—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

’“ќћ— »… ‘≈ќƒќ“ ‘≈ќ‘јЌќ¬ (ѕ–ќ“ќѕќѕќ¬; ‘≈ƒќ“) (уп. 1676Ц1727)

-

московский мастер, работавший в посл. четв. XVII – 1-й четв. XVIII в. в традици€х ќружейной палаты, и при этом не состо€вший в ее штате. ќдно лицо с ‘еодотом ‘еофановым ѕротопоповым.

 ≈го отец, ‘еофан ‘еофилактович, в 1677 г. служил протопопом —пасо-ѕреображенского собора в ѕереславле-«алесском (ѕереписна€ книга 1884:13). “ем же годом датируютс€ две иконы его сына, написанные дл€ церквей города: “Ќикита великомученик”  и “Ѕогоматерь Ѕоголюбска€”. ќбе иконы мастер подписал как “зограф ‘еодот ‘еофанов сын ѕротопопов”. (см. список сохранившихс€ произведений).

 »кона “Ѕогоматерь Ќовоникитска€” (см. список сохранившихс€ произведений) написана ‘еодотом ‘еофановым в 1678 г., в один год с первой иконой на этот сюжет, написанной —имоном ”шаковым и ћихаилом ћилютиным дл€ дворцовой церкви —паса Ќерукотворного. Ёто говорит о тесной св€зи переславского мастера с ведущими мастерами ќружейной палаты. Ќеобычайно высокий профессиональный уровень уже первых работ ‘еодота ‘еофанова свидетельствует о том, что он училс€ у лучших мастеров, может быть, у самого —имона ”шакова.

 ¬скоре молодой иконописец по€вл€етс€ в ћоскве, что св€зано, веро€тно, с продвижением по службе его отца. ’от€ сведени€ о ‘еофане ‘еофилактовиче отсутствуют вплоть до 1693 г., в этом году он становитс€ насто€телем Ѕлаговещенского собора и царским духовником (ј». “. 5. —ѕб., 1842:373–375), что предполагает многолетнюю успешную службу в столице. ¬ этом качестве он упоминаетс€ и в 1699 г. (надпись на иконе “Ќиколай чудотворец, с житием”. —м. список сохранившихс€ произведений).

 Ќ. ј. ћа€сова высказала предположение, что упоминающийс€ в 1684 г. ключарь Ѕлаговещенского собора ‘еофилакт был отцом ‘еофана и, соответственно, дедом ‘еодота ( ачалова, ћа€сова, ўенникова 1990:76. ѕрим. 65).

 „то касаетс€ самого ‘еодота, то он становитс€ в ћоскве “государевым певчим дь€ком”. ¬ качестве такового он впервые упоминаетс€ на иконе “Ѕогоматерь »верска€”, котора€ из-за повреждени€ даты в подписи датируетс€ широко: между 1672 и 1681 г. (см. список сохранившихс€ произведений). «десь он назван по-прежнему “‘еодот ‘еофанов сын ѕротопопов”, однако в документах о государевых певчих он называетс€ новым прозвищем — ”хтомский (–азумовский 1895; »звеков 1906). ѕевческа€ карьера иконописца шла успешно: в 1693 г. он был уже уставщиком, т. е. руководителем хора. ќб этом узнаем из надписи на несохранившейс€ иконе “—пас Ќерукотворный”: “Ётот образ писал великих государей уставщик ‘еодот ‘еофанов ”хтомский от сотворени€ мира 7201, а от –. ’. 1693 года”. —огласно преданию, икона была собственностью ѕетра I и вместе с ним оказалась в ѕетербуре. «атем она находилась в комнатах ѕавла I, откуда попала в ризницу большой церкви «имнего дворца. ¬ мае 1858 г. эта икона была подарена в »саакиевский собор в св€зи с его осв€щением (ќ св€тыне 1860). —реди всех уставщиков хоров членов царской семьи ‘еодот ”хтомский получал самое большое жалованье — 50 руб. оклада и 100 корма, не счита€ прочих положенных выплат (»звеков 1906).

ѕосле смерти цар€ »вана јлексеевича, у которого ‘еодот ”хтомский служил уставщиком, последний становитс€ уставщиком вдовствующей царицы ѕрасковьи ‘едоровны, а после упразднени€ должности уставщиков и передачи хоров крестовым дь€кам он стал крестовым дь€ком царицы, т. е. певчим, который принимает участие в ежедневных домашних молитвах царицы в специально дл€ этого устроенных так называемых крестовых палатах. ‘еодот ”хтомский назван крестовым дь€ком в купчей 1702 г. на продажу принадлежавшей ему каменной лавки в —едельном р€ду, которую он продал за 225 руб. (ћосква. јктовые книги 1892).

ќдновременно с певческой службой шла иконописна€ де€тельность ‘еодота ”хтомского. Ќередко он работал по заказу собственного отца: в 1695 г. по обещанию ‘еофана ‘еофилактовича им была создана икона Ѕогоматери “ихвинской дл€ новопостроенной московской церкви “ихвинской Ѕогоматери в —ущеве, а в 1699 г. — образ Ќиколы в житии дл€ иконостаса Ѕлаговещенского собора (см. список сохранившихс€ произведений).

 ¬ 1703 г. им€ ‘еодота ”хтомского неожиданно вновь всплывает в ѕереславле-«алесском. »з надписи на иконе Ѕогоматери уникальной иконографии »елексы — “Ќаставницы милости” — вы€сн€етс€, что отец иконописца ‘еофан ‘еофилактович вернулс€ в ѕереславль, где постригс€ в монахи под именем јлексий и вскоре умер. ≈го дети вложили икону в —пасо-ѕреображенский собор, где некогда служил отец. (см. список сохранившихс€ произведений).ќтметим и тот факт, что иконописец не называет в подписи свое московское прозвище — ”хтомский.

¬ следующем 1704 г. иконописец написал в качестве вклада в  иево-ѕечерскую лавру икону ”спени€ Ѕогородицы, хранившуюс€ затем в придворных соборах в «имнем дворце в ѕетербурге, с надписью: “1704 года писал сей образ великих государей певчий дь€к ‘еодот ‘еофанов ”хтомский в  иевопечерский монастырь по обещанию своему и по дщери своей и по родител€м”. »кона представл€ла собой мощевик; имена св€тых, чьи мощи она содержала, были написаны на бумажках, помещенных в вырезанный ковчег (»сторико-статистические сведени€ 1873; Ёрнст 1915). »з надписи следует, что вслед за родител€ми иконописец похоронил и дочь и что ‘еодот в эту пору был оп€ть всего лишь “государев певчий дь€к”. Ќе удивительно, что в первые годы XVIII в. бывший госу дарев уставщик вновь возвращаетс€ к своему изначальному ремеслу иконописца.

¬ это врем€ он пишет иконы по заказам владельцев усадебных церквей. — 1702 по 1713 г. по заказу бо€р √оловиных он написал несколько икон в их вотчинную церковь —паса Ќерукотворного в подмосковном селе ƒеденеве, близ г. ƒмитрова.  роме икон, названных в разделе “—охранившиес€ произведени€”, там находились следующие: “¬еликомученица ѕараскева”, с подписью: “1702 г. јвгуста в 6 де. сии образ писал ‘еодот ”хтомский”; “—пас Ќерукотворный”, с подписью: “1704 сей образ писал ‘еодот ”хтомской”; “Ѕогоматерь ќдигитри€” — “ѕреподобные —ерги€ –адонежский, «осима и —авватий —оловецкие” (двустворчатый складень), с надпис€ми: на одной створке — “1710 писал сии иконы”, на другой — “‘еодот ”хтомской”; “—пас Ќерукотворный” (на холсте), с надписью: “1713. сий образ писал поп ‘еодот ”хтомской” ( азанский 1847; –овинский 1903).

¬ церкви —моленской Ѕогоматери близ Ѕронниц, построенной в 1708 г. кн€зем ћ. ј. ¬олконским, помимо сохранившейс€ иконы Ѕогоматери —моленской могут находитьс€ и другие, скрытые под поздними запис€ми.

¬ 1707 г. в надписи на иконе “—пас ¬седержитель” ‘еодот ”хтомский впервые называет себ€ иереем. — этого времени он подписывает свои иконы как “иерей” или “поп ‘еодот ”хтомский”. Ќеизвестно точно, в каком храме он служил. ¬ семье Ќиконовых, проживавшей в г. »нсаре ѕензенской губ., сохран€лось предание, что ”хтомский был св€щенником московской церкви Ќикиты на Ѕасманной. —емь€ Ќиконовых владела иконой “Ѕогоматерь “ихвинска€”, написанной “попом ‘едотом ”хтомским” в 1715 г. и почитавшейс€ чудотворной. »кона позднее была подарена в местную ¬ознесенскую церковь (Ѕурлуцкий 1871). ќднако в надписи на несохранившейс€ иконе ”хтомского “Ѕогоматерь  азанска€” 1720 г., находившейс€ в московской церкви ѕетра и ѕавла в ћещанской слободе, утверждалось, что он был иереем именно этого храма (–озанов 1874:154).

 ѕоследнее упоминание об ”хтомском относитс€ к 1727 г., когда им была поновлена икона Ѕогоматери  азанской в ¬ысоко-ѕетровском монастыре. Ќа иконе имелась надпись, воспроизведенна€ в 1774 г.: “1727 поновлена ‘едот ‘еофанов “омской, при архимандрите —ергие”. (√ригорий 1875). ( омашко Ќ. ».)

 

 

—охранившиес€ произведени€:

1.    Ѕогоматерь Ѕоголюбска€. 1676/1677 г. јнтикварное объединение “√елос”. јукцион 13 декабр€ 1998 г.. ћ., 1998: є57. 163,3х66,8 см.

–анее находилась в —моленской ( орнилиевской) церкви ѕереславл€-«алесского, построенной в 1696–1705 гг. (ќ– √“√. ‘. 8. II. є 613. Ћ. 15. 1935 г. ќтчет о командировке сотрудников √“√ Ћеонова ј. ». и ћневой Ќ. ≈. от 5 июл€ 1935 г.).

ѕодпись: “7185 писал сий образ зограф ‘еодот ‘еофанов сын ѕротопопов”.

2. Ќикита ¬еликомученик, с житием. 1676/1677 г. ѕ«»’ћ. »нв. 2750. 95х134 см. ѕроисходит из церкви –ождества ’ристова г. ѕереславл€-«алесского.

Ќа нижнем поле надпись: “Ћета 7185 (1676/1677) писал сей образ изограф ‘едот ‘еофанов сын ѕротопопов в ѕереславль-«алесской Ќикитской монастырь при игумене –омане и при казначее старце »оасафе по обещанию подъ€чего Ќикиты ћаксимова сына ¬едерницына”.

3. Ѕогоматерь Ќовоникитска€. 1677/1678 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 1409. 52,3х42 см. ѕост. в 1927 г. от ƒ. —. Ѕольшакова.

ѕодпись белилами по нижнему полю: “7186 (1677/1678) писал сий образ зограф ‘еодот ‘еофанов сын ѕротопопов”.

4. Ѕогоматерь »верска€. 70–80-е гг. XVII в. √ћ»–. »нв. ј1503IV. 52,5х41,5 см. ѕрисхождение неизвестно.

Ќадпись на нижнем поле белилами: “718 — писал сей образ государев певчий дь€к ‘еодот ‘еофанов сын ѕротопопов”.

5. Ѕогоматерь “ихвинска€. 1695 г. “ихвинска€ церковь в —ущеве в ћоскве. ¬о врем€ закрыти€ храма находилась в церкви ѕимена в Ќововоротниковском переулке в ћоскве. 110х76 см.

Ќадпись: “7203 года марта в 11 день сий образ писал великих государей [уставщик] ‘еодот [‘е]офанов сын [”хтомский] в новопостроенную церковь во им€ пресв€тые Ѕогородицы “ихвинские, что [по] конец —ущевской слободы по обещанию —ретенского собора, что у великих государей на сен€х протопресвитера великих государей духовника [‘е]офана ‘ео[филакто]вича” (–озанов 1874).

6. Ќиколай чудотворец, с житием. 1699 г. √ћ«ћ . »нв. ∆1281; 7 Ѕл. с.; 350 соб. 156х125 см.

Ќадпись: “Ћета 7207 (1699) марта 2 д[н]е сии образ писан по обещанию Ѕлаговещенского собора, что у великого государ€ на сен€х, протопресвитера великого государ€ духовника ‘еофана ‘еофилактовича, писал сын его зограф ‘еодот ‘еофанов ”хтомской” ( ачалова, ћа€сова, ўенникова 1990:49).

7. Ѕогоматерь ќдигитри€ »елехса. 1703 г. ѕ«»’ћ. »нв. 2148. 133х139 см. ѕроисходит из —пасо-ѕреображенского собора г. ѕереславл€-«алесского.

Ќа нижнем поле надпись: “1703 году сей образ писал в ѕереславль «алесской в соборную церковь ѕреображени€ √осподн€ ‘едот ‘еофанов сын протопресвитера јлекси€ ƒуховского по обещанию сестры своей вдовой попадьи ѕараскевы девича монастыр€ что, на ћоскве, бывшего св€щенника »вана √аврилова по своей душе и по родителех”. Ќадпись в насто€щее врем€ утрачена. «афиксирована ћ. ». —мирновым (—мирнов 1929).

8.  ирилл Ќовоезерский. 1704 г. ƒ»’ћ. 13,7х9,2 см.

Ќадпись в нижней части иконы: “1704 сий образ писал ‘еодот ”хтомский”.

9. —пас ¬седержитель. 1707 г. √“√. »нв. 6194. 73х39 cм. ѕост. из √»ћ в 1930 г.

¬низу на лицевой стороне надпись: “1707 сии образ писал иерей ‘еодот ”хтомский” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2).

10. Ѕогоматерь —моленска€. ќк. 1708 г. ћестный р€д иконостаса —моленской церкви с.  ривцы –аменского района ћосковской обл.

Ќадпись внизу слева под изображением: “17… сий образ писал поп ‘еодот ”хтомской”.

11. —пас Ќерукотворный.  . XVII – н. XVIII в. ‘илиал √“√ “ћузей-квартира ѕ.  орина”.  ат. 84. 52,5х42,5 см. ѕринадлежала царице ћарфе ћатвеевне, жене цар€ ‘едора јлексеевича (обвенчана в 1682 г., ум. в 1715).

»мела на нижнем поле остатки подписи “‘еофановича”, что и €вл€етс€ основанием дл€ атрибуции иконы ‘еодоту ”хтомскому. ¬ каталоге ¬. ». јнтоновой приписываетс€ —имону ”шакову. ( . Ќ.)

12. —пас Ќерукотворный. Ќ. XVIII в. ƒ»’ћ. »нв. 4769. »з —пасской церкви с. ƒеденева.

Ќадпись: “…‘еодот ”хтомский”.

13. Ѕогоматерь  азанска€. 1720 г. —обрание ¬.ј.Ѕондаренко в ћоскве. 31,5х 26,2 см. ѕривезена из —анкт-ѕетербурга и приобретена на јнтикварном салоне в 2002 г. –еставрирована ќ.Ѕ.¬оробьнвой и ћ.√.—тепановым в 2002 г.

Ќа нижнем поле надпись белилами: “1720-го сий образ (п)исал иерей ‘еодот ”хтомской”. (»коны из частных собраний 2004)

14. Ќиколай „удотворец. 1722 г. √Ё. »нв. ƒ–∆2326. 17х14,5 см. ѕост. в 1953 г. через  Ёрмитажную закупочную комиссию.

Ќадпись: “1722 го сии образ писал иерей ‘еодот ”хтомский” ( осцова, ѕобединска€ 1990).

»ллюстрации:

Ѕогоматерь Ѕоголюбска€. 1676/1677 г. јнтикварное объединение У√елосФ. 163,3х66,8 см. ирилл Ќовоезерский. 1704 г. ƒ»’ћ. 13,7х9,2 см.—пас ¬седержитель. 1707 г. √“√. 73х39 cм.Ѕогоматерь  азанска€. 1720 г. —обрание ¬.ј.Ѕондаренко в ћоскве. 31,5х26,2 см.Ќиколай „удотворец. 1722 г. √Ё. 17х14,5 см.
Ѕогоматерь Ќовоникитска€. 1677/1678 г. √–ћ. 52,3х42 см.Ќикита ¬еликомученик, с житием. 1676/1677 г. ѕ«»’ћ. 95х134 см.Ѕогоматерь  азанска€. 1720

Ѕиблиографи€:

 азанскийѕ. —ело Ќовоспасское, ƒеденево тож и родословна€ √оловиных, владельцев онаго. ћ., 1847:30-31.; ќ св€тыне »саакиевского кафедрального собора. —ѕб., 1860:5–6; Ѕурлуцкий». ќ св.иконах, пользующихс€ особенным чествованием народа в г.»нсаре// ѕензенские ≈¬. 1871. є3. „асть неофициальна€:80–81; »сторико-статистические сведени€ о —.-ѕетербургской епархии. ¬ып.3. —ѕб., 1873:368 (пагинаци€ 2); –озанов 1874:151, 154; √ригорий, архимандрит. ƒревние и другие замечательные предметы в московском ¬ысокопетровском монастыре. ћ., 1875:13;† ѕереписна€ книга г.ѕереславл€-«алесского 1677г.// ѕереславль-«алесский: ћатериалы дл€ истории города XVII и XVIIIстолетий. ћ., 1884:13; ’олмогоровы 1884. —тлб.170–171; ћосква. јктовые книги XVIIIстолети€. “.1. ћ., 1892:127, п.887;† –овинский 1903:167; »звеков 1906:10; Ёрнст—. ÷ерковна€ старина в ѕетрограде// —тарые годы. 1915. »юль-август:10;  аргер 1928:127; —мирновћ.». ѕереславль-«алесский: ѕутеводитель и справочник. ѕереславль, 1928 (ошибочно называет художника ‘еофаном ‘еофилактовым); [—мирновћ.».] јктографи€ ѕереславль-«алесского кра€ XVIIIст.// “руды ѕереславль-«алесского историко-художественного и краеведческого музе€. ¬ып.10. ѕереславль-«алесский, 1929:78, 80, 83; јнтонова, ћнева 1963. “.2. є908; јнтонова 1966.  ат.84;  ачалова, ћа€сова, ўенникова 1990:49, 76. ѕрим.65;  осцова, ѕобединска€ 1990.  ат.47; ѕречистому образу “воему 1995.  ат.116; —укина 2001:100–101;  орнееваЌ.». ‘еодот ‘еофанов ѕротопопов-”хтомский†— государев певчий дь€к и изограф† // ѕереславль-«алесскому историко-художественному музею-заповеднику 80 лет. —б. трудов. ѕереславль-«алесский. 2002 (в печати);  омашко Ќ.». ѕодписные иконы изографов ќружейной палаты и их последователей // јнтиквариат и предметы коллекционировани€. 2003. є 11. —. 89; Ўалина ».ј. ќбретенные сокровища из собрани€ ¬.ј.Ѕондаренко.  нига-календарь на 2005 год. ћилан-ћинск, 2004. јннот. » таб. XX; »коны из частных собраний 2004. є 26. »лл. цв. (автор статьи Ќ.». омашко).