Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

АКСИМОВ ИВАН (уп. 1666, ум. 1688 г.)

-

взят в жалованные иконописцы Оружейной палаты по именному царскому указу в 1678 г. До этого 12 лет состоял иконописцем в Пушкарском и в Посольском приказах, в последнем он выполнял “живописное письмо”. В бытность свою на службе в первом из этих приказов он получал по 28 руб. в год и ржи и овса по 7 четв., во втором же — (1674–1675 гг.) по 40 руб. в год и “поденнаго денежного корма” по 6 алт. по 4 деньги в день (Успенский 1910:166). Иногда его вызывали в Оружейную палату для иконописных дел. Так, например, 17 июня 1670 г. он был вызван с Павлом Никитиным из Пушкарского приказа “для верховых иконописных скорых дел”. Одновременно он обучался иконописанию у Симона Ушакова, вероятно, как частный ученик (Филимонов 1873).

  В 1671–1672 гг. писал иконы для Троицкой соборной церкви в Верхотурье. Из расходной денежной книги Верхотурья: “4 августа иконнику Ивашке Максимову за письмо, что он писал в соборной церкви на стол Спасов Образ, да Гурия и Варсонофия Казанских 23 алт. 2 деньги дано” (ТМЗ. Кн. 2598).  (Уральская икона 1998).

Миниатюры Ивана Максимова: 1672 г. — книга Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и седмих свободных художествах”, “Титулярник”, вместе с Дмитрием Львовым (ДАИ. Т. 6:188), “Хрисмологион” (ДАИ. Т. 5:193–194), 1678 г. — Толковое Евангелие Оружейной палаты (Белоброва 1977).

Портреты государей в “Титулярнике” писали акварелью Иван Максимов и Дмитрий Львов. Часть миниатюр (до Ивана Грозного) выполнена в иконописной манере, остальные — в живописной. Тогда же было написано еще два экземпляра той же книги. Здесь портреты писали, наряду с указанными иконописцами, Макар Потапов и Федор Юрьев. Всего было написано в обе книги 150 портретов за 4 месяца.

В 1672–1673 гг. участвовал в письме “Книги о избрании на превысочайший престол великаго государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Великия России самодержца”. Здесь 21 миниатюра, причем Иван Максимов писал личное, Сергей Рожков — доличное, Анания Евдокимов и Федор Юрьев — травы, а золотом и серебром писали Григорий Благушин и другие золотописцы (Калишевич 1961).

 С 25 июля 1675 г. по середину  1676 г. иллюминировал книгу «Александрия» вместе с Дмитрием Ивановым, Иваном Масюковым и Федором Юрьевым. (Кудрявцев 1963. С. 202)

В 1674 и 1676 гг. Иван Максимов писал вместе с городовыми мастерами иконы в церковь на Дровяном дворе, что в Белом городе у Боровицкого моста и в церковь на Туренинский двор у Боровицкого моста. Для обеих церквей были написаны иконы деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого ярусов, а для церкви на Дровяном дворе еще и двери, северные и южные. Иконы писали на дворе Николая Демидова (или Давыдова) на Покровке. Во время пожара 1676 г. иконы перенесли на Посольский двор, где стояли и другие написанные ими иконы. В 1678 г. иконы перенесли в придел великомученика Дмитрия на Посольском дворе. В июне 1679 г. царь Федор Алексеевич приказал освятить две церкви в Москве: на Туренине дворе для богомолия нищих и церковь на Мясницкой улице, иконы для которой писались в Посольском приказе. Допрошенный по этому поводу Иван Максимов дал следующее показание: “…в прошлом де во 7182 (1674) году по приказу Артемона Матвеева он Иван Максимов с иконописцы, которые иманы для письма з городов, писали на Демидовском дворе Николаеве, что на Покровке, иконы в церковь на Дровяной двор, что в Белом городе у Боровицкого мосту, а написали они тех икон первой пояс деисусной тринатцать икон, мера того пояса два аршина, второй пояс четырнатцать икон праздников, мера того пояса аршин, третей пояс пророков тринатцать икон, мера того пояса два аршина з двемя вершки, четвертой пояс праотцов тринатцать икон, мера того пояса два аршина с четью, да в туж церковь северная да южная двери написаны, да царские двери недописаны, да во 7184 (1676) году по ево ж Артемонову приказу писали они ж Иван Максимов з городовыми ж иконописцы на большом Посольском дворе , что в Китае городе, иконы в церковь же на Туренинской двор, что у Боровицкаго ж мосту, а написали они в той церкви икон первой пояс деисусной тринатцать икон, мера того пояса полтретья аршина, второй пояс шестнатцать икон праздников, третей пояс пророков двенатцать икон, а третей на десят образ в том поясу не писан, для того, что дерева не было, четвертой пояс праотцов двенатцать икон, да дерево приготовлено на Саваофов образ, и у тех праотцов лицы не писаны, а мера тем иконам по полтретья ж аршина, а наряд де тем иконам, что писаны на Дровяной двор, и золото и краски на те иконы покупано из доходов новые аптеки, а которые иконы писаны на Туренинской двор и тем иконам наряд был и золото и краски покупаны на те иконы из доходов Володимирские чети, а надсматривал над ними иконники Иван Рыкачов, и во 7184 (1676) году, как горело в Белом городе и в Китае и в то время писаные иконы перенесены з Давыдовскаго двора Николаева на большой Посольской двор к тем же иконам, что они, иконники, писали на Посольском дворе, и как де во 7184 (1676) году Артемон Матвеев с Москвы сослан, и то иконное писание у него престало и иконники все разбежались, и те все иконы и остаточные краски стояли на Посольском дворе в столовой палате по 7186 (1678) год за его Ивановою печатью Максимова до приезду Польских послов; а как к приезду польских послов полаты очищали и те все иконы перенес Иван Рыкачов с учеником ево Ивановым с Федором Юрьевым из столовой полаты в предел великомученика Христова Димитрия, что на Посольском же дворе, и ныне те иконы стоят в том же пределе, а местных де никаких икон в те две церкви на Деревяной и на Туренинской двор они, иконники, не писывали и указу им о том не бывало” (Токмаков 1889).

По-видимому, с этой работой связан указ царя Федора Алексеевича от 23 июля 7185 (1677) г., по которому Иван Максимов послан из Пушкарского приказа в Посольский (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1678. Л. 3). (Ред.)

 С 1 августа 1677 г. по 30 марта 1678 г. в составе большой группы иконописцев иллюминировал Большое евангелие для дворцовой церкви Спаса Нерукотоврного. . Получал 18 копеек поденного корма, больше всех других участников . По окончании работы получил «сукно гамбургское» ( РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 42, 16) (Беляков 2001).

23 апреля 1678 г. Иван Максимов был определен “по именному царскому указу”, в жалованные иконописцы Оружейной палаты, с содержанием “против иконописца Федора Евтихиева” (Зубова) (Стлб. № 90 187 г.).

В 1678 г. Иван Максимов вместе с Зубовым и другими иконописцами писал лицевое Евангелие напрестольное (Стлб. 186 г. № 247; ср. стлб. 187 г. № 90). (Успенский 1910).

 [Указ царя Федора Алексеевича о написании евангелия вышел в июле 1677 г., причем лица велено было писать Ивану Максимову. Руководителем работ был Федор Зубов (см.). Иван Максимов включился в работу только 4 сентября, но зато получал кормовых больше других иконописцев - 6 алт. (Федор Зубов - 4 алт.). (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1725. Л. 2, 53). Видимо, он писал лица. 

  Согласно надписи на золотом окладе, Евангелие было написано  в дворцовую церковь Воскресения. 2 марта 1715 г. по словесному завещанию князя Потемкина оно было взято из мастерской Оружейной палаты, из ризницы Воскресенской церкви. В дальнейшем находилось в соборе Зимнего дворца в Петербурге. В 1915 г. экспонировалось на выставке церковной старины в Музее барона Штиглица. Украшения состояли из орнаментальных заставок и акварельных изображений евангелистов. Иван Максимов писал лица евангелистов. — Ред.]

 Сохранилось известие о продаже галичанином посадским человеком Прокопием Петровым сыном Деревяниным в ноябре 1678 г. рукописного лицевого Жития Василия Нового барашевцу Ивану Максимову сыну Бадиеву (см. Абрамов Афанасий). Возможно, покупатель - жалованный иконописец Оружейной палаты, который много работал как иллюстратор книг. В таком случае башкирская фамилия его объясняет работу на Урале: в Верхотурье и в Пермском крае.

Уже в начале 1681 г. Ивашко Максимов

упоминается в Верхотурской «книге винной дачи, таможенного и заставного головы Ивана Скулина, а в застойке сиденья и продажи целовальника Ивашки Максимова» за сентябрь190 (1681) г. Книга начинается записями о выдаче вина на продажу «застоечному целовальнику». В его рукоприкладстве говорится «к сей взятке Ивашко Максимов Иконник руку приложил». (Оглоблин 1898).

Таким образом, параллельно с иконописанием, в Москве и на Урале, Иван Максимов занимался продажей вина на Урале. Не идет ли здесь речь о двух иконописцах. Сведения о которых пока не удается разделить? (Ред.).

В 1680 г. Иван Максимов писал иконы пророков и праотцов в церковь Иоанна Белоградского, во дворце (Стлб. 188 г. № 78) (Успенский 1910:166).

В 1681 г. Иван Максимов подал  царю жалобу на старцев греков Никольского монастыря: черного священника Иоасафа и старца Евгения. Иконописец подрядился написать за 40 рублей 4 местные иконы мерою в полтора аршина. Иконы были “написаны и изготовлены” на первой неделе великого поста, а греки иконы не берут и денег не платят. Между тем иконописец боится пожара, потому что хранить иконы негде. “И против сей челобитной в Посольском приказе Никольского монастыря келарь Евгений в допросе сказал. В нынешнем во 189 (1681) году старец Иосаф с иконником с Иваном Максимовым   писать четыре иконы в сорок рублев поряжались, а писать было те иконы ему Ивану своими руками, а не ученическими и написал де он Иван те иконы не против договору [то есть руками учеников - ред.], а ему ж Евгению до тех икон дела нет. И не уговаривался, а уговаривался писать иконы с ним Иваном он Иосаф, а он Евгений толмачил для того, что Иосаф по руски не умел. И в нынешнем же во 189 году тот Иосаф с Москвы отпущен”. Подпись по-гречески: “Евгений, бывший келарь, руку приложил”. (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 2242). (Ред.)

В сентябре (17-го) 1683 г. ему заплатили из Патриашего казенного приказа 6 руб. 11 алт. 4 деньги за “5 икон десятилистовых, писаны краски, письма его Иванова” (МАМЮ. Кн.  111. Л. 196).

9 октября того же года он же получил 6 руб. “за образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, который писал он в церковь 12 апостол, что в доме святейшаго патриарха длиною дву аршин” (Там же. № 111. Л. 115) (Успенский 1917).

В конце 1684 г. он написал для царицы Натальи Кирилловны небольшую (в 4 вер. длиною, “ширина по размеру”) икону семи отроков, иже во Ефес (Стлб. 193 г. № 297).

В 1685 г. Иван Максимов написал на липовой доске (размер: 3 арш. 5 1/2 вер. Ѕ 2 арш. 2 вер.) персону царя Феодора Алексеевича (Стлб. 193 г. № 985).

4 августа 1685 г., вследствие указа царей от 12 июля, решено было послать из Оружейной палаты иконописца Ивана Максимова и столярнаго дела мастера Аввакума Сергеева во Псков, “а из Пскова ехать им в Колывань, а в Колывани в церкви Николая Чудотворца, как быть святым иконам и царским дверям, иконостасу, вымерять и ученить образец и чертеж и, из Колывани возвратясь во Псков, по тому образцу — иконописцу святыя местныя иконы и деисус и царския двери написать вновь, а столярскаго дела мастеру к тем святым иконам сделать иконостас столярскаго мастерства и выписать красками розными, а иныя места, которыя пристойно, и позолотить, а к ним в прибавку для письма святых икон иконописцев, а для иконостаса столяров велено дать во Пскове”. При этом Ивану Максимову “указано” было “дать на подмогу” 3 руб. из Посольского приказа и 18 руб. жалования за 194 г. (Стлб. 193 г. № 907).

Однако Иван Максимов вскоре заболел и “от такой посылки за болезнию был отставлен”, вместо него был отправлен иконописец Сергий Рожков (Стлб. 194 г. № 180).

Осенью 1686 г. Иван Максимов писал вместе с иконописцами и живописцами в дворцовую церковь св. влкм. Екатерины “в царския двери образ Пресвятыя Богородицы — Благовещения, архангела Гавриила и Евангелистов, во фромугу Вечерь Тайную на меди, да северную и южную двери золотом и красками самым добрым мастерством, деисусныя иконы, пророки и праотцы” (Стлб. 195 г. № 69, 80, 133, 152).

В мае 1687 г. Иван Максимов написал 10 икон в иконостас в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне (Стлб. 195 г. № 642). Успенский 1910).

 В 1687 г. написал для сербского м-ря (Велика) Ремета на Фружской («Фрушкой») горе в Среме местную (?) икону «Иоанн Предтеча – ангел пустыни» (см. также: Григорьев Спиридон, Степанов (Стефанов) Леонтий, Филатьев (Феофилактов) Тихон Иванов).

Скончался Иван Максимов в сентябре 1688 г.; на его место в жалованные иконописцы был определен сын его Василий Иванов (Стлб. 198 г. № 261) (Успенский 1910:166–167).

 В 1716 г. Ивану Максимову принадлежал двор в Москве в приходе церкви св.-муч. Власия под № 1563 (ОПИ ГИМ. Ф. 440. Перепись Москвы 1716 г. (Молева, Белютин 1965:216).

Сохранившиеся произведения:

1. Благовещение. 1670 г. ГТГ. Инв. 14482. 87х71 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На нижнем поле частично сохранившаяся надпись: “образ… Максимов”.

2. Воскресение. Сошествие во ад. 1671 г. ММО. В местном ряду иконостаса Троицкого собора.

3. Распятие. 1670/1671 г. ММО. Инв. И98. 81х56 см. Церковь Троицы в Останкино, местный ряд иконостаса. Находилась там уже в 1754 г. Реставрация: ГЦХРМ (1952), ВХНРЦ (1985), реставраторы А. П. Бурмакин, С. Н. Добрынин.

Надпись внизу слева: “7179 года писал сий образ иконописец Иван Макси[мов]” (Силаева 1992).

4. Миниатюры “Книги избрания Михаила Федоровича на царство”. 1672 г.

5. Иван Максимов и Дмитрий Львов. Миниатюры “Титулярника”. 1672 г. РГАДА.

6. Спас Нерукотворный. 1674/1675 г. ПХГ. Инв. И 189. 143,5х111,5 см. Из с. Орел Березниковского района Пермской обл.

Внизу надпись: “7183 (1674/75) писал сий образ зограф Иоан Максимов. По обещанию Анны Ивановны и сына ея Григория Димитриевича Строгановых”.

7. Спас Нерукотворный. 1675/1676 г. ЦМиАР. 53х41,5 см. Из Ярославской области.

Подпись на фоне внизу слева: “7184 (1675/76) году писан сей образ зографом Иваном Максимовым”.

8. Богоматерь Иверская. 1676/1677 г. ПХГ. Инв. И 190. 155х112 см. Из с. Орел Березниковского района Пермской обл.

Внизу надпись: “7185 (1676/77) писал сии образ зограф Иоан Максимов. По обещанию вдовы Анны Уваровны, сына ея Григория Димитриевича Строгановых”.

9. Спас Великий Архиерей. 1676/1677 г. ПХГ. Инв. И 191. 71,5х53,5 см. Из с. Орел Березниковского района Пермской обл.

Внизу надпись: “7185 (1676/77) писал сии образ Иоан Максимов”.

 10. Благовещение. 1676/1677 г. Церковь Похвалы Богоматери в с. Орел Березниковского района Пермской обл. Ок. 150х115 см.

Надпись на поземе: “7185 го (1676/77) году писал сий образ зограф Иоанн Максимов”.

11. Спас Вседержитель. 1677 г. ГИМ, Отдел драгметаллов. Инв. ГИМ 76324. ОК 9458. 33,7х27,4 см.  В серебряном окладе. Пост. из ГМФ в 1934 г. (из музея «Остафьево»).

На обороте надпись: «В лето от создания миру 7186 е месяца ноября в 20 день написал сий спасов образ иконописец Иван Максимов».

12.  Миниатюры “Евангелия толкового”. 1678 г. ГМЗМК. Из церкви Воскресения Словущего в Московском Кремле.

 13. Иван Максимов и Василий Максимов. Преображение. 1684/1685 г. ГИМ. Инв. И VIII 5656. ГИМ 80310. 152х103 см. Из церкви Григория Неокесарийского. (К.Н.).

На нижнем  крае справа надпись: “7193 (1684/85) писал сий образ зограф Иоанн Максимов с сыном своим Васильем”.

14. Митрополит Алексий на фоне Московского Кремля. 1685/1686 г. Москва, церковь Николы в Хамовниках, местный ряд иконостаса. 140х100 см.

Надпись: “7194 (1685/86) писал сий образ зограф Иоанн Максимов тщанием тое же святой церкви прихожан”.

15. Миниатюры книги Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Сохранилось 2 списка: ГИМ. Синод. № 527 и РНБ. Q. XVII.13. Оба к. XVII – н. XVIII в.

16. Лист с рисунком иконы Митрополит Алексий (ГИМ. 28.149. ИXIII. 4870) (Морозова 1993).

17. «Иоанн Предтеча – ангел пустыни». 1687 г. Сербия, Нови Сад, Галерея Матицы Сербской. (Петрович, Кашанин 1927. С. 48, 67 (икона упом. как сербская); Коларич 1954. С. 18; Медакович 1955. С. 126; Петкович 1961. С. 94–95. Сл. 1). 

Приписываемые произведения:

1. Архидьякон Стефан. 1670-е гг. Боковая дверь иконостаса церкви Похвалы Богородицы с. Орел Усольского района Пермской обл. Атрибуция по стилю и происхождению Л. Ф. Коржавкиной.

2. Митрополит Алексий на фоне Московского Кремля. ГТГ. Кат. 884. К. XVII в. В. И. Антонова датирует 1690-ми гг. и приписывает по стилю Георгию Зиновьеву. Однако фигура Алексия, орнамент одежд и рисунок Кремля очень близки иконе на тот же сюжет из церкви Николы в Хамовниках. Вероятно, это авторское повторение. (Ред.)

Иллюстрации:

Благовещение. 1670 г. ГТГ. 87x71 см.Распятие. 1670/1671 г. ММО. 81x56 см.Спас Вседержитель. 1677 г. ГИМ, Отдел драгметаллов. 33,7х27,4 см.Архангел Михаил. ММОПреображение. 1684/1685 г. ГИМ. 152х103 см.

Библиография:

ДАИ. СПб., 1857. Т. 6:191, 198–200; Ровинский 1856:161; Филимонов 1873:71–73; Викторов 1883:452; Токмаков 1889:6–7;  Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768). Ч. 2. // ЧОИДР 1898. Кн. 1. С. 93;Успенский 1910:166–167; Успенский 1913–1916. Т. 1:186; Успенский 1917:50; Мнева Н. Е. Изографы Оружейной палаты и их искусство украшения книги // Гос. Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954:219–246; Калишевич 1961:399–401; Серебренников 1961:43–44; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:388–389; Белоброва О. А. К изучению “Книги избранной вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах” Николая Спафария // ТОДРЛ. Т. XXX. Л., 1976:307–317; Белоброва О. А. Аллегория наук в лицевых списках “Книги избранной вкратце…” Николая Спафария // ТОДРЛ. Т. XXXII. Л., 1977:108; Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Л., 1982:81; Морозова З. К. вопросу о времени появления “иконописных рисунков” и их роль в работе мастера-иконописца // Филевские чтения. 1993. Ч. 3:52; Силаева 1992. Кат. 4; Подписные иконы Пермской художественной галереи 1993:27–28; Уральская икона 1998:298; Кудрявцев И.М. «Издательская» деятельность Посольского приказа. (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII в.). // Книга. Исследования и материалы. М., 1963).