Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

УДАКОВ ЯКОВ ТИХОНОВ, он же ЯКОВ КАЗАНЕЦ (уп. 1644–1659)

-

иконописец, человек боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского.

27 января 1644 г. получил 1 руб. “за письмо иконы Всемилостиваго Спасова поясного” (МАМЮ. Кн.  18. Л. 156об) (Успенский 1917).

Жалованный иконописец, взятый 17 марта 1648 г. от боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасскаго в царские иконные мастера. [В своей первой челобитной царю художник сообщает: “В нынешнем, государь, во 156-м году марта в 17 день по твоему государеву указу взят я, холоп твой, от боярнина князя Дмитрея Мамстрюковича Черкаскаго в иконные мастеры” (Стлб. № 164 156 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 3).] В 1648 г. написал для царя “государева ангела — святаго праведнаго Алексея Человека Божия, да государыни царицы ангела преподобные Марии Египетския, к Богородице молящие; образ Пречистыя Богородицы Казанския”. В том же году Рудакову было назначено жалования в год 15 руб. денег и хлеба — ржи и овса по 20 четв. (всего 40), т. е. значительно больше назначенного тогда же жалования Симону Ушакову (10 руб. и по 15 четв. ржи и овса). Очевидно, в это время Рудаков превосходил Ушакова своим искусством (см. стлб. № 164 156 г.).

Поступил Яков Тихонов в Оружейную палату на место Ивана Паисеина (см. стлб. № 89 158 г. и Оп. 32. № 883 160 г.).

В 1652 г. Рудаков был у стенного письма в Архангельском соборе.

Между прочим, Яков Казанец “писал до лиц” знаменитую икону Благовещения, находящуюся в церкви Грузинской Божией Матери в Москве, т. е. одежду, фигуры до головы, землю с зданиями и проч. — писал также “в Звенигород в Саввинский монастырь” (в собор Рождества Богородицы) царские двери (Оп. 32. № 1427 174 г.) (Успенский 1910).

Летом 1652 г. составил смету на стенописные работы в Успенском соборе (Забелин 1850).

 

Сохранившиеся произведения:

1. Алексей Человек Божий и Мария Египетская. 1648 г. ГМЗМК. Инв. Ж166. 48х58,5 см. В 1701 г. находилась в Успенском соборе “у правого заднего столба с северной стороны”, затем в иконостасе у северной стены собора, где и в настоящее время. Раскрыта в 1968 г., в ГМЗМК, рест. А. Ф. Чадин (Маркина 1991). Атрибутирована на основании документа, приведенного А. И. Успенским.

2.Рудаков Яков Тихонов (Казанец), Кондратьев  Гаврила Афанасьев, Ушаков Симон Федоров.  Благовещение, с 12 клеймами Акафиста. 1659 г. Музей “Церковь Троицы в Никитниках” (филиал ГИМ). Инв. И VIII 1602, 82848. 141,2 х 97,8 см.

Внизу, между вторым и третьим клеймами в картуше надпись: “Написася сия икона в церковь Святыя Троицы, строение гостя Григория Никитникова, что в Китае городе. Писал до лиц сий образ Иаков Казанец, до лиц же выбирку довершил Гаврило Кондратьев, лица у всей иконы писал Симан Феодоров сын Ушаков…». Далее совершенно неразборчиво, в монографии Е.С.Овчинниковой приводится окончание текста: «Написася от создания мира 7167, от воплощения Сына Божия 1659, июля в 28 день” (Овчинникова 1970). (К.Л.).

Приписываемые произведения:

1. Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. “Троица Ветхозаветная”. Ок. 1659 г. Музей “Церковь Троицы в Никитниках”. Атрибуция Е. С. Овчинниковой на основании сходства с иконой “Благовещение, с 12 клеймами Акафиста” из той же церкви (Овчинникова 1970:136, ил. 160–162).

2. Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. “Троица Ветхозаветная”. Около 1659 г. ВУМЗ. 175,8х147,3 см. Происходит из Троицкого собора Гледенского монастыря в Великом Устюге. Атрибуция Н. И. Комашко на основании сходства с иконой Троицы из церкви Троицы в Никитниках в Москве.

 

Иллюстрации:

Алексей Человек Божий и Мария Египетская. 1648 г. ГМЗМК. 48х58,5 см.Благовещение, с 12 клеймами Акафиста. Средник. 1659 г. Музей “Церковь Троицы в Никитниках” (филиал ГИМ). 141,2х97,8 см.

Библиография:

Забелин 1850:14–15; Ровинский 1856:152; Успенский 1910:230–231, 275; Успенский 1913–1916. Т. 3:103–104; Успенский 1917:77–78; Овчинникова 1970:134–136, ил. 152–154; Маркина Н. Д. Новое произведение Якова Рудакова (Казанца) из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991:48–60.