Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

АВИН НАЗАРИЙ ИСТОМИН (уп. 1614–1632)

-

сын Истомы Савина и брат Никифора Савина. (Брюсова 1976:184.)По мнению А.И.Успенского, в XVII в. было два иконописца с именем Назарий Истомин. Основанием послужил список мастеровых людей 129 г., где написано: “Назарий Истомин, и Назарей умер, а на его место никто не взят”. После смерти Назария Истомина в 1621 г. какой-то другой иконописец с этим именем работал в Москве, выполняя заказы патриарха (Успенский 1910). Однако В.Г.Брюсова доказала, что запись относится не к 1621, а к 1648-1650 гг. (Брюсова 1976:181-184). Следовательно, все сведения о Назарии Истомине относятся к одному и тому же лицу.

В 1620 г. Назарий Истомин и другие московские иконописцы по указу царя “пишут образы в соборную Федоровскую церковь на Костроме” (Брюсова 1984).

В 1621 г. Назарий Истомин участвует в украшении “знаменьнм и письмом” новых царских хором: Столовой избы и Постельной комнаты” (Забелин 1918 /1990/). См. также: Чирин Прокопий.

6 сентября 1626 г., “по указу великого государя, святейшаго патриарха Филорета Никитича московскаго и всея Русии”, поручено было написать “в новый монастырь, что за Микитцкими вороты, в новую церковь преподобнаго отца Федора игумена Студийскаго” царские двери 3 арш. в высоту и 1 арш. 7 вер. “поперег”, “местныя” иконы — “образ Богородицы да образ Петра и Иона московские чудотворцы, и с киоты”, северную дверь, деисус — высотою 1 арш. 3 вер., 11 икон “на празелени да образ Пречистыя Богородицы за престольныя на золоте, назади Петр и Павел, да крест запрестольный на золоте” (МАМЮ. Кн.  1. Л. 16).

Весной и летом 1627 г. Назарий Истомин реставрирует (“чинит”) стенное письмо в Успенском же соборе — “в киотех около церкви” (Там же. Кн.  1. Л. 36 и 47).

В сентябре 1627 г. Истомин вместе с Федором Васильевым писал “тябла”, “с деисусом вверху” в церковь Трех святителей московских (Там же. Кн.  1. Л. 49).

В октябре того же года, по приказанию патриаха Филарета Никитича, “Назарий Истомин писал „в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения“ местныя иконы — образ святыя и живоначальныя Троицы, а мерою цка в высоту 2 аршина без дву вершков, ширина — полтора аршина без вершка, на золоте на красном. — Образ Пречистыя Богородицы стоящия с Превечным Младенцем, в высоту 2 аршина без дву вершков, в ширину [полтора] аршина без вершка, на золоте на красном. — Образ Петра и Иона московкие чудотворцы, стоящие, во облаце — образ Пречистыя Богородицы, в высоту — аршин и пол 11 вершка, в ширину 14 вершков. — Два образа малые — пядницы, по одному святому на цке — преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке — преподобная Евдокия — на золоте”. Кроме того, Назарий Истомин “был у иконнаго письма и у стенного, у новых и у старых починок — у Ризположения и у соборныя церкви у Пречистыя Богородицы и у всяких иконных дел” (Там же. Кн.  1. Л. 95об, 114об).

10 ноября 1627 г. Назарий Истомин получил за письмо икон (заказаны были 6 сентября 1626 г.), “в Федоровскоий монастырь, что за Микитцкими вороты, в церковь преподобнаго отца Федора Студита”, 15 руб. 30 алт. (Там же. Кн.  1. Л. 131об, ср. Л. 16).

В том же году Назарий Истомин получил около 42 руб. за “деисусы, праздники и пророки” и местный образ [Георгия. См. Извеков 1912/2. — Ред.] в Ризположенскую церковь в Георгиевский придел (Там же. Кн.  1. Л. 326об).

24 марта 1628 г., по патриаршему указу, Назарию Истомину поручено было написать шесть следующих икон “в запас”: “Образ Успения Пречистыя Богородицы с московскими чудотворцы в молении, образ Пречистыя Богородицы Владимирския, образ Пречистыя Богородицы Милостивыя, образ московских чудотворцев Петра Алексея и Ионы, образ моление московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы на облаце, образ Пречистыя Богородицы стоящия”. За написание этих икон Назарий Истомин 27 мая 1628 г. получил 3 руб. 28 алт. 2 деньги (Там же. Кн.  1. Л. 327).

17 июня того же года Истомину поручили (за 1 руб.) написать “в запас” две иконы — “образ Пречистыя Богородицы Владимирския да образ Пречистыя Богородицы Милостивыя” (Там же. Кн.  1. Л. 338об).

В этом же году Истомин “писал образ местный Илии пророка в церковь к Ризположенью”, а также “образ на полотенце трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ивана Златоустаго на золоте, во облаце Святая Троица”, “олифил из собору [Успенского] 56 образов минеи на полотенцах да триоди” (Там же. Кн.  1. Л. 361об, 369).

2 июня 1628 г. патриарх Филарет Никитич приказал “у соборныя церкви у Успения Пречистыя Богородицы за престолом над алтарем писати стенной письмо”. Главная роль в этой стенной росписи принадлежала Назарию Истомину (Там же. Кн.  1. Л. 585, 585об, 586 и об).

На второй день праздника Рождества Христова, 26 декабря 1628 г., “великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея Русии пожаловал иконописца Назарья Истомина, — благословил образом Спасовым, обложен серебром, венец и поля басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиной. А пожаловал государь патриарх Назарья за то, что он писал в [Успенском] соборе над жертвенником киот” (Там же. Кн.  3. Л. 4).

Летом 1628 г. Назарий Истомин “писал стенное письмо у соборной [Успенской] церкви с площади” (Там же. Кн.  3. Л. 9).

21 февраля 1629 г., по указу патриарха, поручено было Назарию Истомину написать в “запас”, “два образа Пречистыя Богородицы Похвалы, да два образа Пречистыя Богородицы с московскими чудотворцами, да образ Пречистыя Богородицы Милостивыя, да образ московских чудотворцев Петра, Алексея Ионы, да два образа Пречистыя Богородицы молящия о народе”. За письмо этих икон Истомин получил 6 руб. 2 гривны (Там же. Кн.  3. Л. 9).

К концу мая того же года, по приказанию патриарха Филарета Никитича Истомин написал “образ в Федоровский монастырь преподобнаго Федора Студийскаго в церковь на налой стоящий штилистовый, на золоте на красном” (Там же. Кн.  3. Л. 11), а 14 июня ему же приказано “написати вновь на одной цке осьмилистовой — образ Елисея пророка да Нефодия патриарха Царяграда да Устина философа” (Там же. Кн.  3. Л. 11), “того ж дни” Назарий Истомин написал патриарху “в запас”, шесть образов Пречистыя Богородицы Взыграние Превечнаго Младенца (дано за письмо рубль), да два образа Успения Пречистой Богородицы (дано за письмо полтора рубли) да два образа Петра митрополита московкого чудотворца (дано за письмо рубль) (Там же. Кн.  3. Л. 11об).

19 августа того же года Назарью Истомину дано 8 денег за то, что он “расправливал келейный образ Спасов старый да новую цку делал да левкасил таковуж” (Там же. Кн.  3. Л. 12).

21 ноября 1629 г., читаем мы в документе, “указал великий святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея Русии левкасити, и писати, и золотить в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы в алтаре над жертвенником кровлю деревянную с помощью некоторых других иконописцев” (Там же. Кн.  3. Л. 252, 252об).

26 декабря 1629 г. “великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии пожаловал иконописца Назарья Истомина, благословил образом Спасовым из келейныя казны, обложен серебром, венец и поля басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиною. Да пожаловал государь патриарх его-ж Назарья Истомина из домовой казны — дороги кашинския светлозелены, цена 3 рубли с полтиною, да ему-ж пожаловал ковш серебрян, взят из ряду, весу 28 золотник с полузолотником; за него новых денег по счету 2 рубли 17 алтын 4 деньги за дело семь алтын. Куплен ковш серебренаго ряду у торговаго человека у Василья Мосалкина. А пожаловал государь патриарх иконописца Назарья за то, что писал в соборную церковь Успения Пречистыя Богородицы над жертвенником киот” (Там же. Кн.  3. Л. 253об).

В январе 1630 г. Назарий Истомин писал “крест над жертвенником”, вероятно, в Успенском соборе (Там же. Кн.  3. Л. 254).

10 августа 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего казенного приказа 2 руб. 23 алт. 2 деньги “за цки и левкас, и за золото, и за краски, и за олифу, и что дати мастерам от письма, что писали образы — шесть пядниц, — образ Всемилостиваго Спаса, поясной, образ Пречистыя Богородицы Знамение, образ Пречистыя Одигитрия, образ Пречистыя Богородицы Владимирския, образ страстостерпца Христова Федора, иж в Пергии, образ преподобнаго Михаила Малеина… А быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу” (Там же. Кн.  3. Л. 727об). Вероятно, в письме этих икон принимал главное участие Назарий Истомин.

В начале (2-го) января 1632 г. Истомин “делал на подсвечник шанданы железные в церковь благовернаго великаго князя Александра Невскаго”, за что получил 3 алт. 2 деньги (Там же. № 3. Л. 739об).

4 июня Назарию же Истомину выдано было из Патриаршего казенного приказа 16 алт. 4 деньги за письмо образа преподобного Пафнутия Боровского; “взят образ к государю патриарху в келью. Да Назарью-ж [дано] за образ Похвалы Пречистыя Богородицы за письмо 25 алтын да за образ Пречистыя Богородицы Владимирския от письма полтина. Писаны образы в запас” (Там же. Кн.  3. Л. 743об) (Успенский 1917).

Икона 6-листовая Спаса Нерукотворного письма Назария Истомина находилась в церкви Ильи Пророка в Ярославле, согласно описи 1651 г. (Трехлетов 1850:421).


 

Сохранившиеся произведения:

1. Богоматерь Петровская. Ок. 1614 г. ГТГ. Инв. 22959. 36х30 см. Собр. А. М. и А. В. Мараевых, г. Серпухов. Пост. из Госфонда в 1934 г. Раскрывалась в ЦГРМ ок. 1930 г.

На обороте под верхней шпонкой надпись: “Лета 7123 го (1614) декабря в 5 де сеи образ пречистои, писмо Петра митрополита выменил, в Казани Никита Григоревич Строганов у Назарья Истомина сына иконника, дал (50)” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 790; Христианские реликвии 2000: кат. 78)

2. Благовещение. 1614/1615 г. СИХМ. Инв. СМ126Ж. На временном хранении в АМИИ. Инв. ВХ03224. 36х32 см. Находилась в Михайло-Архангельском монастыре Великого Устюга. После закрытия монастыря, 14 ноября 1924 г., она пост. в Северо-Двинский музей (Логвинов 1991).  Реставрация: ВХНРЦ. 1989–1990. Л. А. Миронова. КП ВП-151.

Под верхней шпонкой надпись черной краской в две строки: “123 г. Сии образ Никите Григоревичю Строганову писал иконник москвитин Назарей Истомин сын Савина. А от писма ему дан[о]…”. [По содержанию и характеру надпись почти точно соответствует надписи на другой иконе Назария Савина “Предста царица” из собрания ГТГ. Данная икона близка к ней и по характеру живописи. Аналогичная по содержанию надпись имеется и на обороте иконы Назария Савина “Ангел хранитель” из собрания ГРМ  — Ред.]

3. Николай чудотворец. 1614/1615 г. Частное собр. Д.В. в Москве. 36х32 см. Реставрирована В.В.Барановым в 1990 г. Сохранность: Запись на крестах омофора. Остатки поздней записи в надписях.

На обороте надпись чернилами: “123 го сий образ Никите Григоревичю Строганову писал иконописец москвитин Назарей Истомин сын Савин иотписа…” (Баранов 2000; Шесть веков русской иконы 2007).

4. Анге-лхранитель. 1616 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 1030. 35х28,7 см. Ангел стоит на облаке с крестом в правой руке (надпись: “крест господень нощное ограждение”) и с мечом в левой (надпись: “меч дневное ограждение”). На верхнем поле Спас на убрусе. В XIX в. находилась в колл. С. Г. Строганова. В ГРМ пост. в 1922 г. из Строгановского дворца-музея в Петрограде. До поступления в ГРМ икона подвергалась неоднократным поновлениям. Первоначальная живопись, сохранившаяся фрагментарно, находится под сплошной записью XIX в.

На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами надпись: “124 (7124 = 1616) сей образ Никите Григригоревичю (!) Строганову писал иконник москвитин Назарей Истомин сын Савин даром” (Искусство строгановских мастеров 1987:46).

5. Царь царем, или Предста царица. 1616 г. ГТГ. Инв. 152.  40х34 см. Собр. Ерофея Афанасьева, позднее О. Г. Чирикова. Пост. в 1935 г.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись: “124 (1616) сеи образ Никите Григо[рьев]ичю Строганов[у] писал… Назареи Истомин сын Савин…” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 791)

6. Царевич Дмитрий в молении. 1621/1622 г. СИХМ. Инв. СМ535Ж. 153х77,8 см. Из местного ряда сольвычегодского Благовещенского собора. Реставрация: ВХНРЦ. 1988-1990. Н. Г. Тимофеев. КП 3116.

На тыльной стороне под верхней шпонкой надпись черной краской в 5 строк: “Си образ великомученика и страстотерпица Хрстово благовернаго царевича Димитрея Углецкаго и Московскаго новаго чюдотворца писмо Назаря Истомина сына Савина, а написан по повелению Андрея Семеновича Строганова лета 7130 г. (1621–1622)” (Полякова 1989).

Икона Назария Истомина Савина “Дмитрий царевич” находилась на южной стороне местного ряда иконостаса Благовещенского собора Сольвычегодска. На задней стороне ее была надпись: “Лета 7130 (1621-1622) по повелению Андрея Семеновича Строганова писан сей образ государевым иконописцем Назарием Истоминым сыном Савиным”. Икона “принадлежала к числу богатейших в храме по находившимся на ней драгоценностям, каковы были: золотые в два фунта венец, корона и цата, унизанные 479 зернами самого крупного жемчуга; но все это в 1842 году похищено” (Попов 1863 (1994):89)

7.  Успение Богоматери. 1621 г. МЗК. Инв. Ж 381. 144х108 см. На полях серебряный чеканный оклад 1799 г.. Происходит из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Срлрвецкого монастыря. Раскрыта в ГЦХРМ, вторично реставрирована в музее Л. А. Кологривовой. Вложена в Соловецкий монастырь игуменом Иринархом, причем оценена вместе с окладом в 80 руб. Время написания и имя вкладчика сообщает вкладная книга Соловецкого монастыря. Монастырская опись 1632 г. называет ее “Успение письма Назарьева”. В. Скопин предположил, что это Назарий Истомин, О. Полякова обосновала эту атрибуцию (Скопин, Щенникова 1982; Полякова 1989). “Образ Успение Назарева письма” упоминается также в переписной книге Соловецкого монастыря 1668 г. (Архив СПб ФИРИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 142. Л. 4) (Мальцевы 1998).

8.   Иконостас церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627 г.

Деисусный ряд: Спас в силах (151х111 см.), Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Архангел Гавриил, апостол Петр, апостол Павел, Василий Великий, Иоанн Златоуст, митрополит Петр, митрополит Иона (все 151х59 см.);

Праздничный ряд: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Преображение, Распятие. Воскресение – Сошествие во ад, Вознесение, Троица, Успение Богоматери;

Пророческий ряд: Аввакум, Илия, Аарон, Исайя, Давид, Богоматерь Знамение, Соломон. Иезекииль, Даниил, Моисей, Захария;

Местный ряд: Троица Ветхозаветная (132х105 см.); Богоматерь с младенцем.

9. Троица Ветхозаветная. 1627 г. Церковь Ризоположения Московского Кремля, местный ряд иконостаса. ГМЗМК. Инв. Ж-6. 132 х 105 см. (Смирнова 1988)

9.  Спас Нерукотворный, с клеймами Сказания. 1630-е гг. Ярославль, церковь Ильи пророка. Под частичной записью. Воспроизведение см. Вахромеев 1906, рис. 43. (Брюсова 1976).

10. Благовещение. 1610-е гг. Собрание М.Е.Елизаветина в Москве. 40,5 х 33,1 см. По непроверенным данным, происходит из Нижнего Новгорода. Приобретена в Москве. Незначительные прописи и тонировки. Реставрирована до поступления в собрание.

На обороте надпись в круглом картуше: « Сий образ написан повелением Максима Яковлевича Строганова, письмо назарья Истомина Савина». (Шесть веков русской иконы 2007).

 

Приписываемые произведения:

Спас Нерукотворный и Не рыдай мене мати. 1-я четв. XVII в. ГТГ. Инв. 14306. 36х31 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте, под верхней шпонкой, едва различимая надпись в две строки: “[Никиты Григорьевича] Строганова… Савина”. На верхней шпонке чернилами надпись XVIII в. (?): “Сему обра… молица… ре…ол Петр Иванов”.

Н. Е. Мнева считает произведением Назария Савина по стилистическим признакам. Ср. “Царь царем” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 791). Эту атрибуцию поддержала В.Г.Брюсова (Брюсова 1976:190).

(Нельзя ли идентифицировать эту икону с той, которая находилась некогда в собрании купца-старообрядца Николая Папулина в г. Судиславле, содержащем большое число икон из Сольвычегодска.  В описи, составленной в Синоде, эта икона описана так: «Нерукотворный образ… Назади написано: сий образ написан повелением Максима Яковлевича Строганова письмо Назарья Истомы Савина; замечательная икона по украшению и по важности лица, по заказу коего написана: очень может быть в употреблении» (Пивоварова Н.В. Об истории бытования двух строгановских икон из собрания Русского музея // Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск 7. М., 2003. С. 412, прим. 20) – Ред.).

В дореволюционных частных коллекциях имелись иконы, которые по неизвестным основаниям приписывались кисти Назария Истомина. В собрании Ерофея Афанасьева, кроме дошедшей до нас иконы “Царь царем”, имелись: “О всепетая мати” и “Деисус”, о котором сообщалось, что он написан в 1615 г. для Никиты Григорьевича Строганова за 22 рубля. В церкви Ильи пророка в Ярославле - “Спас Нерукотворный” размером 51х43,6 см. В собрании Г.Г.Молошникова ему приписывали: “образ отличного письма” “Максим преподобный”, в собрании Е.Афанасьева - “Иоанн воин”, в собрании И.В.Стрелкова - “Антипий преподобный” и “Деисус” из трех икон (в среднике - “Спас Уныние”, на боковых - Богоматерь и Иоанн Богослов) (Ровинский 1903).

Источники:

1. Писцовая книга Сольвычегодского уезда 1625 г. РГАДА. Ф. 1209. Д. 446. Л. 83об

2. Писцовая книга Сольвычегодского уезда 1645 г. Там же. Л. 87об

3. Лаговский М. С. Результаты обследования сольвычегодского Благовещенского собора. Доклад. ОР ГТГ. Ф. 867. Д. 369

4. Олсуфьев Ю. А. Дневник командировки в Великий Устюг (1931 г.) // ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 443:27

5. Список памятников, подлежащих Госохране по учетным спискам. Северный край ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 482

смотри НАЗАРИЙ

Иллюстрации:

Николай чудотворец. 1614/1615 г. Частное собр. Д.В. в Москве. 36x32 см.Царь царем, или Предста царица. 1616 г. ГТГ. 40x34 см.Царевич Дмитрий в молении. 1621/1622 г. СИХМ. 153x77,8 см.Успение Богоматери. 1621 г. МЗК. 144x108 см.Троица Ветхозаветная. 1627 г. Церковь Ризоположения Московского Кремля, местный ряд иконостаса. ГМЗМК. 132х105 см.
Пророк Давид. Иконостас церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627 г.Пророк Илия. Иконостас церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627 г.Богоматерь. Иконостас церкви Ризоположения Московского Кремля. 1627 г. 51х59 см.Богоматерь Петровская. Ок. 1614 г. ГТГ. 36x30 см.Благовещение. 1614/1615 г. СИХМ. 36x32 см.

Библиография:

Балов 1841:345; Трехлетов 1850. № 43:421; Попов 1863 (1994):88–90; Савваитов 1873; Соскин 1881–1882:237; Забелин 1884–1886. Ч. 2:16; Савваитов 1886:8; Степановский 1890:210; Суворов 1891. № 12:170–171; Успенский 1899:33; Ровинский 1903: 26, 30, 35; Гурьянов В.П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве. М., 1904:3; Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного Пророка Илии в Ярославле. Ярославль, 1906. Рис. 43; Лихачев 1906. № 680; Успенский 1910:131–132 (Истомин Назарий); Лихачев 1911:13; Извеков 1912/1:7, 8, 21; Извеков 1912/2; Первухин Н. Церковь Илии Пророка в Ярославле. М., 1915:60; Успенский 1917:35–40 (Истомин Назарий); Дунаев 1914:8;  Забелин 1918 /1990/:82; Евдокимов 1921:71, 73; Сычев 1923 (Истомин); Ешкилев 1926:22; Каргер 1928:128; Дмитриев 1955:644, 666; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:316–317; Антонова 1966:95, 96; Овсянников 1973:64; Брюсова В. Г. Назарий Истомин (материалы к биографии) // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 2. М., 1976:181–191; Малков Ю. Г. Живопись // Очерки русской культуры XVII века: Духовная культура. М., 1979. Ч. 2:208, 210; Казакевич 1980:21; Такташова 1981:145–146; Брюсова 1982:8; Скопин, Щенникова 1982:48–51. Ил. 33; Гра 1983:43, 44, 56; Брюсова 1984:17–20; Искусство строгановских мастеров 1987:13–14, 46; Турцова 1987:95; Смирнова Э.С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988. Кат. 192; Полякова О. А. О двух соловецких иконах в собрании Гос. музея “Коломенское” // ДРИ: Художественные памятники Русского Севера. М., 1989:281–284; Логвинов 1991:14, 24–26, 69–70; Рыбаков А. А. Художник Н. Г. Бекряшев (1874–1939) в Великом Устюге // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси. Архангельск, 1992:173; Мальцевы 1998:69; Полякова 1999. 16; Баранов В. В. Исследование иконы “Николай чудотворец” письма Назария Истомина: Проблемы атрибуции: К вопросу о необходимости комплексной экспертизы икон // IV научная конференция “Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства”. 24 ноября – 26 ноября 1998, Москва. М., 2000:20–25;  (Христианские реликвии 2000: кат. 78) Мальцевы 2000:65–67; Иконы строгановских вотчин 2003: 49-51, 152; Полякова О.А. О соловецких иконах в собрании музея-заповедника «Коломенское» // Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск 7. М., 2003. С. 198; Шесть веков русской иконы 2007, Кат. 36, 96.