—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

”–√ј–ќ¬ Ќ» ќЋј… —ќЋќћќЌќ¬ (Ѕ”–√ј–ќ¬, Ѕ”–√ќ–ќ¬, —јћ—ќЌќ¬) (уп. 1685Ц1720)

-

о происхождении Ќикола€ —оломонова известно из документов ’олопьего приказа 1692 г., опубликованных ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1984). ќказываетс€, иконописец “родом из горских черкес”, по имени —арцахан. ¬ малолетстве он был вз€т в плен “под “ерками” и привезен был в ћоскву, где его купил “»верского монастыр€ —инайских гор архимандрит —оломон”. ’оз€ин его крестил в православную веру “греческого закона” в ћоскве, в Ќикольском греческом монастыре и был его восприемником от купели. ¬ крещении был наречен Ќиколаем, а фамилию получил от крестного отца. —оломон же выучил его грамоте по-гречески и держал мальчика в Ќикольском монастыре при себе. [¬ ведомости на получении жаловань€ расписывалс€ на греческом €зыке. —м.:  ¬икторов 1883:455.]

 огда —оломон возвращалс€ на —инай [1675 г.], он поручил мальчика некоему ћануилу Ћевендатову, наказав обучить его иконному ремеслу. ѕройд€ курс обучени€ у иконописца ќружейной палаты √еорги€ “ерентьева «иновьева, Ќиколай —оломонов стал работать самосто€тельно. —о временем построил себе дом за »льинскими воротами на земле √еорги€ «иновьева, женилс€.

„ерез 17 лет после отъезда крестного отца —оломона ћануил Ћевендатов подал челобитную цар€м »оанну и ѕетру јлексеевичам, где утверждает, что он купил мальчика и обучил его иконному мастерству и потому требует возвращени€ своего холопа. »з ’олопьего суда дело было передано в ќружейную палату, где жалованным иконописцам было велено свидетельствовать мастерство Ќикола€ —оломонова. ¬ тот же день, 9 но€бр€ 1692 г., Ќиколай —оломонов принес в ќружейную палату образ —паса ¬седержител€, который он писал в јндроников монастырь. ѕо свидетельству “ихона »ванова,  ирилла »ванова, ≈гора «иновьева, “он, Ќиколай, пишет иконное воображение мастерством против ѕетра ‘едорова, а в кормовые иконописцы годитца он в первую статью”. 18 но€бр€ Ќиколай —оломонов был зачислен в ќружейную палату кормовым иконописцем. «а него поручились иконописцы √еоргий “ерентьев сын «иновьев, ѕетр Ѕилиндин, —ергей ‘омин сын Ѕод€гин, ѕетр —еменов, »ван „есноков и  ирилл ”ланов. ¬ поручительстве они писали: “…и как по указу великих государей по нор€ду из ќружейные полаты вел€т ему быть иконописных дел и ему, Ќиколаю, всегда быть готову. » будучи у иконописных дел государскою казною золотом и краски, и ничем не корыстоватца, и никаки€ хитрости не чинить, и государской казны ничего не покрасть и пократчи никуды не збежать, и без указу великих государей с ћосквы никуда не сьезжать, а будет он, Ќиколай, за нашею порукою, будучи в ќружейной полате в кормовых иконописцах у иконописных дел всегда готов не будет, или будучи у иконописных дел чем начнет корыствоватца, или какую хитрость почнет, или государскую казну что покрадет и пократчи збежит, или без указу великих государей с ћосквы куды станет съезжать, и на нас на порутчиках великих государей… пен€, а пени — что великие государи укажут…” (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 54. ƒ. 52195 за 1695 г. —тлб. 1–5. ƒ. 52197. —тлб. 1–3) (Ѕрюсова 1984).

ѕервые извести€ о работах Ќикола€ —оломонова св€заны с выполнением заказов патриарха. (–ед.)

¬ июне 1685 г. Ќиколай —оломонов написал в патриаршую домовую казну 11 икон доброго письма, на которых ризы были прописаны твореным золотом; из этих икон 9 были ¬ладимирской Ѕогоматери, а две — «намени€; за каждую икону он получил по 23 алт. 2 деньги (ћјћё.  н. є 115. Ћ. 203об–204).

8 августа 1686 г. получил из ѕатриаршего казенного приказа 2 руб. за 5 штилистовых икон, из которых три были ¬семилостива —паса по€сных, одна ”спени€ и одна ¬ладимирской Ѕогоматери (“ам же. є 118. Ћ. 205об–206).

¬ но€бре 1689 г. написал дл€ патриарха 8 икон ¬ладимирской Ѕогоматери (“ам же. є 134. Ћ. 189) (”спенский 1917).

¬ 1689–1693 гг. Ќиколай —оломонов пишет, вместе с другими иконописцами, иконы дл€ вновь построенной церкви ¬оскресени€ в  адашах.  (см. раздел —охранившиес€ произведени€).

¬ 1690-е гг. им€ Ќикола€ —оломонова неоднократно встречаетс€ в документах ќружейной палаты.

¬ марте 1694 г. по двойному золоту расписывал дерев€нные точеные €йца (—тлб. 202 г. є 412).

¬ 1695 г. он писал иконы в церковь »оанна ѕредтечи (“в ”ском” соборный храм с приделами Ќиколаевским и ѕредтечевским). Ќа запрос, сделанный —оломонову о неоконченных им еще иконах дл€ этой церкви, он ответил: “¬ церковь »оанна ѕредтечи св€тых икон, которы€ достались ему написать с своею братье по разделу, не дописано в пророческий по€с образ ¬оплощени€ ѕресв€ты€ Ѕогородицы да в царски€ двери два евангелиста, а дописаны они будут к 8 сент€бр€ 206 года” (—тлб. 206 г. є 411).

9 марта 1696 г. Ќиколаю —оломонову прибавили к получаемому им содержанию по 6 денег в день (—тлб. 204 г. є 226).

— 17 апрел€ 1698 г. по 14 €нвар€ 1700 г. —оломонов торговал на »вановской площади “печатной” бумагой “непрестанно и воскресны€ дни и √осподские праздники” (—тлб. 1700 г. є 34).

ќколо 1698 г. принимал участие в написании иконостаса —пасо-ѕреображенской церкви в ¬€земах. »м была написана икона апостолов »оанна и ѕетра, а также икона “јпостолы ‘ома, ћатфей, »уда и »аков” дл€ деисусного р€да. Ќа них были неразборчивые подписи: “ѕисал сей образ Ќиколай —оломонов (?)” (“Ќикита —алманов”) (Ўереметев 1916).

ѕолучал он в это врем€ 36 руб. 30 алт. в год (в том числе кормовых 21 руб. 30 алт.) (“ам же) (”спенский 1910).

¬ 1701 г. писал с товарищами иконы в новую соборную церковь ѕере€славл€-–€занского (“ихонравов 1861), в 1702 г. — в московскую церковь ѕетра и ѕавла в Ћефортове (ќзеров 1917).

¬ но€бре 1702 г. вместе с ¬асилием Ћеонтьевым, —ергеем “ерентьевым и “имофеем яковлевым вз€лс€ написать иконы в иконостас ¬ознесенской церкви с. „епчугова ¬€земского уезда, вотчине дь€ка приказа Ѕольшого дворца ѕ. »ванова. “екст договора см.: “ерентьев —ергей.

¬ июне 1703 г. Ќиколай ¬ургаров заключил договор на золочении церковного иконостаса и царских дверей в церкви в с. –ождествене ћосковского уезда — вотчине бо€рина “. Ќ. —трешнева, “екст договора: “»юн€ в 7 день ќружейные полаты иконописец Ќиколай —аломонов сын Ѕургоров подр€дилс€ у бо€рина “ихона Ќикитича —трешнева золотить иконостас в вотчине ево в ћосковском уезде в селе –ожественне нижней по€с, царские двери гладкие клейма и горболь резной, и на царских двер€х сень резна€ золотить красным золотом, и зделать по договору против записи на срок сент€бр€ к п€тому на дес€ть числу сего ж году. «а дело р€дил двести п€ть рублев, и тех денег вз€л наперед сто рублев.   той записи он, Ќиколай, по иноземчески, и свидетели столник »ван ћихайлов сын  афтырев, жилец Ѕорис јндреев сын Ќозсонов, ќружейные полаты иконописец “имофей яковлев сын ”рбановской, ѕомесного приказу подь€чей ѕетр »гнатьев сын ¬олодимеров сами руки приложили. ѕисал ‘едор √решищев” (–√јƒј. ‘. 282. ќп. 1. „. 1. ≈д. хр. 1032. Ћ. 937об).

¬ марте-августе 1712 г. работал «у прописки знамен» в ќружейной палате (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 2. є 1010. Ћ. 221 об. и след.). (Ѕ.“.).

 ¬ сент€бре 1718 г. иконописец ќружейной палаты ћихаил Ќиколаев сын ¬ургоров купил двор за јрбатскими воротами, в приходе церкви Ќиколы на ўепах (јктовые книги 1893).

¬ марте 1720 г. Ќиколай —амсонов (—оломонов) Ѕургоров и јлексей ƒмитриев Ћогинов заключили договор на иконописные работы в “роицком монастыре Ѕобровского уезда ¬оронежской епархии. “екст договора: “ћарта в дев€ты день ќружейные полаты иконописцы Ќиколай —амсонов сын Ѕургоров да јлексей ƒмитриев сын Ћогинов дали запись ¬оронежской епархии “роицкого монастыр€ козначею ¬арсунофию в том, что нан€лись они у него ¬арсунофи€ написать св€тые иконы в церкви божии в Ѕобровском уезде в вышеозначенной “роицкой монастырь против того мастерства, что в  озловском уезде в “роицком монастыре в церкве написаны иконы их мастерства, и писать те иконы против рисунков ево козначевых своими красками и золотом. ј от дела того мастерства р€дили денег сто рублев, р€дных денег вз€ли напред тритцать рублев, а достальные брать смотр€ по работе.   той записи они, Ќиколай и јлексей сами, великие √осударыни благоверные царицы и великие кн€гини ѕараскевии ‘едоровны сенной истопник јндрей Ќиколаев, серебреного дела ученик сенного истопника јндре€ Ќиколаева ≈мель€н јндреев вместо порутчика благоверные государыни царицы и великие кн€гини ≈катерины јлексеевны сослужител€ якова »ванова сына рещика —мирнова, ќружейной полаты иконописец јндрей »ванов сын ћандрыгин ручал, и свидетели челобитенные писцы ¬асилей ћамонтов, »ван “имофеев руки приложили. ѕисал и записал ¬асилей ƒер€бин” (–√јƒј. ‘. 282. ќп. 1. „. 1. ≈д. хр. 1038. Ћ. 117). (Ќ. ћ.)

—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 22. є 34241 (ћолева, Ѕелютин 1965).

—охранившиес€ произведени€:

1. ѕетр —еменов  оробов, Ќиколай —оломонов ¬ургаров, ћаксим »ванов. Ѕогоматерь Ѕоголюбска€, с припадающими —ергием –адонежским, ¬арлаамом ’утынским и »оанном ƒамаскиным. 1689 г. √“√. »нв. 22725. 157х121 см. ѕост. из церкви ¬оскресени€ в  адашах в ћоскве в 1934 г. ¬ конце XIX в. находилась в притворе верхнего храма (—трахов 1895).

¬низу на фоне, в центре, надписи: “Ћета 7198 (1689) го, ноември€ в 4 день, начата си€ икона пресв€тые богородицы рекомы€ Ѕоголюбские писати, а совершена трудностию изображен дневно и нощно того ж [мес€ца] 9-го числа”. Ћевее: “7198 (1689) в году писали сии св€тый образ —пасов петр —еменовски образ богородицы писал Ќиколай —[оло]монов”. ѕравее надпись: “преподобных отцев писали ѕерт [ ]оров да ћаксим »ванов” (јнтонова, ћнева 1963). ѕо мнению Ќ. ».  омашко, надпись искажена. ¬место “—еменовски” следует читать: “—еменов, св€тый…”, вместо “ѕерт  оров” — “ѕетр  оробов” (т. е. ѕетр —еменов  оробов, упом€нутый в надписи дважды).

2. —пас ¬седержитель. 1690 г. √“√. »нв. 22739. 173х121 см. ѕост. из церкви ¬оскресени€ в  адашах в ћоскве в 1934 г.

—лева внизу в картуше надпись: “Ћета 7198 го (1689/90) писал сии св€тый образ зогъраф Ќиколай —оломонов сын ¬уръгаров” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2).

3. —пас ¬седержитель. 1692 г. √“√. »нв. 22965. 145х105 см. ѕост. из церкви —ошестви€ —в. духа в “олмачах в ћоскве в 1936 г.

Ќа лицевой стороне в правом нижнем углу надпись XIX в. по желтому записанному фону (под ней есть древн€€): “Ћета 7200 го (1692) года писал сей образ по обещанию гостей  ондрать€ ћаркова да сына его Ћогина  онтратьева ƒобрыниных изограф Ќиколай —оломонов сын Ѕургаров” (јнтонова, ћнева 1963. “. 2).

4. —пас Ќерукотворный. 1693 г. √»ћ. 9/вр. » VIII 5351. 118,5х73,5 см. »з церкви —паса на Ѕожедомке в ћоскве, через музей »стории религии. (¬ документах √»ћ ошибочно указано, что икона происходит из церкви ¬ласи€. —м.: јгроскина 1996.)

∆ивопись находитс€ под потемневшей олифой. ¬ 1994 г. на плате была сделана проба ‘. ». ѕрендель.

¬ нижней части иконы, под “убрусом” наход€тс€: автограф иконописца, обширна€ историческа€ летопись, в картушах — кратка€ истори€ создани€ образа.

јвтограф иконописца в правом нижнем углу на темно-оливковом фоне белыми буквами; полууставом: “Ћета 7201 году писал сий образ иконописец Ќиколай —олом(онов)”. »сторическа€ летопись: “¬себлагаго Ѕога пресладчашаго спасител€ нашего Iисуса ’риста √оспода прославлени€ имеми (!) » велелепнаго в созерцание пресв€тешаго в челоекопри€тстве (!) ¬ожделеннаго лица его желающи благочестива€ велика€ государын€ царица и велика€ кн€гин€ ћарфа ћатфеевна, супружница усопшаго во господе блаженны€ пам€ти православнаго монарха великаго государ€ цар€ и великаго кн€з€ ‘еодора јлексеевича, все€ ¬елики€ и ћалы€ и Ѕелы€ –осии самодержца и многих государств царств же и кн€жении и земель повелител€ и обладател€; устрои сию икону нерукотвореннаго зрака и храм сей своим царским тщанием, она же велика€ государын€ царица упраси да в вечны€ лета слава и честь господу богу содействием сицевым воздаетс€; о е€ же велики€ государини царицы здравии в долготу дний и спасении и о упокоении во царствии небеснем усопшаго великого государ€ цар€ ‘еодора јлексеевича; жертва и приношение во храме сем да приноситс€, и пам€ть евангельскаго блаженства им в роды родов и во веки веков да пребудет ’ристе всещедрый Ѕоже царю благочестиве царствующи€ в благоденстве здравы спасены милостию твоею храни и вечнаго и своего в небе св€таго селени€ сотвори наследники аминь”.

¬ картушах слева: “—ей св€тый образ егоже сам прежде страсти свое€ от јвгар€ Ёдескаго посланником живописцем лице его иiзобразити и немогущи, зане провидец различно себе премен€ше, и прием убрус в воде змочениши отре божественное свое лице чудесно изобрази и посла ко јвгарю с посланием своим сице божие видение божественное чудо”. ¬ картушах справа: “≈го же прием, јвгарь поклонивс€ любезно цел… и получи исцеление по сем же от ‘адеа апостола крестис€ и поставив образ сей над враты града ≈дескаго с надписанием сим: ’ристе боже иже на т€ наде€с€ не отшетис€ никогда же. „удеса же по многом времени и чудотворени€ многа€ быша. –оман царь в лето: 6408 со многою честию чудотворныи принесе в  онстантин град”. ( . Ћ.)

5. ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов, ѕетр  ороб. ¬оскресение — —ошествие во ад. 1694 г. ћћќ. »нв. »-12. 178х127 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где была храмовым образом. ¬ насто€щее врем€ находитс€ в алтаре церкви “роицы в ќстанкине. –еставраци€: √÷’–ћ (1953), ¬’Ќ–÷ (1985), реставраторы ј. ѕ. Ѕурмакин, —. Ќ. ƒобрынин.

Ќадпись по верхнему краю нижнего пол€: “Ћета 7203 го совершис€ сей пречестный образ в мес€це но€бре по любому моему обещанию гост€ Ћогина  ондратьева сына ƒобрынина и то€ церкви сослужителей иереев ‘еодора ћихайлова и ‘еодора Ќазарцева. ѕисали изографы государски€ полаты ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов, ѕетр  ороб” (—илаева 1992).

6. ¬оскресение — —ошествие во ад. 1702 г. ћосква, церковь ѕетра и ѕавла в Ћефортове (јгроскина 1996).

7.   —пас Ќерукотворный. 1702 г. Ќаходитс€ в местном р€ду иконостаса церкви ѕетра и ѕавла в Ћефортове в ћоскве (јгроскина 1996).

 Ќадпись внизу по центру, между картушами, белилами (слегка правлена): “7200 (1702) году мес€ца февруали€ писал сий образ зограф Ќиколай —оломонов сын ¬ургаров”.  ¬ картушах - вирши:

“’леб сердце укрепл€ет зде лице »исуса,

’леб јнгельский предлежит нам вверху убруса.

 то достойно очеса свои им питает,

“от вечно сердце свое ’ристом укрепл€ет”.

“ѕочто предлежит тебе венец твой тернистый, ¬ пам€ть ли страстей твоих, о царе пречистый?

¬онзи главе моей мысль венца ти тернисту,

ƒа будет болезньпредо мною выну”

ѕерва€ из двух вирш встречаетс€ в “–усских  народных картинках” ƒ.ј.–овинского ( .Ќ.).

ѕриписываемые произведени€:

1. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов. ¬ход в »ерусалим. ќк. 1694 г. ћћќ. »нв. »-6. 93х70,5 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в праздничный р€д иконостаса. ѕост. в 1935 г. –еставраци€: ¬ѕЌ–  (1973–1976), реставратор Ћ. ћ. √рачев; ¬’Ќ–÷ (1985), реставраторы ј. ѕ. Ѕурмакин, —. Ќ. ƒобрынин.

2. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов. ’ристос перед  аиафой. ќк. 1694 г. ћћќ. »нв. »-68. ƒиаметр 60 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в страстной р€д иконостаса. ѕост. в 1935 г. –еставраци€: ћћќ, реставратор —. ј.  лишин.

3. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов.  оронование тернием. ќк. 1694 г. ћћќ. »нв. »-72. ƒиаметр 60 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в страстной р€д иконостаса. ѕост. в 1935 г. –еставраци€: ћћќ, реставратор —. ј.  лишин.

4. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов. ’ристос перед народом. ќк. 1694 г. ћћќ. »нв. »-71. ƒиаметр 60 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в страстной р€д иконостаса. ѕост. в 1935 г. –еставраци€: ћћќ (1981–1983), реставратор —. ј.  лишин.

5. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов. Ќесение креста. ќк. 1694 г. ћћќ. »нв. »69. ƒиаметр 60 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в страстной р€д иконостаса. ѕост. в 1935 г. –еставраци€: ћћќ (1981–1982), реставратор —. ј.  лишин.

јтрибуци€ є 1–5 сделана ≈. ». —илаевой на основании того, что названные художники работали над созданием иконостаса ¬оскресенской церкви (—илаева 1992. јвтор принимает ѕетра —еменова  оробова за двух художников: ѕетра —еменова и ѕетра  оробова).

 6. ѕетр —еменов  оробов, ѕетр Ѕилиндин, Ќиколай —оломонов (¬ургаров), ћаксим »ванов. Ѕогоматерь √ора Ќерукосечна€. ќк. 1694 г. √»ћ. »нв. 80110. »-VIII-5648. 197 х 110 см. ѕроисходит из московской церкви ¬оскресени€ в  адашах, где входила в местный р€д иконостаса.

»ллюстрации:

¬оскресение Ч —ошествие во ад. 1694 г. ћћќ. 178x127 см.Ѕогоматерь Ѕоголюбска€, с припадающими —ергием –адонежским, ¬арлаамом ’утынским и »оанном ƒамаскиным. 1689 г. √“√. 157х121 см.—пас Ќерукотворный. 1693 г. √»ћ. 118,5х73,5 см.—пас Ќерукотворный. 1702 г. Ќаходитс€ в местном р€ду иконостаса церкви ѕетра и ѕавла в Ћефортове в ћоскве

Ѕиблиографи€:

–усска€ старина 1846–1859. “етрадь10:106–108; “ихонравов 1861. —тлб.217;† ¬икторов 1883:455 (—оломонов);† јктовые книги 1893: 317, пар. 1029; —трахов—. ћосковска€ ¬оскресенска€ что в  адашеве церковь в е€ насто€щем виде. ћ., 1895:10–11; —кворцовЌ.ј. ÷ерковь во им€ Ќерукотворного —паса на Ѕожедомке в ѕречистенском сороке, более известна€ по приделу св.великомученицы ѕараскевыѕ€тницы. ћ., 1904; ”спенскийј.». ¬ли€ние иностранных художников на русское искусство во второй половине 17века// «олотое руно. 1906. є7, 8, 9:57; ”спенский 1910:260 (Ќиколай —оломонов); ”спенский 1917:83–85 (Ќиколай —оломонов); ќзеров—. »сторические сведени€ о Ћефортове и описание ѕетропавловского храма. ћ., 1917; јнтонова, ћнева 1963. “.2:398–400. є899, 900 (Ќиколай —оломонов); ћолева, Ѕелютин 1965:235 (—оломонов); Ѕрюсова 1984:314–315; ƒев€та€ выставка произведений, реставрированных ¬’Ќ–÷ им.акад. ».Ё.√рабар€ (каталог). ћ., 1988:40; —илаева 1992.  ат.5, 8–12; јгроскина≈.ј. Ќеизвестный художник XVIIв. Ќиколай —оломонов// ѕ Ќќ. 1994. ћ., 1996:210–221; Ќиколаева 2001:281, 284, 290; –осси€. ѕравославие.  ультура.  аталог выставки. ћ., 2001.  ат.483;† Ќиколаев  .ј. »коностас церкви ѕетра и ѕавла в Ћефортове.   вопросу о внутреннем убранстве московских приходских храмов в начале XVIII века // ’удожественное наследие. ’ранение. »сследование. –еставраци€. 20 (50). ћ., 2003: 63-65; —ахарова ќ.ћ. »коностас ”спенского собора –€занского  ремл€ // ‘илевские чтени€. VIII. “езисы коныеренции. 16-19 декабр€ 2003 г.: 63-65.