Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЛАНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВ (уп. 1692–1726)

-

жалованный иконописец, брат Кирилла Уланова; просился в 1692 г. в кормовые иконописцы.

6 сентября этого года ему велено было на штилистовой липовой цке написать для царевны Екатерины Алексеевны “образ Всемилостиваго Спаса во облаце, в молении Артемия Веркольскаго, мученика Мины, Пафнутия Боровскаго, Феодосия Общежителя” (Стлб. 201 г. № 10).

Около 3 декабря 1692 г. Василий Уланов бил челом о принятии его в жалованные иконописцы.

8 декабря он был назначен иконописцем, с годовым содержанием — 12 руб., по 4 чети с полуосьминою ржи и овса (Стлб. 201 г. № 122).

1 июля 1693 г. ему назначили кормовых по 6 денег в день и прибавили по 2 чети 6 четвериков ржи и овса в год (Стлб. 201 г. № 539).

5 июля 1694 г. окольничий Иван Юрьевич Леонтьев приказал Василию Иванову написать “иконописным письмом” для царевича Алексея Петровича “на четырех листах четыре стихии да 12 месяцев” (Стлб. 202 г. № 600).

В том же году он расписывал по красному золоту деревянные точеные яйца (Стлб. 202 г. № 412).

Летом 1695 г. Василий Иванов для царевича Алексея Петровича писал “потехи всякия” (Стлб. 203 г. № 621).

В мае 1697 г. он вместе с братом своим Кириллом, а также с иконописцами Василием Леонтьевым и Василием Максимовым в Высоко-Петровском монастыре “свидетельствовал” достоинство икон, написанных сюда иконописцем Тихоном Ивановым Филатьевым (Стлб. 205 г. № 468) (Успенский 1910).

В 1698 г. среди многих изографов Оружейной палаты работал над созданием иконостаса Преображенской церкви в с. Большие Вяземы по заказу Б. А. Голицына, для которого им была написана икона “Князь Борис” (патрональный святой заказчика), помещенная в местном ряду справа. На иконе имелась надпись: “2006 (1698) году писал Василий Уланов” (Шереметев 1916:193).

В 1699 г. писал саковые и бирковые доски (Стлб. 207 г. № 193) (Успенский 1910).

В 1703 г. Василий Уланов написал икону Богоматери, с изображением ветхозаветных персонажей и двенадцати апостолов. В конце XVIII в. икона находилась в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, на горнем месте. Судя по подбору святых, икона предназначалась для этого храма. Сохранилось ее описание: “У сей поля обложены серебром, вверху изображен Господь Саваоф, на правой стороне стоит Давид со свитком, с написанием: „Предста царица одесную тебе“ и проч. В венце Моисей, с написанием: „На Синайскей горе виде тя в купине Моисей“. На левой стороне Аарон, с написанием: „Жезл прозябший“; возле него Даниил, с написанием: „Виде гору несекомую“. На полях 12 апостолов, внизу посреде Иаков брат Божий; по правую его руку Кирилл и Илия, патриарх Иерусалимский, по левую же Софроний, патриарх Иерусалимский, и Макарий Египетский. На правой стороне внизу подписано: „1703 года сей Святой образ писал Василий Уланов“” (Мелетий 1800).

В 1703 г. числился в Оружейной палате кормовым иконописцем. В Москве жил в Заяузье, до 1703 г. — в приходе церкви Козьмы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе, затем — в приходе церкви Успения Богородицы в Гончарной слободе. Был женат на вдове Степана Судовщика Татьяне Ивановой (Москва. Актовые книги 1892).

 В 1707 г. им была написана икона “Усекновение главы Иоанна Предтечи”, находившаяся некогда в Сергиевском приделе церкви Рождества Богородицы в Бутырках в качестве вклада московской мещанки девицы А. А. Поповой (Ансеров 1892).

В 1708 г. вместе с братом Кириллом выполняет заказ на иконы, предназначавшиеся к отправке в Молдавское княжество для церкви Ильи в Сучаве (Тарасов 1990).

 В марте-августе 1712 г. работал «у прописки знамен» в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 1010. Л. 193 и след.). (Б.Т.).

В 1712–1713 гг. работает по заказу подьячего Патриаршего приказа Стефана Кирилловича Турчанинова — пишет иконы для церкви Троицы в Сыромятниках (“Богоматерь Боголюбская”, 1712 г.) и Введения в Барашах (“Богоматерь Умягчение злых сердец”, 1713 г.).

В 1714 г. совместно с Алексеем Квашниным создает икону Богоматери Иерусалимской для московской церкви Георгия на Всполье у Никитских ворот по заказу Федора Климентова Калинина (Святославский 1875). См. Квашнин Алексей.

В 1717 г. работал в Покровском монастыре в Угличе, где вместе с кормовым мастером Оружейной палаты Петром Савиным Хомяковым и учениками Георгием и Иоанном написал икону Богоматери Иерусалимской, которая находилась в местном ряду иконостаса монастырского собора. Это список с иконы московского Успенского собора, написанный в стиле Федора Зубова. На иконе имелась надпись: “1717 октября 2. Сий пречестный образ писали изографи Василий Уланов, Петр Савин сын Хомяков со ученики своими Георгием и Иоанном” (Ровинский 1903).

В 1726 г. вместе с братом Кириллом Улановым работал в Троицком Белбажском монастыре Нижегородской епархии (“Сказание о действиях обращательных из раскола…”, рукопись 3-четв. XVIII в. Нижегородский краеведческий музей. ГОМ 24739), где писал иконы для иконостаса (в 1889 г. иконы его письма находились на северной стене Успенского придела Троицкого собора (Костромские ЕВ 1914).

Василий Уланов был уроженец Юрьевца-Повольского (возможно, Костромы).

(Комашко Н. И.)

См. также: РГАДА. Ф. 396. Кн. 967 (Молева, Белютин 1965).

 

Сохранившиеся произведения:

1. Параскева преподобная. 1694 г. ГТГ. Инв. 012991. 44 х 15 см. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Пост. из ГОП в 1940 г. Мерная икона царевны Прасковьи Ивановны, родившейся 24 сентября 1694 г.

На поземе надпись белилами: “203 (1694) году писал Василий Уланов” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 902).

 2. Обретение главы Иоанна Предтечи. 1707 г. МНДМ. Инв. 1256/936. 71 х 64 см. Происхождение неизвестно. (Возможно, это та икона 1707 г., которая с названием “Усекновени главы Иоанна Предтечи” находилась в церкви Рождества Богородицы в Бутырках - К.Н.).

Надпись в правом нижнем углу: “1707 писал Василий Уланов” (Русские мастера живописи 1989).

3. Троица Ветхозаветная. 1708 г. Местный ряд иконостаса церкви Ильи в Сучаве (Румыния) (Тарасов 1990).

4. Богоматерь Боголюбская, с деисусом. 1712 г. ГТГ. Инв. 24517. 88 х 54 см. Происходит из церкви Троицы в Сыромятниках, в Москве. Пост. в 1933 г.

Внизу, слева, на лицевой стороне надпись: “1712 году писан сии образ Боголюбские пресвятыя богородицы с чудотворнаго образа что устретения вверху. По обещ[ан]ию патриарша казенного приказу подячего Стефана Кирилова сына Турченинова. [А празд]нество бывает июня в 18 день. Писал Васили Уланов” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2; La Madre di Dio 2000). (Комашко 2006. Илл. 3).

5. Богоматерь Умягчение злых сердец. 1713 г. МНДМ. Инв.  926/935. 52 х 47 см. Пост. в 1930-е гг. из церкви Введения в Барашах в Москве.

На обороте надпись: “Писан сий образ иконописцем Васильем Ивановичем сыном Улановым, а освещен и принесен в церковь Введенья Пресвятыя Богородицы, что в Барашах. 1713 феврале в 4 день по обещанию патриарша казеннаго приказа подячего Стефана Кирилловича Турченинова” (Русские мастера живописи 1989).

6.   Рождество Богоматери. 1715 г. 107,5 х 53 см. Собрание В. А. Бондаренко в Москве.  Реставрация: М.Г.Степанов, О.Б.Воробьева, 2002 г.

В нижней части ковчега справа надпись: “1715-го. Писал Василий Уланов”.

Приписываемые произведения:

Богоматерь Владимирская. Н. XVIII. ПЗИХМ. Инв. 2160. 74 х 60 см. Из церкви Иоанна Богослова в Переславле-Залесском. Пост. в 1925 г. (Богоматерь Владимирская 1995). Атрибуция Н.И.Комашко. (Корнеева-Комашко 1997).

 

Иллюстрации:

Параскева преподобная. 1694 г. ГТГ. 44x15 см.Обретение главы Иоанна Предтечи. 1707 г. МНДМ. 71x64 см.Богоматерь Боголюбская, с деисусом. 1712 г. ГТГ. 88x54 см.Богоматерь Умягчение злых сердец. 1713 г. МНДМ. 52x47 см.Рождество Богоматери. 1715 г. 107,5x53 см.
Богоматерь Владимирская. Н. XVIII. ПЗИХМ. 74х60 см.

Библиография:

Мелетий, иеромонах. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительныя пустыни Иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 гг. М., 1800:175; Святославский И. Летопись московской Георгиевской церкви, что на Всполье. М., 1875:77; Викторов 1883:455; Ансеров А. Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в Москве. М., 1892:49; Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1892:263, п. 1537; с. 282, п. 1965; с. 285, п. 2034); Ровинский 1903:166; Успенский 1910:276–277; Костромские ЕВ. 1914 г. № 13. Отдел неофициальный:288; Шереметев П. Вяземы. СПб, 1916:193; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат.  902, 903; Молева, Белютин 1965:238; Цюрик 1968: 145;  1000-летие 1988: кат. 37; Русские мастера живописи 1989. № 33, 34; Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII – начала XX вв. на Балканах // Советское славяноведение. 1990. № 3:55; Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки. М., 1995: № 30; Корнеева-Комашко Н.И. Изограф Оружейной палаты Василий Уланов // Труды ГИМ. Вып. 99. Новодевичий монастырь в русской истории и культуре. М., 1997:188-205; La Madre di Dio nelle Icone Russe. Dalla Galleria Tretyakov di Moska. Loreto, Aula Paolo VI, 8 dicembre 1999 — 31 marzo 2000. 2000. № 15.