—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

Ћјƒ»ћ»–ќ¬ »ќ—»‘ (¬ќЋќƒ»ћ≈–ќ¬) (уп. 1642Ц1666)

-

уроженец ярославл€, один из крупнейших царских изографов XVII в., первый в –оссии теоретик новаторского отношени€ к искусству, автор знаменитого ““рактата об иконописании”.

—ын иконописца ¬ладимира “итова, брат јндре€, Ѕориса и двух »ванов ¬ладимировых.  ¬ 1646 году жил в —пасской слободе, вместе с братом —аввой, св€щенником церкви ѕетра митрополита. ( азакевич 2006. —. 102-104).

¬ 1642/1643 гг. был у стенного письма в ”спенском соборе; до 1654 г. неоднократно вызывалс€ в ћоскву к государеву иконописному делу (—тлб. є 95 162 г.); между прочим, был здесь в 1652 г. у стенного письма в јрхангельском соборе (”спенский 1910).

¬озможно. тогда же, в 1652-1653 гг., »осиф ¬ладимиров участвовал в росписи церкви“роицы в Ќикитниках в ћоскве (ќвчинникова 1970).

¬ 1650 г. пишет с 4 товарищами киоты на наружных стенах ”спенского собора  ирилло-Ѕелозерского монастыр€. «а эту работу получили “пол-треть€ рубл€”. »з четырех композиций сохранилась только ““роица” на северной стене, плохой сохранности. ¬озможно, »осиф ¬ладимиров входил в состав артели, котора€ в том же году расписала паперти этого собора. —охранились росписи северной паперти и частично — западной. »м€ »осифа ¬ладимирова упоминаетс€ в синодике  ирилло-Ѕелозерского монастыр€ ( ирпичников, ’лопин 1972).

»осиф ¬ладимиров — один из авторов челобитной €рославских иконописцев, в которой они прос€т освободить их от земских податей и городовых служб (—тлб. є 95 162 г.) (”спенский 1913–1916). „елобитна€ написана в €нваре 1654 г., следовательно, иконописец в это врем€ был в ћоскве. (–ед.)

¬ сент€бре 1657 г. вместе с —имоном ”шаковым и некоторыми другими царскими иконописцами писал на “государеве патриарше дворе на дорогах у внешних сторон на церкви стенное письмо”. –аботал здесь 3 дн€, получа€ в день по 2 алт. 2 деньги (ћјћё.  н. є 43. Ћ. 82об) (”спенский 1917).

¬ 1659 г. »осиф ¬ладимиров вместе с —евасть€ном ƒмитриевым и еще п€тью €рославскими иконописцами участвовал в стенописных работах в ”спенском соборе –остова. ќб этом известно из отписки €рославского воеводы от 19 июл€ 167 (1659) г.: “ƒа €рославских же… иконописцов, —авасть€нка ƒмитреев, ќска ¬олодимеров с товарищи, п€ть человек, до твоей, великого государ€, грамоты вз€ты в –остов к –остовскому »оне митрополиту, соборны€ церкви дл€ стеннаго писма” («абелин 1850:24). —м.: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 5. ƒ. 6705. Ћ. 9 (Ўилов 1987:71).

¬ 1660 г. был у стенного письма в московском јрхангельском соборе (в это врем€ он жил у своего друга — —имона ”шакова). ¬ роспис€х значитс€ в первой статье (—тлб. є 349 168 г.). ¬месте с ”шаковым и другими писал царски€ двери в церковь преп.-муч. ≈вдокии (во дворце) (—тлб. є 405 168 г.); с Ћопуцким писал знамена (—тлб. є 482 168 г. ќп. 34. є 950 168 г.), вместе с другими иконописцами писал в ѕокровский — ¬асили€ Ѕлаженного — собор местный образ —пасов и северную дверь и чинил п€ть местных икон и царские двери (—тлб. є 1313 169 г.). (”спенский 1910).

¬ августе 1660 г. под руководством »вана ‘илатьева «починивал стены» в ”спенском соборе. (–√јƒј. ‘.  396. ќп. 1. „. 6. є 7001. Ћ.12). – Ў.—.

¬ сент€бре 1660 г. поступил в знаменщики ѕечатного двора. 29 июн€ 1663 г. на его место был назначен √ригорий јбрамов, но с 16 июн€ 1664 г. знаменщиком снова стал »осиф ¬ладимиров, причем  ему было выдано жалованье и за прошедший год. (–ум€нцев 1870).

¬ 1664 г. вз€т был с ѕечатного двора к стенному и травному письму во дворце в передней палате, “в комнате” и на золотом крыльце (—тлб. є 288 172 г.) (”спенский 1910).

¬ 1664 г. »ван ¬ладимиров с товарищами писал травы в церкви ≈вдокии в  ремлевском дворце (»звеков 1912/2:4).

¬ 1666 г. »осифа ¬ладимирова не могли найти — к стенному письму в јрхангельском соборе (в росписи назван “московским” иконописцем).

¬ 1666 г. он пишет икону «—ошествие —в. ƒуха» дл€ церкви “роицы в Ќикитниках, и с тех пор им€ его не упоминаетс€ в документах. “.≈. азакевич предполагает, что иконописец не умер, а постригс€  в московском «наменском монастыре под именем старца »оасафа. Ѕудучи старцем, он работал в 1677-1678 гг. на ѕечатном дворе в качестве резчика-гравера над иллюстраци€ми к ≈вангелию 1678 года ( азакевич 2006. —. 105).

¬ —ийском иконописном подлиннике на л. 92 помещен “ќбраз Ќерукотворенный [мастера] доброго”. […] ¬низу того же листа надпись: “—ей образ ’ристов за много лет иезувити от голомуцы€ пелегринато в –име прееден презтенты пергамин с самого синдона јвгарева изыском зуграфа »осифа ¬ладимирова москвита, выдан до руки в ¬ене в лето 7171”. Ёта надпись €вл€етс€ переводом польской надписи, сделанной на изображении Ќерукотворенного —паса, которое было написано в ¬ене в 1663 г.; “Sei obras Christov zamnogo liet oicami iezuvitij ogolomucya pellegrinatij Wrime preveden prez tentij pergamin s Samogo sindona Awgareva izyskom Zugrafa losifa Wladimirusza Moskoviata wijdan o drucu Woaustrij Wviene Wlieto spoа Lelineavit Martinus Jqnatius dublinskij eduarchi kopia Romanon. 1663”.

“Ќе смотр€, — говорит проф. Ќ. ¬. ѕокровский, — на некоторую не€сность показаний этой надписи, мы узнаем отсюда, что известный царский иконописец при дворе государ€ јлексе€ ћихайловича, друг еще более известнаго —имона ”шакова, сто€вший, вместе с этим последним, во главе художественнаго движени€ того времени, имел под руками копию с одного из Ќерукотворенных образов, пущенную в ход иезуитами, быть может, перерисовал эту копию и напечатал в ¬ене в 1663 году. — гравюры стали копировать русские иконописцы; одну из таких копий представл€ет и рассматриваемый нами снимок. ¬прочем, это не есть копи€ в строгом смысле слова, а более или менее свободное подражание. ќна имеет отдаленное сходство с образами — церкви св. —ильвестра и ватиканской библиотеки (см. снимки: Th. Heaphy, The Likeness of Christ pl. IV, V. London. 1886); но они различаютс€ и общим характером типов, и волосами и бров€ми. Ќаш снимок есть переработка римской копии, сделанна€ известным русским иконописцем во вкусе царской школы јлексе€ ћихайловича” (ѕокровский 1895–1898. ¬ып. 1:52) (”спенский 1910).

¬ 1660-е гг. ». ¬ладимиров написал свой знаменитый “трактат”, направленный против консервативных взгл€дов церковников на искусство, в защиту “световидных ликов”, из€щества и красоты форм. ќн восхищалс€ западными мастерами, которые “’ристов или Ѕогородичен образ на стенах и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают искусно… и земных царей своих портреты забвению не отдают. ¬осхвал€ют их словом, ради их мужества в бран€х, а также и в образах, пишут, и вс€кие вещи и событи€ в лицах представл€ют и как живых изображают”. » в то же врем€ ¬ладимиров высказывалс€ за следование иконописным подлинникам. ќпира€сь на авторитет патриарха Ќикона, он ратовал за исправление и “освидетельствование” этих подлинников.

¬ладимиров желал приблизить русское искусство к общеевропейскому уровню, сохранив в нем национальные традиции. ( . “.)

–од »осифа ¬ладимирова вписан в синодики  ирилло-Ѕелозерского монастыр€ ( . Ќ.) и “олгского монастыр€ (–ЌЅ. Q IV-131. Ћ. 152об) ( азакевич 2000).

—охранившиес€ произведени€:

—ошествие —в. ƒуха на апостолов. 1666 г. ћосква, церковь “роицы в Ќикитниках, местный р€д иконостаса. »нв. » VIII 80013, 1598. 105х62 см.

Ќа обороте клеймо в виде картуша с текстом: “»зограф »осиф ¬ладимиров” (ќвчинникова 1970: »л. 163, 164).

ѕриписываемые произведени€:

1. –ождество ’ристово. 1626 г. √–ћ. »з собрани€ Ќ. ѕ. Ћихачева. Ќадпись: “Ћета 7134 писал сий образ боголюбца по обещанию государев изограф »осиф” (Ћихачев 1897; Ѕрюсова 1984) (по сообщению ». —оловьевой, такой иконы в √–ћ нет). ѕо мнению Ќ. ѕ. Ћихачева, икона €вл€етс€ подделкой.

2. Ѕого€вление. 1626 г. √–ћ. »нв. ƒ–∆ 1101. 22,9х17,9 см. »з собрани€ Ќ. ѕ. Ћихачева. ѕо мнению Ќ. ѕ. Ћихачева, икона €вл€етс€ подделкой.

Ќадпись: “Ћета 7134 писал сий образ боголюбца по обещанию государев изограф »осиф” (Ћихачев 1897; Ѕрюсова 1984).

3. Ѕлаговещение. 1626 г. »з собрани€ ». ¬. —трелкова.

Ќадпись: “Ћета 7134 писал сий образ боголюбца по обещанию √осударев »зограф »осиф” (Ћихачев 1897; –овинский 1903). ѕо мнению Ќ. ѕ. Ћихачева, икона €вл€етс€ подделкой.

4. ѕринесение честные ризы. 1627 г. √ћ«ћ . Ѕлаговещенский собор (Ѕрюсова 1984).

5. »коностас соборной церкви. „астное собрание в ћоскве (Ѕрюсова 1984).

6.  руг »осифа ¬ладимирова. –ождество ’ристово. —ер. XVII в. я’ћ. »нв. »-109. 122х102 см (Ѕрюсова 1984).

7. Ѕогоматерь ¬ладимирска€, с 18 клеймами —казани€ о “емир-јксаке. —ередина XVII в. яћ«. »з церкви »оанна «латоуста в  оровниках. јтрибутирована по стилю “. ≈.  азакевич.

8. »сцеление слепого. 1650-е гг. ћосква, церковь “роицы в Ќикитниках, праздничный р€д иконостаса южного придела.

9. —пас ¬седержитель на троне. 1650-е гг. “ам же, местный р€д иконостаса.

јтрибуци€ последних двух произведений принадлежит ≈. —. ќвчинниковой (ќвчинникова 1970:150). — нею не согласна ». ѕ. Ѕолотцева (Ѕолотцева 1987:47–48).

Ѕиблиографи€:

—ахаров 1849:36; «абелин 1850:8, 13, 24, 27, 71; –овинский 1856:134, 135, 152; –ум€нцев 1870: Ѕ14; ѕокровский 1895–1898. ¬ып.1:51–52; —обко 1895. —тлб.527; ЋихачевЌ.ѕ. ÷арский “изограф” »осиф и его иконы. —ѕб., 1897; ”спенский 1902/2:19; –овинский 1903:141; ”спенский 1910:52–54; ”спенский 1913–1916. “.3:120–122; ”спенский 1917:103–104; ќвчинникова 1955:19–20; „ураков 1961:31–35; ќвчинникова≈.—. »осиф ¬ладимиров. “рактат об искусстве// ƒ–». XVIIвек. ћ., 1964:9–23; ќвчинникова 1970:142–150, ил.163–164; ќна же. «агадочные монограммы (о художественном творчестве »осифа ¬ладимирова) – –усска€ литература на рубеже двух эпох XVII – начала XVIII веков. ћ.. 1971:247-263;  ирпичников, ’лопин 1972:240–241;—алтыков ј.ј. Ёстетические взгл€ды »осифа ¬ладимирова – “ќƒ–Ћ. “. XXVIII. ћ.-Ћ., 1974. —. 271-288;  азакевич 1980:37; Ѕрюсова 1982:37; Ѕрюсова 1984:27–28; ѕам€тники письменности в музе€х ¬ологодской области.  аталогпутеводитель. „.4. ¬ып.1: ѕриходнорасходна€ книга 1650г./ ѕубл. подготовили ј.Ќ. ирпичников и ».Ќ.’лопин. ¬ологда, 1985:152; Ѕолотцева».ѕ. »осиф ¬ладимиров и иконопись ярославл€ середины XVIIвека// ѕам€тники архитектуры и искусства ярославской области. ярославль, 1987:74–95. “о же: Ѕолотцева».ѕ. —татьи и исследовани€. ярославль, 1996:39–51; Ўилов 1987:71;  азакевич 2000:23;  азакевич 2006: 104-105