—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ј¬»Ќ Ќј«ј–»… »—“ќћ»Ќ (уп. 1614Ц1632)

-

сын »стомы —авина и брат Ќикифора —авина. (Ѕрюсова 1976:184.)ѕо мнению ј.».”спенского, в XVII в. было два иконописца с именем Ќазарий »стомин. ќснованием послужил список мастеровых людей 129 г., где написано: “Ќазарий »стомин, и Ќазарей умер, а на его место никто не вз€т”. ѕосле смерти Ќазари€ »стомина в 1621 г. какой-то другой иконописец с этим именем работал в ћоскве, выполн€€ заказы патриарха (”спенский 1910). ќднако ¬.√.Ѕрюсова доказала, что запись относитс€ не к 1621, а к 1648-1650 гг. (Ѕрюсова 1976:181-184). —ледовательно, все сведени€ о Ќазарии »стомине относ€тс€ к одному и тому же лицу.

¬ 1620 г. Ќазарий »стомин и другие московские иконописцы по указу цар€ “пишут образы в соборную ‘едоровскую церковь на  остроме” (Ѕрюсова 1984).

¬ 1621 г. Ќазарий »стомин участвует в украшении “знаменьнм и письмом” новых царских хором: —толовой избы и ѕостельной комнаты” («абелин 1918 /1990/). —м. также: „ирин ѕрокопий.

6 сент€бр€ 1626 г., “по указу великого государ€, св€тейшаго патриарха ‘илорета Ќикитича московскаго и все€ –усии”, поручено было написать “в новый монастырь, что за ћикитцкими вороты, в новую церковь преподобнаго отца ‘едора игумена —тудийскаго” царские двери 3 арш. в высоту и 1 арш. 7 вер. “поперег”, “местны€” иконы — “образ Ѕогородицы да образ ѕетра и »она московские чудотворцы, и с киоты”, северную дверь, деисус — высотою 1 арш. 3 вер., 11 икон “на празелени да образ ѕречисты€ Ѕогородицы за престольны€ на золоте, назади ѕетр и ѕавел, да крест запрестольный на золоте” (ћјћё.  н. є 1. Ћ. 16).

¬есной и летом 1627 г. Ќазарий »стомин реставрирует (“чинит”) стенное письмо в ”спенском же соборе — “в киотех около церкви” (“ам же.  н. є 1. Ћ. 36 и 47).

¬ сент€бре 1627 г. »стомин вместе с ‘едором ¬асильевым писал “т€бла”, “с деисусом вверху” в церковь “рех св€тителей московских (“ам же.  н. є 1. Ћ. 49).

¬ окт€бре того же года, по приказанию патриаха ‘иларета Ќикитича, “Ќазарий »стомин писал „в церковь ѕречисты€ Ѕогородицы –изположен舓 местны€ иконы — образ св€ты€ и живоначальны€ “роицы, а мерою цка в высоту 2 аршина без дву вершков, ширина — полтора аршина без вершка, на золоте на красном. — ќбраз ѕречисты€ Ѕогородицы сто€щи€ с ѕревечным ћладенцем, в высоту 2 аршина без дву вершков, в ширину [полтора] аршина без вершка, на золоте на красном. — ќбраз ѕетра и »она московкие чудотворцы, сто€щие, во облаце — образ ѕречисты€ Ѕогородицы, в высоту — аршин и пол 11 вершка, в ширину 14 вершков. — ƒва образа малые — п€дницы, по одному св€тому на цке — преподобный отец ћихайло ћалеин, а на другой цке — преподобна€ ≈вдоки€ — на золоте”.  роме того, Ќазарий »стомин “был у иконнаго письма и у стенного, у новых и у старых починок — у –изположени€ и у соборны€ церкви у ѕречисты€ Ѕогородицы и у вс€ких иконных дел” (“ам же.  н. є 1. Ћ. 95об, 114об).

10 но€бр€ 1627 г. Ќазарий »стомин получил за письмо икон (заказаны были 6 сент€бр€ 1626 г.), “в ‘едоровскоий монастырь, что за ћикитцкими вороты, в церковь преподобнаго отца ‘едора —тудита”, 15 руб. 30 алт. (“ам же.  н. є 1. Ћ. 131об, ср. Ћ. 16).

¬ том же году Ќазарий »стомин получил около 42 руб. за “деисусы, праздники и пророки” и местный образ [√еорги€. —м. »звеков 1912/2. — –ед.] в –изположенскую церковь в √еоргиевский придел (“ам же.  н. є 1. Ћ. 326об).

24 марта 1628 г., по патриаршему указу, Ќазарию »стомину поручено было написать шесть следующих икон “в запас”: “ќбраз ”спени€ ѕречисты€ Ѕогородицы с московскими чудотворцы в молении, образ ѕречисты€ Ѕогородицы ¬ладимирски€, образ ѕречисты€ Ѕогородицы ћилостивы€, образ московских чудотворцев ѕетра јлексе€ и »оны, образ моление московских чудотворцев ѕетра, јлексе€, »оны на облаце, образ ѕречисты€ Ѕогородицы сто€щи€”. «а написание этих икон Ќазарий »стомин 27 ма€ 1628 г. получил 3 руб. 28 алт. 2 деньги (“ам же.  н. є 1. Ћ. 327).

17 июн€ того же года »стомину поручили (за 1 руб.) написать “в запас” две иконы — “образ ѕречисты€ Ѕогородицы ¬ладимирски€ да образ ѕречисты€ Ѕогородицы ћилостивы€” (“ам же.  н. є 1. Ћ. 338об).

¬ этом же году »стомин “писал образ местный »лии пророка в церковь к –изположенью”, а также “образ на полотенце трех св€тителей ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова, »вана «латоустаго на золоте, во облаце —в€та€ “роица”, “олифил из собору [”спенского] 56 образов минеи на полотенцах да триоди” (“ам же.  н. є 1. Ћ. 361об, 369).

2 июн€ 1628 г. патриарх ‘иларет Ќикитич приказал “у соборны€ церкви у ”спени€ ѕречисты€ Ѕогородицы за престолом над алтарем писати стенной письмо”. √лавна€ роль в этой стенной росписи принадлежала Ќазарию »стомину (“ам же.  н. є 1. Ћ. 585, 585об, 586 и об).

Ќа второй день праздника –ождества ’ристова, 26 декабр€ 1628 г., “великий государь св€тейший патриарх ‘иларет Ќикитич московский и все€ –усии пожаловал иконописца Ќазарь€ »стомина, — благословил образом —пасовым, обложен серебром, венец и пол€ басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиной. ј пожаловал государь патриарх Ќазарь€ за то, что он писал в [”спенском] соборе над жертвенником киот” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 4).

Ћетом 1628 г. Ќазарий »стомин “писал стенное письмо у соборной [”спенской] церкви с площади” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 9).

21 феврал€ 1629 г., по указу патриарха, поручено было Ќазарию »стомину написать в “запас”, “два образа ѕречисты€ Ѕогородицы ѕохвалы, да два образа ѕречисты€ Ѕогородицы с московскими чудотворцами, да образ ѕречисты€ Ѕогородицы ћилостивы€, да образ московских чудотворцев ѕетра, јлексе€ »оны, да два образа ѕречисты€ Ѕогородицы мол€щи€ о народе”. «а письмо этих икон »стомин получил 6 руб. 2 гривны (“ам же.  н. є 3. Ћ. 9).

  концу ма€ того же года, по приказанию патриарха ‘иларета Ќикитича »стомин написал “образ в ‘едоровский монастырь преподобнаго ‘едора —тудийскаго в церковь на налой сто€щий штилистовый, на золоте на красном” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 11), а 14 июн€ ему же приказано “написати вновь на одной цке осьмилистовой — образ ≈лисе€ пророка да Ќефоди€ патриарха ÷ар€града да ”стина философа” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 11), “того ж дни” Ќазарий »стомин написал патриарху “в запас”, шесть образов ѕречисты€ Ѕогородицы ¬зыграние ѕревечнаго ћладенца (дано за письмо рубль), да два образа ”спени€ ѕречистой Ѕогородицы (дано за письмо полтора рубли) да два образа ѕетра митрополита московкого чудотворца (дано за письмо рубль) (“ам же.  н. є 3. Ћ. 11об).

19 августа того же года Ќазарью »стомину дано 8 денег за то, что он “расправливал келейный образ —пасов старый да новую цку делал да левкасил таковуж” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 12).

21 но€бр€ 1629 г., читаем мы в документе, “указал великий св€тейший патриарх ‘иларет Ќикитич московский и все€ –усии левкасити, и писати, и золотить в соборной церкви ”спени€ ѕречисты€ Ѕогородицы в алтаре над жертвенником кровлю дерев€нную с помощью некоторых других иконописцев” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 252, 252об).

26 декабр€ 1629 г. “великий государь св€тейший патриарх ‘иларет Ќикитич московский и всеа –усии пожаловал иконописца Ќазарь€ »стомина, благословил образом —пасовым из келейны€ казны, обложен серебром, венец и пол€ басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиною. ƒа пожаловал государь патриарх его-ж Ќазарь€ »стомина из домовой казны — дороги кашински€ светлозелены, цена 3 рубли с полтиною, да ему-ж пожаловал ковш серебр€н, вз€т из р€ду, весу 28 золотник с полузолотником; за него новых денег по счету 2 рубли 17 алтын 4 деньги за дело семь алтын.  уплен ковш серебренаго р€ду у торговаго человека у ¬асиль€ ћосалкина. ј пожаловал государь патриарх иконописца Ќазарь€ за то, что писал в соборную церковь ”спени€ ѕречисты€ Ѕогородицы над жертвенником киот” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 253об).

¬ €нваре 1630 г. Ќазарий »стомин писал “крест над жертвенником”, веро€тно, в ”спенском соборе (“ам же.  н. є 3. Ћ. 254).

10 августа 1631 г. Ќазарий »стомин получил из ѕатриаршего казенного приказа 2 руб. 23 алт. 2 деньги “за цки и левкас, и за золото, и за краски, и за олифу, и что дати мастерам от письма, что писали образы — шесть п€дниц, — образ ¬семилостиваго —паса, по€сной, образ ѕречисты€ Ѕогородицы «намение, образ ѕречисты€ ќдигитри€, образ ѕречисты€ Ѕогородицы ¬ладимирски€, образ страстостерпца ’ристова ‘едора, иж в ѕергии, образ преподобнаго ћихаила ћалеина… ј быти теми образом в церкви благовернаго кн€з€ ќлександра Ќевскаго над царскими дверьми по т€блу” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 727об). ¬еро€тно, в письме этих икон принимал главное участие Ќазарий »стомин.

¬ начале (2-го) €нвар€ 1632 г. »стомин “делал на подсвечник шанданы железные в церковь благовернаго великаго кн€з€ јлександра Ќевскаго”, за что получил 3 алт. 2 деньги (“ам же. є 3. Ћ. 739об).

4 июн€ Ќазарию же »стомину выдано было из ѕатриаршего казенного приказа 16 алт. 4 деньги за письмо образа преподобного ѕафнути€ Ѕоровского; “вз€т образ к государю патриарху в келью. ƒа Ќазарью-ж [дано] за образ ѕохвалы ѕречисты€ Ѕогородицы за письмо 25 алтын да за образ ѕречисты€ Ѕогородицы ¬ладимирски€ от письма полтина. ѕисаны образы в запас” (“ам же.  н. є 3. Ћ. 743об) (”спенский 1917).

»кона 6-листова€ —паса Ќерукотворного письма Ќазари€ »стомина находилась в церкви »льи ѕророка в ярославле, согласно описи 1651 г. (“рехлетов 1850:421).


 

—охранившиес€ произведени€:

1. Ѕогоматерь ѕетровска€. ќк. 1614 г. √“√. »нв. 22959. 36х30 см. —обр. ј. ћ. и ј. ¬. ћараевых, г. —ерпухов. ѕост. из √осфонда в 1934 г. –аскрывалась в ÷√–ћ ок. 1930 г.

Ќа обороте под верхней шпонкой надпись: “Ћета 7123 го (1614) декабр€ в 5 де сеи образ пречистои, писмо ѕетра митрополита выменил, в  азани Ќикита √ригоревич —троганов у Ќазарь€ »стомина сына иконника, дал (50)” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 790; ’ристианские реликвии 2000: кат. 78)

2. Ѕлаговещение. 1614/1615 г. —»’ћ. »нв. —ћ126∆. Ќа временном хранении в јћ»». »нв. ¬’03224. 36х32 см. Ќаходилась в ћихайло-јрхангельском монастыре ¬еликого ”стюга. ѕосле закрыти€ монастыр€, 14 но€бр€ 1924 г., она пост. в —еверо-ƒвинский музей (Ћогвинов 1991).  –еставраци€: ¬’Ќ–÷. 1989–1990. Ћ. ј. ћиронова.  ѕ ¬ѕ-151.

ѕод верхней шпонкой надпись черной краской в две строки: “123 г. —ии образ Ќиките √ригоревичю —троганову писал иконник москвитин Ќазарей »стомин сын —авина. ј от писма ему дан[о]…”. [ѕо содержанию и характеру надпись почти точно соответствует надписи на другой иконе Ќазари€ —авина “ѕредста царица” из собрани€ √“√. ƒанна€ икона близка к ней и по характеру живописи. јналогична€ по содержанию надпись имеетс€ и на обороте иконы Ќазари€ —авина “јнгел хранитель” из собрани€ √–ћ  — –ед.]

3. Ќиколай чудотворец. 1614/1615 г. „астное собр. ƒ.¬. в ћоскве. 36х32 см. –еставрирована ¬.¬.Ѕарановым в 1990 г. —охранность: «апись на крестах омофора. ќстатки поздней записи в надпис€х.

Ќа обороте надпись чернилами: “123 го сий образ Ќиките √ригоревичю —троганову писал иконописец москвитин Ќазарей »стомин сын —авин иотписа…” (Ѕаранов 2000; Ўесть веков русской иконы 2007).

4. јнге-лхранитель. 1616 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 1030. 35х28,7 см. јнгел стоит на облаке с крестом в правой руке (надпись: “крест господень нощное ограждение”) и с мечом в левой (надпись: “меч дневное ограждение”). Ќа верхнем поле —пас на убрусе. ¬ XIX в. находилась в колл. —. √. —троганова. ¬ √–ћ пост. в 1922 г. из —трогановского дворца-музе€ в ѕетрограде. ƒо поступлени€ в √–ћ икона подвергалась неоднократным поновлени€м. ѕервоначальна€ живопись, сохранивша€с€ фрагментарно, находитс€ под сплошной записью XIX в.

Ќа тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами надпись: “124 (7124 = 1616) сей образ Ќиките √ригригоревичю (!) —троганову писал иконник москвитин Ќазарей »стомин сын —авин даром” (»скусство строгановских мастеров 1987:46).

5. ÷арь царем, или ѕредста царица. 1616 г. √“√. »нв. 152.  40х34 см. —обр. ≈рофе€ јфанасьева, позднее ќ. √. „ирикова. ѕост. в 1935 г.

Ќа обороте, под верхней шпонкой, надпись: “124 (1616) сеи образ Ќиките √риго[рьев]ичю —троганов[у] писал… Ќазареи »стомин сын —авин…” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 791)

6. ÷аревич ƒмитрий в молении. 1621/1622 г. —»’ћ. »нв. —ћ535∆. 153х77,8 см. »з местного р€да сольвычегодского Ѕлаговещенского собора. –еставраци€: ¬’Ќ–÷. 1988-1990. Ќ. √. “имофеев.  ѕ 3116.

Ќа тыльной стороне под верхней шпонкой надпись черной краской в 5 строк: “—и образ великомученика и страстотерпица ’рстово благовернаго царевича ƒимитре€ ”глецкаго и ћосковскаго новаго чюдотворца писмо Ќазар€ »стомина сына —авина, а написан по повелению јндре€ —еменовича —троганова лета 7130 г. (1621–1622)” (ѕол€кова 1989).

»кона Ќазари€ »стомина —авина “ƒмитрий царевич” находилась на южной стороне местного р€да иконостаса Ѕлаговещенского собора —ольвычегодска. Ќа задней стороне ее была надпись: “Ћета 7130 (1621-1622) по повелению јндре€ —еменовича —троганова писан сей образ государевым иконописцем Ќазарием »стоминым сыном —авиным”. »кона “принадлежала к числу богатейших в храме по находившимс€ на ней драгоценност€м, каковы были: золотые в два фунта венец, корона и цата, унизанные 479 зернами самого крупного жемчуга; но все это в 1842 году похищено” (ѕопов 1863 (1994):89)

7.  ”спение Ѕогоматери. 1621 г. ћ« . »нв.  381. 144х108 см. Ќа пол€х серебр€ный чеканный оклад 1799 г.. ѕроисходит из местного р€да иконостаса —пасо-ѕреображенского собора —рлрвецкого монастыр€. –аскрыта в √÷’–ћ, вторично реставрирована в музее Ћ. ј.  ологривовой. ¬ложена в —оловецкий монастырь игуменом »ринархом, причем оценена вместе с окладом в 80 руб. ¬рем€ написани€ и им€ вкладчика сообщает вкладна€ книга —оловецкого монастыр€. ћонастырска€ опись 1632 г. называет ее “”спение письма Ќазарьева”. ¬. —копин предположил, что это Ќазарий »стомин, ќ. ѕол€кова обосновала эту атрибуцию (—копин, ўенникова 1982; ѕол€кова 1989). “ќбраз ”спение Ќазарева письма” упоминаетс€ также в переписной книге —оловецкого монастыр€ 1668 г. (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 2. ќп. 1. ƒ. 142. Ћ. 4) (ћальцевы 1998).

8.   »коностас церкви –изоположени€ ћосковского  ремл€. 1627 г.

ƒеисусный р€д: —пас в силах (151х111 см.), Ѕогоматерь, »оанн ѕредтеча, јрхангел ћихаил, јрхангел √авриил, апостол ѕетр, апостол ѕавел, ¬асилий ¬еликий, »оанн «латоуст, митрополит ѕетр, митрополит »она (все 151х59 см.);

ѕраздничный р€д: Ѕлаговещение, –ождество ’ристово, —ретение,  рещение, ¬оскрешение Ћазар€, ¬ход в »ерусалим, ѕреображение, –асп€тие. ¬оскресение – —ошествие во ад, ¬ознесение, “роица, ”спение Ѕогоматери;

ѕророческий р€д: јввакум, »ли€, јарон, »сай€, ƒавид, Ѕогоматерь «намение, —оломон. »езекииль, ƒаниил, ћоисей, «ахари€;

ћестный р€д: “роица ¬етхозаветна€ (132х105 см.); Ѕогоматерь с младенцем.

9. “роица ¬етхозаветна€. 1627 г. ÷ерковь –изоположени€ ћосковского  ремл€, местный р€д иконостаса. √ћ«ћ . »нв. ∆-6. 132 х 105 см. (—мирнова 1988)

9.  —пас Ќерукотворный, с клеймами —казани€. 1630-е гг. ярославль, церковь »льи пророка. ѕод частичной записью. ¬оспроизведение см. ¬ахромеев 1906, рис. 43. (Ѕрюсова 1976).

10. Ѕлаговещение. 1610-е гг. —обрание ћ.≈.≈лизаветина в ћоскве. 40,5 х 33,1 см. ѕо непроверенным данным, происходит из Ќижнего Ќовгорода. ѕриобретена в ћоскве. Ќезначительные прописи и тонировки. –еставрирована до поступлени€ в собрание.

Ќа обороте надпись в круглом картуше: « —ий образ написан повелением ћаксима яковлевича —троганова, письмо назарь€ »стомина —авина». (Ўесть веков русской иконы 2007).

 

ѕриписываемые произведени€:

—пас Ќерукотворный и Ќе рыдай мене мати. 1-€ четв. XVII в. √“√. »нв. 14306. 36х31 см. ѕост. из √»ћ в 1930 г.

Ќа обороте, под верхней шпонкой, едва различима€ надпись в две строки: “[Ќикиты √ригорьевича] —троганова… —авина”. Ќа верхней шпонке чернилами надпись XVIII в. (?): “—ему обра… молица… ре…ол ѕетр »ванов”.

Ќ. ≈. ћнева считает произведением Ќазари€ —авина по стилистическим признакам. —р. “÷арь царем” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 791). Ёту атрибуцию поддержала ¬.√.Ѕрюсова (Ѕрюсова 1976:190).

(Ќельз€ ли идентифицировать эту икону с той, котора€ находилась некогда в собрании купца-старообр€дца Ќикола€ ѕапулина в г. —удиславле, содержащем большое число икон из —ольвычегодска.  ¬ описи, составленной в —иноде, эта икона описана так: «Ќерукотворный образ… Ќазади написано: сий образ написан повелением ћаксима яковлевича —троганова письмо Ќазарь€ »стомы —авина; замечательна€ икона по украшению и по важности лица, по заказу коего написана: очень может быть в употреблении» (ѕивоварова Ќ.¬. ќб истории бытовани€ двух строгановских икон из собрани€ –усского музе€ // »скусство христианского мира. —борник статей. ¬ыпуск 7. ћ., 2003. —. 412, прим. 20) – –ед.).

¬ дореволюционных частных коллекци€х имелись иконы, которые по неизвестным основани€м приписывались кисти Ќазари€ »стомина. ¬ собрании ≈рофе€ јфанасьева, кроме дошедшей до нас иконы “÷арь царем”, имелись: “ќ всепета€ мати” и “ƒеисус”, о котором сообщалось, что он написан в 1615 г. дл€ Ќикиты √ригорьевича —троганова за 22 рубл€. ¬ церкви »льи пророка в ярославле - “—пас Ќерукотворный” размером 51х43,6 см. ¬ собрании √.√.ћолошникова ему приписывали: “образ отличного письма” “ћаксим преподобный”, в собрании ≈.јфанасьева - “»оанн воин”, в собрании ».¬.—трелкова - “јнтипий преподобный” и “ƒеисус” из трех икон (в среднике - “—пас ”ныние”, на боковых - Ѕогоматерь и »оанн Ѕогослов) (–овинский 1903).

»сточники:

1. ѕисцова€ книга —ольвычегодского уезда 1625 г. –√јƒј. ‘. 1209. ƒ. 446. Ћ. 83об

2. ѕисцова€ книга —ольвычегодского уезда 1645 г. “ам же. Ћ. 87об

3. Ћаговский ћ. —. –езультаты обследовани€ сольвычегодского Ѕлаговещенского собора. ƒоклад. ќ– √“√. ‘. 867. ƒ. 369

4. ќлсуфьев ё. ј. ƒневник командировки в ¬еликий ”стюг (1931 г.) // ќ– √“√. ‘. 67. ƒ. 443:27

5. —писок пам€тников, подлежащих √осохране по учетным спискам. —еверный край ќ– √“√. ‘. 67. ƒ. 482

смотри Ќј«ј–»…

»ллюстрации:

Ќиколай чудотворец. 1614/1615 г. „астное собр. ƒ.¬. в ћоскве. 36x32 см.÷арь царем, или ѕредста царица. 1616 г. √“√. 40x34 см.÷аревич ƒмитрий в молении. 1621/1622 г. —»’ћ. 153x77,8 см.”спение Ѕогоматери. 1621 г. ћ« . 144x108 см.“роица ¬етхозаветна€. 1627 г. ÷ерковь –изоположени€ ћосковского  ремл€, местный р€д иконостаса. √ћ«ћ . 132х105 см.
ѕророк ƒавид. »коностас церкви –изоположени€ ћосковского  ремл€. 1627 г.ѕророк »ли€. »коностас церкви –изоположени€ ћосковского  ремл€. 1627 г.Ѕогоматерь. »коностас церкви –изоположени€ ћосковского  ремл€. 1627 г. 51х59 см.Ѕогоматерь ѕетровска€. ќк. 1614 г. √“√. 36x30 см.Ѕлаговещение. 1614/1615 г. —»’ћ. 36x32 см.

Ѕиблиографи€:

Ѕалов 1841:345; “рехлетов 1850. є43:421; ѕопов 1863(1994):88–90; —авваитов 1873; —оскин 1881–1882:237; «абелин 1884–1886. „.2:16; —авваитов 1886:8; —тепановский 1890:210; —уворов 1891. є12:170–171; ”спенский 1899:33; –овинский 1903: 26, 30, 35; √урь€нов ¬.ѕ. Ћицевые св€тцы XVIIв. Ќикольского единоверческого монастыр€ в ћоскве. ћ., 1904:3; ¬ахрамеев».ј. ÷ерковь во им€ св€того и славного ѕророка »лии в ярославле. ярославль, 1906. –ис.43; Ћихачев 1906. є680; ”спенский 1910:131–132 (»стомин Ќазарий); Ћихачев 1911:13; »звеков 1912/1:7, 8, 21; »звеков 1912/2; ѕервухинЌ. ÷ерковь »лии ѕророка в ярославле. ћ., 1915:60; ”спенский 1917:35–40 (»стомин Ќазарий); ƒунаев 1914:8;† «абелин 1918 /1990/:82; ≈вдокимов 1921:71, 73; —ычев 1923 (»стомин); ≈шкилев 1926:22;  аргер 1928:128; ƒмитриев 1955:644, 666; јнтонова, ћнева 1963. “.2:316–317; јнтонова 1966:95, 96; ќвс€нников 1973:64; Ѕрюсова¬.√. Ќазарий »стомин (материалы к биографии)// √ћћ : ћатериалы и исследовани€. ¬ып.2. ћ., 1976:181–191; ћалковё.√. ∆ивопись// ќчерки русской культуры XVIIвека: ƒуховна€ культура. ћ., 1979. „.2:208, 210;  азакевич 1980:21; “акташова 1981:145–146; Ѕрюсова 1982:8; —копин, ўенникова 1982:48–51. »л.33; √ра 1983:43, 44, 56; Ѕрюсова 1984:17–20; »скусство строгановских мастеров 1987:13–14, 46; “урцова 1987:95; —мирнова Ё.—. ћосковска€ икона XIV – XVII веков. Ћ., 1988.  ат. 192; ѕол€коваќ.ј. ќ двух соловецких иконах в собрании √ос. музе€ “ оломенское”// ƒ–»: ’удожественные пам€тники –усского —евера. ћ., 1989:281–284; Ћогвинов 1991:14, 24–26, 69–70; –ыбаковј.ј. ’удожник Ќ.√.Ѕекр€шев (1874–1939) в ¬еликом ”стюге// „тени€ по исследованию и реставрации пам€тников художественной культуры —еверной –уси. јрхангельск, 1992:173; ћальцевы 1998:69; ѕол€кова1999.16; Ѕаранов¬.¬. »сследование иконы “Ќиколай чудотворец” письма Ќазари€ »стомина: ѕроблемы атрибуции:   вопросу о необходимости комплексной экспертизы икон// IVнаучна€ конференци€ “Ёкспертиза и атрибуци€ произведений изобразительного искусства”. 24но€бр€†– 26но€бр€ 1998, ћосква. ћ., 2000:20–25;† (’ристианские реликвии 2000: кат. 78) ћальцевы 2000:65–67; »коны строгановских вотчин 2003: 49-51, 152; ѕол€кова ќ.ј. ќ соловецких иконах в собрании музе€-заповедника Ђ оломенскоеї // »скусство христианского мира. —борник статей. ¬ыпуск 7. ћ., 2003. —. 198; Ўесть веков русской иконы 2007,  ат. 36, 96.