—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

јЋ“јЌќ¬ Ѕќ√ƒјЌ (в крещении »¬јЌ) »≈¬Ћ≈¬ (Ѕќ√ƒјЌќ¬) (уп. 1666, ум. 1703)

-

житель Ќовой ƒжульфы, арм€нской колонии в ѕерсии, близ »сфагана. ѕрибыл в ћоскву в 1666 г. по приглашению цар€ јлексе€ ћихайловича, которого заинтересовала присланна€ из ƒжульфы медна€ доска дл€ гравировани€. (ћолева 1975).

“»ноземец — Ўаховы области”, — “арменски€ веры”; был прин€т на службу в ќружейную палату 15 июн€ 1667 г., при чем ему было вменено в об€заность “выучить своему мастерству из русских людей учеников”. ѕри самом своем поступлении в ќружейную палату —алтанов получил от цар€ “в приказ” — “10 ведер вина двор€нскаго; ведро вина двойного, 15 ведер пива, 10 ведер меду, романеи, ренскаго вина; церковнаго по полу-ведру… белужку, осетрика да свежих рыб шесть посолив… осьмину муки пшеничной”. “ак щедро наградили приезжего арм€нина, который не успел еще показать своего искусства, — исключительно в виду его “иноземства” (—тлб. є 494 175 г.). 18 июн€ из ѕосольскаго приказа в ќружейную палату пришел Ѕогдан —алтанов “и образец мастерства своего принес” и “сказал за собою мастерства же — варить олифу самую добрую, которой по его мастерству на ћоскве сварить не умеют”. —алтанову дали материалы дл€ приготовлени€ такой знаменитой олифы. ѕоследн€€, оказалось, не была чем-либо особенным дл€ московских иконописцев — арм€нин попросту немного прихвастнул. “»конописец —имон ”шаков, — читаем мы в документе, — смотр€ той олифы, сказал: та-де олифа добра, живописца —таниславова варень€ прежн€го лучше. ј если… великий государь укажет таковую-ж олифу против арменина Ѕогданова варень€ и составу сделать, и они-де —имон ”шаков такову олифу сам сварить чает его Ѕогдановы и лучше; да и иные иконописцы, кому он —имон тот олифной состав укажет, такову олифу против арменина Ѕогдана и на ћоскве свар€т”. ”шакову велено было сварить олифу (—тлб. є 562 175 г.).

¬ феврале 1668 г. Ѕ. —алтанов писал “по полотну живописным письмом к государеву большому шатру” (ќп. 34. є 956 176 г.) (”спенский 1910).

¬ 1669 г. Ѕ. —алтанов написал картину на полотне “–ождение цар€ јлександра ћакедонского” («абелин 1862).

¬ 1670 г. он написал “две иконы — на меди — —пасов образ да Ѕогородицы… поднес великому государю сделав — €щик с венцом… в нем было 50 €иц по золоту и красками…”; написал “объ€ринные травчатые образцы по обеим сторонам… €щик вычернил… 100 €иц писал по золоту красками… писал стол…” (—тлб. є 620 178 г.).

¬ с.  оломенском в государевых хоромах —алтанов “у стенного письма работал два года”. ѕолучал он в мес€ц по 10 руб. (—тлб. є 202 179 г.).

¬ 1671 г. Ѕогдан —алтанов писал подволоку в хоромы царицы Ќатальи  ирилловны (—тлб. є 957 179 г.).

— 25 июл€ 1670 г. у —алтанова был ученик ћатвей ‘едосеев Ѕогданов (—тлб. є 271 179 г.).

” —алтанова же училс€ “—авка арап” (—тлб. є 47 180 г.).

  ѕасхе 1671 г. арм€нин написал государю “в поднос” — “образ ѕречисты€ Ѕогородицы с ѕревечным ћладенцем” (—тлб. є 47 180 г.) [а также “п€ть персон розными стать€ми” на полотнах, кажда€ в полтора арш. длиною — «абелин 1862].

¬ 1671 г. —алтанов расписал “12 €щичков разными цветными краски в шкатуню к… царице… Ќаталье  ирилловне, котора€ была принесена из мастерские государевы палаты дл€ починки” (—тлб. є 159 180 г.).

¬ том же году —алтанову была куплена лошадь за 10 руб. дл€ поездок в с.  оломенское, где —алтанов “работал государево живописное дело по-часту” (—тлб. 180 г. є 297).

¬ 1672 г. —алтановым были написаны п€ть барашков, два козлика и две булавы в хоромы к царевичу ‘еодору јлексеевичу (ќп. 34. є 957 180 г.).

¬ 1673 г. Ѕогдан —алтанов написал два знамени сотенных с изображением на них архангела ћихаила, два стола и два ларца — дл€ царицы Ќатальи  ирилловны (ќп. 34. є 957 181 г.); к ѕасхе того же года он расписывал по золоту красками €йца в поднос государю (—тлб. є 351 181 г.); золотил киот “к —пасову образу и ѕресв€ты€ Ѕогородицы и мученицы ≈катерины, греческаго письма, в хоромы к… царице… Ќаталье  ирилловне” (—тлб. є 415 181 г.).

¬ 1674 г. —алтанов вместе с Ѕезминым и ≈рмолаевым писал в новые царские хоромы “подволоки на польских широких полотнах разны€ притчи — »оны пророка, ≈сфири, ћоисе€ пророка” (ќп. 32. є 1666 182 г.).

¬ €нваре 1674 г. —алтанов расписал “аспидом цветным” древко к хоругви в ¬ознесенский монастырь (—тлб. є 196 182 г.) (”спенский 1910).

Ѕогдан —алтанов занималс€ также иллюстрированием книг. ¬ августе 1672 г. он писал миниатюры в книге “ќ сивиллах”. ¬ 1674–1675 гг. он написал 26 портретов царей дл€ книги “¬асилиологион”, содержащей рассказы о подвигах монархов.  лейма и заставки дл€ нее писал золотописец √ригорий Ѕлагушин (ƒј». —ѕб., 1857. “. 6. є 43. ѕ. 23) ( алишевич 1961:401).

** 30 сент€бр€ 1674 года живописец »ван »евлев —алтанов получил за работу 4 аршина сукна лундаку и 8 аршин камки кармазину, общей стоимостью 17 руб. 2 гривны: “писал он в книги о —ивиллах да в   ¬асилиологион персоны на полотнах из масла (?)” (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 1. ƒ. 437) (–ед.).

—алтанов был талантливым художником и вместе с тем ловким гешефтмахером, не упускавшим никакого случа€ к наживе; даже там, где как будто и не было такого случа€, он находил его. Ёто был изобретательный человек! ѕри изворотливости своего характера и уменье присматриватьс€ к окружающей его обстановке и обсто€тельствам, он не погиб, как пропадали многие из придворных, и не был вышвырнут из дворца, а оставалс€ здесь до самой смерти, и всю жизнь свою умел просить и получать.  [«десь и далее оценка ј.».”спенским личности —алтанова €вно тенденциозна. —м. об этом:  омашко 2002. - –ед.]

¬ архивных документах —алтанов рисуетс€ очень рельефно.

’удожник наш, прожив несколько лет в ћоскве, увидел, что прин€тие православи€ дл€ иноверцев может дл€ них служить очень выгодною статьею, особенно если они живут при дворе, и вот в 1674 г. он решаетс€ сделатьс€ православным.

¬ апреле этого года он бил челом государю: “ѕо твоему великаго государ€ указу выехал €… к тебе… к ћоскве работать… вс€ки€ твои… живописны€ дела и… работал… 8 лет. » ныне по твоему… указу осталс€ € на твое… им€ служить и работать тебе… вечно, и, излюб€ €… св€тую православную христи€нскую веру, покин€ в своей стороне отца своего и матерь и весь род, крестилс€ во св. православную… веру. ј за крещение твоим… жалованием ничем не пожалован…”

—оль челобитной и весь трагизм положени€ выражены в последней, заключительной фразе.

Ќо —алтанова не обманули, и 28 апрел€ сделана была справка в ѕосольском приказе “по чему иноземцем нарочитым людем давано за крещение” (—тлб. є 331 182 г.).

ќднако от него обычной платой за прин€тие православи€ отделатьс€ было невозможно. “—лучай” был так хорош, что —алтанов не прочь был придратьс€ к нему в любую минуту своей жизни.

Ќе позднее как осенью 1674 г. »в. —алтанов, указав на прин€тие им православи€, просит цар€ за это его пожаловать двор€нством и записать его “по московскому списку”. 24 но€бр€ просьба арм€нина была удовлетворена (—тлб. є 99 183 г.), и »ван »евлевич —алтанов, благодар€ своей энергии и выжимательству, сделалс€ московским двор€нином.  [ѕо аргументированному мнению ј.¬.Ћаврентьева, дарованное —алтанову двор€нство было лишь официальным подтверждением его природного двор€нства. —м.  Ћаврентьев 1994 - –ед.]

ѕрошло несколько дней, —алтанов просил и увеличени€ ему жаловани€ по случаю прин€ти€ им православи€. ѕо поводу этой челобитной была сделана следующа€ справка в ќружейной палате о работах —алтанова: “ƒекабр€ в 12 день (1674 г.) дано ему, »вану, вновь написать 10 знамен сотенных на камках разных св€тых; он же, »ван, пишет по полотнам разными красками подволоки в государевы хоромы… по золоту цветными красками в поднос великому государю стол, другой стол… царевичу… ‘еодору јлексеевичу. ƒа он же, »ван, делает безпрестанно вс€ки€ великаго государ€ верховые дела. ƒа он же, »ван, с 175-го году по 183 г. в 8 лет выучил живописному вс€кому письму, чем он, »ван, сам горазд, двух человек  арпа »ванова, ћарка ќстафьева; не доучены шесть человек — √ришка √рызлов, —авка јрап, »вашко ‘едосеев [Ѕогданов], ћишка ‘ирсов из стрельцов —амсонко да —енька”.

—алтанов за хорошую цену сбывал царю привезенные с собою из ѕерсии материи и другие товары и краски (—м., напр., стлб. є 71 183 г.).

¬ декабре 1674 г. —алтанов “золотом и красками писал набат потешный в хоромы к… царевичу ѕетру јлексеевичу” (—тлб. є 145 183 г.).

— марта 1675 г. оклад —алтанову увеличен был на 3 руб. в мес€ц (—тлб. є 168 183 г.).

  ѕасхе того же года —алтанов написал в поднос к государю п€ть знамен с изображением на первом из них Ћогина —отника, иже при кресте √осподнем, на втором — благоверного кн€з€ ƒовмонта ѕсковского, на третьем — јрхистратига Ѕожи€ ћихаила, на четвертом — Ѕлаговерного кн€з€ √еорги€ ¬ладимирского, на п€том — мученика ’ристова —евастиана, на других сторонах знамен были изображены кресты п€ти степеней (—тлб. є 341 183 г.).

¬ ту же ѕасху —алтанов поднес к царю: “три блюда — на одном из них 5 €иц гусиных травчатых золоченых, на другом 7 €иц гусиных, писанных разными красками по золоту, на третьем — 7 €иц кур€чьих — золоченых сплош… €щик за слюдою, а в нем 40 €иц кур€чьих, писанных по золоту разными красками” (—тлб. є 341 183 г.).

¬ мае 1675 г. »ван —алтанов написал в хоромы царевича ‘еодора јлексеевича столовую доску с изображением на ней притчи — “ огда царь  онстантин был не во благочестии и вз€т был в плен персы и приведен был в капище на жертву и свободис€ своими рабы воинами” (—тлб. є 380 183 г.).

 ¬ июне —алтанов расписывал две шкатулы дл€ царицы (—тлб. є 409 183 г.); в августе написал два древка “старых” в поход царевичу ѕетру јлексеевичу (—тлб. є 432 183 г.). 22 августа 1675 г. »ван —алтанов получил от цар€ 300 (сумму очень большую по тогдашнему времени) руб. “дл€ его скудости” (т. е. бедности), и что он “поискал православные христианские веры”, — “на окуп” приобретеннаго им в 1674 г. “двора” за 600 руб. ƒвор этот был куплен у подь€чего ѕосольского приказа Ѕориса ћихайлова и находилс€ “на белом месте на ѕоганом пруде, в межах — с одной стороны — подле двора ѕокровские сотни т€глеца “имофе€  ириллова, а по другую сторону гост€ иноземца “омаса јндреева сына  елдермана”. “ѕо мере того (купленного —алтановым) двора с огородом в длину по ћостовой улице 29 сажень, поперег в одном конце 12 саж.; а на том дворе хоромнаго строени€ две горницы поземны€, меж ними сени, два погреба дубовые, над ними на погребице у ворот изба с сеньми, бан€ с передбаеным, ворота створчаты€, кругом двора и огорода городьба; да на том же дворе колодезь” (—тлб. є 462 183 г.). ќдним словом, —алтанов, устроилс€ на славу.

¬ €нваре 1676 г. —алтанов “выаспидивал” подголовок в хоромы к царевичу ‘еодору јлексеевичу (—тлб. є 152 184 г.), в феврале аспидом зеленым расписал ларец царевичу ѕетру јлексеевичу (—тлб. є 158 184 г.), “вычернил красками” шкаф в хоромы царицы Ќатальи  ирилловны (—тлб. є 166 184 г.), в марте раскрасил две доски “к молитвам” в хоромы к царю (—тлб. є 198 184 г.), стул, столицы, стол, доску и подножие (—тлб. 204 184 г.), “росписал цветными красками… киот в придел мученика ‘еодора —тратилата, травы на верхней кайме посреди — крест” (—тлб. є 210 184 г.), “дымчатым аспидом выаспидил погребец в хоромы к великому государю” (—тлб. є 220 184 г.), “написал на оконнице орла в кругу, по углам травы по слюде — в хоромы к царевичу ѕетру јлексеевичу”. “Ќаписана” была “оконница” так, что “из хором всквозе видно было, а с надворь€ в хоромы не видно было” (—тлб. є 239 184 г.).

Ќа “пушечке подносной” —алтанов “писал разными красками ободочки резны€” (—тлб. є 250 184 г.); — в апреле 1676 г. расписал гнезда птиц — голубей, ракиток, канареек, щегл€т, чижей, написал баранов, шерсть на них казалась “будто суща€” (—тлб. є 251 184 г.), расписал дл€ царевича ѕетра јлексеевича сиволчки, на столовой доске написал три притчи (—тлб. є 254 184 г.), цар€ —оломона (—тлб. є 274 184 г.).

¬ июне 1676 г. —алтанов писал лук по алой кибити “по нар€ду в ќружейную палату” (—тлб. є 333 184 г.).

¬ декабре того же года написал на полотне –асп€тие в хоромы к государю (—тлб. є 118 185 г.).

¬ марте 1677 г. »ван Ѕогданов —алтанов писал дл€ цар€ книжный аналой и “дерев€нное резное клеймо” во дворец (ќп. 33. є 958. Ћ. 351об).

¬ июле того же года золотил он кресла дл€ государ€ (ќп. 34. є 958. Ћ. 412об; ср. стлб. 185 г. є 538), “золотил и серебрил 3 рамы, в том числе одне к –асп€тию √осподню да к персоне цар€  онстантина, да к персоне-ж блаженны€ пам€ти цар€ јлексе€ ћихайловича, да к персоне-ж царицы ≈лены, да к персоне-ж блаженны€ пам€ти царицы ћарии »льичны” (“ам же. Ћ. 428об и 431об).

¬ том же году расписывал €йца и столовую доску в поднос государю (“ам же. Ћ. 475 и 476; ср. стлб. є 317 185 г. и є 318 185 г.), “писал стенное письмо в приказе “айных ƒел” (—тлб. є 380 185 г.).

¬ окт€бре 1677 г. царь ‘еодор јлексеевич “пожаловал »вана Ѕогданова сына —алтанова за его многи€ иконописны€-живописны€ дела; велел ему дать… в приказ камки доброй куфтерю, мерою 10 аршин из  азеннаго приказа” (—тлб. 186 г. є 54) (”спенский 1910).

¬ €нваре 1678 г. “»ван Ѕогданов сын —алтанов писал к великому государю в хоромы по полотну: –асп€тие √осподне, да образ цар€  онстантина и матери его царицы ≈лены, да персону блаженной пам€ти государ€ јлексе€ ћихайловича, да персону блаженной пам€ти государыни ћарии »льиничны, да персону ж блаженной пам€ти царевича јлексе€ јлексеевича” [в предсто€нии у –асп€ти€, как довольно часто изображались царственные лица. Ёта картина сохранилась до сих пор в одной из теремных церквей — «абелин 1862]. ¬ марте — два образа –асп€ти€, одно на медной доске, другое на холсте в рамах, да персону блаженной пам€ти цар€ јлексе€ ћихайловича в успении (¬икторов 1883).

¬ 1678 г. —алтанов писал стенопись в церкви преп.-муч. ≈вдокии “и ины€ многи€ верховы€ дела” (—тлб. 186 г. є 515) (”спенский 1910).

¬ августе 1678 г. »вану —алтанову велено написать притчу цар€  онстантина видение о кресте, на полотне, в рамах дерев€нных, к великому государю в ¬ерх, к дерев€нной переграде, что у «олотого крыльца. ¬ окт€бре он написал на полотне образ ¬семилостивого —паса сто€щий, вышиной 2 арш., шириной 1 арш. 6 вер., и поставлен тот образ у —пасской церкви на паперти от  расного крыльца. ¬ декабре вместе с »ваном Ѕезминым и другими писал в новых дерев€нных царицыных хоромах притчи на стенах и на подволоках. ¬ апреле 1679 г. он написал два образа —паса: ¬седержитель и Ќерукотворный, да образ Ѕогоматери в хоромы √осударю («абелин 1894. ¬ып. 3:165, 166–168, 171).

ќсенью 1678 г. »ван —алтанов расписывал “разными красками и аспидами” “каменное новое крыльцо и около —пасскаго собора каменную ж новую паперть, котора€ к —пасскому собору и к √рановитой палате приделана вновь, да от золотого крыльца, что на площади, переграду каменную, котора€ делана вновь, да промеж ≈вдокиински€ церкви и промеж приделов »оанна Ѕелоградскаго и против √олгофы, в пещере, да около каменнаго новаго крыльца столбы и на площади и переграду каменную и новое дерев€нное крыльцо” (—тлб. 187 г. є 29).

¬ августе 1679 г. »ван —алтанов вместе с »ваном Ѕезминым писал на полотнах “разны€ царственны€ письма” в “новы€ дерев€нны€ хоромы” (—тлб. 188 г. є 26).

ќсенью того же года с Ѕезминым же и с ¬алтырем писал в новые царские дерев€нные хоромы ≈вангельские притчи “да в церковь ѕокрова ѕресв€ты€ Ѕогородицы что в селе »змайлове, –асп€тие √осподне на полотне”.

— Ѕезминым же писал “у государынь царевен в новой дерев€нной крестовой разны€ притчи по полотну на подволоке и на стенах”.

[¬ частности. 15 но€бр€ 1679 г. было куплено 100 аршин (!) холста «“от холст куплен в ќружейную полату и отдан к живописному делу, а на том полотне велено писать »вану Ѕогданову сыну —алтанову да »вану Ѕезмину с учениками в хоромы ко государын€м царевнам евангелскую притчю как беседует »сус со учители». (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. XII. ƒ. 18783. Ћ.1). (Ѕ.“.).]

—алтанов написал “золотом и красками персону” цар€ ‘еодора јлексеевича (ќп. 34. є 959. Ћ. 223об), а также “к великому государю в хоромы по полотну –асп€тие √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста, да образ цар€  онст€нтина и матери его царицы ≈лены, да персону блаженны€ пам€ти великого государ€ цар€ и великаго кн€з€ јлексе€ ћихайловича… да персону блаженны€-ж пам€ти велики€ государыни царицы и велики€ кн€гини ћарии »льичны, да персону-ж блаженны€ пам€ти великаго государ€ царевича и великаго кн€з€ јлексе€ јлексеевича” (ќп. 34. є 959. Ћ. 266).

¬ это врем€ у —алтанова были следующие ученики: јфанасий ‘илиппов, ћатвей –ыдкин, Ћазарь »ванов,  арп јстафьев, ћарк »ванов [ошибка ј. ». ”спенского: в других местах:  арп »ванов и ћарк јстафьев. — –ед.]. (ќп. 34. 959. Ћ. 279об) (”спенский 1910). ј также: јлексей ‘илиппов, —емен —идоров, »ван “арасов, яков ¬асильев, ѕетр “ропарев («абелин 1894. ¬ып. 3:171).

19 марта 1679 г. —алтанову было дано “за его многи€ живописны€ дела и что он работал у церкви —паса Ќерукотвореннаго образа, что у великаго государ€ на сен€х, в приказ 8 рублей” (ќп. 34. є 959. Ћ. 286об).

¬ том же мес€це —алтанов написал “к великому государю в хоромы на медной цке –асп€тие √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста” (“ам же. Ћ. 298).

—алтанов же писал “вс€ки€ государевы верховы€ дела — погребцы, шкафы, €щики, оконичны€ п€льца, киоты, луки крестовые, лагалища, налои, книжны€ €щики” (“ам же. Ћ. 396); “написал погребец дерев€нный зеленым аспидом в царицыну ћастерскую палату, да шкафик государев у дверец, где прибиты петли, дерево написал красками и золотом против старого письма, да у €щика внутри два брусочка позолотил, да писал оконичны€ п€льца аспидом зеленым к хоромам великаго государ€, да он же писал ларец дубовый аспидом зеленым в хоромы к царевне и великой кн€жны »рине ћихайловне; позолотил под пушечку медную станок дерев€нный, писал киот, дерев€нный и аспидил к образу ѕресв€ты€ Ѕогородицы »верски€ в церковь преподобномученицы ≈вдокии, что у великаго государ€ вверху, длиною киот 3 аршина, в ширину 1 1/2 аршина, а наверху написан крест; да он же написал 4 лука по золоту краски, да ларец писал аспидом красным, а внутри красною краскою, — в царицину ћастерскую палату, да ларец аспидом зеленым к великому государю в хоромы, да ларец аспидом красным и зеленым, в длину 1 арш. 2 вершка, к великому государю в хоромы, да две крестовы€ лагалища внутри аспидом красным в хоромы к царевне и великой кн€жне јнне ћихайловне; позолотил налой книжный и росписывал цветными красками в хоромы к великому государю; да писал ларец аспидом с лица зеленою краскою в царицыну ћастерскую палату, да он же окрасил и написал аспидом красным и зеленым, да ларец аспидом зеленым в хоромы к царице и великой кн€жне Ќаталии  ириловне; да он же писал золотом у зеркала дорожники золотом по гулфарбе, да 18-ть свеч восковых золотом и серебром по€сками и написал цветными красками — €рью и баканом виницейским в церковь св€таго великомученника ‘еодора —тратилата, что на “роицком подворьи” (ќп. 34. є 969. Ћ. 396).

¬месте с »ваном Ѕезминым — —алтанов расписал “15 прапоров в разных тафтах цветами — золотом, серебром и красками”; на тех же прапорах написал “орлов, грифов и разных государств печати” (ќп. 34. є 959. Ћ. 406об).

—алтанов же написал “–асп€тие √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста — дерев€нное резное, да образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы, да образ »оанна Ѕогослова в церковь преподобномученицы ≈вдокии, что у великаго государ€ вверху” (“ам же. Ћ. 424).

–асписывал в ту же церковь 20 свечей “вощаных польских больших” (“ам же. Ћ. 425).

¬ 1679 г. —алтанов писал стенопись в церкви »оанна Ѕелоградскаго, что у великого государ€ в ¬ерху (ќп. 34. є 962. Ћ. 442) (”спенский 1910).

¬ мае 1679 г. »ван —алтанов, »ван Ѕезмин и ƒорофей ≈рмолаев писали к √осударю в дерев€нные хоромы подволоки разные притчи: 1. ѕритча »оны пророка; 2. ќ —вирии (Ёсфири); 3. ѕритча ћоисе€ пророка. » золотили на эти притчи рамы дерев€нные резные к подволокам и к стенам в хоромы («абелин 1894. ¬ып. 3:173).

¬ сент€бре 1679 г. —алтанов просил цар€ “учинить ему кормовы€ деньги в годовой оклад”. ¬ своей челобитной он, между прочим, говорит: “—началу €, холоп твой, выехал служить тебе, великому государю, на врем€, а ныне € осталс€ служить тебе, великому государю, вечно”.

ѕо справке в ќружейной палате оказалось, что жалование —алтанову 156 руб. в год выдаетс€ ему из приказа Ќовы€ чети, “и пожалован он »ван по московскому списку. ј за тем государевым жалованием выучил он учеников русских людей живописному своему мастерству, чему он сам умеет,  арпунку »ванова, ћарку ќстафьева, — и вс€ки€ верховы€ дела пишут они собою. ƒа у него ж, »вана, ныне учеников живописному письму не доучены —авка јрап, ћитька ‘ирсов, »вашка ‘едосеев, »гнашка —карчевский, якушка  ондратов, ѕетрушка да јфонька”.

2 окт€бр€ царь ‘едор јлексеевич “указал »вану Ѕогданову сыну —алтанову за выезд и за доброе мастерство, и что он своему мастерству выучил учеников, и за многую его работу кормовы€ деньги 156 р. справить ему в оклад, и впредь то денежное жалование давать ему окладною статьею против прежн€го государеву указу” (—тлб. є 88 188 г.).

  ѕасхе 1680 г. —алтанов расписал дл€ цар€ 50 €иц (—тлб. 188 г. є 755). Ћетом того же года вместе с Ѕезминым писал стенное письмо в хоромах царицы јгафьи —емионовны (—тлб. 188 г. є 927).

30 августа 1680 г. к —алтанову поступил в ученики ≈мелька  ондратьев (ќп. 34. є 961. Ћ. 200) (”спенский 1910:240). ѕримерно в это же врем€ у него училс€ “арасов »ван. ¬ марте и апреле 1682 г. вместе с другими учениками —алтанова он писал “образ –асп€ти€ √осподн€ на полотне, образ ¬оскресени€ ’ристова на стекле, образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы киевскаго переводу, образ Ќикола€ „удотворца и вс€ки€ государевы верховы€ живописны€ письма” (—тлб. 190 г. є 92) (”спенский 1910:265). (–ед.)

¬ этом же [1680] году —алтанов продолжал писать (вместе с Ѕезминым) на полотнах евангельские притчи в церковь —паса Ќерукотворенного образа, что у великаго государ€ в ¬ерху (ќп. 34.  н. 961. Ћ. 541об).

“—еребрил он и золотил и красками росписывал иконостас в собор архистратига ћихаила” (“ам же. Ћ. 542). [—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 12. „. 2. ƒ. 19063. — –ед.]

Ќаписал на полотне “образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы ѕолоцки€ с образа чудотворны€ иконы, котора€ стоит в церкви преподобномученицы ≈вдокии, к великому государю в хоромы” (“ам же. є 962. Ћ. 550об).

“ѕисал у √олгофны€ горы в пещере, меж церквей —паса Ќерукотвореннаго образа и преподобномученицы ≈вдокии по полотну ≈вангельски€ притчи, ¬о ад сошествие, ¬ознесение ’ристово, явис€ ’ристос ћарии ћагдалине” (“ам же. Ћ. 559об).

¬ числе притчей в новые дерев€нные хоромы царевен —алтановым и Ѕезминым была написана картина: “„то “€ наречем, о благодатное небо”.

—алтанов же написал в церковь —паса Ќерукотворенного образа, во дворце, на полотнах — “ рещение великого кн€з€ ¬ладимира”, “¬идение цар€  онстантина” и “—обрание на избиенных младенцев” (—тлб. 188 г. є 78).

¬месте с Ѕезминым написал он притчу в хоромы царевен — “ ак беседует »исус со учители” (—тлб. 188 г. є 350).

[ƒл€ этой работы 15 но€бр€ 1679 г. было куплено в ’олщевом р€ду сто аршин холста (–√јƒј. ‘. 396. є 18783 – Ѕ.“. ]

  ѕасхе 1681 г. в поднос к государю —алтанов написал знам€ сотенное.   этому празднику он получал ежегодно в виде, так сказать, наградных по 12 руб. (—тлб. 189 г. є 413).

—алтанов писал, между прочим, на полотнах изображени€ праздников (ќп. 34. є 962. Ћ. 684).

÷арь ‘еодор јлексеевич приказал дать “двор€нину” —алтанову за его искусство 30 руб. (—тлб. 189 г. є 507) и кафтан суконный кармазиновый, испод хребтовый белий, с опушкою бобровою и с золотными или серебр€ными нашивками (—тлб. 189 г. є 157).

4 сент€бр€ 1681 г. царь велел выдавать »вану —алтанову и »вану Ѕезмину за их многие верховые дела вместо дворцоваго поденного корма и пить€ кормовых денег против —имона ”шакова по 50 руб. в год каждому (—тлб. 190 г. є 6) (”спенский 1910).

¬ 1681 г. »ван —алтанов и »ван Ѕезмин свидетельствовали иконописца ¬асили€ ѕознанского. (—м. ѕознанский ¬асилий.)

¬ 1682 г. —алтанов писал персону цар€ јлексе€ ћихайловича на полотне (—тлб. 190 г. є 31).

¬месте с Ѕезминым писал подволоку, “которую велено им было написать против столовой, какова в селе јлексеевском, против их сметной росписи, какову они подали в ќружейной палате” (“ам же).

ѕисал стенное письмо в новых государевых дерев€нных хоромах (—тлб. 190 г. є 1).

¬ €нваре того же 1682 г. —алтанову велено было написать “на полотне в рамах –асп€тие √осподне в человеческую меру, а полотну вышина 7 арш., ширина 5 1/4 арш.” (“ам же).

¬ другом документе говоритс€, что 28 €нвар€ —алтанову приказали написать на полотне “образ –асп€ти€ √осподн€”, размером: 6 арш. 10 вер. љ 4 арш. Ётот заказ был прин€т —алтановым весьма удобным случаем за счет цар€ улучшить свой дом. —алтанов за€вил в ќружейной палате: ““ого-де образа писать ему в палатах негде дл€ того, что тот образ в вышину в палатах не установитс€. ј если ему тот образ писать у себ€ на дворе в мастерской живописной избе, и на тое избу надобно нарубить п€ть венцов дл€ того, чтоб тот образ установилс€”. —алтанов поспешил запастись и лесом дл€ этой надстройки, купил “22 бревна сосновых и еловых, 4 сажень, в отрубе по 5 и по 6 вершков, ценою по 4 алтына за бревно”.  онечно, деньги за эти материалы —алтанов получил из ќружейной палаты; на счет последней была сделана и вс€ требуема€ —алтановым надстройка (—тлб. 190 г. є 145).

8 марта 1682 г. царь ‘еодор јлексеевич приказал —алтанову написать “образ ¬оскресени€ ’ристова на атласе соломеннаго цвета, мерою в вышину трех четвертей, без полувершка, с рамы, ширина полдес€та вершка” (“ам же).

ќколо 13 марта —алтанов подал царю челобитную, в которой писал: “ќбъ€вилась у мен€ в дворишке моем примерна€ земл€ добрых 34 сажени без чети, и та примерна€ земл€, по твоему великаго государ€ указу, отдана мне… » спрашивают на мне за тое землю денег 8 руб. 21 алт. 2 деньги, а мне платить нечем”. ÷арь дал —алтанову “в приказ 8 рублей” (—тлб. 190 г. є 265).

10 апрел€ —алтанов за€вил в ќружейной палате, что он написал “образ ∆ивоноснаго ’ристова ¬оскресени€ на стекле, и тот образ указал великий государь ему, »вану, взнесть к себе в хоромы” (—тлб. 190 г. є 369).

¬ 1683 г. —алтанов, между прочим, расписал три шкатулы из хором царевны ≈катерины јлексеевны (—тлб. 191 г. є 745).

¬месте с Ѕезминым он расписывал окна, двери и наличники “различными красками по золоту” в дерев€нных хоромах царевны —офии јлексеевны — в двух верхних комнатах и в одной — “исподней” (—тлб. 192 г. є 252).

Ќужно было отпраздновать восшествие на престол царей »оанна и ѕетра јлексеевичей особенным пам€тным дл€ —алтанова образом, и вот ему пришло на ум попросить себе вотчин или кресть€н — ведь он такой именитый московский двор€нин, давно имеет право на это.

¬ окт€бре 1683 г. —алтанов бил челом цар€м »оанну и ѕетру јлексеевичам: “«а мною — холопом вашим поместей и вотчин нет. ћилосердные государи цари и великие кн€зи!.. пожалуйте мен€ дл€ своего многолетнаго здоровь€ (проще говор€: „здорово живешь“), велите мне дать… деньгами или дворами кресть€нскими, сколько вам о мне Ѕог известит” (—тлб. 191 г. є 769).

—ловом, он смотрел на московский двор, как известна€ старуха в пушкинской сказке на золотую рыбку. ѕолучив последнюю просьбу, граничащую с требованием, “рыбка” не нашлась, что и ответить.

1 €нвар€ 1684 г. —алтанову цари велели дать “за его доброе мастерство и многую работу 10 аршин атласу алаго самого добраго виницейскаго по 23 алтына 2 деньги за аршин” (—тлб. 192 г. є 328).

ѕодарок этот —алтанов получил, но им не удовлетворилс€ — ведь он просил себе вотчин, а не дес€ть аршин материи, хот€ бы и “самой доброй”!

» не далее как в марте этого года у него готова нова€ челобитна€, более убедительна€, нежели перва€, и где он, кроме “здорово живешь”, выставл€ет и другие свои необычайные заслуги, как например, оставление в ѕерсии “прародительских пожитков” (а их, может быть, и было “ни кола, ни двора”) и прин€тие православи€.

¬ этой челобитной к цар€м —алтанов писал, между прочим: “ѕо изволению, государи, отца вашего великих государей блаженны€ пам€ти великаго государ€ цар€… јлексе€ ћихайловича… выехал €… из персидскаго государства к ћоскве и служил… многое врем€. » по изволению-ж, государи, отца вашего… остав€ отца своего… и сродников и прародительские пожитки, крестилс€ в православную… веру, служить и работать вам… вечно. ј по именному указу брата вашего… цар€ ‘еодора јлексеевича, за многую мою безпрестанную работу учинен мне денежный оклад в ќружейной палате 156 рублев. » тот… оклад в разр€де к новичному моему окладу не справлен… ћилосердные государи… велите… справить”.

ѕросьба —алтанова была удовлетворена. ¬ “разр€де” ему “учинено” было “новичнаго окладу… поместнаго 600 четвертей, денег 50 рублев” (—тлб. 192 г. є 954).

9 июн€ —алтанов с Ѕезминым был послан в  оломенский дворец “досматривать” ветхости в стенном письме (—тлб. 192 г. є 757).

19 декабр€ 1684 г. —алтанову и Ѕезмину велено было написать в нижней комнате царевны —офии јлексеевны на подволоке “беги небесные” (—тлб. 192 г. є 289 и 298). 28 апрел€ 1685 г., читаем мы в одном документе, “по указу великих государей думный двор€нин ћихаил “имофеевич Ћихачов приказал в соборе архистратига Ѕожи€ ћихаила над образом великомученика ‘еодора —тратилата, что стоит над гробом блаженны€ пам€ти великаго государ€ цар€ и великаго кн€з€ ‘еодора јлексеевича… в клейме написать образ ∆ивоначальной “роицы, да что велено написать марта в 16 числе в тое же соборную церковь его великаго государ€ персону —имону ”шакову, и ту персону писать »вану —алтанову” (—тлб. 193 г. є 747). 11 июн€ того же года —алтанову велено было написать в хоромы к царевне ≈катерине јлексеевне “образ –асп€ти€ √осподн€, образ »оанна ѕредтечи и персону цар€ ‘еодора јлексеевича” (—тлб. 193 г. є 30).

5 окт€бр€ 1686 г. —алтанов составл€ет смету красок на починку стенного живописного письма в каменных комнатах царевен, “которое попортилось” (—тлб. 195 г. є 110). 28 апрел€ 1687 г. он же составл€л смету на работы в Ќоводевичьем монастыре, где велено было “у церкви —ошестви€ —в€т. ƒуха, что над ”спенскою церковью, наружны€ стены, и у глав шеи, и спуски, и закомары по железу прописать красками, да у той же церкви на новой дерев€нной трапезе кровлю, да ”спенски€ церкви на алтар€х да на каменной трапезе, котора€ у той ”спенской церкви, кровли покрасить из ќружейной палаты” (—тлб. 195 г. є 873).

¬ том же апреле —алтанов бил челом цар€м: “∆ил у мен€ по записи √ришка  алинников, и в нынешнем во 195-м году апрел€ в 26 день он, √ришка, от мен€, холопа вашего, сбежал неведома куда; а что с собою сносом снес от мен€, и о том под сею челобитною роспись. ћилосердные великие государи… велите челобитье мое записать; а буде он, √ришка, где объ€витс€ на каком воровстве, чтоб мне от вас, великих государей, в пене не быть”.

ѕри челобитной сохранилась и “роспись, что √ришка  алинников с собою снес: Ѕиблию в лицах, с иными прибавочными листами, цена дес€ть рублев с полтиною. —  расок разных и иных вс€ких мелочей, которы€ годны к живописному мастерству, по цене на восемь рублев на 13 алт. 2 деньги. — Ѕлюд и тарелок олов€нных 12 мест, цена 4 рубл€ 6 алт. 4 деньги. — Ќожей красочных и домовных и политр, на чем краски составливать, и иных снастей по цене на 1 р. 13 алт. 2 д. — ƒва кафтана суконных, которые он носил, цена 3 р. с полтиною. — ƒве шапки, рукавицы, цена 1 р. 13 алт. 2 д. — –убашек и полотенец и платков по цене на 2 руб. с полтиною” (—тлб. 195 г. є 615) (”спенский 1910). [—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 2.  н. 967. Ћ. 451. ¬ одном документе 1684 г. говоритс€ о выдаче двух рублей »вану —алтанову на покупку им Ѕиблии печатной в лицах дл€ учеников живописного письма (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 14. ƒ. 23064) (¬ьюева 1994:23).]

¬ 1687 г. наш художник овдовел и около 8 но€бр€ писал в челобитной цар€м »оанну и ѕетру јлексеевичам: “¬ нынешнем во 196-м году волею Ѕожиею женишки у мен€ не стало, а погребсти мне нечем. ћилосердные великие государи… пожалуйте мен€… чем было (бы) мне… женишка сво€ погребсти”. —алтанову дали 10 руб. (—тлб. 196 г. є 166).

¬ 1687 г. —алтанов расписывал по белой земле разными красками кровать гладкую большую на точеных ногах дл€ царицы ѕрасковии ‘еодоровны (—тлб. 196 г. є 269) (”спенский 1910).

—о 2 декабр€ 1687 г. у него училс€ ‘еодосий —тепанов. —алтанов в 1688 г. за€вил в ќружейной палате, что ‘едос —тепанов “живописное письмо пишет против живописнаго письма учеников Ќазара »гнатьева и ƒмитри€ Ѕалашева” (—тлб. 196 г. є 511) (”спенский 1910:264).

¬ 1687 г. »ван —алтанов получил окладу 256 руб., расписалс€ по-арм€нски; в 1690 г. — окладу 206 руб. и кормовых 50 руб. (¬икторов 1883). [ƒл€ сравнени€: »ван Ѕезмин получил в 1690 г. 144 руб. окладу, а »ван –ефусицкий — 30 руб. (–ед.).]

2 €нвар€ 1688 г. —алтанов составил смету на следующие работы: “в новых каменных средних комнатах царевны ≈катерины јлексеевны стенное живописное письмо починить, две двери стол€рски€ позолотить и расписать красками, три кровати малы€ расписать краски, да в дерев€нных комнатах е€-ж велики€ государыни к двер€м четыре наличника гладких, да у тех же дверей колоды, да у шести окошек колоды-ж и горбыли, и около тех окон дорожники флемованные, у окончин п€льцы позолотить сплошь, да в каменных комнатах у окон колоды и горбыли позолотить же, да сделать шаф, вышиною 1 1/2 аршина, шириною 1 аршин, да шапочник” (—тлб. 196 г. є 272).

10 ма€ того же года цари “указали” — произвести следующи€ работы под руководством —алтанова: “в церкви, и в алтаре, и в трапезе ¬оскресени€ √осподн€, что у них великих государей вверху, стенное живописное письмо починить заново, да переднюю комнату, и сени, и крыльцо каменны€ написать живописным письмом вновь, да в переднюю каменную комнату —офии јлексеевны на полотне написать живописным письмом по золоту картину” (—тлб. 196 г. є 494).

20 ма€ же цари велели “в передней дерев€нной комнате великой кн€жны “атианы ћихаиловны на подволоке написать живописным письмом беги небесные, а на стенах зеленым аспидом и притчу ћоисе€ пророка, и притчу о ћельхиседеке, ленчавты и цветны€ травы” (—тлб. 196 г. є 515). —мету на эти работы составл€л также —алтанов (“ам же).

ќн же 20 июн€ 1688 г. составил смету на написание “в верхней каменной комнате царевны ≈катерины јлексеевны на двух стенах живописным письмом четырех притчей —оломона — ѕеснь ѕесней” (—тлб. 196 г. є 545).

25 июл€ того же года велено было к царю ѕетру јлексеевичу “25 прапоров камчатых, которые присланы от него из походу из села ѕреображенскаго, написать живописным письмом по золоту — в средине орлы двоеглавые, в откосах змеи, кругом каймы золотны€” (—тлб. 196 г. є 571). —мету на эту работы составл€л также —алтанов (“ам же).

¬ июле 1688 г., под руководством —алтанова, расписывалс€ “большой шаф” в ≈катерининскую дворцовую церковь, “о 14-ти €щиках выдвижных, вверху три затвора, вышина 4 аршина, ширина 2 1/2 аршина, глубина 1 1/2 аршина; на нем написаны травы цветны€, кругом аспид цветной” (—тлб. 196 г. є 620).

Ћетом того же года —алтанов приготовил “составную олифу” — “впредь дл€ церковных и верховых живописных дел” (—тлб. 196 г. є 547).

¬ €нваре 1690 г. велено было в хоромы царицы Ќатальи  ирилловны “написать на полотнах — –асп€тие, —н€тие со креста, ѕоложение во гроб √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста, и сделать к ним рамы с флемованными дорожниками и позолотить, мерою против прежних, каковы писаны к ней во 198 году, да чулан липовый расписать красками цветными, — травки” (—тлб. 198 г. є 393). —алтанов составил смету на эти работы (“ам же) (”спенский 1910).

¬ 1694 г. вместе с другими живописцами ». —алтанов писал царю ѕетру 23 картины “бои полевые”, примен€€сь к немецким картинам, в свету по 2 1/2 арш., вверх по полтора арш., а в 1697 г. — 8 картин “морского ходу воинских людей”, примен€€сь к заморским немецким картинам или к фр€жским листам («абелин 1862).

¬ 1696 г. Ѕогдан —алтанов с товарищами построил по чертежу ¬иниуса “риумфальные ворота по случаю вз€ти€ јзова, которые располагались при въезде из «амоскворечь€ на  аменный мост (√ригорь€н 1969).

 ак известно, ѕетр I не особенно жаловал русское искусство — он разогнал почти всех художников и иконописцев, работавших у нас в ќружейной палате, этой нашей национальной јкадемии ’удожеств; он поставил крест на развитие русского национального искусства. Ћишенные заработка в ќружейной палате, наши русские художники должны были искать себе пропитани€ на стороне, бывали даже случаи поступлени€ бывших царских иконописцев в придворные истопники.

»ван »евлевич не пропал и в это ужасное врем€. ќтбросив зан€тие живописью на второй план, он принимаетс€ за другие, дотоле ему чужды€ работы, которые ему приносили выгоду.

“ак, в 1702 г. двор€нин »ван —алтанов вместе с живописцем ћихаилом „оглоковым зан€т был постройкой цейхауза, дл€ чего (на покупку извести и белого камн€) они получили с 29 €нвар€ по 21 феврал€ названнаго года 800 руб. (—тлб. 1702 г. є 77/1, 119 и 139) (”спенский 1910). [»ван —алтанов надзирал за работами “от двор€н”, а ћихаил „оглоков — от ќружейной палаты (¬икторов 1883).]

 ѕозднее 1702 г. им€ нашего художника не встречаетс€ в архивных документах. [ѕоследнее известие об »ване —алтанове относитс€  к 1703 году, когда ему было выплачено годовое жалование (¬икторов 1883:476). ”же в феврале того же года его жена называетс€ вдовой (ћолева 1975:214, со ссылкой на: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 2. ƒ. 988. Ћ. 83) - –ед.]

¬спомина€ его прошедшую жизнь, мы видим, что ему вообще жилось неплохо; к другим его способам к наживе мы должны отнести и то, что он занималс€ торговлею персидскими товарами в ћоскве.

 ак ни плутоват и хитер был —алтанов, но он громадную пользу принес русскому искусству, внес€ в него новую, свежую и живительную струю. ќн дольше всех остальных художников-иностранцев работал в ќружейной палате, научил многих русских живописи. Ѕыло врем€, когда наши дворцы в числе своих драгоценнейших украшений имели именно картины —алтанова. ѕожар 1737 г. и другие пожары беспощадно уничтожили значительную часть художественных произведений XVII в. ќстальное не пощадили уж люди, причастные к управлению дворцами и вместе с тем к постепенному их искажению. Ќемногие из произведений —алтанова дошли до нас, но и они показывают, что это был действительно первоклассный художник. ќтнос€ все ухищрени€ —алтанова приобресть побольше денег — исключительно к его восточному воспитанию и складу характера, мы добрым именем, с глубокою благодарностью и уважением пом€нем художника, оставившего “прародительские пожитки” ради воссоздани€ в –оссии — русской живописи (”спенский 1910).

 ѕо мнению Ќ.». омашко, —алтанов “не только успешно внедр€л технику масл€ной живописи на холсте в русскую художественную практику”, но он “был первым, кто применил живописные приемы письма в иконе, размыва€ границу между иконописью и живописью” ( омашко 2002).

—алтанов имел в ћоскве собственный двор — “от церкви ¬оскресени€ ’ристова к ћоскве реке к «емл€ному городу лицом” за є 935. ¬ 1716 г. названа владелицей двора его вдова — ƒомна ‘едорова (ѕисьма и документы ѕетра ¬еликого. “. 2:603; ќѕ» √»ћ. ‘. 440. ѕерепись ћосквы 1716 года; –√јƒј. ‘. 396.  н. 964, 965, 967, 986, 987; ќп. 1. „. 23. є 35782, 35825, 35845, 35861, 35920, 35924, 35936, 35952, 35958, 35970, 35996, 35997 (ћолева, Ѕелютин 1965).

¬ ќружейной палате уцелело два знамени, писанные —алтановым.

ѕервое из них (є 4079, писано к пасхе 1675 г.) — сотенное, четырехугольное, мерою в стороне 2 арш. 3 вер. —редина из алой, кайма из зеленой камки. — одной стороны изображен животвор€щий крест √осподень, на другой стороне знамени представлен муч. —евастиан, на серебр€ном коне, с обнаженным мечом в правой руке и с прапором в левой; по каймам соответствующие надписи.

¬торое знам€ (є 4081) сотенное же четыреугольное, мерою в стороне 2 арш. 3 вер. —редина белой, кайма зеленой камки. — одной стороны изображен животвор€щий крест √осподень, с соответствующими знаками и надпис€ми; на другой стороне золотом и красками написан св. јлександр Ќевский, на серебр€ном коне (”спенский 1910).

¬ документе о передаче в 1834 г. из ћосковского главного архива ћинистерства иностранных дел в ќружейную палату знамен есть запись: “«нам€ на красной камке, четвероугольное, с изображением на одной стороне животвор€щего  реста √осподн€ с копьем, тростью и надписью „÷арь —лавы »исус ’ристос“; на другой стороне написан ангел на коне с крестом, окруженном звездами, и с надписью: „јгиос јнгел √осподень“. — обеих сторон сего знамени вверху и внизу написана молитва ко √осподу о даровании победы на враги; но, по причине слин€вших слов, к разобранию всей надписи приступлено не было. ѕрежде к сему знамени была пришита бумажка с надписью: „—ие знам€ 181 (1673) года писал »ван —алтанов. Ќовоприбылое знам€ 2“” (”спенский 1906).

¬ –асп€цкой церкви московского кремлевского дворца сохранилась, несомненно, писанна€ —алтановым картина с изображением животвор€щего креста и пред ним св. цар€  онстантина и царицы ≈лены, а также цар€ јлексе€ ћихайловича, царицы ћарии »льиничны и патриарха Ќикона. ‘он картины светло-коричневый. Ћица картин — песочного цвета. ќдежда верхн€€ у ћарии »льиничны зелена€ с желто-золотистыми цветами и малиновыми и пурпурными разводами, воротник — меховой; нижн€€ одежда пурпурного цвета; сапоги зеленоватые. ” јлексе€ ћихайловича одежды темно-зеленые с золотыми розами и разводами, у Ќикона — золотистые.

Ёто, несомненно, та сама€ картина, о которой упоминаетс€ в архивных документах под 1677 г. «десь не называетс€ только патриарх, но над ним и на картине нет надписи. —алтанов расписывал раму, конечно, к своему произведению; это тем более веро€тно, что в 1679 г. он написал подобную же картину, но только с заменою патриарха јлексеем јлексеевичем.

[ѕодобна€ икона в 1935 г. находилась в јћ», о чем свидетельствует письмо директора √“√  ристи в ћузейный отдел Ќародного комиссариата просвещени€  от 29 €нвар€ 1935 г. с просьбой передать ее в √“√, вместе с некоторыми другими иконами. ќна названа здесь так: “ѕарсуна ¬оздвижение креста с изображением јлексе€ ћихайловича и ћарии »льиничны, патриарха Ќикона, 1677 г. »ван —алтанов” (ќ– √“√. ‘. 8. II. ќп. 1. ƒ. 610. Ћ. 9). ¬озможно, что именно она поступила в √“√ в 1960 г. из ƒирекции выставок и панорам (√“√. »нв. ƒ–102а. 80љ57 см). »кона –асп€тской церкви  ремл€ была значительно больше по размеру: 1 арш. 11 вер. љ 1 арш. 3,5 вер., то есть 120,5љ87 см (»звеков 1912/1:48). ¬ насто€щее врем€ икона находитс€ в √ћ«ћ . ≈ще одна икона на этот сюжет находилась в музее г. »стры и погибла во врем€ ¬торой мировой войны (ќвчинникова 1955).  (–ед.)]

»з других картин, наход€щихс€ в –асп€цкой церкви, кисти —алтанова принадлежат “¬ознесение √осподне”, “Ѕогоматерь” (с двум€ ангелами), “»оанн Ѕогослов” и “Ѕогоматерь” (в –асп€тии), а также живопись на резном кресте. ѕерва€ из этих картин написана была в 1680 г. „то касаетс€ до креста, то он был сделан в –асп€цкую церковь в 1687 г., когда Ѕезмина не было в ќружейной палате и когда из первоклассных художников оставалс€ только один —алтанов (Ѕезмин был в это врем€ отослан в разр€д) (”спенский 1910).

 

 

 

 

 

—охранившиес€ произведени€:

ѕортрет цар€ ‘едора јлексеевича. 1686 г. √»ћ. »нв. 29175, »VIII 3760. 244х119 см. ѕост. из јрхангельского собора ћосковского  ремл€ в 1894 г. –еставратор √. ј. ‘ролов, 1949 г.

 ƒолгое врем€ на основании документов считалс€ произведением Ѕогдана —алтанова (‘илимонов 1873). ≈.—.ќвчинникова  приписала его »вану Ѕезмину, как руководителю живописной мастерской (ќвчинникова 1955), эту атрибуцию прин€ли многие другие авторы. ќднако текст документа недвусмысленно говорит, что  написание портрета было поручено Ѕогдану —алтанову (см.  омашко 2002).

 ѕриписываемые произведени€:

1.   ћиниатюры “ ниги о —ивиллах” (12 миниатюр). 1673–1674 гг. (ќ– –√Ѕ. –ум€н., 227). ’олст, масло.

јтрибуци€ предложена  .√ригорь€ном (√ригорь€н 1948), затем поддержана ≈.—.ќвчинниковой и другими исследовател€ми (ќвчинникова 1955:50; Ѕелоброва 1982:362–371). ¬ последнее врем€ она аргументированно оспорена Ќ.». омашко ( омашко 2002).

2.   ѕоклонение кресту. (÷арь  онстантин и царица ≈лена, царь јлексей ћихайлович и царица ћари€ »льинична, патриарх по сторонам креста). 1677 г. √ћ«ћ . »з церкви –асп€ти€ ћосковского  ремл€. ’олст, масло, темпера.

¬первые отождествил эту икону с –асп€тием, с предсто€щими, которое писал »ван —алтанов в 1678 или 1679 г., ».≈.«абелин («абелин 1862). ≈го точку зрени€ раздел€л ј.».”спенский (”спенский 1910:245). ќднако значительное различие в содержании этих двух икон мешает такому отождествлению (см.  омашко 2002).

3–8. »коны из молельни церкви –асп€ти€ Ѕольшого  ремлевского дворца. 1682 г. √ћ«ћ . ћатериал, техника: дерево, тафта, бумага, обь€рь, репс; ткачество, аппликаци€, масло.

3. Ѕогоматерь (из “–асп€ти€, с предсто€щими”). »нв. 1957соб. ∆1705/1 сб219506. 293х89 см.

4. »оанн Ѕогослов (из “–асп€ти€, с предсто€щими”). »нв. 1958соб. ∆1706/1 сб21. 293х89 см.

5. Ѕогоматерь с двум€ ангелами. »нв. 1963соб. ∆1711/1 сб9508. 222х118 см.

6. ¬ознесение ’ристово. »нв. 1961соб. ∆1709. 163х89 см.

7. —н€тие с креста. »нв. 1959соб. ∆1707. 163х89 см

8. ¬оскресение ’ристово. »нв. 1962соб. ∆1710. 163х88 см

ѕо мнению ј. ». ”спенского, »ван —алтанов написал первые четыре иконы из этого списка, остальные две написаны им же совместно с Ѕезминым. (”спенский 1910:245; ”спенский 1913–1916. “. 1:32–33, 245).  азалось бы, это мнение подкрепл€ют архивные документы за март 1680 г., где сообщаетс€, что —алтанов и Ѕезмин “…писали они на полотнах к нему великому государю наверх на √олгофе страсти —пасителевы, ¬оскресение, ¬оздвижение ’ристово… а те полотна мерою аршина по три и по четыре”. ¬ апреле к этому списку добавл€етс€ “¬ознесение” и “ћари€ ћагдалина” (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 2.  н. 960. Ћ. 582об–583, 608об–609). ќднако эти сообщени€ не могут относитьс€ к –асп€тской церкви, которую начали строить в мае 1681 г. (¬ьюева 1994:27–28).

 9-12. ѕортрет патриарха Ќикона и иконы из ¬ысоко-ѕетровского монастыр€ в ћоскве. ћатериал, техника: дерево, тафта, бумага, обь€рь, репс; ткачество, аппликаци€, масло. √»ћ.

9.   ѕортрет патриарха Ќикона. »нв. 85960, »-VIII 3807

10. —пас Ёммануил. »нв. 55695, »-VIII 5663

11. ѕроповедь »оанна ѕредтечи. »нв. 55695, »-VIII 5773.

12. Ѕого€вление. »нв. 55695, »-VIII 5774.

Ќ.». омашко отмечает сходство их техники, и отчасти иконографии и стил€, с иконами той группы икон кремлевской –асп€тской церкви, котора€ не относитс€ к произведени€м ѕознанского, и предполагает, что  иконы из ¬ысоко-ѕетровского монастыр€ предназначались дл€ ¬оскресенского собора Ќово-»ерусалимского монастыр€, а их автором мог быть —алтанов ( омашко 2002).

»ллюстрации:

ѕортрет цар€ ‘едора јлексеевича. 1686 г. √»ћ. 244x119 см.

Ѕиблиографи€:

«абелин 1850:78–79, 115, 120;† ƒј». “. VI. —ѕб, 1857: 197; «абелин ».≈. ƒомашний быт русских царей XVI и XVII столетий. ћ., 1862:112, 129, 131, 132, 143, 164–168, 353; ‘илимонов 1873: 49-50; ¬икторов 1883:441–443, 445–447, 449, 453–455, 463, 466, 470, 476; «абелин 1894. ¬ып.2:109; ¬ып.3:165–167, 171, 173; ”спенский ј.». «аписные книги и бумаги старинных дворцовых приказов. ƒокументы XVIII-XIX вв. бывшего јрхива ќружейной палаты. ћ., 1906:203; ”спенскийј. ÷арский живописец двор€нин »ван »евлевич —алтанов// —тарые годы. 1907. ћарт:75–85; “рутовский¬. Ѕо€рин и оружничий Ѕогдан ћатвеевич ’итрово и ћосковска€ ќружейна€ палата// —тарые годы. 1909. »юль-сент€брь:362–363, 375; ”спенский 1910:235–245; »звеков 1912/2:6, 7, 8, 47, 48, 50; √ригорь€н . ∆ивописец Ѕогдан —алтанов в ћосковской ќружейной палате// »звести€ јЌ јрм. ——–. ќбщественные науки. 1948. є4:47–60; јрм€но-руссие отношени€ в XVII веке. —борник документов. “.1. ≈реван. 1953: 42-44, 253-254;† ќвчинникова 1955:29, 50;  алишевич 1961:401;  удр€вцев».ћ. “»здательска€” де€тельность ѕосольского приказа:   истории русской рукописной книги во второй половине XVIIвека//  нига: »сследовани€ и материалы. ¬ып.8. ћ., 1963:198–200; ћолева, Ѕелютин 1965:230;†  азар€н ћ.ћ.  то был Ѕогдан —алтанов? // —оветикан арвест. 1967. є 9-10 (на арм. €з.); √ригорь€н .Ќ. ќб одной из последних работ Ѕогдана —алтанова// “ќƒ–Ћ. “.XXIV. ћ.; Ћ., 1969:305–308;  азар€н ћ.ћ. јрм€нска€ живопись XVI-XVIII веков. јвтореферат... доктора искусствоведени€. ≈реван. 1969;  азар€н ћ.ћ. ќб одной картине Ѕогдана —алтанова // »звести€ общественных наук јЌ јрм€нской ——–. 1969. є 5: 122-128 (на арм. €з.) »з истории русско-арм€нских литературных и культурных отношений (X†– н.XXв.). ≈реван, 1974:48–71;  азар€нћ.ћ. јрм€нское изобразительное искусство в XVII–XVIIIвеках. ≈реван, 1974:50–96 (на арм. €з.); ћолеваЌ.ћ. ќ†художниках Ѕельских// ¬естник общ. наук јЌ јрм. ——–. ≈реван, 1974:38–52;† ћолеваЌ.ћ. ћастер из ƒжульфы// ¬опросы истории. 1975. є8:209–214; ћолеваЌ.ћ. »ван —алтанов и его школа. ƒоклад// II†ћеждународный симпозиум по арм€нскому искусству. ≈реван, 1978; “урухтанова Ќ. »з истории художественных св€зей јрмении и –оссии в XVII - XVIII вв. // “ам же;† Ѕелоброваќ.ј. Ѕогдан —алтанов и Ќиколай —пафарий// –усска€ и арм€нска€ средневековые литературы. Ћ., 1982:358–374;  азар€н ћ.ћ.. ¬оскан€н ¬. . Ѕогдан —алтанов. ≈реван, 1986 (на арм. €з.); ћашнина¬.—. »з истории создани€ декоративного оформлени€ иконостаса јрхангельского собора// √ћћ : ћатериалы и исследовани€. VI. ћ., 1989:88; ¬ьюева 1994:19–30;† Ћаврентьев ј.¬.  биографии “государева иконника” —имона ”шакова // ‘илевские чтени€. ¬. 8. ћ., 1994:14;† Ўведова 1995: 261; ѕостернак ќ.ѕ. “√осударев живописец” »ван —алтанов // »скусство христианского мира. ¬ып. 3. ћ., 1999: 201-208;  омашко Ќ.». ∆ивописец Ѕогдан —алтанов в контексте художественной жизни ћосквы второй половины XVII века // ƒревн€€ –усь. 2003. є 2 (12): 44-54; Ёпоха парсуны 2004: 64-65