—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

≈–√≈≈¬ ≈–ћќЋј… (—≈–√»≈¬) (уп. 1660Ц1702 (?))

-

вологодский посадский человек, иконописец, брат якова —ергеева.

”поминаетс€ в переписной книге 1711–1712 гг. ¬ологды: “(”л. ѕетровска€ от переулка, что из –ощенской улицы на правой стороне). ћесто дворовое пустое посадского человека “еренть€ »ванова  оролькова… ¬ладеет по купчей посадского человека ≈рмолы —ергеева сына иконописца со 194 года и стоит впусте” (√ј¬ќ. ‘. 652. ¬ологодское общество —еверного кра€. є 201:24об) (Ѕрюсова 1984:324).

¬ 1660 г. не мог быть прислан в ћоскву; в 1666 г. был у стенного письма в јрхангельском соборе и в церкви Ќерукотворенного —пасова образа, во дворце (“—пас за «олотой решеткой”) (ѕоручна€ по ≈рм. —ергееве запись в стлб. є 538 174 г.) (”спенский 1910). ¬о врем€ работы в јрхангельском соборе в 1666 г. числилс€ в средней статье («абелин 1850:68, 88). ” государева дела в 1667 г. (—тлб. є 73 176 г.; в росписи отнесен к меньшей статье кормовых иконописцев).

Ѕыл у стенного письма в церкви —паса Ќерукотворенного образа, что у великаго государ€ в ¬ерху (—тлб. по ќп. 23 є 906), а в 1670 г. у письма в с.  оломенском (—тлб. по ќп. 23 є 907). [ƒалее ј. ». ”спенский приводит сведение Ќ. ¬. ѕокровского о “замечательном по рисунку” деисусе в —ийском иконописном подлиннике, который знаменил иконописец ≈рмолай вологжанин. (–ед.)] ¬ архивных документах мы не знаем другого ≈рмола€ вологжанина, кроме ≈рмола€ —ергеева. Ќесомненно, он и был автором деисуса, наход€щегос€ на л. 242, 247 и 248 —ийского иконописного подлинника (”спенский 1910).

ќстальные сведени€ о творчестве ≈рмола€ —ергеева черпаютс€ из двух источников: надпис€х на сохранившихс€ произведени€х и извести€х о недошедших до нас иконах, в написании которых принимал участие мастер. (–ед.)

—огласно описанию икон –остовского музе€ церковных древностей, там имелась икона “¬оскресение ’ристово” с пространной надписью, сообщающей, что в 1681 г. вологодские “зуграфы ≈рмолай и яков —ергеевы и √ригорий јгеев написали сию церковь иконным писанием”. »кона происходит из церкви Ѕого€влени€ в ”годичах, и от всего “иконного писани€” этой церкви осталось лишь это произведение (Ѕогословский 1909:81–86).

“е же иконописцы дл€ той же церкви по заказу вдовы стольника »вана јлексеевича ћусина-ѕушкина написали икону “—трасти √осподни”, котора€ также находилась в –остовском музее. –азмер ее — 38љ30 вер. (Ѕогословский 1909; Ѕогословский 1911). »кона представл€ла собой раму вокруг центрального образа “¬оскресени€”. ». Ќ. Ѕогословский датировал икону 1682 г., на основании надписи на ней. ѕо мнению ». ≈вдокимова, дата надписи прочтена неверно, а саму надпись следует читать так: “—и€ св€та€ церковь во им€ √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста иконным писанием написана в лето от –ождества ’ристова в 1702 феврали€ 17 по обещанию »рины ћихайловны вдовы стольника јлексеева ћусина-ѕушкина с сыном стольником »ваном јлексеевым. ј написали сию церковь иконным писанием зографы ≈рмолай и яков —ергеевы и √ригорий јгеев” (≈вдокимов 1921). ¬озможно, 1681 или 1682 г. датируетс€ средник, а 1702 г. — рама. (–ед.)

¬ 1682 г. ≈рмолай —ергеев вместе с братом яковом и ѕетром —еменовым пишет икону ““роица ¬етхозаветна€”, наход€щуюс€ ныне в частном собрании в Ѕельгии (см. список сохранившихс€ произведений). »м€ ѕетра —еменова среди вологодских иконописцев не встречаетс€. ¬озможно, в надписи, текст которой не приведен, следует читать: “ѕетр —авельев”, им€ иконописца, с которым посто€нно работал ≈рмолай —ергеев. (–ед.)

¬ июне 1685 г. написал в патриаршую домовую казну 8 штилистовых икон ¬ладимирской Ѕогоматери, ризы прописаны золотом; получил за них по 11 алт. за икону (ћјћё.  н. є 115. Ћ. 204) (”спенский 1917). Ётим же годом датируетс€ сохранивша€с€ икона “Ѕогоматерь ∆ировицка€” из частной коллекции в ћоскве. Ёто единственна€ индивидуальна€ работа ≈рмола€ —ергеева среди сохранившихс€ его работ.

¬ 1687 г. ≈рмолай —ергеев и другие вологодские иконописцы пишут иконы дл€ иконостаса —офийского собора ¬ологды. ѕозднее иконы оказались в Ѕого€вленской –аменской церкви √р€зовецкого уезда. »мена исполнителей и дату сообщает надпись на иконе праотца √ада (см. ниже). ¬ церковной трапезе находилось 30 старинных икон патриархов, пророков, апостолов, от 3 до 4 арш. высотою (—уворов 1892).

¬ ’ристорождественской церкви, что в —тепурине, на иконе “Ѕогоматерь ¬сем скорб€щим радость” надпись: “Ћета 7196 (1687) окт€бр€ в 14 день написан сей образ св€тый ѕресв€ты€ Ѕогородицы ¬сем скорб€щим радость јфанаси€ Ѕорисовича Ѕр€нчанинова и жены его јлександры Ќикифоровны и »оанна јфанасьевича ¬ологодскими изографами ≈рмолаем —ергиевым и ѕетром —авиным” (—уворов 1892).

¬ церкви ¬оскресенской —  оровецкой (в 30 верстах на север от ¬ологды) на иконе “„удо о ‘лоре и Ћавре” надпись: “Ћета 7197 (1689) года написан сей образ июн€ в 8 день иже во св€тых отца нашего  ирилла архиепископа јлександрийского изографом ≈рмолаем и яковом в славу Ѕогу” (—уворов 1892). ¬ том же году ≈рмола —ергиев писал иконы дл€ церкви √ерасима ѕреподобного в ¬ологде (≈вдокимов 1921) и вместе с ѕетром —авельевым написал икону “Ѕлаговещение” в церковь “роицы — √ерасимовской на  айсарове ручье, на которой была надпись: “Ћета 7197 (1689) году марта в — день написан сей св€тый образ по обещанию —ерге€ Ќиколаева сына “ебенькова ¬ологодскими изуграфы ≈рмолаем и ѕетром во славу Ѕога” (—тепановский 1890).

¬ 1692 г. ≈рмолай —ергеев участвует в написании иконы “¬оскресение, с клеймами страстей” из церкви »оанна Ѕогослова ¬ологды и пишет туда же икону “√осподь ¬седержитель”. ќбе иконы написаны “по обещанию ‘едора “имофеева —ычугова”. ¬ 1693 г. написал дл€ ¬ологодского —офийского собора икону “—трасти ’ристовы” в дев€ти местах (≈вдокимов 1921). ¬ 1694–1696 гг. пишет иконы дл€ придела »оанна ѕредтечи —офийского собора в ¬ологде (–ыбаков 1980).

¬ 1695 г. написал в ¬ологде дл€ —оловецкого монастыр€ 19 икон (–√јƒј. ‘. 1201. ќп. 1. ≈д. хр. 939. Ћ. 2) (—копин 1989).

 

—охранившиес€ произведени€:

 1. ѕетруша —еменов [веро€тно, ошибка в издании. —ледует читать: —авельев - –ед.], (—авельев?), ≈рмолай и яков —ергеевы. “роица ¬етхозаветна€. 1682 г. „астна€ колл. в Ѕельгии. 108х78 см. Ќа обороте Ётимаси€ и надпись (Icona volto del mistero 1991).

2. Ѕогоматерь ∆ировицка€. „астное собр. в ћоскве.

ѕодпись по нижнему краю: “Ћета 7193 (1685) году феврал€ в 11 день написан сий образъ пресв€тые богородицы ∆ураицкие вологоцким иконописцем ≈рмолаем —ергеевым в славу Ѕогу” (Ѕрюсова 1984:139).

3. ≈рмолай и яков —ергеевы, √ригорий јгеев, ‘едор √ригорьев, —емен  арпов, ѕетр —авельев, “имофей ѕетров. “айна€ вечер€. 1687 г. ¬ћ«. »нв. 18135. 106х100 см. »з праздничного р€да иконостаса —офийского собора в ¬ологде. ѕост. из Ѕого€вленской –аменской церкви в 1974 г. –еставратор “. ѕ. –ыбакова, 1976 (¬ологодска€ —Ќ–ѕћ).

≈динственна€ уцелевша€ икона из иконостаса —офийского собора. ќб изготовлении иконостаса сообщала надпись на иконе “ѕророк √ад”: “Ћета 7197 году мес€ца июн€ в 8 день по благословению преосв€щенного архиепископа ¬ологодского и Ѕелозерского, а трудившимис€ вологодскими изуграфы ≈рмолаем и яковом —ергиевы, да √ригорь€ јгиева, ‘едора √ригорьева, —емена  арпова, ѕетра —авельева, “имофе€ ѕетрова, во славу Ѕогу” (—авваитов 1873). ќк. 1738 г. иконы иконостаса были переданы в Ѕого€вленскую церковь с. –аменского — вотчины ¬ологодского архиерейского дома, где погибли ок. 1940 г. ”целела только икона ““айна€ вечер€”, найденна€ ј. ј. –ыбаковым и “. ѕ. –ыбаковой в сарае Ѕого€вленской церкви.

4. ≈рмолай и яков —ергеевы, ѕетр —авин и —емен  арпов. ¬оскресение — —ошествие во ад, с клеймами страстей. 1692 г. ¬ћ«. »нв. 6095. 158х132 см. »з церкви »оанна Ѕогослова в ¬ологде. ѕост. в 1935 г. из √ородской центральной библиотеки. –еставрирована ј. ј. –ыбаковым в 1969–1970 гг.

Ќадпись на нижней части каймы, обрамл€ющей средник: “Ћета 7200 написан сий св€тый образ ¬оскресение ’риста бога нашего со страстьми по обещанию ‘едора “имофеева сына —ычугова и сына его »€кова вологодцкими изуграфами ≈рмолаем и яковом —ергиевыми и ѕетром —авиным и —еменом  арповым, а совершис€ сий св€тый образ на пам€ть »оанна Ѕогослова май€ в 8 день во славу Ѕогу” (–ыбаков 1980).

»сточники: јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 117. ƒ. 1700. Ћ. 6 (ћальцевы 2000).

 

»ллюстрации:

“айна€ вечер€. 1687 г. ¬ћ«. 106x100 см.¬оскресение Ч —ошествие во ад, с клеймами страстей. 1692 г. ¬ћ«. 158x132 см.

Ѕиблиографи€:

«абелин 1850:35, 68, 70, 75, 88, 120; —уворов 1863:29–30; —авваитов 1873:43; —уворов». ѕутеводитель по ¬ологде// ¬ологодские ≈¬. 1874. „асть неофициальна€. є18; —тепановский 1890:87 (≈рмолай); —уворов 1892:23, 25–27; ѕокровский 1895:150–151 (≈рмолай ¬ологжанин); Ѕогословский 1909:86; ”спенский 1910:252; Ѕогословский 1911:25–26; Ћукомский√. . ¬ологда в е€ старине: ќписание пам€тников художественной и архитектурной старины. —ѕб., 1914:212; ќписание пам€тников архитектуры по губерни€м. V. ¬ологодска€ губерни€// »»ј . ¬ып.59. ѕг., 1915:142 (≈рмолай); ”спенский 1917:81–82; ≈вдокимов 1921:80, 227–228; ∆ивопись вологодских земель 1986:58–60; –ыбаков 1980:14, 308. »л.124, 125; Ѕрюсова 1984:139, 140, 324; —копин 1989:299; »скусство «емли ¬ологодской XIII–XXвеков:  аталог выставки. ћ., 1990:251; Icona volto del mistero, acura del Centro Studi Russia Cristiana in collaboratione con il Centro di Restauro Scientifico I.Grabar di Mosca. Milano, 1991. Tav.25; –ыбаков 1995. »л.94–97; ¬озрожденные шедевры 1998.  ат.97, 98; ћальцевы 2000.