Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ОЗЛОВ ФЕДОР ФЕДОРОВ (КОЗЕЛ, КОЗЛЕНОК) (род. ок. 1628, ум. 1675)

-

жалованный иконописец Оружейной палаты, родом из Ярославля. Есть основания предполагать, что Федор Козлов был сыном попа ярославской церкви Толгской Богоматери Федора (см. Федор Федоров (Попов)). Из челобитной его матери, написанной вскоре после смерти мастера, 15 сентября 1675 г., узнаем, что звали его Федор Федоров, что он был взят из Ярославля к Москве в Оружейную палату для иконописных дел на вечное житье 17-ти лет от роду и служил до смерти лет с 30 (Забелин 1894. Вып. 2:115). Отсюда следует, что родился Федор Козлов около 1628 г.  

Федор Козлов был принят в жалованные иконописцы с 1 октября 1652 г. (“с Покрова Пресвятыя Богородицы”); 10 января 1653 г. положен ему оклад “против Симона Ушакова” — в год 12 руб., 15 четв. ржи и столько же овса (Оп. 32. № 883 160 г.).

В 1652 г. Козел был у стенного письма в Архангельском соборе; в 1655 г. был в Смоленске и Вильне с государем в походе (Стлб. № 140 164 г.);

 (Успенский 1910)

4 июня 1654 г. в Москву из Вязьмы пришла грамота от находившегося в походе царя Алексея Михайловича, который потребовал прислать к нему «для всяких наших дел» с красками, белилами, листовым золотом и серебром, и всем, «что к иконописному делу годно» иконописцев Федора Козла, Симона Федорова, Андрея Гомелина, Ивана Володимерова, Ивана Левонтьева. Иконописцы были высланы из Москвы с проводниками 19 июня. Каждому для его имущества было выделено по две подводы.

Можно предположить, что они понадобились в походе для написания икон для царского жалования (т.е. в качестве награды), т.к. одновременно с требованием высылки иконописцев грамота требовала присылки в Вязьму большого количества благословенных золотых крестов и Евангелий. (РГАДА Ф. 141. 1654 г. Д. 76). (Ш.С.).

В 1656 г. вместе с братом Иваном ручался за иконописца Софрона Карпова (см.). – Ред.

В 1656 г. чинил знамена, а в следующем году иконы из дворца (“сверху от государя”), писал во дворце у государя стенным письмом “две палаты — спальную да под нею подклеть” (Стлб. № 35 165 г.; № 947 165 г.); в 1657 г. опять был у стенного письма в Архагельском соборе; в 1659 г. пишет стенное письмо в комнате у государя. В 1660 г. вместе с Симоном Ушаковым чинил иконы из Успенского собора и писал их вновь “вверх”, т. е. для дворца и его церквей; вместе с Никифором Хомутовым и Афанасием Фоминым “у Смоленских икон образцы снимал на оклад”; был в третий раз у стенного письма в Архангельском соборе (Стлб. 168 г. № 217 и 585); наконец, писал “вверх” “образ Нерукотворенный, чудеса Нерукотвореннаго образа — на киоте”, и икону Покрова Богородицы (Стлб. № 579 169 г.). [См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. Д. 7723. — Ред.]

 3 октября 168 (1659) г. Иконописец Федор Козлов бил челом о том, что у него 3 октября 1659 г. сбежал работник романовец,  посадский человек Иван Федоров, которой жил у Федора Козлова по записи из урочных лет. Козлов  просит, что если Федоров объявися на каком-то воровстве, то ему, Козлову «в опале не быть». (РГАДА Ф. 396 Оп. 1 Ч. 6 № 6577. Л. 1). (Ш.С.).

В январе 1662 г. Федор Козлов в своей челобитной писал государю: “Грех ради моих заскорбел я… и лежу в постели, не вставая пятую неделю, и пить и есть мне… нечего в нынешнее время. Милосердный государь… пожалуй меня… немощнаго, при смерти лежащаго, чем Тебе… Бог известит о мне бедном”… Козлову дано было “в приказ” 10 руб. (Стлб. № 147 170 г.) (Успенский 1910:141).

В 1662 г. с 25 апреля Федор Козел вместе с Иваном Леонтьевым и Степаном Рязанцем писал в церковь Федора Стратилата, что на Троицком подворье, три иконы — “Спасов образ — стоящий, образ Пречистыя Богородицы Федоровския и образ Феодора Стратилата” (Оп. 34. № 951) (Успенский 1910:224). [В другом месте А. И. Успенский пишет, что Федор Козлов писал икону Федора Стратилата вместе с Иваном Владимировым (Стлб. № 444 170 г.) (Успенский 1910:142) — Ред.]

В 1661–1662 гг. Федор Козлов вместе с Иваном Владимировым и Иваном Филатовым писал “вверх царевне…Ирине Михайловне образ местный Спаса Нерукотвореннаго образа да чудес Спасовых на киоте 12 мест, да образ местный Покрова Богородицы дву аршин… киот местный, на киоте в главе… страсти Христовы, а на притворах треодные праздники да Евангелие воскресное” (Стлб. № 205 170 г.).

В 1664 г. составил роспись иконописцев к стенному и травному письму во дворце — в государевых палатах и на золотом крыльце (Стлб. № 288 172 г.); писал иконы для иконостаса в церковь преп.-муч. Евдокии (Стлб. № 328 172 г.). Вместе с Ушаковым, Рязанцем, Зубовым и Леонтьевым в 171, т. е. в 1663 г. был “с рукоделием” — иконой Богоматери “у руки” царя, с ними же в Успенском соборе “с полуденной стороны над дверьми [писал] Спасов образ, архангелов и святителей”, в Благовещенском соборе чинил большой деисус, писал икону Богоматери для отсылки на Дон и “чертеж” государева смотра в Семеновском (Стлб. № 536 172 г.) (Успенский 1910:142).

В 1665 г. вместе со Степаном Рязанцем, Симоном Ушаковым и другими иконописцами и знаменщиками подал челобитную царю о жалованьи. В ней указаны работы: “…Писали у тебя В. Государя переднюю и сени стенным письмом, да в церковь Екатерины Христовы мученицы, что у Государыни Царицы и В. К. Марьи Ильиничны на сенех, писали деисус и праздники и пророки…” (Забелин 1850:56).

В 1666 г. вместе с Симоном Ушаковым, Федором Зубовым и Иваном Филатовым определял профессиональную квалификацию иконописцев, присланных для росписи Архангельского собора (Забелин 1850:68–69).

В 1666 г., при участии некоторых других иконописцев, написал “на цке индикт новому лету с полным деянием”. “Образ тот”, по приказу государя, был поставлен в Архангельском соборе с тем, чтобы его выносить “к действу на Семен день летопроводца” (Оп. 32. № 1439 174 г.).

Писал столовую и шахматные доски во дворец (Оп. 34. № 954 174 г. Л. 12об, 14, 15 и 20об), а также лук и древки (Л. 32об 174 г.) (Успенский 1910:142).

В том же году вместе с Иваном Савиновым (Голым) и Максеем Кучиным “чинил” икону Спасова Нерукотворенного Образа в Успенский собор (Оп. 32. Стлб. 174 № 1440) (Успенский 1913–1916. Т. 1:78).

В марте 1666 г. Федор Козлов, по царскому указу, был прислан “под начал” в Покровский монастырь, “что в убогих домах за Яузою” (Стлб. № 386 174 г.).

В 1666 г. “писал перила”, “которыя ставятся в новое лето”, и стенопись в Архангельском соборе.

В феврале 1667 г. писал лук “в поднос” — государю (Оп. 34. № 955 175 г.) (Успенский 1910:142). В июле работал по устройству царского шатра на Девичьем поле ( Викторов1883).

В 1667 г. имел учеником устюжанина Попова Василия Петрова (Успенский 1910:218). В январе 1668 г. имел учеником Федора Матвеева (Нянина) (Забелин 1850:97).

В 1668 г. Федор Козлов был болен (Стлб. № 24 176 г.).

В 1669 г. писал две столовые доски (Стлб. № 99 178 г.).

В июне 1670 г. Федор Козлов писал икону тезоименитой великой княжне Евдокии Алексеевне преп.-муч. Евдокии (Стлб. № 449 178 г.).

В 1671 г. он написал икону Владимирской Божией Матери в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Стлб. № 957 179 г.) (Успенский 1910:142).

Весной 1671 г. Федору Козлову, вместе с другими жалованными иконописцами: Степаном Рязанцем и Симоном Ушаковым — было предложено написать ряд икон. Они ответили, что тех икон писать не с кем, к тому же им царь приказал писать с кормовыми московскими иконописцами царскую комнату. Предложили вызвать иконописцев из разных городов, что и было сделано (Забелин 1850:123).

28 февраля 1671 г., читаем мы в архивном документе, “великий государь царь и великий князь Алексея Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал по имянному своему великого государя указу написать по росписи образы: Спаса Нерукотворенного образа в лицах, Вседержителя в лицах, Хвалите Господа с небес, Всякое дыхание да хвалить Господа, Достойно есть — на четыре части, Дванадесятные праздники, Страшный Суд, Неделя всех святых, Неделя святых отец, в середине Спасителев образ, а по сторонам — святых отец, Сшествие Святаго Духа полное, Собор Пресвятые Богородицы — полное, Отче, — аще возможно, да идет мимо чаща сия, Обятия Отче, Православная неделя, Отрыгну сердце мое, Живоносный Источник, Лазорево Воскресение — полное, О Тебе радуетца — на четыре части, Образ Спасителя и О Закхее, Тайной Вечери две, Умовение ногам две, Знамение Пресвятые Богородицы в чюдесех, как было в Новгороде, Казанские Богородицы в чюдесех, как явилась в Казани и в Московское разоренье. — Длиною цки велено зделать по десяти вершков, в ширину по осми вершков, в толщину вершок скудно”. Писали эти иконы Симон Ушаков “с товарищи”. Всего было написано на кипарисных цках 21 икона “в приказ великого государя Тайных Дел” [В этой работе принимал участие и Федор Козлов (Успенский 1913–1916. Т. 1:177). — Ред.] (Стлб. 179 г. № 219 [и 316]).

В 1672 г. Козлов написал образ “верховнаго апостола Петра” (Стлб. № 277 180 г.) и Павла, икона эта была на кипарисной доске, “царевича… Петра Алексеевича долготу и широту в тезоименитство”, высотою 11 вер., шириною 3 вер. (Стлб. № 292 180 г.) (Успенский 1910:142). Эта икона в рост младенца Петра I, начатая Симоном Ушаковым и завершенная Федором Козловым, была позднее перевезена в Петербург, где до 1827 г. хранилась в придворной ризнице, а затем была передана в Петропавловский собор (Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1869. Вып. 1:87, пагинация 2).

20 июня 1673 г. жалованные иконописцы, в том числе Федор Козлов, просили об освобождении их в летнее время в ночных и дневных караулах, касательно объезда от огня (Забелин 1894. Вып. 2:115). В том же 1673 г. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем, Андреем Ильиным, Георгием Зиновьевым и Иваном Филатьевым Федор Козлов писал иконы для праздничного чина церкви Покрова в подмосковном селе Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово (см. список сохранившихся произведений).

В январе 1674 г. вместе с другими жалованными иконописцами свидетельствовал ученика Ивана Масюкова (см.).

В январе 1675 г. Федор Козлов писал икону Иоанна Милостивого в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Оп. 34. № 957 183 г. Л. 29об). 30 июля 1675 г. иконописец Федор Козлов умер (Стлб. № 92 184 г.) (Успенский 1910:142).

Сохранившиеся произведения:

1.  Федор Козлов, Иван Владимиров, Федор Тимофеев, Никифор Хомутов, Иван Владимиров, Борис Владимиров.  Похвала Богоматери. 1673/1674 г. ММО. Инв. И-5. 143х69 см. Происходит из церкви Троицы с. Троицкое (Ивановокское) Комельской волости Вологодского уезда. В начале 1900х гг. находилась в местном ряду иконостаса Введенской единоверческой церкви в Москве. Пост. в 1935 г. из АМИ. Реставрация: ГЦХРМ (1948, 1953–1962), ВПНРК (1973–1976).

На нижнем поле надпись черной краской: “Сии святыи образ пречистыя Богородицы похвалы написан по обещанию стольника Федоса [Федора] Савича Нарбекова в вотчине его Вологотцком уезде в Комельской волости в селе Троицком Ивановокское [ивановское] тож в церкви святой троицы в вечное поминовение по сродницех его по бояриях [боярнех] его… по Борисе Ивановиче Морозове и по супруге его по боярыне Анне Ильичне в вечное поминовение душ их упокои души их с праведными в вечных [б]лгих селех и грехов отпущение даруй им. А писали сий образ Оружейнаи полаты иконописцы в лета 7152-го года [Федор] Козлов. Иван Володимеров. Федор Тимофеев. Никифор Хомутов. Иван Володимиров. Борис Володимиров” (Силаева 1992. Разночтения даны по А. И. Успенскому). Подробное описание иконы, снимок и текст надписи см. также: Успенский 1910:290-292; Успенский 1902).

[На иконе читается дата 7152, что соответствует 1643/1644 г. А.А.Турилов  обратил внимание на то, что дата противоречит надписи на иконе: “в вечное поминовение...по Борисе Ивановиче Морозове...”, поскольку последний умер в 1662 г. По его мнению, число десятков в дате было исправлено старообрядцами, чтобы превратить икону в “дониконскую”, а наиболее вероятная дата создания иконы - 7182 (1673/1674) г. (Турилов 2007)]

2. Вход в Иерусалим, из праздничного чина. 1673 г. ГТГ. Инв. 14266. 56х43 см. Происходит из церкви Покрова в с. Братцеве Московской обл., построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Пост. из ГИМ в 1930 г. Раскрыта в 1920-х гг. в ГИМ.

На лицевой стороне, внизу, надпись белилами: “…иконописец Федор Козлов”.

Иллюстрации:

Похвала Богоматери. 1673/1674 г. ММО. 143x69 см.Вход в Иерусалим, из праздничного чина. 1673 г. ГТГ. 56x43 см.

Библиография:

Забелин 1850:13, 28, 44, 48, 52, 56, 63, 67, 69, 70, 74, 89, 97, 107, 109, 123; Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 1. СПб., 1869:87, пагинация 2; Викторов 1883:427, 428, 430, 435, 438, 440, 441; Забелин 1894. Вып. 2:122–123; Успенский 1902/2. № 35:85–87; Успенский 1910:141–142, 218, 224, 290–292; Успенский 1913–1916. Т. 1:78, 80, 177; Забелин 1915:52; Брюсова 1984:139; Силаева 1992. Кат. 3.