—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

“–”Ќ»Ќ ‘≈ƒќ– ¬ј—»Ћ№≈¬ (’ќЋћќ√ќ–≈÷,  ќЋћќ√ќ–≈÷) (уп. 1676Ц1698)

-

сын ¬асили€ »ванова ’олмогорца [—трунина]. ѕоступил в ќружейную палату 1 сент€бр€ 185 (1676) г. –аботал с отцом по царским заказам с 1669 г. («абелин 1894. ¬ып. 2:125).

»конописец ’олмогор, “первейший искусный изограф иконного письма”. ѕлем€нник иконописца јлексе€ —трунина.

—в€щенник “роицкого собора јнтониево-—ийского монастыр€ (до 1682 г. (?)), протопоп Ѕого€вленского собора ’олмогор (јрхангельские ≈¬. 1891. є 15:194–195), с 1692 г. — протопоп —пасо-ѕреображенского собора в ’олмогорах.

ќдно из первых упоминаний о протопопе ‘едоре относитс€ к декабрю 1683 г., когда он прислуживал архиепископу јфанасию во врем€ литургии в церкви Ѕого€влени€ в ’олмогорах. — 1685 г. посто€нно работает в иконописной артели.

¬ 1685 г. совместно с иконописцами: братом јлексеем —труниным, его сыном ≈гором, братом —тефаном —труниным, а также с холмогорскими стрельцами и конюхами, расписал узорами шатер каменной колокольни “весь до зубцов” стро€щегос€ —пасо-ѕреображенского собора.

¬ составе артели в 1688 г. в архиерейских каменных палатах писал иконы и “по стенам травы и двери” расписывал (Ѕулкин, ќвс€нников 1987). ¬ том же году вместе с другими иконописцами работал во ¬веденской церкви, а также писал в “архиерейском дощанике светлицу и архиерейское место”. «а ту работу “протопопу ‘едору… дано по 10 денег на день” (√јјќ. ‘. 1025. ќп. 1. ≈д. хр. 1242).

¬ феврале 1688 г. протопоп ‘едор завершил работу над иконой “ѕреображение”, трем€ по€сными иконами ’риста и трем€ иконами Ѕогоматери. ¬ но€бре 1689 г. было сдано казначею јрхиепископского дома еще три иконы. 23 но€бр€ того же года закончил писать п€дничную икону ≈катерины великомученицы, котора€ была подарена жене холмогорского воеводы в день ее именин (√јјќ. ‘. 1025. ќп. 3. ≈д. хр. 20. Ћ. 1).

¬ приходно-расходных книгах архиерейского дома за 1689 г. есть несколько записей: “ олмогорского бого€вленского собора протопоп ‘едор писал преосв€щенному архиепископу на раздачю п€днишные образы —пасителевы, да два образа Ѕогородичны, да образ великомученицы ≈катерины на домовых дцках, за писмо от —пасителева образа и от Ѕогородичных по две гривны с образа и св. ≈катерины образа дес€ть алтын. ƒа он же, протопоп, в прошлом году писал образ ѕреображенской, да образа —пасителевы по€сные, да три образа Ѕогородичны на домовых же дцках, от писма тех образов ѕреображенских осмь алтын две денги, а —пасителевых и Ѕогородичных по шти алтын по четыре денги, всего ему, протопопу, от писма нынешних и прежних образов два рубли одиннадцать алтын четыре денги дано” (Ѕулкин, ќвс€нников 1987).

¬ 1691 г. начал работать в составе артели иконописцев над поновлением старых икон и созданием новых в ѕреображенском соборе в ’олмогорах. ¬ июне совместно с јлексеем —труниным он написал “образа ¬селенских учителей ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова, »оанна «латоустаго и Ќикола€ „удотворца”, за что получил “три рубли денег”. ¬ июле того же года ему “дано от писма местных и в крестовую аршинных и вс€ких икон три рубли денег”; в декабре — “за писмо местных трех образов, за образ –асп€ти€ √осподн€, за образ св€тителей московских да за образ преподобных отец —ерги€ –адонежского, «осимы и —аввати€ —оловецких, јнтони€ —ийского дано три рубли” (√јјќ. ‘. 31. ќп. 3. ≈д. хр. 7. Ћ. 4–4об) ( ольцова 1998).

¬ 1692 г. совместно с холмогорскими иконописцами јлексеем —труниным, јндреем јндреевым и ћихаилом ќнегиным писал иконы и расписывал стены во ¬веденской церкви. — этими же иконописцами расписывал светлицу (каюту) холмогорского архиепископа јфанаси€ в его походном дощанике.

¬ 1692–1695 гг. возглавл€л иконописную мастерскую (иконную келью) ’олмогорского архиепископского дома, вел книгу записи.

— 1695 по 1696 г. возглавл€л артель холмогорских иконописцев, котора€ писала иконы дл€ много€русного резного иконостаса —пасо-ѕреображенского собора (кроме местного р€да).

 роме самого ‘едора —трунина в артель входили: д€д€ его, бо€рский сын архиерейского дома јлексей »ванов —трунин. —ын бо€рский ‘илипп  оротаев, кресть€нин ≈гор —трунин (двоюродный брат ‘едора), кресть€нин —тепан —трунин (д€д€ ‘едора) и сын бо€рский »ван ѕогорельский. «а работу было обещано 100 рублей. ƒеньги выплачивали из расчета в день: ‘едору и јлексею —труниным  - 9 алт., ‘илиппу  оротаеву - 6 алт., ≈гору —трунину - 4 алт., —тепану —трунину - 3 алт. и »вану ѕогорельскому - 2 алт. 2 деньги. »коны было велено писать в стиле “старогреческого письма”. –аботали в архиерейском доме, в специально построенных палатах, получа€ казенную пищу и вино “дл€ увеселени€”. «а врем€ с 27 феврал€ 1695 г. до 16 марта 1696 г. было написано: 22 праздничные иконы мерою 2 арш. на 1 арш. 3 вер., апостольских, пророческих и праотеческих икон - по 20 в каждом р€ду, не счита€ средников, все высотой по 3 арш. и шириной - как праздничные. Ќа золочение фонов и пробелов пошло 900 листов золота-двойника и 600 листов серебра.

¬ том же составе с 18 марта по 3 сент€бр€ 1696 г.  написали 6 местных икон в каменную церковь »акова, что в доме архиепископа над св€тыми воротами.  ажда€ имела размер 1,5 арш. на 1 арш., две “заворотные” иконы несколько шире.

— 20 €нвар€ по 15 феврал€ 1697 г. иконописцы писали икону —трашного —уда в ѕреображенский собор, а 20 марта закончили золочение иконостаса и царских дверей, на которые ‘едор —трунин написал евангелистов.  роме названных иконописцев в золочении иконостаса принимали участие: ћихаил ќнегин, јндрей —пешкин. ≈вдоким ѕономарев и —емен ƒь€чков.

ѕосле завершени€ работ над иконостасом —пасо-ѕреображенского собора протопоп ‘едор “с домом его”, јлексей —трунин с детьми ≈гором и —тепаном, »ван ѕогорельский и стол€-рырезчики иконостаса были  отправлены архиепископом јфанасием за счет казны на моление в —оловецкий монастырь, где пробыли с 18 июн€ по 2 июл€.

¬ декабре того же года архиепископ јфанасий послал протопопа ‘едора в  расногорский монастырь, что в ’олмогорском уезде,  чтобы тот с местной св€тыни — иконы √рузинской Ѕогоматери — сн€л образ на бумагу и перенес его на доску, “не погрешив от насущного образа ниже малые черты”. Ќовый образ был доставлен  архиепископу јфанасию.

¬ 1698 г. во врем€ первого привоза из  расногорского монастыр€ в ’олмогоры чудотворной иконы √рузинской Ѕогоматери иконописец поновил икону: “олифу снимал и лица также против того легонько краскою поровн€л и сызнова изолифил”. “огда же на икону был наложен оклад с короной, сделанный в ћоскве.  расногорского монастыр€. —ведени€ о работах ‘едора —трунина и других холмогорских иконоспицев в 1690-е гг. содержатс€ в летопце, составленном одним из участников работ - »ваном ѕогорельским и опубликованным ј.ј.“итовым (“итов 1889).

¬ том же году он написал икону Ѕогоматери с младенцем на престоле в местный р€д ѕреображенского собора в ’олмогорах, сто€ла слева от царских врат (упом. в описи 1702 г.: √јјќ, –укописное собрание. є 7. Ћ. 24, 25 [3]). (ћ. Ќ.)

¬ конце XIX в. в Ѕлаговещенской церкви г. јрхангельска находилась подписна€ икона Ѕогоматери “ихвинской (1692): “Ќаписан сей образ лета 200 (1692) года марта в 28 день. ѕисал протопоп ‘едор”. ƒруга€ надпись была на иконе јлекси€ „еловека Ѕожи€ (1693) той же церкви: “¬ лето 201 (1693) мес€ца июн€ 1 изобразил си€ св€та€ подобообразна€ икона св€того праведного јлекси€ „еловека Ѕожи€ в богоспасаемый град ’олмогоры на градообнищавшую церковь сущую, на јлексеевской “вердыни или реки √алинии, € се возсоздал во приходскую памить вышеизъ€вленного св€того люборачительновым изуграфом ’олмогорского града Ѕого€вленского собора протопопа ‘едора предпочтением изображением доспокойным по недостойному обещанию ÷арского ѕресв€того ¬еличества Ѕ.ќ.».¬.я.я.ћ+” (Ѕулкин, ќвс€нников 1987;  ольцова 1998).

 

—охранившиес€ произведени€:

»збранные св€тые (Ѕорис и √леб, ѕрокопий и »оанн ”стюжские, »оанн и Ћоггин яренские) в молении —пасу Ќерукотворному.  . XVII в. √Ё. »нв. Ё–»21. 31,5х27 см. ѕост. в 1948 г. из √ћ‘.

Ќа нижнем поле надпись белилами: “[ѕис]ал [и]конописец ‘[е]дор ¬асилев  олмогор[ец]” ( осцова 1982). ј. —.  осцова предполагает, что это сын ¬асили€ —пиридонова  олмогорца, работавшего в 1674–1677 гг. в ”стюге ¬еликом.

»сточники: “етрадь приходна€ по записи икон ’олмогорского архиерейского дома 1688–1689 гг. √јјќ. ‘. 1025. ќп. 3. ƒ. 20; ќп. 1. ƒ. 1242;  нига расходна€ ’олмогорского архиепископского дома 1685–1688 гг. — јрхив —ѕб ‘»–». ‘. 11. ƒ. 102. Ћ. 85; ƒ. 103; ƒ. 106. Ћ. 44, 195–196, 208; ƒ. 108. Ћ. 104; ƒ. 1397.

 

Ѕиблиографи€:

“итов 1889:27, 74-75, 82-84,† 91–98, 106; «абелин 1894. ¬ып.2:125; ¬ерюжский 1908:470, прим.;  осцова 1982. є72; Ѕрюсова 1984:328, 330; Ѕулкин, ќвс€нников 1987:27–28;  осцова, ѕобединска€ 1990.  ат.10;†  ольцова 1995;†  ольцова 1998:112–114.