—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

≈–√»≈¬ –ќƒ»ќЌ (—≈–√≈≈¬; »–ќƒ»ќЌ) (ок. 1615 Ц 1689/1690)

-

ведущий иконописец ”спенского Ѕольшого “ихвинского монастыр€, на прот€жении 40–80-х гг. XVII в. возглавл€л монастырскую иконописную мастерскую. »конами его письма были украшены все тихвинские храмы, в первую очередь иконостасы и интерьеры храмов Ѕольшого “ихвинского монастыр€.  ак иконописец был широко известен за пределами “ихвина — в  ириллове, ќлонце, Ќовгороде и ћоскве, много работал дл€ северных монастырей. –одиона —ергиева неоднократно вызывали в Ќовгород ко двору владыки — митрополита  орнили€ дл€ “домового письма”, иконописцу поручали писать образы дл€ новгородского —офийского ƒома. ¬ыполн€л ежегодные заказы цар€ (“государевы иконы”), новгородских и московских бо€р, стольников, именитых людей, дь€ков и других чиновников. ¬месте с новгородскими мастерами расписывал храмы на —вири, в «еленецком, “ихвинском, новгородских монастыр€х. »звестен как талантливый миниатюрист, автор литературных произведений, в том числе сказаний и повестей о чудотворной иконе Ѕогоматери “ихвинской.

¬ истории древнерусского искусства им€ иконописца лишь упоминаетс€, творчество его не отражено ни дореволюционными, ни советскими исследовател€ми. Ќе вы€влено ни одной подписной работы мастера, в музейных собрани€х –оссии его произведени€ не атрибутированы. ¬стречаемые в литературе краткие сведени€ о –одионе —ергиеве нос€т справочный характер и зачастую страдают неточностью. ¬ “Ѕиблиологическом словаре” ѕ. —троева (—троев 1882:118–119) сказано, что он “родилс€ во второй половине XVII в.”, в “»сточниках словар€ русских писателей” —. ј. ¬енгерова (¬енгеров 1904:503) врем€ написани€ “—казани€” указано неверно: вместо 1658 г. приведен 1686 г. ∆изнь и творческа€ биографи€ иконописца восстанавливаютс€ при изучении документов ”спенского Ѕольшого “ихвинского монастыр€ (‘. 132 в архиве —пб ‘»–»). ≈го им€ посто€нно упоминаетс€ в приходно-расходных монастырских книгах при расплатах за сделанную работу, в договорных и пор€дных запис€х и актах. »коны, фрески и миниатюры его письма описываютс€ в переписных книгах монастырского имущества. ќ жизни мастера свидетельствуют рукописи и хоз€йственные документы тихвинских монастырей.

¬первые его им€ упоминаетс€ в приходно-расходной книге ”спенского “ихвинского монастыр€ 1639 г., где говоритс€ о расплате с конархистом собора –откой —ергиевым, поющим во врем€ богослужени€ с монахами на клиросе (јрхив —ѕб ‘»». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 62. Ћ. 75об). ѕо-видимому, –одион был тогда еще сравнительно молодым человеком (зоветс€ “–откой” или “–одионкой”), обучавшимс€ иконописанию и одновременно состо€щим на службе в монастыре. —ледовательно, врем€ рождени€ мастера следует отнести к 1615–1618 гг. ѕоследний раз »родион —ергиев упоминаетс€ в приходно-расходных книгах в марте 1688 и в феврале 1689/1690 г., когда больному престарелому иконописцу, живущему в монастырской больнице, было выдано “на платье 16 алтын 4 деньги” (“ам же. ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 591. Ћ. 84об) [—м. также:  ондратьева 1992. — –ед.]. „ерез год, в феврале 1689/1690 г. “верна€ таможенна€ голова” јндрей ƒмитриев сын  орнышев приносит в монастырскую казну денег 10 алт. “по –одионе иконописце на сорокоуст” (“ам же. ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 616. Ћ. 19об). “аким образом, временем смерти иконописца следует признать €нварь 1689/1690 г. “от факт, что деньги на поминовение »родиона во врем€ литургических служб в ”спенском соборе принес “таможенный голова”, как будто свидетельствует об отсутствии у иконника близких родственников. ¬ апреле 1644 г. упоминаетс€ о внесении –одионом —ергиевым денег дл€ записи имен родителей в синодик, о других членах семьи известий не обнаружено. ћногочисленные документы монастырского архива ни разу не упоминают о его доме или дворе на тихвинском посаде (в отличие от других иконописцев, дворы которых посто€нно фиксируютс€ в межевых и других книгах); по-видимому, он, правда так и не став монахом, действительно всю свою жизнь прожил в монастырской келье, служившей ему одновременно жильем и иконописной мастерской. ќ “–одионовой келье с красным окном”, возведение и починки которой выполн€лись за счет монастыр€, часто говоритс€ в документах (“ам же. ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 371. Ћ. 120). ѕомимо его кельи упоминаетс€ “иконна€ горница” Ѕольшого “ихвинского монастыр€, котора€ предназначалась не только дл€ –одиона, но при необходимости и дл€ других нанимаемых на посаде иконописцев, здесь посто€нно хранились запасы досок, золота, красок “ветоши” (паволоки) и других материалов дл€ иконописных и книжных работ (“ам же. ‘. 132. ќп. 2).

–аботавший в ней –одион —ергиев был главным иконописным мастером монастыр€, руководившим всеми важнейшими живописными работами и распредел€вшим их между посадскими тихвинскими художниками, которые трудились по найму или по договору с монастырскими власт€ми. ‘онд документов “ихвинского монастыр€ позвол€ет судить о количестве пам€тников, созданных иконописцем на прот€жении жизни. —уд€ по упоминани€м в переписных книгах и сохранившимс€ произведени€м, это был весьма плодовитый мастер. «а 50 лет им было написано около 500 икон — п€дниц, среди которых большинство составл€ли образы чудотворной иконы монастыр€ “Ѕогоматери “ихвинской” и сцены ее €влений; почти 300 “государевых” икон, 50 больших (иногда до двух метров в высоту) храмовых и местных образов дл€ церквей “ихвинского и јлександро-—вирского монастырей, 15 царских врат, несколько боковых северных и южных врат дл€ иконостасов, множество киотов, расписных сеней, 20 икон и настенных киотов дл€ башен и надвратных церквей. ¬ажнейшие реставрационные и поновительские работы также св€заны с его именем.

”же в самых ранних упоминани€х об иконописце в 1639 г. говоритс€ о его работе над большими “государевыми” иконами, которые ежегодно писали в монастыре дл€ поднесени€ царю. “рудно сказать, все ли они были св€заны с изображением Ѕогоматери “ихвинской и сценами ее €влений или воспроизводили иные сцены. ¬ажно, что столь ответственный дл€ монастыр€ заказ выполн€л еще молодой иконописец, совсем незадолго до того по€вившийс€ в обители. — этого времени сведени€ о его работе над выполнением “государевых образов” встречаютс€ посто€нно. ¬ следующем году вместе с иконописцем »гнатием —еменовым, который начал работать в монастыре не позже 1626 г. [с 1623 г. —м. —еменов »гнатий. — –ед.] мастеру поручили произвести в ”спенском соборе, интерьер которого пострадал во врем€ пожара 1623 г., реставрационно-поновительские работы: ими были “починены” большие местные иконы св. “роицы, две иконы Ѕогоматери “ихвинской в де€ни€х, Ќикола в житии, две большие иконы-минеи н. XVI в. (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 1816; 1817) и иконы деисусного чина. ¬еро€тно, имеютс€ в виду большие деисусные иконы XVI в., привезенные в “ихвин в 1623 г. с иконостасом собора –ождества Ѕогородицы разоренного шведами –ождественнского  оневского монастыр€ (см. подробнее: Ўалина 1994) и установленные в иконостасе ”спенского собора. »коны, долгое врем€ хранимые коневскими монахами в лесу, действительно нуждались в реставрации.

¬ 1641 г. –одион —ергиев вместе с иконописцами »гнатием —еменовым и ћихаилом  оровниковым пишет иконы и царские двери дл€ иконостаса надвратной монастырской церкви ¬ознесени€ и ее придела ‘едора —тратилата, построенные в 1591–1593 гг. и также пострадавшие во врем€ пожара 1623 г.

¬ следующем году –одион —ергиев работает в ћоскве, а в 1644–1645 гг. вновь пишет местные иконы дл€ соборного храма “ихвинского монастыр€: икону “’валите √оспода с небес” и образ јлексе€ „еловека Ѕожи€, св€того патрона цар€ јлексе€ ћихайловича.

¬ 1647 г. отмечено поновление им царских врат ”спенского собора.  рупные работы по иконостасу продолжились в 1654 г., под которым приходно-расходные книги сообщают о поновлении им праздничных икон, украшении т€бел изображени€ми херувимов и серафимов, замене центральной иконы пророческого €руса с изображением Ѕогоматери ¬оплощение. Ётот образ (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 3062) заменил собой обветшавшую икону сер. ’VI в., также входившую в число привезенных из  оневского монастыр€, и, суд€ по всему, сохранил ее иконографию и стиль.

¬ 1654 г. упоминаетс€ перва€ монументальна€ работа –одиона —ергиева — фрескова€ икона с изображением —паса ¬седержител€ с архангелами, котора€ была помещена в киоте над входом в монастырь на ¬оротной башне.

—ледующий год иконописец работает над циклом больших многочастных икон с изображением сцен €влений и чудес от иконы Ѕогоматери “ихвинской. ѕосле окончани€ они были поставлены на паперти ”спенского собора с правой стороны от входа в храм (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 2864. —м.: ѕречистому образу “воему 1995.  ат. 131; 2860–2866). ¬еро€тно, в это врем€ –одион —ергиев составл€ет новый текст “—казани€ об иконе “ихвинской Ѕогоматери” и разрабатывает цикл миниатюр к нему. –оскошный фолиант такого “—казани€”, который еще в н. ’’ в. сохран€лс€ в монастыре, был создан им в 1658 г. —оздание больших местных икон, композиции которых, по-видимому, повтор€ли миниатюры, было непосредственно св€зано с этой работой, об этом свидетельствуют обширные по€снительные тексты на пол€х, сопровождающие изображени€.  аждый из них начинаетс€ с обозначени€ номера соответствующей клейму главы.

¬ том же 1658 г. по заказу архимандрита иконописец пишет еще одну большую местную икону дл€ ”спенского собора — ѕокров Ѕогоматери, которую помещают на юго-западный столб р€дом с чудотворной иконой “ихвинской Ѕогоматери. — этого времени начинаетс€ планомерна€ работа по украшению интерьера ”спенского собора большими местными иконами, сюжеты которых так или иначе были св€заны с почитанием чудотворных богородичных икон и реликвий. “огда же по€вл€ютс€ в соборе и другие иконы его письма: образ —паса с предсто€щими ему митрополитом јлексеем, јлексеем „еловеком Ѕожиим и ћарией ≈гипетской, образ митрополита ‘илиппа.

¬ 1662 г. вместе с иконописцем ѕетром ‘алилеевым он пишет образ “јпостольска€ проповедь”, а в 1663 — образ Ќеопалимой  упины. ¬ июле 1661 г. приходно-расходные книги отмечают еще одну значительную работу иконописца. —имметрично шести иконам с чудесами от “ихвинской иконы Ѕогоматери, которые сто€ли на паперти слева от входа в собор, справа были поставлены шесть такого же размера икон, написанных на сюжеты книг назидательного содержани€. Ёто сложные по иконографии и смыслу композиции: “ќтрыгну сердце мое слово благо”, “¬идение »оанна Ћествичника” (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 2859, 152љ119 см); “¬идение преподобного Ќифонта” (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 2867), “¬идение иноков” (√“√. »нв. 21482), “¬идение о праведной душе” (√–ћ. »нв. ƒ–∆ 2868), “ѕриидите люди трисоставному Ѕожеству поклонимс€”.

¬ 1661 г. документы неоднократно сообщают о больших работах по наружной росписи монастырских храмов. Ќачались они с росписи фасадов ”спенского собора, на которых по€вилось п€ть композиций, выполненных –одионом —ергиевым вместе с новгородскими иконниками: “”спение Ѕогоматери”, образ Ѕогоматери “ихвинской с архангелами ћихаилом и √авриилом, “явление Ѕогоматери пономарю ёрышу”, “—офи€ ѕремудрость Ѕожи€”, “Ѕогоматерь «намение с предсто€щими Ќикитой епископом и преподобным ¬арлаамом ’утынским”.  [—м. ‘алелеев ѕетр - ред.].

¬ следующем году работы продолжились на стенах ¬ознесенского надвратного храма, были расписаны —в€тые ворота, фасады трапезной церкви –ождества Ѕогородицы, крыльцо трапезной и стена над архимандричьим местом в трапезной же. ј в 1664 г. –одион —ергиев, уже один, без помощи новгородских иконников, расписал алтарь ”спенского собора.

1664–1665 гг. были очень плодотворны дл€ иконописца. »м создаетс€ много больших местных икон различного содержани€ и самой разнообразной иконографии дл€ монастырских соборов “ихвина: “ќтечество”, “Ќерукотворный —пас”, “—аваоф”, “ѕремудрость созда себе храм”, “≈динородный сыне”, “ѕоложение по€са Ѕогоматери”, “ѕроисхождение честных древ  реста” и др. ¬се они требовали не только мастерства, но высокой образованности и начитанности мастера. “огда же дополн€ютс€ живописными циклами прославленные чудотворные иконы монастыр€. ¬округ “Ѕогоматери “ихвинской” по€вл€етс€ рама с сенью и столбцами, на которых –одион —ергиев написал чудеса и €влени€ образа, икона “јпостольска€ проповедь” окружаетс€ клеймами с фигурами св€тых.

¬ 1669 г. во вновь созданных придельных храмах ”спенского собора во им€ »льи ѕророка и »оанна Ѕогослова мастер делает новые царские врата. (Ў. ».)

—уд€ по документам јлександро-—вирского монастыр€, –одион —ергиев работал там. ¬ мае 1670 г. он вместе с »ваном Ќикифоровым написал в “роицкий собор иконы праотцев, херувимов и серафимов, за что получили свыше 25 руб. (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 3. ќп. 2. ƒ. 83. Ћ. 48; ƒ. 92. Ћ. 31, 60). ¬ 1672 г. он получил 15 руб. за “иконное писмо в –ощи за стенное” и за икону “ѕредста царица” (“ам же. ‘. 3. ќп. 2. ƒ. 106. Ћ. 74; ƒ. 102. Ћ. 74). ¬ синодике XVII в. этого монастыр€ в разделе “√ости вечные и иные одинокие безродные” перечислен род ““ихвина монастыр€ иконника –одиона —ергиева” (ќ– ЅјЌ. —обр. јлександро—вирского монастыр€. є 58. Ћ. 134) ( ондратьева 1992). —м. также: јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 3. ќп. 2. є 91. Ћ. 15об; є 102. Ћ. 16) (—оловьева 1999).

¬о 2-й пол. 70-х гг. –одион —ергиев и »ван ”стьшемушский труд€тс€ над росписью и иконами иконостаса построенной в “ихвинском монастыре церкви јндре€ ѕервозванного.

ѕоследний и значительный период творческой жизни –одиона —ергиева падает на врем€ управлени€ монастырем архимандрита ¬арсонофи€, человека известного своим незаур€дным образованием и художественным вкусом. ѕри нем произошла замена древней обветшавшей иконы местного р€да ”спенского иконостаса “Ѕогоматери “ихвинской в де€нии” новым образом, написанным в 1678 г. –одионом —ергиевым (Ќћ«. »нв. 17714. —м. о нем: ћильчик, Ўалина 1996). “огда же начались большие реставрационно-поновительские работы в храме, которыми руководил мастер. ќдновременно по заказу известных московских и новгородских бо€р –одион пишет списки с чудотворной “ихвинской иконы, много работает в личных архимандричьих поко€х.

ѕоследн€€ крупна€ живописна€ работа иконописца, отмеченна€ приходно-расходной книгой за 1682 г., относитс€ к роспис€м стен в архимандричьей келье. (Ў. ».)

 »родиона —ергиева признают автором —казани€ о €влении “ихвинского обораза и ѕовести о “ихвинской осаде. ƒл€ —казани€ иконописец воспользовалс€ рукописью XVI века, ј ѕовесть написал под диктовку сыновей —.¬.ѕрозоровского, содействовавших написанию рукописи. ƒо опубликовани€ рукопись была передана на исправление правщикам ѕечатного двора, повидимому ее рассматривал и —имеон ѕолоцкий, а дл€ окончательной выработки текста вызывалс€ в ћоскву сам »родион —ергиев. ¬след за основным —казанием €вились добавочные, написанные не без вли€ни€ иностранных источников с целью доказать тождество “ихвинского образа со ¬лахернскою иконою: “ѕовесть об иконе Ѕогоматери –имской”, “ќ преславных чудесах ѕречисты€ Ѕогородицы”, “ќ мирном устроении” (то есть о мире в —толбове). ¬ подражание этой литературе возникли местные сказани€ летописного характера: “ќ €влении ћакари€ ∆елтоводского и о велицем пожаре 1623 года”, “ќ принесении  иконы ¬ладимирские” 1669 года, “ќ поновлении чудотворного образа” 1626 года, “ѕовесть об иконе, иже принесена из немецкие земли”, то есть о стокгольмской иконе 1671 года. —казани€ эти не подвергались исправлени€м московских книжников.  ак основное, так и дополнительные сказани€ были написаны под вли€нием и по насто€нию архимандрита  »оны Ѕаранова, который сам не будучи особенно книжным человеком, очень любил духовную литературу и всчески способствовал увековечению религиозных преданий на письме (ћордвинов 1925).

јрхивные материалы:

1639 г. —ент€брь. “ƒано двем конархистам »вашку “рушникову да –отки —ергиеву 25 алтын” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 62. Ћ. 75об).

ƒекабрь. “ онархистам ¬аски “рушникову –одионку —ергиеву дано 25 алтын”.

јвгуст. “ƒано иконнику –отки —ергиеву за иконное писмо от государевых от болших от дес€ти икон полтора рубл€”.

1640 г. Ќо€брь. “ƒано из казны иконнику »гнатью да иконнику ж –одиону починивали из болшие церкви местные иконы: икону живоначальную “роицу да икону ѕречистую Ѕогородицу “ихвинскую в де€нии да икону Ќиколу „удотворца да икону ѕречистую же Ѕогородицу “ихвинскую в де€ние да две иконы местные ж болшие менеи и деисус, и за ту их починку дано из казны денег 4 руб.” (“ам же. Ћ. 67).

ƒекабрь. “ƒано конархисту –одиону —ергееву служеного за три мес€ца денег 12 алтын” (“ам же. Ћ. 75об).

‘евраль. “ƒано конархисту –одки за три мес€ца служеного” (“ам же. Ћ. 91об).

1641 г. ћай. “–одионку дано на ветошки” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 73. Ћ. 19).

»юнь. “ƒано иконникам »гнатю —еменову, –одиону —ергиеву, что писали во храм ¬ознесение √дне местные две иконы да царские двери с сенми, за писмо четыре рубл€. ƒано –одиону за ветошки, на клей…” (“ам же. ƒ. 73. Ћ. 25об; ƒ. 76. Ћ. 39об).

јвгуст. “ƒано иконникам –одионку да ћишки, что писали местный образ ѕречистые Ѕогородицы ќдигитри€ к ¬ознесению в церковь, могорцу полтину” (“ам же. ƒ. 76. Ћ. 54об; ƒ. 73. Ћ. 37об–38);

“ƒано иконником »гнатю —еменову, –одиону —ергиеву, что писали во храм ¬ознесение местные иконы, да царские двери с сенми” (“ам же. ƒ .73. Ћ. 25об).

1642 г. —ент€брь. “ƒано служебником за полгода иконнику –одионку полтора рубл€ три алтын” (“ам же. ƒ. 73. Ћ. 45об).

“ќт иконного писма –одионке денег рубль” (“ам же. ƒ. 73. Ћ. 69); “ƒано –одиону —ергиеву сыну иконнику от прежней дачи денег полтора рубл€” (“ам же. Ћ. 73–73об); “…служебнику с марта по сент€брь иконнику –одионку” (“ам же. ƒ. 76. Ћ. 60).

ƒекабрь. “ƒано иконнику –одионку от иконного писма денег рубль” (“ам же. ƒ. 76. Ћ. 84).

“ƒано иконнику –одионку от иконного писма полтора рубл€” (“ам же. ƒ. 76. Ћ. 89об).

јпрель 25. “ƒано –одиону —ергиеву от местного образа ‘еодора —тратилата могорцу денег рубль” (“ам же. ƒ. 79. Ћ. 26об).

јвгуст 1. “ƒано –одионку от иконного писма за тридцать п€дниц” (“ам же. ƒ. 79. Ћ. 51).

јвгуст 7. “ƒано иконнику –одионку от иконного писма к прежней дачи 24 алтына” (“ам же. ƒ. 79. Ћ. 52об).

“≈му ж дано на дорогу как к ћоскве поехал рубль” (“ам же. ƒ. 79. Ћ. 52об).

1643 г. ‘евраль 14. “»коннику –одионку —ергиеву впред от иконного писма денег три рубли” (“ам же. ƒ. 79. Ћ. 86).

“ƒа ему ж –одионку от государевых дев€ти икон за прошлой 150 год что писал те иконы могорцу три рубл€ 6 алтын” (“ам же. ƒ. 81. Ћ. 43)

јвгуст. “ƒано иконнику –одиону от малых и от болших п€дниц прежней дачи…”

1644 г. Ќо€брь. “ƒано иконнику –одионку да ћишки писали образ ’валите √оспода с небес могорцу рубль” (“ам же. ƒ. 81. Ћ. 58).

јпрель. “ƒано иконнику –одки от писма от родителей в сенадик два алтына две денги” (“ам же. ƒ. 85. Ћ. 22).

1645 г. Ќо€брь. “ƒано –отки иконнику писал образ јлексе€ человека Ѕожы€ могорцу ему три алтына. ƒа ему ж дано за сенадичное писмо” (“ам же. ƒ. 88. Ћ. 12об)

1647 г. “ƒано иконнику –одиону от починки царских дверей, что в соборе полтина” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 1.  арт. 130. ƒ. 1. Ћ. 67об).

»юль 12. “ƒано иконнику –одиону от починки царских дверей, что в соборе полтина” (“ам же. ƒ. 96. Ћ. 67об).

1648 г. ћай 20. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву от иконного писма за четыре деисуса мерой в п€дницу вышина вп€тири св€тых дватцат алтын” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 105. Ћ. 35об).

»юнь. “ƒано иконникам »гнатью —еменову, –одиону —ергиеву от п€тидес€ти икон от писма денег п€ть рублев” (“ам же. Ћ. 43).

јвгуст. “ƒано иконникам –одиону —ергиеву да »гнатью —еменову от тридцати икон от писма полтреть€ рубли да от государевых четырех икон 30 алтын две денги” (“ам же. Ћ. 55об).

1654 г. Ќо€брь 14. “ƒано –одиону —ергиеву да ћихаилу  оровникову за иконное писмо денег четыре рубл€ 23 алтына две денги, писали в соборную церков херувимы да серафимы да празники понавливали, да писали образ ѕречистые Ѕогородицы «намение в верхнее т€бло, да в келарскую писали два киота, да икону к воротней башни в киот образ —пас ¬седержитель со архангелы” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 154. Ћ. 50об–51).

1655 г. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву писал образ явление ѕречистые Ѕогородицы “ихвниские” (“ам же. Ћ. 118об).

“ƒано –одиону иконнику от писма п€ти икон п€дниц Ѕогородичных” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 172. Ћ. 31об).

1658 г. јвгуст 29. “ƒано плотнику √ригорю ћеженину за четыре дни п€ть алтын две денги делали у –одионовой кельи окно красное” (“ам же. ƒ. 172. Ћ. 31об).

—ент€брь 6. “ƒано Ћуки оконнишнику от дела болшие окончины, что у –одиона в келье, 16 алтын четыре денги” (“ам же. ƒ. 174. Ћ. 21об).

“≈му же, –одиону, дано от другие большие иконы, что у столпа, где чудотворна€ икона от писма от ѕокрова… денег два рубли 16 алтын 4 денги” (“ам же. ƒ. 172. Ћ. 16об).

јвгуста 7. “ƒано иконнику –одиону —ергееву от дес€ти икон п€дниц… дано от писма рубль 16 алтын 4 денги” (“ам же. ƒ. 172. Ћ. 28).

Ќо€бр€ 28. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву от месной иконы от писма пол трет€ рубли, а на ней написал —пасов образ, образ јлексей митрополит, јлексей „еловек Ѕожий, ћари€ ≈гипетцка€” (“ам же. ƒ. 174. Ћ. 37) 1659 г.

“ƒано –одиону иконнику от письма от двенадцати икон п€дниц денег сорок алтын” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 32).

“»мал иконник –одион бумаги писать явление ѕречистые Ѕогородицы в казну” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 33).

“ƒано –одиону иконнику за двенадцать государвых от писма денег рублть 26 алтын 4 де(ньги). «а три иконы да штилистовые писал под оклад ему же от писма 15 алтын. ≈му же за п€ть икон 16 алтын… деньги” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 63).

“ƒано јлексею –осихину 13 алтын две денги, что имал иконник –одион бумаги писать явление ѕречистые Ѕогородицы в казну” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 32об).

1660 г. »юль. “ уплено у иконника у –одиона —ергиева седло да епанча, дано денег три рубли” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 84).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву на ветошь” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 87); “ƒано –одиону иконнику от писма за 12 икон государевых рубль, да за три иконы, писаны под оклад” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 94).

ќкт€бр€ 15. “ƒано –одиону иконнику от письма за образ ‘илиппа митрополита денег два рубли”.

“ƒа ему же за два киота дано шесть алтын. ” него же, –одиона, куплены сумочки переметные” (“ам же. ƒ. 176. Ћ. 115).

“ƒано иконнику –одиону на поездку в ћоскву” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 1.  артон 6. ƒ. 97. Ћ. 2).

1661 г. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву за шесть икон Ѕогородичных п€дниц от писма дватцать алтын, от иконы по гривне”.

“≈му же за ветошь два алтына четыре денги” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 149об). “ƒано ≈рмолы ќл€бьеву за работу за четыре дни четыре алтына: во (и)конной кельи у –одиона переправливал п€дницы и пол у двере делал” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 151).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву от писма за —пасов образ дватцать три алтина две денги. ѕоставлен тот образ на крыльце в трапезу идучи”.

“≈му же –одиону —ергиеву за дву п€дницы Ѕогородичны, писал под оклад, дано дес€ть алтин” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 153об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву с товарищи на €ица три алтина” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 193об).

“»коннику –одиону —ергиеву с товарищи дано от писма за государеви иконы 12 икон, да за дес€ть икон рубль…” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 203). “ƒано –одиону —ергиеву иконнику за все настенное писмо, что писал с новгородцкими иконники денег п€тнатцать рублев, да за 5 гривенок за сало, 12 алтин две денги за белила п€ть алтин… за настенное писмо… от п€ти мест п€тьдес€т рублев” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 214).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву за паволоку да ветошь шесть алтин 4 денги” (“ам же. ƒ. 97. Ћ. 215об).

»юль 28. “ѕо приказу архимандрита »осифа и келар€ старца »оны Ѕаранова з братею дано новгородцким иконником за иконное за настенное писмо, что писали в нынешнем во 169 году на соборной церкве с приходу от св€тых ворот в середине ”спение пречистые Ѕогородицы со апостолы, да в другом киоте по правую сторону образ пречистые Ѕогородицы “ихвинские со архангелы и с народом, да в третьем киоте по левую сторону €вление пречистые Ѕогородицы со св€тым Ќиколою, да в четвертом с полуденной стороны образ —в€та€ —офе€ ѕремудрость Ѕожи€ и по сторонам Ѕогородица, да »ван ѕредтеча, да в п€том киоте с северной стороне образ пречистые Ѕогородицы воплощение, а по сторонам Ќикита епископ да ¬арлаам ’утынский Ќовгородцкие чюдотворцы, а дано им от тех от п€ти мест за писмо денег п€тьдес€т рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 212–212об).

»юль 30. “ƒано –одиону —ергиеву сыну иконнику за все за настенное писмо, что писал с новгородскими иконники, денег 15 рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 217).

“ƒано из казны иконнику –одиону —ергиеву от шти икон за писмо в соборном храме в паперти на левой стороне писал икону ќтрыгну срдце мое слово благо да икона »ван Ћествичник, треть€ темница, четверта€ видение иноков со ангелы в церкви по€щих, п€та€ видение ж о праведной души и о грешной, шеста€ прийдете людие “рисоставному божеству поклонимс€. ќт иконе по три рубли. » всего дано восемнатцать рублев, ему же придано четыре рубли от тех же икон” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 217об–218).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву, ѕетру ‘алелееву от писма за полуденные двере и северные четыре рубли, им же за ветошь восемь алтын две денги, за краску за крутик 4 денги” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 284).

ƒекабрь 18. “ƒано иконникам –одиону —ергиеву, ѕетру ‘алилееву от писма за полуденные двере и северные четыре рубли” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 293)

1662 г. ќкт€брь 29. “ѕо приказу архимандрита »осифа… –одиону —ергиеву с товарищи за иконное за настенное писмо в церкве ¬ознесени€ √оспода Ѕога Ќашего над св€тыми вороти в киотех с обеих сторон, и в св€тых воротех в восми местех св€тых на столпех, да на церкве –ожества ѕречистые Ѕогородицы, и в трапезу идучи на крыльце и трех местех, и в трапезе над архимандричим местом, за все за то дано им денег тридцать рублев, да серебр€ных денег дес€ть рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 394).

“ƒа он же –одион с ѕетром и с »ваном ‘алелеевыми писал икону апостольскую проповедь. ќт тое икони, от писма дано им дватцать рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 380).

1663 г. “¬ прошлом во 170-м (1662) году, будучи в ¬еликом Ќовегороде, иконник –одион —ергиев купил про монастирской обиход золота триста листов у (?) дано денег серебр€ных п€ть рублев с четью” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 405).

“ƒа ему ж, –одиону —ергиеву, дано за иконное писмо, что писал в соборную церковь икону Ќеопалимую  упину, денег серебр€ных рубль, да медных дес€ть рублев”.

“ƒа в их же келью дл€ иконного писма куплено €иц… на два алтина на две денги” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 405об).

“…ездил на Ѕелоозеро в  ириллов монастирь иконник –одион —ергиев и издержал, до  ириллова едучи и в  ирлове будучи и с  ирилова назад в монастирь едучи, на конской корм на сено всего по расходной его пам€ти в росходе рубль семнатцать алтин…” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 413–413об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву за тринатцать икон государевых от писма от иконе по п€ть алтин; да ему же дано за шестнадцать икон Ѕогородичних п€дниц, от иконы по гривне, итого рубль дватцать алтин” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 450).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву от иконы, что т€ наречем от писма денег п€ть рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 489).

ƒекабрь. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву от писма за тринатцать икон государевых, да п€ть икон, за три иконы, что писал под оклад, да за две иконы, что писал на красном золоте. «а все два рубли 23 алтина две денги” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 505).

1664 г. »юль 14. “»коннику –одиону —ергиеву от настенного писма, что писал в ѕречистые Ѕогородицы в соборном храме в олтаре, дес€ть рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 572об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву от писма за семь икон богородичных п€дниц” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 512об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву за ветошь на поволоку четыре алтина…” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 546об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву от настенного писма, что писал в нынешнем 172 (1664) году ѕречистые Ѕогородица в соборном храме в олтари, дес€ть рублев” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 550об).

“” ѕетра [‘алилеева] дл€ иконного казенного писма иконник –одион —ергиев вз€л фунт празелени, за то дано ему, ѕетру, п€ть алтин” (“ам же. ƒ. 182. Ћ. 555об).

—ент€брь. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву за иконное писмо, что в сени над чюдотворным образом за икону за ќтечество, да за икону за Ќерукотворенный образ, да за икону за —аваофа, да за малые за восемь икон в той же сени, да за болшую местную икону за ѕремудрость созда себе храм, да все дес€ть рублев” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 44).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву за четырнатцать государевых богородичных п€дниц…” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 74).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву да »вану ƒь€конову…” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 84об).

ћарт. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву с товарищи от писма за икону за „юдеса пречистые Ѕогородицы “ихфинские, что округ чюдотворние иконы и за две сени, и за двои столбцы, и за иную починку денег дев€ть рублев…” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 105).

»юнь. “ƒано иконником –одиону —ергиеву да ѕетру ‘алелееву, »вану ƒь€конову от писма за четыре иконы местние от икони от ≈динородные —ын, да от иконы от ѕоложени€ по€са ѕречистые Ѕогородицы, да от иконы от ѕроисхождени€ „естного  реста √осподн€, от всех дес€ть рублев” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 125об).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву на ветошь на паволоку… да за краску за крутик шесть денег” (“ам же. ƒ. 206. Ћ. 139об).

1665 г. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву от писма от п€тнатцати п€дниц государевых да за п€дницу под оклад, от п€дницы по п€ти алтин, и всего два рубли и восмь алтин две денги. ƒа ему же дано за писмо иконное денег рубль: писал около ѕроповеди апостольской по сторонам восемь св€тых на особых дъсках, да за €йца дано четыре алтина” (“ам же. ƒ. 216. Ћ. 40об).

‘евраль. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву от иконного писма за четыри иконы писаны под оклад, дватцать алтин (“ам же. ƒ. 216. Ћ. 57об); “ƒа за три иконы дес€ть алтин. ƒа ему же дано за книгу за „юдеса Ѕогородична два рубли дев€ть алтин четыре деньги, а та книга поднесена бо€рину кн€зю якову ƒенетовичу „еркасскому, он же, –одион, купил €иц на дес€ть денег”.

»юнь. “ƒано иконнику –одиону —ергиеву на паволоку на ветошь дес€ть алтин” (“ам же. ƒ. 216. Ћ. 87).

1666 г. ќкт€брь 23. “ƒано ‘етки ’аритонову за четыре дни… делыал у –одиона в вышке чюлан и иную келейную постройку” (“ам же. ƒ. 229. Ћ. 18об).

“—луга ѕотап јмосов послан на “ифину за монастырским делом к иконнику к –одиону —ергиеву и удержал денег в наем на подводу и себе на харч дес€т алтын две денги” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 3 јлександро-—вирский монастырь. ќп. 2. ƒ. 68. Ћ. 29).

“ƒано иконнику –одиону —ергиеву от иконного стенного писма, что писал вновь ѕречистые Ѕогородицы в соборной церкви” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 229. Ћ. 16).

1669 г. »юль 15. “–одиону —ергиеву за писмо за царские двери, что писал в соборную церковь в предел »льи ѕророка, и сени, и столбцы за все три рубл€” (“ам же. ƒ. 251. Ћ. 103об).

—ент€брь 24. “–одиону —ергиеву за настенное писмо, что у прежних ворот на башни написано в трех местах, денег 5 рублев” (“ам же. ƒ. 251. Ћ. 136).

ќкт€брь 22. “–одиону —ергиеву за царские двери, что писаны в церковь »оанна Ѕогослова за сень и за столбцы денег два рубли 25 алтин” (“ам же. ƒ. 251. Ћ. 146об).

ћарт 22. “ƒано на “ихвине иконнику –одиону —ергиеву за дес€ть икон денег полтора рубл€” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 3. ќп. 2. ƒ. 83. Ћ. 27); “–асход отца игумена ћакаре€ к ћоске едучи… дано на “ифине иконнику –одиону за дес€т икон денег полтора рубли” (“ам же. ƒ. 83. Ћ. 27).

1670 г. “ƒано тихвинским иконникам –одиону —ергиеву да »вану »ванову от писма за праотцы и за херувимы и серафимы, что написаны в “роицкую церкове, денги двадцать п€ть рублев дев€ть алтын” (“ам же. ƒ. 92. Ћ. 31); “ƒал “ифина монастыр€ иконник –одион —ергиев вкладом за себ€ денег двенадцать рублев” (“ам же. ƒ. 91. Ћ. 15об).

1671 г. “ƒал “ифина монастыр€ иконописец –одион —ергиев за п€т имен в —инодик денег двадцать п€ть алтын” (“ам же. ƒ. 102. Ћ. 16)

1672 г. »юль 10. “ƒано тихвинцу иконописцу –одиону —ергиеву за все (?) иконное письмо в –ощи за стенное и за икону ѕредста царица денег 15 рублев” (“ам же. ƒ. 102. Ћ. 74) 1673 г.

“Ќа “ифине у –одивона иконника к ћоскве едучи вз€то 17 икон дано денег три рубли 9 алтын” (“ам же. ƒ. 107. Ћ. 95об; ƒ. 109. Ћ. 67).

1676 г. “ƒано плотнику делал у –одиона иконника доски большие иконные и старые перечинивал” (јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 132. ќп. 2. ƒ. 316. Ћ. 5об).

»юнь 17. “ѕосланы в ¬еликий Ќовгород слушка —емен —ысоев, а с ним по св€тительскому указу и по грамоте поехали в судне в ¬еликий Ќовгород иконописцы –одион —ергиев и »ван ”стьшемушский да с ним же —емен” (“ам же. ƒ. 329. Ћ. 106об).

“ƒано –одиону —ергиеву и »вану ”стьшемушскому за иконное церковное письмо јндре€ ѕервозванного к прежней дачи к дес€ти рубл€м денег п€ть рублев” (“ам же. ƒ. 350. Ћ. 27об).

1677 г. јвгуст 18. “ѕринес в монастырскую казну иконописец –одион —ергиев денег дес€ть алтын написали за те денги два имени в сенадик” (“ам же. ƒ. 352. Ћ. 25).

»юнь 6. “ƒано в иконную келью иконописцу –одиону —ергиеву на монастырское иконное письмо на ветошки и на €йца два алтына две денги” (“ам же. ƒ. 352. Ћ. 182об).

1678 г. “ƒано тихвинцу ћихайлу  оробейникову за мастерство за доску большую иконную денег дес€ть алтин, что писана икона в соборную церковь, да ему же дано за другую доску шесть денег, что пишет иконописец –одион —ергиев в ¬еликий Ќовгород” (“ам же. ƒ. 352. Ћ. 224).

ƒекабрь 20. “ƒано иконописцу –одиону —ергиеву за иконное письмо денег 5 рублев: писал в соборную церковь ѕречистые Ѕогородицы ќдигитрии “ихвинские в чудех на левую страну царских дверей, да икону писал против чюдотворного образа в ¬еликий Ќовгород к бо€рину кн€зю ёрью ћихайловичу ќдоевскому, да к ѕохвалы ѕречистой Ѕогородицы вновь писал два пророка, и за новые киоты, и за иную церковную починку”.

“ƒано иконописцу »осифу »сакову за иконное письмо за 15 п€дниц богородичных и за всю его работу, что писал с иконописцом –одионом —ергиевым денег три рубли” (“ам же. ƒ. 352. Ћ. 241об).

1679 г. “ƒелал две окончины иконописцу –одиону —ергиеву в келью” (“ам же. ƒ. 371. Ћ. 120).

“¬ другой больнице роздано больничной братии… и иконописцу –одиону —ергиеву дев€ть алтын четыре денги” (“ам же. ƒ. 384. Ћ. 5об).

1680 г. “ѕо приказу архимандрита ¬арсонофи€ с братиею писали иконопицы –одион —ергиев да »ван ”стьшемуской в церковь апостола јндре€ ѕервозванного на врата св€тые сень “айна€ ¬ечер€… Ќа столпех —пасов образ и Ѕогородицын, архиереев и дь€конов образы па обычаю все в уставках особными местами в рознь сто€щие от св€тых врат… ¬ начале образ ѕречистой Ѕогородицы “ихвинской… ƒано за все письмо 20 рублев” (“ам же. ƒ. 351. Ћ. 480об).

1681 г. “ѕо указу отца архимандрита ћакари€ з братьею и по подписной челобитной иконописцу »родиону —ергиеву за ево работу, что в доме пречистые Ѕогородицы местные папертные двенадцать икон вычищал и перечинивал инде и внов приправливал, и что сто€ла местна€ ж икона чудотворца Ќикола€ в церкви св€того пророка »льи и на тое иконе в среднике чудотворцов образ написан внов, и за те ево труды дано ему денег два рубли” (“ам же. ƒ. 421. Ћ. 134).

1682 г. “ƒано иконописцу »родиону —ергиеву от иконного стенного писма в архимандричьих в каменных келейных исподних сен€х на полуденной стране стенным писмом образ ѕречисты€ Ѕогородицы “ихвинские, вверху образа по сторонам три херувима, над келейными дверми образ св€той “роицы. ¬ тех же сен€х над дверми крест, по стом (?) летописец. ƒано рубль шестнадцать алтын четыре денги… ему же за краски” (“ам же. ƒ. 421. Ћ. 186об).

1688 г. ћарт 14. “ƒано иконописцу –одиону —ергиеву, что живет в болнице, на платье 16 ал 4 де” (“ам же. ƒ. 591. Ћ. 84об).

1689/1690 г. ‘евраль 2. “ѕринес в монастырскую казну јндрей ƒмитриев сын  орнышев по –одионе иконописце на сорокоуст денег дес€ть алтын” (“ам же. ƒ. 616. Ћ. 19об).

 

 

 

—охранившиес€ произведени€:

1. –одион —ергиев и ћихаил  оровников. Ѕогоматерь ¬оплощение. 1654 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 3062. »з пророческого р€да иконостаса ”спенского собора “ихвинского монастыр€ (ѕречистому образу “воему 1995).

2. ¬идение »оанна Ћествичника. 1661 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 2859. 152х119 см.

3. ¬идение преподобного Ќифонта. 1661 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 2867.

4. ¬идение о праведной душе. 1661 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 2868.

5. ¬идение преподобного ≈влоги€. 1661 г. √“√. »нв. 21482. 152х115 см. ѕост. из ÷√–ћ в 1934 г. ѕод записью (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 645).

»коны є 2–5 находились на паперти ”спенского собора “ихвинского монастыр€.

6. „удеса от иконы Ѕогоматери “ихвинской. 1660-е гг. √–ћ. »нв. ƒ–∆2864. 152х115 см. »з ”спенского собора “ихвинского монастыр€. ѕост. в 1956 г. „астично раскрыта в 1966 г. ». ѕ. ярославцевым (ѕречистому образу “воему 1995).

7. Ѕогоматерь “ихвинска€, с 26 клеймами чудес. 1678 г. Ќћ«. »нв. 7714. 202љ161 см. ѕроисходит из местного р€да иконостаса собора ”спенского “ихвинского монастыр€, где сто€ла слева от царских врат. ¬ывезена в √ерманию в 1944 г. из “ихвина, возвращена в 1947 г. в Ќовгород. –аскрыта в 1978–1980 гг. в ћежобластной —Ќ–ѕћ ј. ». √оголевой (ћильчик, Ўалина 1996). Ё.ј.√ордиенко считает, что –одиону —ергиеву принадлежит только средник иконы, клейма она датирует 1550-ми годами (√ордиенко 2001).

 

»ллюстрации:

Ѕогоматерь ¬оплощение. 1654 г. √–ћ¬идение преподобного ≈влоги€. 1661 г. √“√. 152x115 см.

Ѕиблиографи€:

[Ћ.».√ригорьев]. “ихвинские монастыри. —ѕб., 1854:75 (о рукописи 1658г.); Ѕородин. ѕутешествие по –оссии в 1809году. (–укопись). –ЌЅ. —обр. ћихайловского. Q394. Ћ.43; —троевѕ.ћ. Ѕиблиологический словарь и черновые к нему материалы. —ѕб., 1882:118–119 —обко 1893; –овинский 1903:162; ¬енгеров—.ј. »сточники словар€ русских писателей. “.2. —ѕб., 1904:503; ћордвинов 1925. —. 44-46; —ербина .Ќ. ќчерки из социально-экономической истории русского города: “ихвинский посад в XVI–XVIIвв. ћ.; Ћ., 1951:28, 46, 152, 153, 156; ћильчикћ.». ”спенский монастырь на миниатюрах рукописей “—казани€ об иконе “ихвинской Ѕогоматери”// ѕ Ќќ. 1979. Ћ., 1980:243, 254; ћильчикћ.»., Ўалина».ј. »кона “Ѕогоматерь “ихвинска€ в чудесах” 1678года из собрани€ Ќовгородского музе€-заповедника// 125лет Ќовгородского музе€заповедника: ћатериалы научной конференции. Ќовгород, 1991:112–121; Ўалина».ј. »коностас ”спенского собора Ѕольшого “ихвинского монастыр€// “езисы конференции, посв€щенной итогам научно-исследовательской работы за 1993год и выставке “јгитаци€ за счастье”. —ѕб., 1994:1–2; Ўалина».ј.  омплекс икон ”спенского собора Ѕольшого “ихвинского монастыр€ в собрании –усского музе€// –оль музеев в сохранении и изучении исторического и культурного наследи€ –усского —евера: “езисы докладов научно-практической конференции. —ольвычегодск, 19–21ма€ 1994года. —ольвычегодск, 1994:54–56; ћильчикћ.»., Ўалина».ј. »кона “Ѕогоматерь “ихвинска€ с 24-м€ клеймами чудес” и ее автор –одион —ергиев// –усские исторические де€тели в иконе: “езисы докладов научной конференции. ƒекабрь 1989. ћ., 1995:40–44;  ондратьева 1992:202–210; ѕречистому образу “воему 1995:84, 209; ћильчикћ.»., Ўалина».ј. »кона “Ѕогоматерь “ихвинска€” с 26-м€ клеймами чудес и ее автор –одион —ергиев// ѕ Ќќ. 1994. ћ., 1996:181–196; —оловьева 1999:34; √ордиенко Ё.ј. Ќовгород в XVI веке и его духовна€ жизнь. —ѕб., 2001:367, 431.