узнецовой, иконы относ€тс€ к кругу √ури€ Ќикитина и датируютс€ 1680-ми гг. ( остромска€ икона 2004.  ат. 130).

8.   »кона  ирик и ”лита. 1680–1681 гг. яћ«. »нв. 41518, » -397. 107х90 см. »з церкви »льи пророка в ярославле.  –еставрирована ≈.ѕ.ёдиной (ярославска€ —Ќ–ѕћ) в 1981 г.

јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой по стилю (Ѕрюсова 1982:126; 1000-летие 1988.  ат. 162)

9. »кона —пас с предсто€щими и св. јглаей и ”ль€ной. 1680–1681 гг. »з церкви »льи ѕророка в ярославле

10. »кона —пас ¬седержитель. 1680е гг. ÷ерковь ¬оскресени€ на ƒебре в  остроме. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1982:131).

 11. —пас —моленский, с предсто€щими ангелом-хранителем и ‘едором —тратилатом. 1680-е гг.  острома, церковь ¬оскресени€ на ƒебре. 152х106 см.

ѕроисхождение неизвестно. –еставрирована бригадой ј.ћ.ћалафеева ( остромска€ —Ќ–ѕћ) в конце 1960-х гг. ∆ивопись раскрыта не до конца.

јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1982:131). —.—. аткова и Ќ.». омашко относ€т к кругу √ури€ Ќикитина ( остромска€ икона 2004.  ат. 136).

 12. —пас ¬еликий архиерей, с припадающими »оанном Ѕогословом и ƒмитрием —олунским. 1687 г.  ћ«. »нв. 23252/56. 144х110 см. »з церкви »оанна Ѕогослова в »патьевской слободе. ѕоступила в 1977 г. –еставрирована ј.ћ.ћалафеевым ( остромска€ —Ќ–ѕћ) в 1993 г. ѕри раскрытии оставлены фрагменты записей сер. XVIII в.

Ќадписи: “Ћета 7195 году марта в 24 день написас€ сий образ шаровным писмены ¬еликого архиере€ к церкви св€тогоь»оанна Ѕогослова что выпацкой слободе по вере и по обещанию ƒимитри€ ‘лорова сына а по прозванию «€бликова”;

“1755 году мес€ца августа 14 день поновил сий св€той образ иконописец ¬асилий Ќикитин сын ¬ощин”. ¬ насто€щее врем€ живопись ¬ощина отсутствует: счищена в процессе реставрации. —охранен только автограф.

јтрибуци€ —.—. атковой ( аткова 2001).

13.  √урий Ќикитин.  »кона Ѕогоматерь ‘едоровска€, с чудесами.  1680-е гг.  ћ«. »нв. 22675. Ќайдена —. ». ћасленицыным в подвале церкви —паса на «апрудне в  остроме в 1960 г., реставрирована Ќ. ¬. ƒунаевой в 1969 г. (ћасленицын 1977:165).  ѕост. в 1975 г.

¬. √. Ѕрюсова считает икону совместной работой √ури€ Ќикитина и ¬асили€  озьмина. (Ѕрюсова 1982:134–144). ќ.ј.–ыжова справедливо заметила, что отсутствие подписных произведений второго мастера не позвол€ет судить о его  индивидуальной манере ( остромска€ икона 2004.  ат. 125). ќбоснование атрибуции см.:  аткова —.—. »кона «Ѕогоматерь ‘едоровска€ со сказанием»: сложение иконографии клейм и стиль // –остовский јрхиерейский дом и русска€ художественна€ культура второй половины XVII века (материалы конференции 21-23 сент€бр€ 2005 г.). –остов, 2006. —. 191-206.

14. јртель √ури€ Ќикитина. Ѕогоматерь ‘едоровска€, с клеймами чудес.  . XVII в. Ќаходитс€ в верхнем храме церкви —паса на «апрудне в  остроме. –аскрыт средник (рест. Ќ.ј.¬олкова). јтрибуци€ —.—. атковой. (ѕам€тники архитектуры  остромской области.  аталог. ¬ып. I. „асть втора€.  острома, 1997: 17).

15.  ¬оскресение - —ошествие во ад. ќколо 1682 г.  ћ«. »нв. 1514. 32,3 х 28,0 см. ѕроисходит из »патьевского монастыр€. ѕост. из ƒревлехранилища  остромского церковно-исторического общества в 1919 г. –еставрирована ј.».Ўуваловой ( ћ«) в 1995-1997 гг.

Ќа обороте иконы на рубашке из тафты (в насто€щее врем€ утрачена) имелась надпись: “ќбраз ¬оскресени€ ’ристова 7190 году мес€ца февр(ал€) 2 день построен сей образ на нал(ой) в дом живоначальное “роицы в »пацкой монастырь по обещанию „юдова монастыр€ монахом јфанасием иеродиаком” (Ѕрюсова 1982. —. 58). ќ.—. уколевска€ установила личность вкладчика: это иеродь€кон московского „удова монастыр€ јфанасий (ѕлетневский), строитель Ѕогородице-»грицкого монастыр€ (1680-е гг.). »кона была вложена им в »патьевский монастырь, как свидетельствует ¬кладна€ книга монастыр€ ( ћ«, 754)  в пам€ть о родител€х в 1682 г. ( остромска€ икона 2004.  ат. 127).

»ллюстрации:

»кона —пас ¬седержитель на престоле. 1686 г. яћ«. 180x127 см.»кона “роица ¬етхозаветна€. 1690 г. —обрание ¬. ј. Ѕондаренко в ћоскве. 112,5х90 см. рест. 1686. √ћћ ”спение Ѕогоматери. 1680-е гг.  ћ«. 143х125 см.»кона  ирик и ”лита. 1680Ц1681 гг. яћ«. 107x90 см.
—пас ¬еликий архиерей, с припадающими »оанном Ѕогословом и ƒмитрием —олунским. 1687 г.  ћ«. 144х110 см.»кона Ѕогоматерь ‘едоровска€, с чудесами.  1680-е гг.  ћ«.¬оскресение - —ошествие во ад. ќколо 1682 г.  ћ«. 32,3х28,0 см.

Ѕиблиографи€:

«абелин 1850:23, 33, 53, 63, 66, 67, 70, 88, 92, 93–96, 99, 101, 115–121, 128; —еребреников—. ÷ерковь св.пророка »лии в ярославле// ярославские √¬. 1850. є42; ѕовесть о начале зачати€ и поставлении первы€ дерев€нны€ церквие св.Ќикола€ „удотворца, что на ѕенье, како и кем доброхотных жителей и в которы€ лета нача созидатис€, и о €влении и написании и перенесении честного образа пресв€ты€ Ѕогородицы. ќдигитри€ нарицаемы€, ‘еодоровски€, и потом о чудесах ≈€, бываемых от того образа пресв€ты€ ¬ладычицы наше€ +ицы и ѕриснодевы марии, купно же т летопись се€ церкви. ярославль, 1873; Ћествицын 1882:229; ѕокровский 1890; «абелин 1894. ¬ып.2:108-111,114, 124, 126; Ѕаженов».¬.  остромской Ѕого€вленско-јнастасьинский монастырь.  острома, 1895; Ѕаженов».¬. ¬оскресенска€, что на ƒебре, церковь в  остроме.  острома, 1902; ¬ахромеев 1906; ѕокровский 1909:57; “итовј.ј. ”праздненные монастыри  остромской епархии. ћ., 1909:58; ”спенский 1910:136–137 ( инешемцов); »звеков 1912/3 (√урий Ќикитин); Ћукомские√. и ¬.  острома. —ѕб., 1913. »л. на с.50 и 112; ”спенский 1913–1916. “.1: 29, 31, 82, 84, 86, 88, 117, 189, 203, 204, 206, 232, 300; “.3:161, 169–171, 176–177, 241, 287, 334, 353, 411; “.4:167–177, 410, 423, 425, 449–452, 467–471, 493, 499; ¬иноградовЌ. ќписные и приходно-расходные книги »грицкого монастыр€ 1688–1689гг.  острома, 1915:10, 12; ѕервухинЌ.ƒ. ÷ерковь »льи пророка в ярославле. ћ., 1915; ¬.√.Ѕрюсова. »зучение и реставраци€ фресок –остовского кремл€// ћатериалы по изучению и реставрации пам€тников архитектуры ярославской области. ¬ып.1. ƒревний –остов. ярославль, 1958:95–110); ƒанилова, ћнева 1959:361, 404, 410, 418–419; —услов, „ураков 1960:204–210;  алишевич 1961:402; „ураков 1961. є7:31; Ѕрюсова¬.√. Ќовое о √урии Ќикитине// ƒекоративное искусство в ———–. 1965. є4:41–42; Ѕрюсова 1969:68; ћасленицын—.». »кона “Ѕогоматери ‘едоровской” 1239г.// ѕ Ќќ. 1976. ћ., 1977:155–166; Ѕрюсова 1982; Ѕрюсова 1984:77, 136, 316, 317, 323–324; 1000-летие русской художественной культуры. ћ., 1988.  ат.163–165; Ўилов¬.—. ¬озглавл€л ли √урий Ќикитин художественные работы в ростовском ”спенском соборе?//   истории русского изобразительного искусства XVII–X’вв.: Ќовые материалы, тенденции, концепции. —ѕб., 1993;†  аткова —.—. »кона “¬еликий архиерей” из собрани€  остромского историко-архитектурного музе€-заповедника //  аткова —.—. ¬ека и судьбы.  острома, 2001: 136-157;  узнецоваќ.Ѕ. »коны праздников из церкви »льи пророка// 50лет церкви »льи пророка в ярославле. 1650–2000гг. —татьи и материалы. ярославль, 2001:42–52;† Ѕусева-ƒавыдова ».Ћ. ярославские и костромские иконы коллекции ¬.ј.Ѕондаренко // VI научные чтени€ пам€ти ».ѕ.Ѕолотцевой. ярославль, 2002: 48-51;  омашко Ќ.». √урий Ќикитин и иконописна€ мастерска€ ќружейной палаты // “роицкий собор »патьевского монастыр€ - жемчужина –оссии. —б. статей.  острома, 2002 (в печати);  омашко Ќ.». ѕодписные иконы изографов ќружейной палаты и их последователей // јнтиквариат, предметы искусства и коллекционировани€. 2003. є 11. —. 85; “» по плодам узнаетс€ древо” 2003: 341-348; † остромска€ икона 2004.  ат. 122-128, 130, 136. ÷в. илл. 202-211, 214-221, 232..