—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ј–џ ќ¬ —“≈‘јЌ ƒќ¬ћ≈Ќ“»≈¬ (ƒ≈ћ≈Ќ“№≈¬) (уп. 1693Ц1707)

-

творческа€ биографи€ иконописца может быть восстановлена на основании его подписных произведений и немногих сохранившихс€ документов.

¬ 1693 г. он написал иконы местного р€да иконостаса нового ¬веденского собора —ольвычегодска, сооруженного на средства √ригори€ ƒмитриевича —троганова. Ќа всех иконах надписи: “Ћета 7201 писал сей образ живописец —тепан ƒометиев сын Ќарыков”.

Ќедавно раскрыта€ икона “Ѕогоматерь ќдигитри€” 1698 г., имеюща€ автограф Ќарыкова и происход€ща€ из “роице-√леденского монастыр€ близ ”стюга ¬еликого, веро€тно, также своим заказом об€зана —трогановым.

¬ том же году, по сообщению “ƒвинской летописи”, јфанасий, архиепископ ’олмогорский, наход€сь в ћоскве, “призывал живописца-персонника —тепана ƒементьева сына Ќарыкова и заставил свою архиерейскую персонь написать, которую и писал он на картине, смотрючи на него, архиере€, обрисовал и все подобие сущее лица его и повохрил фабрами, какими надлежит, слово в слово, и оставил у него, архиере€, во внутренней келье сушить, а в иной день приехав, оное его архиерейское персонное лицо, поправивши на готово, вз€л с собою; протчее дома дописывал. » по совершении письма всего, преосв€щенный архиепископ платил ему за труд: vosem ryblev deneh da kusok kamki” (“итов 1889). Ётот портрет впоследствии был поставлен над гробницей јфанаси€ в ѕреображенском соборе.  ак далее указано в ƒвинской летописи, сразу после написани€ портрета с него сыном бо€рским »ваном ѕогорельским был сделан список, поставленный в  рестовой палате архиепископского дома в ’олмогорах (Ѕрюсова 1984). ѕоследние работы —тефана Ќарыкова относ€тс€ к 1706–1707 гг. Ёто две иконы, находившиес€ в приделе преп. √ерасима собора Ќикольского монастыр€ в ѕереславле-«алесском.

ѕо легенде, идущей от начала XIX в., источник которой неизвестен, —тепан Ќарыков был домовым человеком —трогановых, которые послали его обучатьс€ живописи за границу. “ак, например, автор “—ольвычегодской старины” ¬. ѕопов пишет: “»коны дл€ храма превосходной работы писаны были с лучших италианских картин в 1693 году известным тогда живописцем —тефаном ƒаментиевым Ќарыковым, бывшим домовым человеком —трогановых, обучавшимс€ живописи в »талии” (ѕопов 1865:102–103).

Ћегенда эта недостоверна: посылки пенсионеров за рубеж начались позже, а модной живописной манере можно было обучитьс€ и в ћоскве, от приезжих иностранных мастеров, где также имелись европейские лицевые Ѕиблии, источник новой иконографии дл€ русских художников. »стори€ написани€ портрета архиепископа јфанаси€ показывает, что —тефан Ќарыков жил в ћоскве. ѕозднее, в 1717 г., мы встречаем им€ »вана Ќарыкова среди дес€ти московских художников, которых »ван «арудный считает способными выполнить роспись церкви ƒвенадцати апостолов в ћосковском  ремле (÷√»јЋ. јрхив —инода. “. II. „. 2. є 1177/1328) (Ѕобровницка€ 1987). ќчевидно, речь идет о сыне —тефана Ќарыкова. ¬ том же году —тефан и »ван Ќарыковы привлекаютс€ к созданию иконостаса дл€ ѕреображенской церкви в –евеле по заказу јлександра ƒаниловича ћеньшикова (ћозгова€ 1976).

 роме того, известно, что в 1690-е гг. в г.  узнецке, в —ибири, воеводой был Ћев ƒовментиевич Ќарыков, в котором можно видеть брата иконописца. “аким образом, художник не только не €вл€лс€ чьим бы то ни было “дворовым человеком”, но вообще был природным двор€нином, факт вовсе не исключительный дл€ художников того времени. ќтсутствие упоминаний имени —тефана Ќарыкова в документах ќружейной палаты заставл€ет предполагать, что он не был профессиональным художником, что не помешало ему достичь значительного мастерства и известности.

—ледует отметить также св€зь —тефана Ќарыкова с ѕереславлем-«алесским: в этом городе наход€тс€ его иконы, а в синодик переславского Ѕорисоглебского “что на ѕесках” монастыр€ в 1795 г. был вписан род “переславльского купца Ќикиты »ванова Ќаррикова” (ќ– √»ћ.  олл. ўукина. є 521. Ћ. 49об–50). Ќа этом основании можно предположить, что —тефан с сыном в конечном итоге осели в ѕереславле-«алесском, где продолжали жить их потомки. ( омашко Ќ. ».)

—охранившиес€ произведени€:

1. »коностас ¬веденского собора в —ольвычегодске. ¬ местном р€ду иконостаса наход€тс€ иконы: Ќиколай чудотворец, јарон (дверь в жертвенник), Ѕлаговещение, Ѕогоматерь, —пас, ¬ведение во храм, «ахари€ (дверь в дь€конник), √ригорий Ѕогослов. 1693/1694 гг. —»’ћ.

¬се они имеют авторские надписи. »коны остальных р€дов иконостаса (деисусного, пророческого и праотеческого) и царские врата некоторые авторы также относ€т к творчеству мастера (ƒобрынин 1990).

2. Ѕогоматерь ќдигитри€ —моленска€. 1697/1698 гг. ¬” ћ. 178,5х149,5 см. »з северного пристенного киота “роицкого собора “роице-√леденского монастыр€ ¬еликого ”стюга. –еставратор “. ѕ. –ыбакова.

Ќа поле в левом нижнем углу надпись белилами полууставом: “Ћета 7206 год писал сии образ —тефан Ќарыкоф” (–ыбаков 1999).

3. —в€тые »рина, јгафь€ и »они€. 1706 г. ѕ«»’ћ. »нв. 1683. 103х83 см.

¬низу подпись: “1706-го году писал сей образ —тефан Ќарыков”.

4. Ѕогоматерь »верска€. 1707 г. ѕ«»’ћ. »нв. 1685. 185х137 см. »з соборной церкви Ќикольского монастыр€ в ѕереславле-«алесском.

Ќадпись: “1707 го году писал сей образ —тефан Ќарыков”.

ј. ». ”спенский ошибочно называет —моленской (”спенский 1913–1916. “. 4).

5. ¬седержитель по€сной. ѕ«»’ћ. »нв. 1658. 185љ119 см. ¬низу подпись: “ѕисал —тефан Ќарыков”. (Ѕ. ¬.)

6. Ѕогоматерь ќдигитри€. ѕ«»’ћ. »нв. 1659. 185љ137 см. ѕроисходит из Ќикольского монастыр€. ¬низу подпись: “ѕисал —тефан Ќарыков”. (Ѕ. ¬.)

ѕроизведени€, приписываемые мастеру:

1. ѕортрет јфанаси€, архиепископа ’олмогорского. 1698 г. јћ»». 70х80 см. ƒругой портрет јфанаси€, наход€щийс€ в том же музее, приписываетс€ »вану ѕогорельскому (см.) (ћакаренко 1916; –ужникова 1987). ¬. √. Ѕрюсова считает оба портрета копи€ми работы холмогорского иконописца »вана ѕогорельского (Ѕрюсова 1961:449). ѕо результатам исследовани€ в ¬’Ќ–÷ имени ».Ё.√рабар€, портрет датируетс€ второй третью XVIII века (Ёпоха парсуны 2004: 186-187).

2. —пас ¬седержитель. ќк. 1723 г. Ќжћ«. »нв. 23. 155х76 см. ћестный р€д иконостаса –ождественской церкви (“—трогановской”).

3. Ѕогоматерь. ќк. 1723 г. Ќжћ«. »нв. 22. 155х76 см. ћестный р€д иконостаса –ождественской церкви (“—трогановской”).

ћнение о принадлежности икон —тефану Ќарыкову, основанное на общности заказчика (√. ƒ. —троганов) –ождественской церкви и ¬веденского собора —ольвычегодска, где сохранились подписные иконы мастера, было впервые высказано в к. XIX в. и в насто€щее врем€ получило распространение в литературе, особенно краеведческой (см., например: јгафонов 1987). ћежду тем иконы €вл€ютс€ близкими стилистическими и иконографическими аналоги€ми подписным иконам 1741 г. »вана  азаринова, “домового человека” —трогановых, происход€щими из церкви с. ќрел близ ”соль€ (ѕодписные иконы ѕермской художественной галереи 1993). ( . Ќ.)

Ѕиблиографи€:

ѕушкарев».». ќписание российской империи в историческом, географическом и статистическом отношени€х. “.1.  н.4: ќписание ¬ологодской губернии. —ѕб., 1846:109; ѕопов¬. —ольвычегодска€ старина (рукопись) ок.1865г.). ќпубликована: —ольвычегодска€ старина: ћатериалы и исследовани€ к 500-летию г.—ольвычегодска. —ыктывкар, 1994; “итовј.ј. Ћетопись ƒвинска€. ћ., 1889:105;  осаткин 1906:299–300; ”шаков 1906:27; —мирновћ.». ѕере€славль-«алесский. ¬ его прошлом и насто€щем. ћ., 1911:80. є53; ”спенский 1913–1916. “.4:195; ћакаренкоЌ. »скусство древней –уси у —оли ¬ычегодской. ѕг., 1916:127; ќвчинникова 1955:114–115; Ѕрюсова¬.√. ’олмогорский летописец и художник XVIIв.// “ќƒ–Ћ. “.XVII. ћ.—Ћ., 1961:449; ћолева, Ѕелютин 1965:221; ћозгова€ 1976; ќвчинникова≈.—. јтрибуци€ двух портретов петровского времени// Ќа рубеже двухвеков. ћ., 1978; Ѕрюсова 1984:156–157; јгафонов—. √орький. Ѕалахна. ћакарьев. ћ., 1987:186–199; Ѕобровницка€».ј. ѕам€тник московского эмальерного искусства XVIIвека// ѕ Ќќ. 1985. ћ., 1987:371–372; –ужникова≈.». ѕортреты јфанаси€ ’олмогорского в собрании јрхангельского музе€ изобразительных искусств// ’олмогоры†— центр художественной культуры –усского —евера. јрхангельск, 1987:52–53; ƒобрынин—.Ќ. »коностас ¬веденского собора г.—ольвычегодска// –еставраци€ и исследование темперной живописи и дерев€нной скульптуры. ћ., 1990. » отдельно, под тем же названием: —ольвычегодск, 1991; –ыбаковј.ј. –еставраци€ иконы “Ѕогоматерь ќдигитри€” работы —тефана Ќарыкова// IV√рабаревские чтени€. ƒревнерусское искусство: ƒоклады, сообщени€, тезисы. 22–23апрел€ 1999г. ћ., 1999:80–85;  орнееваЌ.». ∆ивописец —тефан ƒовментиев Ќарыков: «аметки к творческой биографии// ‘илевские чтени€. ¬ып.10 (в печати).