Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЕРГИЕВ РОДИОН (СЕРГЕЕВ; ИРОДИОН) (ок. 1615 – 1689/1690)

-

ведущий иконописец Успенского Большого Тихвинского монастыря, на протяжении 40–80-х гг. XVII в. возглавлял монастырскую иконописную мастерскую. Иконами его письма были украшены все тихвинские храмы, в первую очередь иконостасы и интерьеры храмов Большого Тихвинского монастыря. Как иконописец был широко известен за пределами Тихвина — в Кириллове, Олонце, Новгороде и Москве, много работал для северных монастырей. Родиона Сергиева неоднократно вызывали в Новгород ко двору владыки — митрополита Корнилия для “домового письма”, иконописцу поручали писать образы для новгородского Софийского Дома. Выполнял ежегодные заказы царя (“государевы иконы”), новгородских и московских бояр, стольников, именитых людей, дьяков и других чиновников. Вместе с новгородскими мастерами расписывал храмы на Свири, в Зеленецком, Тихвинском, новгородских монастырях. Известен как талантливый миниатюрист, автор литературных произведений, в том числе сказаний и повестей о чудотворной иконе Богоматери Тихвинской.

В истории древнерусского искусства имя иконописца лишь упоминается, творчество его не отражено ни дореволюционными, ни советскими исследователями. Не выявлено ни одной подписной работы мастера, в музейных собраниях России его произведения не атрибутированы. Встречаемые в литературе краткие сведения о Родионе Сергиеве носят справочный характер и зачастую страдают неточностью. В “Библиологическом словаре” П. Строева (Строев 1882:118–119) сказано, что он “родился во второй половине XVII в.”, в “Источниках словаря русских писателей” С. А. Венгерова (Венгеров 1904:503) время написания “Сказания” указано неверно: вместо 1658 г. приведен 1686 г. Жизнь и творческая биография иконописца восстанавливаются при изучении документов Успенского Большого Тихвинского монастыря (Ф. 132 в архиве Спб ФИРИ). Его имя постоянно упоминается в приходно-расходных монастырских книгах при расплатах за сделанную работу, в договорных и порядных записях и актах. Иконы, фрески и миниатюры его письма описываются в переписных книгах монастырского имущества. О жизни мастера свидетельствуют рукописи и хозяйственные документы тихвинских монастырей.

Впервые его имя упоминается в приходно-расходной книге Успенского Тихвинского монастыря 1639 г., где говорится о расплате с конархистом собора Роткой Сергиевым, поющим во время богослужения с монахами на клиросе (Архив СПб ФИИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 62. Л. 75об). По-видимому, Родион был тогда еще сравнительно молодым человеком (зовется “Роткой” или “Родионкой”), обучавшимся иконописанию и одновременно состоящим на службе в монастыре. Следовательно, время рождения мастера следует отнести к 1615–1618 гг. Последний раз Иродион Сергиев упоминается в приходно-расходных книгах в марте 1688 и в феврале 1689/1690 г., когда больному престарелому иконописцу, живущему в монастырской больнице, было выдано “на платье 16 алтын 4 деньги” (Там же. Ф. 132. Оп. 2. Д. 591. Л. 84об) [См. также: Кондратьева 1992. — Ред.]. Через год, в феврале 1689/1690 г. “верная таможенная голова” Андрей Дмитриев сын Корнышев приносит в монастырскую казну денег 10 алт. “по Родионе иконописце на сорокоуст” (Там же. Ф. 132. Оп. 2. Д. 616. Л. 19об). Таким образом, временем смерти иконописца следует признать январь 1689/1690 г. Тот факт, что деньги на поминовение Иродиона во время литургических служб в Успенском соборе принес “таможенный голова”, как будто свидетельствует об отсутствии у иконника близких родственников. В апреле 1644 г. упоминается о внесении Родионом Сергиевым денег для записи имен родителей в синодик, о других членах семьи известий не обнаружено. Многочисленные документы монастырского архива ни разу не упоминают о его доме или дворе на тихвинском посаде (в отличие от других иконописцев, дворы которых постоянно фиксируются в межевых и других книгах); по-видимому, он, правда так и не став монахом, действительно всю свою жизнь прожил в монастырской келье, служившей ему одновременно жильем и иконописной мастерской. О “Родионовой келье с красным окном”, возведение и починки которой выполнялись за счет монастыря, часто говорится в документах (Там же. Ф. 132. Оп. 2. Д. 371. Л. 120). Помимо его кельи упоминается “иконная горница” Большого Тихвинского монастыря, которая предназначалась не только для Родиона, но при необходимости и для других нанимаемых на посаде иконописцев, здесь постоянно хранились запасы досок, золота, красок “ветоши” (паволоки) и других материалов для иконописных и книжных работ (Там же. Ф. 132. Оп. 2).

Работавший в ней Родион Сергиев был главным иконописным мастером монастыря, руководившим всеми важнейшими живописными работами и распределявшим их между посадскими тихвинскими художниками, которые трудились по найму или по договору с монастырскими властями. Фонд документов Тихвинского монастыря позволяет судить о количестве памятников, созданных иконописцем на протяжении жизни. Судя по упоминаниям в переписных книгах и сохранившимся произведениям, это был весьма плодовитый мастер. За 50 лет им было написано около 500 икон — пядниц, среди которых большинство составляли образы чудотворной иконы монастыря “Богоматери Тихвинской” и сцены ее явлений; почти 300 “государевых” икон, 50 больших (иногда до двух метров в высоту) храмовых и местных образов для церквей Тихвинского и Александро-Свирского монастырей, 15 царских врат, несколько боковых северных и южных врат для иконостасов, множество киотов, расписных сеней, 20 икон и настенных киотов для башен и надвратных церквей. Важнейшие реставрационные и поновительские работы также связаны с его именем.

Уже в самых ранних упоминаниях об иконописце в 1639 г. говорится о его работе над большими “государевыми” иконами, которые ежегодно писали в монастыре для поднесения царю. Трудно сказать, все ли они были связаны с изображением Богоматери Тихвинской и сценами ее явлений или воспроизводили иные сцены. Важно, что столь ответственный для монастыря заказ выполнял еще молодой иконописец, совсем незадолго до того появившийся в обители. С этого времени сведения о его работе над выполнением “государевых образов” встречаются постоянно. В следующем году вместе с иконописцем Игнатием Семеновым, который начал работать в монастыре не позже 1626 г. [с 1623 г. См. Семенов Игнатий. — Ред.] мастеру поручили произвести в Успенском соборе, интерьер которого пострадал во время пожара 1623 г., реставрационно-поновительские работы: ими были “починены” большие местные иконы св. Троицы, две иконы Богоматери Тихвинской в деяниях, Никола в житии, две большие иконы-минеи н. XVI в. (ГРМ. Инв. ДРЖ 1816; 1817) и иконы деисусного чина. Вероятно, имеются в виду большие деисусные иконы XVI в., привезенные в Тихвин в 1623 г. с иконостасом собора Рождества Богородицы разоренного шведами Рождественнского Коневского монастыря (см. подробнее: Шалина 1994) и установленные в иконостасе Успенского собора. Иконы, долгое время хранимые коневскими монахами в лесу, действительно нуждались в реставрации.

В 1641 г. Родион Сергиев вместе с иконописцами Игнатием Семеновым и Михаилом Коровниковым пишет иконы и царские двери для иконостаса надвратной монастырской церкви Вознесения и ее придела Федора Стратилата, построенные в 1591–1593 гг. и также пострадавшие во время пожара 1623 г.

В следующем году Родион Сергиев работает в Москве, а в 1644–1645 гг. вновь пишет местные иконы для соборного храма Тихвинского монастыря: икону “Хвалите Господа с небес” и образ Алексея Человека Божия, святого патрона царя Алексея Михайловича.

В 1647 г. отмечено поновление им царских врат Успенского собора. Крупные работы по иконостасу продолжились в 1654 г., под которым приходно-расходные книги сообщают о поновлении им праздничных икон, украшении тябел изображениями херувимов и серафимов, замене центральной иконы пророческого яруса с изображением Богоматери Воплощение. Этот образ (ГРМ. Инв. ДРЖ 3062) заменил собой обветшавшую икону сер. ХVI в., также входившую в число привезенных из Коневского монастыря, и, судя по всему, сохранил ее иконографию и стиль.

В 1654 г. упоминается первая монументальная работа Родиона Сергиева — фресковая икона с изображением Спаса Вседержителя с архангелами, которая была помещена в киоте над входом в монастырь на Воротной башне.

Следующий год иконописец работает над циклом больших многочастных икон с изображением сцен явлений и чудес от иконы Богоматери Тихвинской. После окончания они были поставлены на паперти Успенского собора с правой стороны от входа в храм (ГРМ. Инв. ДРЖ 2864. См.: Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 131; 2860–2866). Вероятно, в это время Родион Сергиев составляет новый текст “Сказания об иконе Тихвинской Богоматери” и разрабатывает цикл миниатюр к нему. Роскошный фолиант такого “Сказания”, который еще в н. ХХ в. сохранялся в монастыре, был создан им в 1658 г. Создание больших местных икон, композиции которых, по-видимому, повторяли миниатюры, было непосредственно связано с этой работой, об этом свидетельствуют обширные пояснительные тексты на полях, сопровождающие изображения. Каждый из них начинается с обозначения номера соответствующей клейму главы.

В том же 1658 г. по заказу архимандрита иконописец пишет еще одну большую местную икону для Успенского собора — Покров Богоматери, которую помещают на юго-западный столб рядом с чудотворной иконой Тихвинской Богоматери. С этого времени начинается планомерная работа по украшению интерьера Успенского собора большими местными иконами, сюжеты которых так или иначе были связаны с почитанием чудотворных богородичных икон и реликвий. Тогда же появляются в соборе и другие иконы его письма: образ Спаса с предстоящими ему митрополитом Алексеем, Алексеем Человеком Божиим и Марией Египетской, образ митрополита Филиппа.

В 1662 г. вместе с иконописцем Петром Фалилеевым он пишет образ “Апостольская проповедь”, а в 1663 — образ Неопалимой Купины. В июле 1661 г. приходно-расходные книги отмечают еще одну значительную работу иконописца. Симметрично шести иконам с чудесами от Тихвинской иконы Богоматери, которые стояли на паперти слева от входа в собор, справа были поставлены шесть такого же размера икон, написанных на сюжеты книг назидательного содержания. Это сложные по иконографии и смыслу композиции: “Отрыгну сердце мое слово благо”, “Видение Иоанна Лествичника” (ГРМ. Инв. ДРЖ 2859, 152Ѕ119 см); “Видение преподобного Нифонта” (ГРМ. Инв. ДРЖ 2867), “Видение иноков” (ГТГ. Инв. 21482), “Видение о праведной душе” (ГРМ. Инв. ДРЖ 2868), “Приидите люди трисоставному Божеству поклонимся”.

В 1661 г. документы неоднократно сообщают о больших работах по наружной росписи монастырских храмов. Начались они с росписи фасадов Успенского собора, на которых появилось пять композиций, выполненных Родионом Сергиевым вместе с новгородскими иконниками: “Успение Богоматери”, образ Богоматери Тихвинской с архангелами Михаилом и Гавриилом, “Явление Богоматери пономарю Юрышу”, “София Премудрость Божия”, “Богоматерь Знамение с предстоящими Никитой епископом и преподобным Варлаамом Хутынским”.  [См. Фалелеев Петр - ред.].

В следующем году работы продолжились на стенах Вознесенского надвратного храма, были расписаны Святые ворота, фасады трапезной церкви Рождества Богородицы, крыльцо трапезной и стена над архимандричьим местом в трапезной же. А в 1664 г. Родион Сергиев, уже один, без помощи новгородских иконников, расписал алтарь Успенского собора.

1664–1665 гг. были очень плодотворны для иконописца. Им создается много больших местных икон различного содержания и самой разнообразной иконографии для монастырских соборов Тихвина: “Отечество”, “Нерукотворный Спас”, “Саваоф”, “Премудрость созда себе храм”, “Единородный сыне”, “Положение пояса Богоматери”, “Происхождение честных древ Креста” и др. Все они требовали не только мастерства, но высокой образованности и начитанности мастера. Тогда же дополняются живописными циклами прославленные чудотворные иконы монастыря. Вокруг “Богоматери Тихвинской” появляется рама с сенью и столбцами, на которых Родион Сергиев написал чудеса и явления образа, икона “Апостольская проповедь” окружается клеймами с фигурами святых.

В 1669 г. во вновь созданных придельных храмах Успенского собора во имя Ильи Пророка и Иоанна Богослова мастер делает новые царские врата. (Ш. И.)

Судя по документам Александро-Свирского монастыря, Родион Сергиев работал там. В мае 1670 г. он вместе с Иваном Никифоровым написал в Троицкий собор иконы праотцев, херувимов и серафимов, за что получили свыше 25 руб. (Архив СПб ФИРИ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 83. Л. 48; Д. 92. Л. 31, 60). В 1672 г. он получил 15 руб. за “иконное писмо в Рощи за стенное” и за икону “Предста царица” (Там же. Ф. 3. Оп. 2. Д. 106. Л. 74; Д. 102. Л. 74). В синодике XVII в. этого монастыря в разделе “Гости вечные и иные одинокие безродные” перечислен род “Тихвина монастыря иконника Родиона Сергиева” (ОР БАН. Собр. АлександроСвирского монастыря. № 58. Л. 134) (Кондратьева 1992). См. также: Архив СПб ФИРИ. Ф. 3. Оп. 2. № 91. Л. 15об; № 102. Л. 16) (Соловьева 1999).

Во 2-й пол. 70-х гг. Родион Сергиев и Иван Устьшемушский трудятся над росписью и иконами иконостаса построенной в Тихвинском монастыре церкви Андрея Первозванного.

Последний и значительный период творческой жизни Родиона Сергиева падает на время управления монастырем архимандрита Варсонофия, человека известного своим незаурядным образованием и художественным вкусом. При нем произошла замена древней обветшавшей иконы местного ряда Успенского иконостаса “Богоматери Тихвинской в деянии” новым образом, написанным в 1678 г. Родионом Сергиевым (НМЗ. Инв. 17714. См. о нем: Мильчик, Шалина 1996). Тогда же начались большие реставрационно-поновительские работы в храме, которыми руководил мастер. Одновременно по заказу известных московских и новгородских бояр Родион пишет списки с чудотворной Тихвинской иконы, много работает в личных архимандричьих покоях.

Последняя крупная живописная работа иконописца, отмеченная приходно-расходной книгой за 1682 г., относится к росписям стен в архимандричьей келье. (Ш. И.)

 Иродиона Сергиева признают автором Сказания о явлении Тихвинского обораза и Повести о Тихвинской осаде. Для Сказания иконописец воспользовался рукописью XVI века, А Повесть написал под диктовку сыновей С.В.Прозоровского, содействовавших написанию рукописи. До опубликования рукопись была передана на исправление правщикам Печатного двора, повидимому ее рассматривал и Симеон Полоцкий, а для окончательной выработки текста вызывался в Москву сам Иродион Сергиев. Вслед за основным Сказанием явились добавочные, написанные не без влияния иностранных источников с целью доказать тождество Тихвинского образа со Влахернскою иконою: “Повесть об иконе Богоматери Римской”, “О преславных чудесах Пречистыя Богородицы”, “О мирном устроении” (то есть о мире в Столбове). В подражание этой литературе возникли местные сказания летописного характера: “О явлении Макария Желтоводского и о велицем пожаре 1623 года”, “О принесении  иконы Владимирские” 1669 года, “О поновлении чудотворного образа” 1626 года, “Повесть об иконе, иже принесена из немецкие земли”, то есть о стокгольмской иконе 1671 года. Сказания эти не подвергались исправлениям московских книжников. Как основное, так и дополнительные сказания были написаны под влиянием и по настоянию архимандрита  Ионы Баранова, который сам не будучи особенно книжным человеком, очень любил духовную литературу и всчески способствовал увековечению религиозных преданий на письме (Мордвинов 1925).

Архивные материалы:

1639 г. Сентябрь. “Дано двем конархистам Ивашку Трушникову да Ротки Сергиеву 25 алтын” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 62. Л. 75об).

Декабрь. “Конархистам Васки Трушникову Родионку Сергиеву дано 25 алтын”.

Август. “Дано иконнику Ротки Сергиеву за иконное писмо от государевых от болших от десяти икон полтора рубля”.

1640 г. Ноябрь. “Дано из казны иконнику Игнатью да иконнику ж Родиону починивали из болшие церкви местные иконы: икону живоначальную Троицу да икону Пречистую Богородицу Тихвинскую в деянии да икону Николу Чудотворца да икону Пречистую же Богородицу Тихвинскую в деяние да две иконы местные ж болшие менеи и деисус, и за ту их починку дано из казны денег 4 руб.” (Там же. Л. 67).

Декабрь. “Дано конархисту Родиону Сергееву служеного за три месяца денег 12 алтын” (Там же. Л. 75об).

Февраль. “Дано конархисту Родки за три месяца служеного” (Там же. Л. 91об).

1641 г. Май. “Родионку дано на ветошки” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 73. Л. 19).

Июнь. “Дано иконникам Игнатю Семенову, Родиону Сергиеву, что писали во храм Вознесение Гдне местные две иконы да царские двери с сенми, за писмо четыре рубля. Дано Родиону за ветошки, на клей…” (Там же. Д. 73. Л. 25об; Д. 76. Л. 39об).

Август. “Дано иконникам Родионку да Мишки, что писали местный образ Пречистые Богородицы Одигитрия к Вознесению в церковь, могорцу полтину” (Там же. Д. 76. Л. 54об; Д. 73. Л. 37об–38);

“Дано иконником Игнатю Семенову, Родиону Сергиеву, что писали во храм Вознесение местные иконы, да царские двери с сенми” (Там же. Д .73. Л. 25об).

1642 г. Сентябрь. “Дано служебником за полгода иконнику Родионку полтора рубля три алтын” (Там же. Д. 73. Л. 45об).

“От иконного писма Родионке денег рубль” (Там же. Д. 73. Л. 69); “Дано Родиону Сергиеву сыну иконнику от прежней дачи денег полтора рубля” (Там же. Л. 73–73об); “…служебнику с марта по сентябрь иконнику Родионку” (Там же. Д. 76. Л. 60).

Декабрь. “Дано иконнику Родионку от иконного писма денег рубль” (Там же. Д. 76. Л. 84).

“Дано иконнику Родионку от иконного писма полтора рубля” (Там же. Д. 76. Л. 89об).

Апрель 25. “Дано Родиону Сергиеву от местного образа Феодора Стратилата могорцу денег рубль” (Там же. Д. 79. Л. 26об).

Август 1. “Дано Родионку от иконного писма за тридцать пядниц” (Там же. Д. 79. Л. 51).

Август 7. “Дано иконнику Родионку от иконного писма к прежней дачи 24 алтына” (Там же. Д. 79. Л. 52об).

“Ему ж дано на дорогу как к Москве поехал рубль” (Там же. Д. 79. Л. 52об).

1643 г. Февраль 14. “Иконнику Родионку Сергиеву впред от иконного писма денег три рубли” (Там же. Д. 79. Л. 86).

“Да ему ж Родионку от государевых девяти икон за прошлой 150 год что писал те иконы могорцу три рубля 6 алтын” (Там же. Д. 81. Л. 43)

Август. “Дано иконнику Родиону от малых и от болших пядниц прежней дачи…”

1644 г. Ноябрь. “Дано иконнику Родионку да Мишки писали образ Хвалите Господа с небес могорцу рубль” (Там же. Д. 81. Л. 58).

Апрель. “Дано иконнику Родки от писма от родителей в сенадик два алтына две денги” (Там же. Д. 85. Л. 22).

1645 г. Ноябрь. “Дано Ротки иконнику писал образ Алексея человека Божыя могорцу ему три алтына. Да ему ж дано за сенадичное писмо” (Там же. Д. 88. Л. 12об)

1647 г. “Дано иконнику Родиону от починки царских дверей, что в соборе полтина” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 1. Карт. 130. Д. 1. Л. 67об).

Июль 12. “Дано иконнику Родиону от починки царских дверей, что в соборе полтина” (Там же. Д. 96. Л. 67об).

1648 г. Май 20. “Дано иконнику Родиону Сергиеву от иконного писма за четыре деисуса мерой в пядницу вышина впятири святых дватцат алтын” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 105. Л. 35об).

Июнь. “Дано иконникам Игнатью Семенову, Родиону Сергиеву от пятидесяти икон от писма денег пять рублев” (Там же. Л. 43).

Август. “Дано иконникам Родиону Сергиеву да Игнатью Семенову от тридцати икон от писма полтретья рубли да от государевых четырех икон 30 алтын две денги” (Там же. Л. 55об).

1654 г. Ноябрь 14. “Дано Родиону Сергиеву да Михаилу Коровникову за иконное писмо денег четыре рубля 23 алтына две денги, писали в соборную церков херувимы да серафимы да празники понавливали, да писали образ Пречистые Богородицы Знамение в верхнее тябло, да в келарскую писали два киота, да икону к воротней башни в киот образ Спас Вседержитель со архангелы” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 154. Л. 50об–51).

1655 г. “Дано иконнику Родиону Сергиеву писал образ Явление Пречистые Богородицы Тихвниские” (Там же. Л. 118об).

“Дано Родиону иконнику от писма пяти икон пядниц Богородичных” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 172. Л. 31об).

1658 г. Август 29. “Дано плотнику Григорю Меженину за четыре дни пять алтын две денги делали у Родионовой кельи окно красное” (Там же. Д. 172. Л. 31об).

Сентябрь 6. “Дано Луки оконнишнику от дела болшие окончины, что у Родиона в келье, 16 алтын четыре денги” (Там же. Д. 174. Л. 21об).

“Ему же, Родиону, дано от другие большие иконы, что у столпа, где чудотворная икона от писма от Покрова… денег два рубли 16 алтын 4 денги” (Там же. Д. 172. Л. 16об).

Августа 7. “Дано иконнику Родиону Сергееву от десяти икон пядниц… дано от писма рубль 16 алтын 4 денги” (Там же. Д. 172. Л. 28).

Ноября 28. “Дано иконнику Родиону Сергиеву от месной иконы от писма пол третя рубли, а на ней написал Спасов образ, образ Алексей митрополит, Алексей Человек Божий, Мария Египетцкая” (Там же. Д. 174. Л. 37) 1659 г.

“Дано Родиону иконнику от письма от двенадцати икон пядниц денег сорок алтын” (Там же. Д. 176. Л. 32).

“Имал иконник Родион бумаги писать Явление Пречистые Богородицы в казну” (Там же. Д. 176. Л. 33).

“Дано Родиону иконнику за двенадцать государвых от писма денег рублть 26 алтын 4 де(ньги). За три иконы да штилистовые писал под оклад ему же от писма 15 алтын. Ему же за пять икон 16 алтын… деньги” (Там же. Д. 176. Л. 63).

“Дано Алексею Росихину 13 алтын две денги, что имал иконник Родион бумаги писать Явление Пречистые Богородицы в казну” (Там же. Д. 176. Л. 32об).

1660 г. Июль. “Куплено у иконника у Родиона Сергиева седло да епанча, дано денег три рубли” (Там же. Д. 182. Л. 84).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву на ветошь” (Там же. Д. 176. Л. 87); “Дано Родиону иконнику от писма за 12 икон государевых рубль, да за три иконы, писаны под оклад” (Там же. Д. 176. Л. 94).

Октября 15. “Дано Родиону иконнику от письма за образ Филиппа митрополита денег два рубли”.

“Да ему же за два киота дано шесть алтын. У него же, Родиона, куплены сумочки переметные” (Там же. Д. 176. Л. 115).

“Дано иконнику Родиону на поездку в Москву” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. Д. 97. Л. 2).

1661 г. “Дано иконнику Родиону Сергиеву за шесть икон Богородичных пядниц от писма дватцать алтын, от иконы по гривне”.

“Ему же за ветошь два алтына четыре денги” (Там же. Д. 97. Л. 149об). “Дано Ермолы Олябьеву за работу за четыре дни четыре алтына: во (и)конной кельи у Родиона переправливал пядницы и пол у двере делал” (Там же. Д. 97. Л. 151).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву от писма за Спасов образ дватцать три алтина две денги. Поставлен тот образ на крыльце в трапезу идучи”.

“Ему же Родиону Сергиеву за дву пядницы Богородичны, писал под оклад, дано десять алтин” (Там же. Д. 97. Л. 153об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву с товарищи на яица три алтина” (Там же. Д. 97. Л. 193об).

“Иконнику Родиону Сергиеву с товарищи дано от писма за государеви иконы 12 икон, да за десять икон рубль…” (Там же. Д. 97. Л. 203). “Дано Родиону Сергиеву иконнику за все настенное писмо, что писал с новгородцкими иконники денег пятнатцать рублев, да за 5 гривенок за сало, 12 алтин две денги за белила пять алтин… за настенное писмо… от пяти мест пятьдесят рублев” (Там же. Д. 97. Л. 214).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву за паволоку да ветошь шесть алтин 4 денги” (Там же. Д. 97. Л. 215об).

Июль 28. “По приказу архимандрита Иосифа и келаря старца Ионы Баранова з братею дано новгородцким иконником за иконное за настенное писмо, что писали в нынешнем во 169 году на соборной церкве с приходу от святых ворот в середине Успение пречистые Богородицы со апостолы, да в другом киоте по правую сторону образ пречистые Богородицы Тихвинские со архангелы и с народом, да в третьем киоте по левую сторону явление пречистые Богородицы со святым Николою, да в четвертом с полуденной стороны образ Святая Софея Премудрость Божия и по сторонам Богородица, да Иван Предтеча, да в пятом киоте с северной стороне образ пречистые Богородицы воплощение, а по сторонам Никита епископ да Варлаам Хутынский Новгородцкие чюдотворцы, а дано им от тех от пяти мест за писмо денег пятьдесят рублев” (Там же. Д. 182. Л. 212–212об).

Июль 30. “Дано Родиону Сергиеву сыну иконнику за все за настенное писмо, что писал с новгородскими иконники, денег 15 рублев” (Там же. Д. 182. Л. 217).

“Дано из казны иконнику Родиону Сергиеву от шти икон за писмо в соборном храме в паперти на левой стороне писал икону Отрыгну срдце мое слово благо да икона Иван Лествичник, третья темница, четвертая видение иноков со ангелы в церкви поящих, пятая видение ж о праведной души и о грешной, шестая прийдете людие Трисоставному божеству поклонимся. От иконе по три рубли. И всего дано восемнатцать рублев, ему же придано четыре рубли от тех же икон” (Там же. Д. 182. Л. 217об–218).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву, Петру Фалелееву от писма за полуденные двере и северные четыре рубли, им же за ветошь восемь алтын две денги, за краску за крутик 4 денги” (Там же. Д. 182. Л. 284).

Декабрь 18. “Дано иконникам Родиону Сергиеву, Петру Фалилееву от писма за полуденные двере и северные четыре рубли” (Там же. Д. 182. Л. 293)

1662 г. Октябрь 29. “По приказу архимандрита Иосифа… Родиону Сергиеву с товарищи за иконное за настенное писмо в церкве Вознесения Господа Бога Нашего над святыми вороти в киотех с обеих сторон, и в святых воротех в восми местех святых на столпех, да на церкве Рожества Пречистые Богородицы, и в трапезу идучи на крыльце и трех местех, и в трапезе над архимандричим местом, за все за то дано им денег тридцать рублев, да серебряных денег десять рублев” (Там же. Д. 182. Л. 394).

“Да он же Родион с Петром и с Иваном Фалелеевыми писал икону апостольскую проповедь. От тое икони, от писма дано им дватцать рублев” (Там же. Д. 182. Л. 380).

1663 г. “В прошлом во 170-м (1662) году, будучи в Великом Новегороде, иконник Родион Сергиев купил про монастирской обиход золота триста листов у (?) дано денег серебряных пять рублев с четью” (Там же. Д. 182. Л. 405).

“Да ему ж, Родиону Сергиеву, дано за иконное писмо, что писал в соборную церковь икону Неопалимую Купину, денег серебряных рубль, да медных десять рублев”.

“Да в их же келью для иконного писма куплено яиц… на два алтина на две денги” (Там же. Д. 182. Л. 405об).

“…ездил на Белоозеро в Кириллов монастирь иконник Родион Сергиев и издержал, до Кириллова едучи и в Кирлове будучи и с Кирилова назад в монастирь едучи, на конской корм на сено всего по расходной его памяти в росходе рубль семнатцать алтин…” (Там же. Д. 182. Л. 413–413об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву за тринатцать икон государевых от писма от иконе по пять алтин; да ему же дано за шестнадцать икон Богородичних пядниц, от иконы по гривне, итого рубль дватцать алтин” (Там же. Д. 182. Л. 450).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву от иконы, что тя наречем от писма денег пять рублев” (Там же. Д. 182. Л. 489).

Декабрь. “Дано иконнику Родиону Сергиеву от писма за тринатцать икон государевых, да пять икон, за три иконы, что писал под оклад, да за две иконы, что писал на красном золоте. За все два рубли 23 алтина две денги” (Там же. Д. 182. Л. 505).

1664 г. Июль 14. “Иконнику Родиону Сергиеву от настенного писма, что писал в Пречистые Богородицы в соборном храме в олтаре, десять рублев” (Там же. Д. 182. Л. 572об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву от писма за семь икон богородичных пядниц” (Там же. Д. 182. Л. 512об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву за ветошь на поволоку четыре алтина…” (Там же. Д. 182. Л. 546об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву от настенного писма, что писал в нынешнем 172 (1664) году Пречистые Богородица в соборном храме в олтари, десять рублев” (Там же. Д. 182. Л. 550об).

“У Петра [Фалилеева] для иконного казенного писма иконник Родион Сергиев взял фунт празелени, за то дано ему, Петру, пять алтин” (Там же. Д. 182. Л. 555об).

Сентябрь. “Дано иконнику Родиону Сергиеву за иконное писмо, что в сени над чюдотворным образом за икону за Отечество, да за икону за Нерукотворенный образ, да за икону за Саваофа, да за малые за восемь икон в той же сени, да за болшую местную икону за Премудрость созда себе храм, да все десять рублев” (Там же. Д. 206. Л. 44).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву за четырнатцать государевых богородичных пядниц…” (Там же. Д. 206. Л. 74).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву да Ивану Дьяконову…” (Там же. Д. 206. Л. 84об).

Март. “Дано иконнику Родиону Сергиеву с товарищи от писма за икону за Чюдеса пречистые Богородицы Тихфинские, что округ чюдотворние иконы и за две сени, и за двои столбцы, и за иную починку денег девять рублев…” (Там же. Д. 206. Л. 105).

Июнь. “Дано иконником Родиону Сергиеву да Петру Фалелееву, Ивану Дьяконову от писма за четыре иконы местние от икони от Единородные Сын, да от иконы от Положения пояса Пречистые Богородицы, да от иконы от Происхождения Честного Креста Господня, от всех десять рублев” (Там же. Д. 206. Л. 125об).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву на ветошь на паволоку… да за краску за крутик шесть денег” (Там же. Д. 206. Л. 139об).

1665 г. “Дано иконнику Родиону Сергиеву от писма от пятнатцати пядниц государевых да за пядницу под оклад, от пядницы по пяти алтин, и всего два рубли и восмь алтин две денги. Да ему же дано за писмо иконное денег рубль: писал около Проповеди апостольской по сторонам восемь святых на особых дъсках, да за яйца дано четыре алтина” (Там же. Д. 216. Л. 40об).

Февраль. “Дано иконнику Родиону Сергиеву от иконного писма за четыри иконы писаны под оклад, дватцать алтин (Там же. Д. 216. Л. 57об); “Да за три иконы десять алтин. Да ему же дано за книгу за Чюдеса Богородична два рубли девять алтин четыре деньги, а та книга поднесена боярину князю Якову Денетовичу Черкасскому, он же, Родион, купил яиц на десять денег”.

Июнь. “Дано иконнику Родиону Сергиеву на паволоку на ветошь десять алтин” (Там же. Д. 216. Л. 87).

1666 г. Октябрь 23. “Дано Фетки Харитонову за четыре дни… делыал у Родиона в вышке чюлан и иную келейную постройку” (Там же. Д. 229. Л. 18об).

“Слуга Потап Амосов послан на Тифину за монастырским делом к иконнику к Родиону Сергиеву и удержал денег в наем на подводу и себе на харч десят алтын две денги” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 3 Александро-Свирский монастырь. Оп. 2. Д. 68. Л. 29).

“Дано иконнику Родиону Сергиеву от иконного стенного писма, что писал вновь Пречистые Богородицы в соборной церкви” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 229. Л. 16).

1669 г. Июль 15. “Родиону Сергиеву за писмо за царские двери, что писал в соборную церковь в предел Ильи Пророка, и сени, и столбцы за все три рубля” (Там же. Д. 251. Л. 103об).

Сентябрь 24. “Родиону Сергиеву за настенное писмо, что у прежних ворот на башни написано в трех местах, денег 5 рублев” (Там же. Д. 251. Л. 136).

Октябрь 22. “Родиону Сергиеву за царские двери, что писаны в церковь Иоанна Богослова за сень и за столбцы денег два рубли 25 алтин” (Там же. Д. 251. Л. 146об).

Март 22. “Дано на Тихвине иконнику Родиону Сергиеву за десять икон денег полтора рубля” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 83. Л. 27); “Расход отца игумена Макарея к Моске едучи… дано на Тифине иконнику Родиону за десят икон денег полтора рубли” (Там же. Д. 83. Л. 27).

1670 г. “Дано тихвинским иконникам Родиону Сергиеву да Ивану Иванову от писма за праотцы и за херувимы и серафимы, что написаны в Троицкую церкове, денги двадцать пять рублев девять алтын” (Там же. Д. 92. Л. 31); “Дал Тифина монастыря иконник Родион Сергиев вкладом за себя денег двенадцать рублев” (Там же. Д. 91. Л. 15об).

1671 г. “Дал Тифина монастыря иконописец Родион Сергиев за пят имен в Синодик денег двадцать пять алтын” (Там же. Д. 102. Л. 16)

1672 г. Июль 10. “Дано тихвинцу иконописцу Родиону Сергиеву за все (?) иконное письмо в Рощи за стенное и за икону Предста царица денег 15 рублев” (Там же. Д. 102. Л. 74) 1673 г.

“На Тифине у Родивона иконника к Москве едучи взято 17 икон дано денег три рубли 9 алтын” (Там же. Д. 107. Л. 95об; Д. 109. Л. 67).

1676 г. “Дано плотнику делал у Родиона иконника доски большие иконные и старые перечинивал” (Архив СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Д. 316. Л. 5об).

Июнь 17. “Посланы в Великий Новгород слушка Семен Сысоев, а с ним по святительскому указу и по грамоте поехали в судне в Великий Новгород иконописцы Родион Сергиев и Иван Устьшемушский да с ним же Семен” (Там же. Д. 329. Л. 106об).

“Дано Родиону Сергиеву и Ивану Устьшемушскому за иконное церковное письмо Андрея Первозванного к прежней дачи к десяти рублям денег пять рублев” (Там же. Д. 350. Л. 27об).

1677 г. Август 18. “Принес в монастырскую казну иконописец Родион Сергиев денег десять алтын написали за те денги два имени в сенадик” (Там же. Д. 352. Л. 25).

Июнь 6. “Дано в иконную келью иконописцу Родиону Сергиеву на монастырское иконное письмо на ветошки и на яйца два алтына две денги” (Там же. Д. 352. Л. 182об).

1678 г. “Дано тихвинцу Михайлу Коробейникову за мастерство за доску большую иконную денег десять алтин, что писана икона в соборную церковь, да ему же дано за другую доску шесть денег, что пишет иконописец Родион Сергиев в Великий Новгород” (Там же. Д. 352. Л. 224).

Декабрь 20. “Дано иконописцу Родиону Сергиеву за иконное письмо денег 5 рублев: писал в соборную церковь Пречистые Богородицы Одигитрии Тихвинские в чудех на левую страну царских дверей, да икону писал против чюдотворного образа в Великий Новгород к боярину князю Юрью Михайловичу Одоевскому, да к Похвалы Пречистой Богородицы вновь писал два пророка, и за новые киоты, и за иную церковную починку”.

“Дано иконописцу Иосифу Исакову за иконное письмо за 15 пядниц богородичных и за всю его работу, что писал с иконописцом Родионом Сергиевым денег три рубли” (Там же. Д. 352. Л. 241об).

1679 г. “Делал две окончины иконописцу Родиону Сергиеву в келью” (Там же. Д. 371. Л. 120).

“В другой больнице роздано больничной братии… и иконописцу Родиону Сергиеву девять алтын четыре денги” (Там же. Д. 384. Л. 5об).

1680 г. “По приказу архимандрита Варсонофия с братиею писали иконопицы Родион Сергиев да Иван Устьшемуской в церковь апостола Андрея Первозванного на врата святые сень Тайная Вечеря… На столпех Спасов образ и Богородицын, архиереев и дьяконов образы па обычаю все в уставках особными местами в рознь стоящие от святых врат… В начале образ Пречистой Богородицы Тихвинской… Дано за все письмо 20 рублев” (Там же. Д. 351. Л. 480об).

1681 г. “По указу отца архимандрита Макария з братьею и по подписной челобитной иконописцу Иродиону Сергиеву за ево работу, что в доме пречистые Богородицы местные папертные двенадцать икон вычищал и перечинивал инде и внов приправливал, и что стояла местная ж икона чудотворца Николая в церкви святого пророка Ильи и на тое иконе в среднике чудотворцов образ написан внов, и за те ево труды дано ему денег два рубли” (Там же. Д. 421. Л. 134).

1682 г. “Дано иконописцу Иродиону Сергиеву от иконного стенного писма в архимандричьих в каменных келейных исподних сенях на полуденной стране стенным писмом образ Пречистыя Богородицы Тихвинские, вверху образа по сторонам три херувима, над келейными дверми образ святой Троицы. В тех же сенях над дверми крест, по стом (?) летописец. Дано рубль шестнадцать алтын четыре денги… ему же за краски” (Там же. Д. 421. Л. 186об).

1688 г. Март 14. “Дано иконописцу Родиону Сергиеву, что живет в болнице, на платье 16 ал 4 де” (Там же. Д. 591. Л. 84об).

1689/1690 г. Февраль 2. “Принес в монастырскую казну Андрей Дмитриев сын Корнышев по Родионе иконописце на сорокоуст денег десять алтын” (Там же. Д. 616. Л. 19об).

 

 

 

Сохранившиеся произведения:

1. Родион Сергиев и Михаил Коровников. Богоматерь Воплощение. 1654 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 3062. Из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря (Пречистому образу Твоему 1995).

2. Видение Иоанна Лествичника. 1661 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2859. 152х119 см.

3. Видение преподобного Нифонта. 1661 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2867.

4. Видение о праведной душе. 1661 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2868.

5. Видение преподобного Евлогия. 1661 г. ГТГ. Инв. 21482. 152х115 см. Пост. из ЦГРМ в 1934 г. Под записью (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 645).

Иконы № 2–5 находились на паперти Успенского собора Тихвинского монастыря.

6. Чудеса от иконы Богоматери Тихвинской. 1660-е гг. ГРМ. Инв. ДРЖ2864. 152х115 см. Из Успенского собора Тихвинского монастыря. Пост. в 1956 г. Частично раскрыта в 1966 г. И. П. Ярославцевым (Пречистому образу Твоему 1995).

7. Богоматерь Тихвинская, с 26 клеймами чудес. 1678 г. НМЗ. Инв. 7714. 202Ѕ161 см. Происходит из местного ряда иконостаса собора Успенского Тихвинского монастыря, где стояла слева от царских врат. Вывезена в Германию в 1944 г. из Тихвина, возвращена в 1947 г. в Новгород. Раскрыта в 1978–1980 гг. в Межобластной СНРПМ А. И. Гоголевой (Мильчик, Шалина 1996). Э.А.Гордиенко считает, что Родиону Сергиеву принадлежит только средник иконы, клейма она датирует 1550-ми годами (Гордиенко 2001).

 

Иллюстрации:

Богоматерь Воплощение. 1654 г. ГРМВидение преподобного Евлогия. 1661 г. ГТГ. 152x115 см.

Библиография:

[Л. И. Григорьев]. Тихвинские монастыри. СПб., 1854:75 (о рукописи 1658 г.); Бородин. Путешествие по России в 1809 году. (Рукопись). РНБ. Собр. Михайловского. Q 394. Л. 43; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882:118–119 Собко 1893; Ровинский 1903:162; Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. Т. 2. СПб., 1904:503; Мордвинов 1925. С. 44-46; Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI–XVII вв. М.; Л., 1951:28, 46, 152, 153, 156; Мильчик М. И. Успенский монастырь на миниатюрах рукописей “Сказания об иконе Тихвинской Богоматери” // ПКНО. 1979. Л., 1980:243, 254; Мильчик М. И., Шалина И. А. Икона “Богоматерь Тихвинская в чудесах” 1678 года из собрания Новгородского музея-заповедника // 125 лет Новгородского музеязаповедника: Материалы научной конференции. Новгород, 1991:112–121; Шалина И. А. Иконостас Успенского собора Большого Тихвинского монастыря // Тезисы конференции, посвященной итогам научно-исследовательской работы за 1993 год и выставке “Агитация за счастье”. СПб., 1994:1–2; Шалина И. А. Комплекс икон Успенского собора Большого Тихвинского монастыря в собрании Русского музея // Роль музеев в сохранении и изучении исторического и культурного наследия Русского Севера: Тезисы докладов научно-практической конференции. Сольвычегодск, 19–21 мая 1994 года. Сольвычегодск, 1994:54–56; Мильчик М. И., Шалина И. А. Икона “Богоматерь Тихвинская с 24-мя клеймами чудес” и ее автор Родион Сергиев // Русские исторические деятели в иконе: Тезисы докладов научной конференции. Декабрь 1989. М., 1995:40–44; Кондратьева 1992:202–210; Пречистому образу Твоему 1995:84, 209; Мильчик М. И., Шалина И. А. Икона “Богоматерь Тихвинская” с 26-мя клеймами чудес и ее автор Родион Сергиев // ПКНО. 1994. М., 1996:181–196; Соловьева 1999:34; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001:367, 431.