—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ќЋќ“ј–≈¬  ј–ѕ »¬јЌќ¬ (уп. 1667, ум. 1698)

-

в 1667 г.  арп «олотарев поступил в обучение живописному делу в качестве ученика в ќружейную палату к жалованному живописцу »вану (Ѕогдану) »евлеву —алтанову.

Ѕогдан —алтанов 18 окт€бр€ 1672 г. сказал, что “ученик его  арпунка пишет живописное письмо против ученика егож Ѕогдана —алтанова ћарчки ќстафьева”. ѕолучал  арп »ванов по 2 алт. 2 деньги в день (—тлб. є 55 181 г.).

Ќа ѕасху 1673 г. у цар€ были “ќружейной палаты разных дел мастеровые люди русские и иноземцы с подносными оружейными делами… и ему великому государю челом ударил ќружейной палаты живописец арменин Ѕогдан —алтанов, выуча своему живописному мастерству учеником своим русским  арпушкою »вановым. ј ученик его  арпушка, быв у великого государ€ руки, написав мастерства своего на полотне персону ос€зание да дес€ть древок тощих потешных, писаны по золоту разными цветными краски. » та персона и древко были в поднос” (—тлб. є 712 181 г.).

Ћетом 1675 г.  арп »ванов просил прибавки ему жаловани€. ¬ своей челобитной он, между прочим, говорит, что “работает у мастера” (—алтанова) “вс€кие великаго государ€ дела восемь лет”.

¬ это врем€ у »ванова в семействе была лишь одна жена, детей не было.

10 окт€бр€ 1675 г. в ќружейной палате »ван Ѕогданов —алтанов был “допрашиван — тот ученик его  арп »ванов совершенно ли живописному мастерству научен и пишет вс€кие живописны€ дела собоюль. ј в допросе »ван —алтанов сказал: тот де ученик его  арп »ванов тому живописному мастерству научен и вс€кие живописные дела пишет и знаменит собою. » егоде  арпова письма есть в казне великаго государ€ в ќружейной палате писанны€ стенны€ знамена по камкам. ј в прошлом во 183 году написал он же  арп собою в поднос великому государю знам€ сотенное, а на нем написан архистратиг Ѕожий ћихаил на коне, а против живописца ƒорофе€ ≈рмолаева мастерством своим гораздо стоит и выше”.

— 8 сент€бр€ 1675 г.  арпу »ванову прибавили по 4 деньги в день “дл€ его добраго мастерства” (—тлб. є 62 184 г.). [». ≈. «абелин уточн€ет даты:  арп »ванов просит о прибавке жаловань€ 14 июл€, а получает прибавку 8 сент€бр€ 1677 г. √оды от сотворени€ мира 7185 и 7186. —м.: «абелин 1894. ¬ып. 2:125. — –ед.]

  ѕасхе 1677 г.  арп »ванов написал в поднос к государю “знам€ сотенное по камке золотной”, на нем “образ грознаго воеводы архистрата Ѕожи€ ћихаила на коне с оба лица, золотом, серебром и разными красками, а на коймах подписаны подписи золотом” (ќп. 34 є 958 Ћ. 463). ¬ июле того же года “писал он к образу ѕресв€ты€ Ѕогородицы »верски€, что в ¬ерху, в новой церкви —паса Ќерукотвореннаго образа, у государынь царевен больших, киот дерев€нный большой” (“ам же. Ћ. 432об).

¬ сент€бре 1678 г.  арп »ванов “писал в набережном иконном терему по полотнам две притчи — ¬идение цар€  онстантина, к великому государю в ¬ерху к переграде дерев€нной, что у золотого крыльца” (ќп. 34.  н. 959. Ћ. 203). ¬ 1678 г. в качестве живописца пишет аспидом большой липовый сундук в царские хоромы (—тлб. 186 г. є 8). ¬ том же году «олотарев по приказанию цар€ ‘едора јлексеевича написал золотом, серебром и разными красками на полотне “персону во св€тительской одежде великаго господина св€тейшего »оакима патриарха московскаго и ¬се€ –уси” (—тлб. 186 г. є 112).  [—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 12. ≈д. хр. 17036 (ќвчинникова 1955) - –ед.].

 Ќаписал “знам€ сотенное по алой камке — архистратига Ѕожи€ ћихаила на коне, с оба лица” (—тлб. 186 г. є 515).

 ¬ июле 1679 г.  арп »ванов в своей челобитной царю пишет: “–аботаю €, холоп твой, вс€ки€ твои, великаго государ€, живописны€ дела безпрестанно лет с одиннадцати…[¬еро€тно, следует читать: “с одиннадцать”, то есть с 1668 года - –ед.]  » €, холоп твой, выучась у мастера, работаю вс€кое твое, великаго государ€, живописное письмо собою шесть лет в мастерах, да мне ж дан из ќружейны€ палаты ученик [у «олотарева училс€ Ќазар »гнатьев ѕопов (ќп. 34.  н. є 961. Ћ. 208об). —м.: ”спенский 1910:92. — –ед.], а только мне жаловань€ поденный денежный корм по 3 алтына 2 деньги на день. ј прежде сего бывали которые, государь, живописцы в ќружейной палате иноземцы — немцы и пол€ки, и им был поденный денежный корм, а хлебнаго окладу не было, дл€ того дл€ съезду в свою сторону им был корм большой, а €, прирожденный и вечный холоп твой, великаго государ€, и работаю безпрестанно вс€ки€ твои, великаго государ€, живописные дела, и, будучи мне у дел, тем поденным кормом прокормитьс€ и с женишкою и с детишками нечем. ѕо твоему, великаго государ€, указу, отпущены розных дел мастеры королевскаго величества в сторону, и оклады хлебные и денежные остались в ќружейной палате и никому не отданы. ћилосердый государь… [вели] — из тех порозжих окладов… мой денежный корм справить в оклад против тех иконописцев, которые бывали в учениках у —имона ”шакова и поверстаны окладом… ј €, холоп твой, против своей братьи мастерством своим вышел”.  ак видно из другого документа, «олотарев просил назначить ему жалование “дл€ его многи€ работы и доброго мастерства против ћихаила ћилютина и ≈гора “ерентьева”. «олотареву “прибавили поденного денежного корма к прежнему по четыре деньги на день” (—тлб. є 90 187 г.).

¬ 1679 г.  арп »ванов «олотарев написал (с участием других живописцев) “на полотнах ≈вангельски€ и апостольски€ проповеди, всего 19 мест, мерою в длину по 2 и по полтора и по 1 аршину, в новы€ дерев€нны€ хоромы к великому государю” (—тлб. 187 г. є 853); “…золотил и серебрил по гулфарбе чепь железную, мерою… в длину 4 аршина, — к паникадилу медному золоченому, которое в церкви преподобномученицы ≈вдокии, что у великаго государ€ вверху” (ќп. 34.  н. 959. Ћ. 390); “аспидил сундук липовый большой к великому государю в хоромы да ларец липовый в хоромы к царевичу »оанну јлексеевичу” (“ам же. Ћ. 391).

«олотарев “писал золотом, серебром и красками два дерев€нные креста резные да два нетощи€ к хоругв€м ѕресв€ты€ Ѕогородицы —моленски€ в Ќоводевич монастырь” (ќп. 32. —тлб. є 1818 188 г.).

“— товарищами” «олотарев “гулфарил восемь тумб, 12 столбов с базы и с капители, 8 киотов, 5 гзымзов, 60 образных дощечек, 27 кружков к т€блам и к гзымзу под золото в село »змайлово в новопостроенную каменную церковь ѕокрова ѕресв€ты€ Ѕогородицы” (ќп. 34. є 962. Ћ. 382). Ќа листе александрийской бумаги написал “12 мес€цев и беги небесные против того, как в столовой в подволоках написано. “от лист прин€л в хоромы к государю царевичу и великому кн€зю ѕетру јлексеевичу бо€рин –одион ћатвеевич —трешнев” (ќп. 34. є 962. Ћ. 507). –асписывал столпы в ѕокровский собор села »змайлова (ќп. 34. є 962. Ћ. 322об). и печи в новых дерев€нных хоромах царских палат (“ам же. Ћ. 339) (”спенский 1910). ¬месте с другими царскими живописцами — »ваном ћировским, яковом »вановым, ¬асилием ѕознанским и јвтономом »вановым — писал “в новопостроенную церковь” ѕокрова Ѕогородицы в подмосковном с. »змайлове, “св€тые иконы с позолоченными венцами” (”спенский 1913–1916. “. 1:213). —м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 12. ƒ. 18594. Ћ. 17, 19, 25, 38, 40 (ƒатиева 1993).

¬ апреле 1679 г. писал на белой тафте две хоругви: на одной стороне по ¬оскресению √осподню, а на другой по кресту. ¬ июне велено написать на полотне живописцу  арпу «олотареву персону в св€тительской одежде »оакима, патриарха ¬се€ –уси [». ≈. «абелин датирует эту работу 1681 г. —м.: «абелин 1862:168. — –ед.].

»з ответа на челобитную «олотарева и ¬асили€ ѕознанского о выдаче жаловань€ (но€брь 1679 г.) вы€сн€етс€, что “корм” «олотарева составл€л 4 алт. на день, итого за год 43 руб. 26 алтын (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 12. ƒ. 18801. Ћ. 1, 2). ¬ 1680 г. оружничий ». языков приказал сделать «олотареву на день 4 алт. 6 денег (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 13. ƒ. 19683. Ћ. 2–4). (ѕ. ј.)

¬ феврале 1680 г. «олотарев написал “в монастырь ѕресв€ты€ Ѕогородицы —трастны€, что за “верскими воротами”, “хоругвь на оба лица, на одной стороне ¬оскресение ’ристово, на другой стороне ”спение ѕресв€ты€ Ѕогородицы” (ќп. 32. —тлб. 188 г. є 1825). ¬ 1680 г. «олотарев писал “подволоки по полотнам живописным письмом розны€ вс€ки€ притчи в государевых новых дерев€нных хоромах” (ќп. 34. є 962. Ћ. 558об) “и из царственных книг к подволокам и к стенам” (“ам же. Ћ. 586). “огда же вместе с ¬асилием ѕознанским “писал в новых дерев€нных хоромах разны€ притчи по полотну на подволоках и стенах, которы€ хоромы построены вновь на конюшне, на Ќовом ѕотешном дворе, что бывал бо€рин »льи ƒаниловича ћилославскаго” (“ам же. —тлб. 188 г. є 78). ¬ марте того же года они же писали на полотнах апостольские проповеди в церковь »оанна Ѕелоградского, что у великого государ€ в ¬ерху, на сен€х (“ам же. Ћ. 607об).

ѕисал разными красками “переходы новые дерев€нные, которые сделаны вновь около церкви преподобномученицы ≈вдокии, что у великаго государ€ в ¬ерху” (ќп. 34. є 962. Ћ. 616). «олотарев “золотил и серебрил два древка тощих с €блоками резными большими к прапорам тафт€ным, писанным дл€ встречи и выезду польских послов” (—тлб. 188 г. є 78) (”спенский 1910:93).

¬ 1680 г. живописец  арп »ванов писал новые дерев€нные переходы около церкви ¬оскресени€ —ловущего  ремлевского дворца, позолотил и расписал два дерев€нных резных креста из кипариса, сделанных дл€ ≈вдокиинской церкви и на √олгофу, изображени€ на которых написал »ван —алтанов (»звеков 1912/2:7).

14 марта 1681 г. «олотарев пишет в своей челобитной царю: “ѕо твоему, великаго государ€, указу, посылают мен€ в  иев и в розные малороссийские города дл€ ради описани€ церковных чертежей”. «олотарев просил дать ему впредь из жаловани€ денег, “чем бы подн€тьс€, а здесь на ћоскве женишка и детишки с голода не померли бы”. ≈му дали в зачет 10 рублей (—тлб. 189 г. є 293) (”спенский 1910). [—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 13. ƒ. 20304. Ћ. 1. — ѕ. ј.] ѕредполагают, что отъезд «олотарева на ”краину был св€зан со строительством, зате€нным царем ‘едором јлексеевичем в новом государевом дворце на ѕресне церкви ¬оскресени€ (Ѕусеваƒавыдова 1985).

 ѕосле возвращени€ из поездки «олотарев в новой челобитной царю писал: “¬ прошлом 189 году по твоему, ¬еликого √осудар€, указу был €, холоп твой, посылан в дальнею посылку в  иев, в ѕере€славль, в Ќежин, в Ѕатурин, в √лухов и в иные розные малороссийские городы. “ерпел вс€кую нужду, и дл€ той посылки дано мне, холопу твоему, из ќружейной полаты в зачет дес€ть рублей. ћилосердный √осударь… пожалуй мен€, холопа своего, дл€ моей скудости, не вели, √осударь, на мне, холопе своем, тех денег зачитать”. ѕросьба  арпа »ванова была удовлетворена (—тлб. 190 г. є 43) (”спенский 1910). 

¬ 1681 г. «олотарева наградили: с  азенного двора ему было выдано “на кафтан сукна кармазинового п€ть аршин да камки немецкой дес€ть аршин” (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. ƒ. 20411. Ћ. 1–1об). (ѕ. ј.) ¬ июне 1681 г. он расписывал иконостас в церкви преподобного —ерги€ в с. ¬оробьеве (—тлб. 189 г. є 435) (”спенский 1910).

 27 сент€бр€ 1680  «олотарев пишет челобитную царю ‘едору јлексеевичу: “…бьет челом холоп твой ќружейной палаты живописного письма мастер  арпушка «олотарев. –аботаю €, холоп твой, вс€кие твои, ¬еликого √осудар€, живописные дела верховые и приказные беспрестанно лет з двенатцать, а твоего государева жаловани€ мне холопу твоему идет только поденно денежный корм небольшой, только по четыре алтына на день, а хлебного и денежного окладу никакого нет. ј которые есть, √осударь, в ќружейной палате иконописцы, и им идет твое, ¬еликого √осудар€, жалованье, хлебной и денежной оклад и кормовые деньги. » есть, √осударь, в ќружейной полате пресп€ктивный мастер, и опричь пресп€ктива иного ничего не пише, а золотари опричь золочень€ иного ничего не пишут, потому что не умеют. ј €, холоп твой, иконное и живописное письмо, персоны и притчи писать умею свыше иных своей братьи и пресп€ктивное письмо, и золотить умею ж, седла и луки потурецки твореньем золотом писать умею ж… — мастерства моего есть в твоей, ¬еликого √осудар€, в казне в ќружейной полате знамени по камкам и притчи по полотнам, и о том моем мастерстве есть сказки за руками мастеров в ќружейной палате. ј твоим, ¬еликого √осудар€, жалованием против моего мастерства и против той своей братии соунижен будучи… да прокармица з женишкою и детишками мне, холопу твоему, неча… ѕожалуй мен€, холопа своего, дл€ своего государева многолетнего здрави€ вели учинить мне, холопу своему, своего государева жаловани€ против моих товарищей, против »вана ¬олотыр€ или против ƒорофе€ ≈рмолаева… чтобы мне, холопу твоему, против своего мастерства и против своей братии соунижену не быть, потому твой холоп против той своей братии мастерством своим гораздо свыше и чтобы мне, холопу твоему, з женишкою и детишками и за теб€, ¬еликий √осударь, вечно богу молитс€. ÷арь √осударь смилуйс€”. „елобитна€ была опубликована ј. ». ”спенским полностью, кроме начальной фразы, но приписана была почемуто ¬асилию ѕознанскому (”спенский 1913–1916. “.2:207). (¬. Ќ.) Ёту челобитную не оставили без внимани€. 8 окт€бр€, т. е. через несколько дней после ее подачи, по приказу оружничего ». языкова был проведен опрос живописцев ». —алтанова и ». Ѕезмина, которые сказали, что “живописец  арп »ванов пишет живописное письмо против живописца иноземца »вана ¬алтыр€ да против ƒорофе€ ≈рмолаева” (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 13. ƒ. 19683. Ћ. 4).  (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ].).

¬ конце этого года в числе учеников «олотарева значатс€ ѕетр —еменов, »ван ≈кимов (якимов), Ќазар ‘едоров (‘едотов), Ћогин ћихеев (—тлб. 190 г. є 44) (”спенский 1910). [—м. также: –√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. „. 12. ƒ. 18928. Ћ. 1. — ѕ. ј.]

11 €нвар€ 1682 г. “велено в церковь ¬оздвижени€ честнаго и животвор€щего  реста √осподн€, что у него великого государ€ наверху, сделать иконостас против чертежа, и тот иконостас уговорилс€ сделать живописец  арп «олотарев” (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 2.  н. 1033. Ћ. 439). ¬ февралеапреле шла закупка материалов и изготовление металлических частей иконостаса. –уководил работой и выполн€л образцы  арп «олотарев (“ам же. ќп. 1. ƒ. 20576. Ћ. 1–2; ƒ. 20608. Ћ. 1–2.). ƒревний иконостас не сохранилс€. ¬еро€тно, в конце XVIII в. он был заменен ныне существующим (¬ьюева 1994). ¬ том же храме он расписал и позолотил тумбы (”спенский 1910). «а работу по иконостасу мастер получил 300 руб. (»звеков 1906). ¬ 1682 г. он “выолифил” 9 страстных икон в церковь ¬оздвижень€ (–√јƒј. ‘онд 396. ќп. 1. ƒ. 20602. Ћ. 1). (ѕ. ј.)

31 марта этого года царь ‘едор јлексеевич велел  арпу «олотареву написать на хрустальном стекле образ ¬оскресени€ ’ристова, размером: 10 вер.љ8 вер. —текло дл€ этого было куплено за 5 руб. (—тлб. 190 г. є 145; ср. —тлб. 191 г. є 533). ќн же писал страсти √осподни (—тлб. 190 г. є 31).

   ѕасхе 1683 г.  арп »ванов «олотарев расписал разными красками дл€ государей “50 €иц кур€чьих и 10 голубиных” (—тлб. 191 г. є 819) (”спенский 1910). ¬ 1683 г.  . «олотарев работает уже не живописцем ќружейной палаты, а золотописцем золотописной мастерской ѕосольского приказа, о чем свидетельствует запись о выдаче “√осударственного ѕосольского приказу золотописцу  арпу »ванову на годовое жалованье и на хлеб 89 рублев” (–√јƒј. ‘. 141. 1683 г. ќп. 6. ƒ. 81. Ћ. 7).

 ¬еро€тно, вскоре  . «олотарев возглавил золотописную мастерскую ѕосольского приказа, т. к. его оклад (138 руб. 26 алтын в год) превышал жалованье всех других золотописцев, работавших в мастерской (Ѕелокуров 1906). ¬ этой мастерской живописцы и резчики выполн€ли заказы на изготовление иконостасов и другие работы (–√јƒј. ‘. 141. 1687 г. ƒ. 167. Ћ. 11). (ѕ. ј.)

 ѕо царскому указу от 18 но€бр€ 1684 г. велено было: “¬ Ќоводевичий монастырь в новой церкви ”спени€ пресв€тые Ѕогородицы, что в трапезе, построить иконостас по образцу, каков назнаменил золотописец  арп «олотарев, а у того строени€ быть и над мастерами надсматривать, которые у того дела будут, ему,  арпу «олотареву” (–√јƒј. ‘. 141. 1684 г. ќп. 6. ƒ. 175. Ћ. 1). ѕосле завершени€ работ храм был осв€щен 28 апрел€ 1686 г. »коностас не сохранилс€. ќн был описан ». —негиревым (—негирев 1857)   »коностас был разобран в 1920-е гг., однако некоторые иконы сохранились. —остав иконостаса и сохранившиес€ иконы описаны ћ.ћ.Ўведовой (—м. Ўведова 2001).

¬ 1685 г. «олотарев сделал иконостас в трапезную  ремлевской церкви св. ≈катерины (–√јƒј. ‘. 396. ќп. 1. ƒ. 25594. Ћ. 1) (ѕавленко 1984). ¬ 1685 г. «олотарев сделал обмер главного храма Ќовоиерусалимского монастыр€ (Ћеонид 1870).

¬ 1686 г. «олотарев за 87 руб. 18 алтын 2 деньги расписал ““роицкую проезжую башню  ремл€ и вызолотил туда же орла” (–√јƒј. ‘. 141. 1682 г. ќп. 6. ƒ. 81. Ћ. 1) ( алишевич 1961).

 ¬ 1686-1687 гг. золотописец  арп «олотарев упоминаетс€ в судебном деле по поводу жившего у него в кабальном холопстве или по записи вологодца √ригори€ –оманова (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 3. ƒ. 2550) (–ед.).

¬ 1686–1689 гг. под руководством «олотарева в золотописной мастерской были сделаны кресла, кровати дл€ царевен ‘еодосии, ≈катерины и Ќаталии, а также кровать, предназначенна€ в подарок ¬. ¬. √олицыну, руководителю посольского приказа, дл€ цар€ »вана јлексеевича. “» у кроватного строени€ быть √осударственного ѕосольского приказу золотописцу  арпу «олотареву” (ѕавленко 1984).

¬ сент€бре 1687 г. «олотарев возглавил все работы по изготовлению иконостаса ѕреображенской надвратной церкви Ќоводевичьего монастыр€. 8€русный барочный иконостас дошел до нашего времени без какихлибо изменений ( алишевич 1961; ѕавленко 1984). ¬ окт€бре того же года он золотил резной иконостас в трапезу ≈катерининской дворцовой церкви (—тлб. 196 г. є 134; ср. є 142) (”спенский 1910). ¬ 1687 г. «олотарев позолотил резной киот к образу Ѕогородицы греческого письма, которым новгородский митрополит Ќикон благословил в 1653 г. цар€ јлексе€ ћихайловича и царицу ћарию »льиничну с детьми, и написал в киоте образ “роицы, »оанна Ѕогослова и »оанна ѕредтечи. »кона в киоте была поставлена в церкви —паса, что в сен€х у царевен јнны и “ать€ны (–√јƒј. ‘. 141. 1687 г. ƒ. 229. Ћ. 1–4) ( алишевич 1961). 12 декабр€ 1687 г. последовал царский указ: “«олотописцу  арпу «олотареву ћосковского уезда, дворцового села »змайлова, в церкви цар€ »осафа »ндийского сделать иконостас с флемованными дорожниками, весь резной, против образца, каков ему,  арпу, дан из √осударственного ѕосольского приказа, который он же,  арп, знаменил самым добрым мастерством и тот иконостас, резь и дорожники и вс€кие резные штуки вызолотить” (–√јƒј. ‘. 141. 1689 г. ќп. 7. ƒ. 216. Ћ. 1–2) (ѕавленко 1984). »коны дл€ иконостаса писали ћихаил ћилютин, ¬асилий ѕузыревский и ‘едор ёрьев. «олотарев получил за работу 20 руб. ( алишевич 1961). ¬ том же 1687 г. «олотарев писал иконное письмо на ѕосольском дворе (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 3820. Ћ. 1–19).

¬ 1688 г. «олотарев возглавил все работы по возведению иконостаса в Ѕольшом соборе ƒонского монастыр€. 8 июн€ 196 (1688) г. “¬еликие √осудари… указали в монастырь ѕречистые Ѕогородицы ƒонские в новоссозданную Ѕольшую каменную церковь построить иконостас стол€рного дела с флемованными дорожники и с резью против образца, каков учинен в √осударственном ѕосольском приказе. ј у строени€ того иконостаса в указе стол€рного дела и у знамении [знаменки] розных [резных] штук быть √осударственного ѕосольского приказу золотописцу  арпу «олотареву, а и лесные припасы, дубовые и липовые доски и брусье к тому строению держати ему,  арпу, из тех припасов, которые на то иконостасное строение вз€ты резного дела у мастера у старца »пполита и перевезено на ѕосольский двор, а что к тому иконостасному строению надобно клею карлуку и иных каких припасов и что дать плотником… и рещиком… и стол€ром… и тому у золотописца у  арпа имать росписи за ево рукою, а в росписи писать ему,  арпу, им€нно кому… за что корму или по договору подр€дных денег дать” (–√јƒј. ‘. 125. 1690 г. ќп. 2. ƒ. 191. Ћ. 12; ‘. 141. 1688 г. ќп. 6. ƒ. 154). —м. также: “окмаков 1889.

9 июл€ 1688 г. вышел царский указ, по которому было передано “ арпу «олотареву дл€ пожарного ево розорени€ в приказ тритцать рублев из Ќовгородского приказу” (–√јƒј. ‘. 141. 1688 г. ќп. 6. ƒ. 245. Ћ. 87). 7 августа 1688 г. цари приказали дать  арпу «олотареву на иконы, что пишут в ѕосольском дворе дл€ церкви »оасафа царевича в »змайлове, “на растворку прописки светов и венцов… 10 золотых червонных, да от переделу тех золотых по шти алтын по четыре деньги от золотого, итого 2 рубли” (“окмаков 1889:17).  арп «олотарев в написании икон не участвовал, но он по окончании работ подал роспись икон (“ам же:21).

1 сент€бр€ 1689 г.  . «олотареву по неизвестным причинам было “отказано от места” в ѕосольском приказе, но уже 1 июн€ 1690 г. он вернулс€ обратно. ƒенежный оклад ему был назначен в 50 руб., хлеба 40 четвертей ржи, овса столько же, “праздничных” на 6 праздников по 4 руб., соли — 8 пудов, и “поденного корма” по 4 алт. на день. » за 1689–1690 гг. ему были выплачены деньги — 132 руб. 25 алт. 2 деньги (–√јƒј. ‘. 138. 1690 г. ќп. 1. ƒ. 5) ( алишевич 1961). ¬ том же году дл€ “царской потехи” «олотарев сделал “вверх… мартышкино место (клетку), за что получил 4 рубл€ 25 алтын” (–√јƒј. ‘. 137. 1689 г. ќп. 1. ƒ. 254. Ћ. 29об) (ѕ. ј.)

10 марта 1690 г. «олотарев писал, что он “работал в ѕосольском приказе иконное живописное письмо и золотописные и иные разные дела беспрестанно 23 года” ( алишевич 1961:395).

¬ 1691 г. «олотарев в ѕосольском приказе участвовал в создании “ ниги о мельничном строении”, писал “золотые линейки около чертежных и словесных листов” (–√јƒј. ‘. 141. ќп. 6. ƒ. 128. Ћ. 633).

¬месте с иконописцем ќружейной палаты »ваном –ефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника кн€з€ ѕетра ћихайловича ƒолгорукого, о чем они в своей челобитной ѕетру I писали: “Ѕьют челом холопи ваши √осударственного ѕосольского приказу залатписцы  а[р]пушка «олотарев, √осударевы ћастерские полаты »вашко –ефусицкой. ѕодр€дились мы, холопи ваши, у стольника кн€з€ ѕетра ћихалавича ƒолгорукова зделать в церкве иконостас, и дали на себ€ мы поручи… и мы халопи ваши тот иконостас до сроку зделали и даведетца нам, по подр€дной записи тритцать рублев. » он, кн€зь ѕетр ћихайлович, тех досталных денег… и тои запис не отдает…” (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 4306. Ћ. 1).

¬ но€бре 1692 г. “по указу св€тейшаго патриарха, в соборную ”спенскую церковь… печатный антиминс, который на домовом белом атласе напечатан, у —пасова и Ѕогородицына образов и у св€тых венцы и каймы прописывал золотом и красками лица и ризы и каймы ж”. «а свою работу и материалы «олотарев получил из ѕатриаршего  азенного приказа 7 руб. 24 алт. (ћјћё.  н. є 147. Ћ. 138об) (”спенский 1917:23). ¬ новопечатном ≈вангелии, предназначенном дл€ ”спенского собора (на александрийской бумаге), написал изображени€ евангелистов, сделал заставки и буквицы (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. „. 3. ƒ. 4370. Ћ. 1).

¬ том же году «олотарев вновь подр€дилс€ на работы в Ѕольшой собор ƒонского монастыр€. “екст подр€дной записи 1692 г.: “—е аз, государственнаго ѕосольскаго приказу золотописец  арп »ванов сын «олотарев в нынешнем в 201 (1692) году но€бр€ в 26 день подр€дилс€ € ƒонскаго монастыр€ у архимандрита јнтони€ с братьею: сделать мне,  арпу, иконостас в новосозданную церковь местный по€с: царьски€ двери резны€ сквозны€ и с сенью резною сквозною ж и с фрамугою, к местным иконам стлупы резны€ доделать, которые зачаты, шесть стлупов, а которых нет сделать вновь противу тех же; а кивотов будет в том местном по€се от царских дверей по обе стороны по три кивота вместе; да возле тех кивотов сделать северны€ и южны€ двери с фрамугами резными; да возле тех северных и южных дверей, возле углов, сделать по столбу; в тонбах сделать клейма или фрукты резны€, кзымс (карниз) сделать с флемованными дорожники, по гладкому месту сделать цыроты резные. Ќад местным по€сом сделать праздничной по€с: караштъни резные, между караштын€ми сделать клейма резные, в которых будут празднишны€ иконы; а празднишны€ иконы, северны€ и южны€ двери писать мне,  арпу, которые пристойно, каким письмом поволит он, архимандрит, а местных икон не писать; а которые кивоты, тунбы, стлупы, клейма и ины€ штуки резны€, того иконостаса зделаны и зачаты делать, и ему, архимандриту, отдать к доделке мне,  арпу, за тою ж р€дою; да в прибавку дав досок 50 дубовых и и сделать тот иконостас рези, царски€ двери и столбы и клейма и вс€ки€ резны€ штуки, стол€рство и флемованные дорожники самым добрым мастерством, и тое резь и дорожники вызолотить самым добрым золотом красным, а гладкие места вычернить; и делать то вышеписанное дело против образца, каков будет дан за рукою его, архимандритово. ј р€дил €,  арп, с ним, архимандритом јнтонием, и с братьею от той вышеписанной работы, котора€ в сей записи выше сего писана, и за вс€кие лесные припасы, и за работу мастерам, и за золото, и за золочено, и за иконное письмо денег четыреста п€тьдес€т рублев; и тех р€дных денег вз€л € у него, архимандрита с братьею, наперед по сей записи 100 рублев. ј достальные деньги брать, по делу смотр€, что той работы будет выходить в готовности к золочению. ј поставить мне,  арпу, тое вышеписанную всю работу в церкви на месте на срок к празднику ѕресв€ты€ Ѕогородицы ƒонски€ нынешн€го ж 201 году. ј порукою по мне,  арпе, во всем против сей записи ручались ”стюжскаго приказу подъ€чие јндрей »ванов сын √ородецкой, »ван ќсипов сын »патьев, —ытнаго двора сторож ћихей Ќикитин, истопник ƒмитрий »ванов сын «олотарев. ј будет он,  арп, за нашею порукою того вышеписаннаго всего дела против сей записи на вышеписанный срок не сделает и на месте не поставит, и на нас, порутчиках, и на нем,  арпе, кто нас в лицах будет, вз€ть ему, архимандриту јнтонию с братьею, по сей записи те вз€тые р€дные деньги все сполна и убытки по своей сказке. ј у сей записи послуси: ƒементей Ѕезсонов, ћатвей ¬оротников, Ѕорис ”лфов, √ригорий ћихайлов. ј запись писал »вановской площади подъ€чей —трем€ннаго полку дес€тник ≈вдокимко јнофриев лета 7201 году но€бр€ в 26 день” («абелин 1893:149–150).

¬ 1693 г. «олотареву было дано дл€ работы в ƒонском монастыре 100 золотых червонцев на “иконостасное строение по подр€дной записи к прежней дачи да 50 золотых променено на деньги”, позже еще ему дали 50 руб. (–√»ј г. ћосквы. ‘. 421 (ƒонской монастырь). ќп. 1. ƒ. 38). (ѕ. ј.) ¬ 1694 г. были готовы два по€са иконостаса: местный и праздничный. ¬ местном р€ду 6 киотов, северные и южные двери, на которых изображены јнтоний и ‘еодосий ѕечерские («абелин 1893:43, 46).

¬ 1692–1694 гг. «олотарев работал в церкви ѕокрова в ‘ил€х, построенной в вотчине Ћьва  ирилловича Ќарышкина, который с 1689 г. стал руководителем ѕосольского приказа. –аботы «олотарева сохранились в верхней церкви —паса Ќерукотворного: это резной иконостас, увенчанный –асп€тием с предсто€щими, на котором автограф художника, и подписные иконы местного р€да: “јпостолы ѕетр и ѕавел” и “јлексей человек Ѕожий и »оанн ѕредтеча” (ѕавленко 1984).

¬ 1694 г. «олотарев подр€дилс€ “написать св€тые иконы и иконостас зделать и вырезать своим золотом вызолотить” в церковь “роицы на московском дворе ј. ј. ћатвеева. ћастер сделал чертеж иконостаса, но к условленному сроку 20 декабр€ 1694 г. не смог завершить все работы, которые должен был сделать по договору (–√јƒј. ‘. 141. 1694 г. ќп. 7. ƒ. 255. Ћ. 1).

¬ 1690х гг. «олотарев с артелью живописцев написал иконы (некоторые с автографами мастера) дл€ вотчинной церкви —паса в ”борах (јрхив филиала √Ќ»ћј. ѕаспорт є 206, составленный 7 феврал€ 1943 г. “ороповым. Ћ. 1).

¬ 1697–1698 гг. в “ќтчетном списке расходов денежной казне на нужды ѕосольского приказа” отмечено: “«олотописцу  арпу «олотареву праздничных 24 рублев” (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 4662. Ћ. 2об).

—кончалс€ «олотарев, веро€тно, около 1700 г., о чем свидетельствует запись во ¬кладной книге —оловецкого монастыр€: “1700 года думной дь€к ћитрофан ѕетрович “угаринов дал в поминовании по  арпе «олотареве 8 икон, да 8 икон п€дниц, да 10 икон праздники господни, да 6 досок кипарису, да цка, в ней зачат резать образ Ѕогородичей, 2 иконы больших, на них написано 12 апостолов” (јрхив —ѕб ‘»–».  олл. 2. ƒ. 125. Ћ. 73. ќбнаружено ¬. ¬. —копиным). «. ≈.  алишевич сообщает без указани€ источника точный год смерти мастера — 1698 г. ( алишевич 1961:395).

ћежду 1698–1700 гг. на место «олотарева в золотописную мастерскую ѕосольского приказа вз€ли ». ѕ. –ефусицкого (–√јƒј. ‘. 141. 1697 г. ќп. 7. ƒ. 386. Ћ. 66–67, 93; 1700 г. ќп. 8. ƒ. 11. Ћ. 1).

 (ѕавленко ј.ј.)

–од  арпа «олотарева включен в синодик Ћукиановой пустыни јлександровского уезда ¬ладимирской губернии ( осаткин 1906).

∆ена художника ћарфа јртемьева в окт€бре 1702 г., т. е. уже после смерти мужа, продала квасное место и харчевенную избу за “верскими воротами в «емл€ном городе ( јктовые книги 1892).

¬ церкви ¬ознесени€ за Ќикитскими воротами хранились ризы — “вклад  арпа живописца”, что было зафиксировано составленной до 1715 г. описью церковного имущества, копи€ с которой находилась в архивном деле, датированном 1747 г. (—кворцов Ќ. ј. ћатериалы по ћоскве и ћосковской епархии за XVIII век. ћ., 1911. ¬ып. 1:53). ( . Ќ.)

—охранившиес€ произведени€:

1. ѕортрет патриарха »оакима. 1677/78г. “ћ«. 166,5х98 см. –еставратор ≈. ё. »ванова, 1992–1997. “ехника — холст, темпера, масло. ѕри реставрации частично оставлена запись XVIII в.

Ќадпись на фоне слева: “Ћета 7186 (1677/78) написас€ персона св€тейшаго »оакима патриарха ћосковскаго и все€ –уси живописцем  арпом «олотаревым”. Ќадпись XVIII в., обводит первоначальную.

 2. –асп€тие из церкви –асп€ти€ Ѕольшого  ремлевского дворца

3. ѕраздники (4 двойные иконы). 1692–1693 гг. ѕраздничный р€д иконостаса Ѕольшого собора ƒонского монастыр€. –еставраци€ к. 1980 – н. 1990х гг. (Ѕригада  узнецова).  јтрибутированы на основании текста пор€дной записи от 26 но€бр€ 1692 г. (см. выше)

 4. —в. апостолы ѕетр и ѕавел. 1694 г. ÷ћиј–. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. ћестный р€д иконостаса верхней церкви —паса Ќерукотворного. »нв.  ѕ 2759/4. 143х104 см. –аскрыта ». ѕ. ярославцевым в 1973 г.

Ќадпись на лицевой стороне иконы, в правом нижнем углу: “ѕисал  а[рп] «олотарев”.

5. —в. »оанн ѕредтеча и св. јлексей „еловек Ѕожий. 1694 г. ÷ћиј–. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. ћестный р€д иконостаса верхней церкви —паса Ќерукотворного. »нв.  ѕ 2758/3. 143х104 см. –аскрыта ». ѕ. ярославцевым в 1973 г.

Ќадпись на лицевой стороне иконы, в правом нижнем углу: “ѕисал  арп «олотарев”.

6. –асп€тие. 1694 г. ÷ћиј–. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. »коностас верхней церкви —паса Ќерукотворного. –еставраци€ ». ¬. »льенко в 1960е гг.

–езна€ надпись на нижней перекладине –асп€ти€ у ног ’риста: “ арп «олотарев”.

 7. Ѕогоматерь с младенцем на престоле. 1690е гг. ÷ћиј–. »нв.  ѕ 5683. 137,5х83,5 см.

Ќадпись слева внизу на фоне скорописью: “ѕисал  арп »ванов сын «олотарев”.

ѕриписываемые произведени€:

1.   Ѕогоматерь “Ќеув€даемый цвет”. 1686 г. ћЌƒћ. »з иконостаса ”спенской церкви Ќоводевичьего монастыр€. (Ўведова 2001).

2. »коностас верхнего храма церкви ѕокрова в ћедведкове. 1687 г.

ѕредположение ћ. ћ. Ўведовой (Ўведова 1998).

3. »коностас ѕреображенской надвратной церкви Ќоводевичьего монастыр€. 1687–1688 гг.

»з документов известно, что  арп «олотарев руководил всеми работами  над иконостасом. ј.ј.ѕавленко отмечает близость некоторых икон «по особому типу лика св€тых и по манере письма» кругу  арпа «олотарева: это храмова€ икона «ѕреображение», а также иконы со св€тыми, соименными членам царской семьи: «’ристос, »оанн ѕредтеча и апостол ѕетр», «÷арь  онстантин и кн€зь ¬ладимир», «Ѕогоматерь, св. —офи€, кн€гин€ ќльга и св. ѕараскева». ќбраз Ѕогоматери с иконы деисусного чина «ѕредста царица» также, по ее мнению, имеет сходство с женскими образами круга «олотарева (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ]: 315). ћ.ћ.Ўведова присоедин€ет к этому списку иконы “Ѕогоматерь ¬сем скорб€щим радость”, “÷арь  онстантин, кн€зь ¬ладимир, »оанн ѕредтеча и апостол ѕетр”, “—офи€ ѕремудрость, муч. ѕараскева, царица ≈лена и кн€гин€ ќльга” (Ўведова 1998).

4. —в. —офи€, ¬ера, Ќадежда, Ћюбовь. ¬тора€ половина 1680х гг. ћЌƒћ. »з местного р€да иконостаса —офийского придела —моленского собора Ќоводевичьего монастыр€. –еставрирована в 1990е гг. јтрибуци€ ћ. ћ. Ўведовой. (Ўведова 1998).

5.  »коностас церкви ¬арлаама и »оасафа в колокольне Ќоводевичьего монастыр€. ѕосле 1690 г. ћЌƒћ. ћ. ћ. Ўведова предположительно приписывает мастеру весь иконостас (Ўведова 1998). (»коностас разобран, отдельные иконы хран€тс€ в фондах ћЌƒћ).

 6. Ѕогоматерь на троне. ѕосле 1690 г. ћЌƒћ. »з местного р€да иконостаса церкви »оасафа царевича (в колокольне Ќоводевичьего монастыр€). –еставрирована в 1990е гг. јтрибуци€ ј. ј. ѕавленко  (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ]  ).

7. ћастерска€  арпа «олотарева. јрхидь€коны —тефан и Ћаврентий. ќк. 1692 г. »коностас “роицкой церкви в ќстанкино. јтрибуци€ Ѕ.ћихайлова (ћихайлов 1993).

 8. ¬седержитель на троне.  . XVII в. ћестный р€д иконостаса Ѕольшого собора ƒонского монастыр€. »кона реставрирована, сохранены прописи XIX–XX вв. јтрибуци€ ј. ј. ѕавленко  (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ]).

 9. Ѕогоматерь ≈десска€ и јлексей человек Ѕожий, припадающий к ее ногам.  . XVII в. ћестный р€д иконостаса Ѕольшого собора ƒонского монастыр€. »кона реставрирована, сохранены прописи XIX–XX вв. јтрибуци€ ј. ј. ѕавленко  (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ]).

10.  Ѕогоматерь „ерниговска€. 1690е гг. ћестный р€д иконостаса церкви “роицы в ќстанкино. »кона реставрирована. —читает произведением круга  арпа «олотарева  ». Ћ. Ѕусеваƒавыдова  (ѕавленко 1984). ѕо мнению Ќ.». омашко, это украинска€ икона, не имеюща€ отношени€ к творчеству   арпа «олотарева.

 11. “ѕредста ÷арица”. ѕерва€ половина 1690х гг. ÷ћиј–. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. ƒеисусный р€д иконостаса верхней церкви —паса Ќерукотворного. –аскрыта ». ѕ. ярославцевым в 1973 г. јтрибуци€ ј. ј. ѕавленко  (ѕавленко 1984 [ѕ Ќќ]).

 12. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. »коностас верхней церкви —паса Ќерукотворного. ѕерва€ половина 1690-х гг. ÷ћиј–. »коны реставрированы в 1970х гг. бригадой ». ѕ. ярославцева. 

ѕраздники (–ождество Ѕогоматери, –ождество ’ристово, Ѕлаговещение, —ретение, Ѕого€вление, ¬ознесение). 

ƒеисус, пророки, праотцы, 3 верхние иконы —трастей.

13. ”спение. 1690е годы. ћЌƒћ. ’рамова€ икона ”спенской церкви Ќоводевичьего монастыр€. јтрибуци€ ћ. ћ. Ўведовой (Ўведова 1995).

14.  ѕророк царь —оломон. »з пророческого чина иконостаса ”спенской церкви Ќоводевичьего монастыр€. 1686 г. √»ћ 103803, Ќƒћ 2675/2795. 66,8х50,5 см.

јтрибуци€ ћ.ћ.Ўведовой (Ўведова 2001; Ёпоха парсуны 2004: 78)

 

»ллюстрации:

Ѕлаговещение. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. »коностас верхней церкви —паса Ќерукотворного. ѕерва€ половина 1690-х гг. ÷ћиј–.—в€та€ ≈катерина. ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. »коностас верхней церкви —паса Ќерукотворного. ѕерва€ половина 1690-х гг. ÷ћиј–.¬арлаам. »коностас церкви ¬арлаама и »оасафа в колокольне Ќоводевичьего монастыр€. ѕосле 1690 г. ћЌƒћ.—в. —офи€, ¬ера, Ќадежда, Ћюбовь. ¬тора€ половина 1680-х гг. ћЌƒћ. »з местного р€да иконостаса —офийского придела —моленского собора Ќоводевичьего монастыр€ѕортрет патриарха »оакима. 1677/78г. “ћ«. 166,5х98 см.
ѕророк царь —оломон. »з пророческого чина иконостаса ”спенской церкви Ќоводевичьего монастыр€. 1686 г. √»ћ. 66,8х50,5 см.÷аревич »оасаф. ѕосле 1690 г. ћЌƒћ. »з иконостаса церкви »оасафа царевича (в колокольне Ќоводевичьего монастыр€)

Ѕиблиографи€:

–усска€ старина 1846–1859. “етрадь15. Ќоводевичий монастырь в ћоскве. ћ., 1857:156; «абелин 1862:130, 164, 167, 168; ƒј». —ѕб., 1869. “.2: 249–250. є90; Ћеонид, архим. ќписание соборного храма ¬оскресени€ ’ристова, построенного по »ерусалимскому образцу св€тейшим патриархом Ќиконом в ¬оскресенском Ќовый »ерусалим именуемом монастыре. ћ., 1870:14;† ¬икторов 1883: 448; –овинский 1881–1893. “.4:472; јнтушев».ј. »сторическое описание московского Ќоводевичьего монастыр€. ћ., 1885:65; “ихомировѕ. »сторическое описание Ќовгородского «наменского собора. Ќовгород, 1889; “окмаков 1889:10, 17, 21;† јктовые книги 1892: 172, пар. 1681; «абелин 1893:46, 149–150; «абелин 1894. ¬ып.2:125; ¬ып.3:168, 170, 173; Ѕелокуров—.ј. ќ ѕосольском приказе. ћ., 1906:134, 138–139;  осаткин 1906:171; ћонастыри, соборы и приходские церкви ¬ладимирской епархии, построенные до начала XIXстолети€. „.1: ћонастыри. ¬ладимир, 1906:176; ћосковска€ церковна€ старина. “.2. ћ., 1906:59; ”спенский 1910:91–93, 206; »звеков 1912/2:6, 7, 36, 37; ”спенский 1913–1916. “.1:213; “.2:207; “.4:26–27; »звеков 1916:28; ”спенский 1917:23; ќвчинникова 1955:28–32;  алишевич 1961:395, 398, 404, 406–410; ѕомеранцевЌ.Ќ. ¬новь открытые изображени€ ѕетраI// ¬озрожденные шедевры. ћ., 1963:57–62; ÷юрик 1968:132; јренковаё.»., ћехова√.». ƒонской монастырь. ћ., 1970:26–27. »л.27; »льенко».¬. јвтограф  арпа «олотарева в церкви ѕокрова в ‘ил€х// –еставраци€ и исследование пам€тников культуры. ¬ып.1. ћ., 1975:70; –усска€ живопись XVII–XVIIIвеков:  аталог выставки. ћ.; Ћ., 1977:91–92; ÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х. ћ., 1980; ѕавленкој.ј.  арп »ванович «олотарев†— московский живописец конца XVIIв.: ћатериалы творческой биографии// √ћћ . ѕроизведени€ русского и зарубежного искусства XVI†– н.XVIIIвека: ћатериалы и исследовани€. ¬ып.4. ћ., 1984:133–146; ѕавленкој.ј.  арп «олотарев и московские живописцы последней трети XVIIв.// ѕ Ќќ. 1982. Ћ., 1984:301–316; Ѕусеваƒавыдова».Ћ. ќб истоках композиционного типа “восьмерик на четверике” в русской архитектуре XVIIвека// јрхитектурное наследство. √ород и его застройка. ћ., 1985. ¬ып.33:220–227; Ќалетовј.√.   истории создани€ иконостаса нового собора ƒонского монастыр€// ¬естник ћосковского университета. —ер.8. »стори€. ћ., 1985. є2:66–67; ѕавленкој. јвтограф  арпа «олотарева//  уранты: »сторикокраеведческий альманах. ¬ып.3. ћ., 1989:351–354; ƒатиеваЌ. »змайлово: опыт исследовани€ комплекса по письменным и графическим источникам// ‘илевский сборник. “.1. ћ., 1993:55; ћихайловЅ. »коны архидиаконов —тефана и Ћавренти€ иконостаса “роицкой церкви в ќстанкине// ‘илевский сборник. „.3. ћ., 1993:32–45; ¬ьюева 1994:19–20; Icona Russa. Llonja, maigjuny 1994. Mallorca, 1994. є35; Ўведова 1995:256–271; Ўведоваћ.ћ. ѕридворный иконописец  арп «олотарев// »сторическому музею 125лет: ћатериалы юбилейной научной конференции. “руды √»ћ. ¬ып.100. ћ., 1998:166–184; »ванова≈.ё. “ѕортрет патриарха »оакима” работы  арпа «олотарева 1678г. (из собрани€ “обольского историкоархитектурного музе€заповедника): –езультаты реставрации и исследовани€ 1992–1997гг.// IVнаучна€ конференци€ “Ёкспертиза и атрибуци€ произведений изобразительного искусства”. 24но€бр€†– 26но€бр€ 1998, ћосква. ћ., 2000:71–80;† Ўведова ћ. ћ. »коностас работы  арпа «олотарева из ”спенской церкви Ќоводевичьего монастыр€ // »сторический музей - энциклопеди€ отечественной истории и культуры. “руды √»ћ. ¬ып. 126. ћ., 2001:31-48; †Ёпоха парсуны 2004: 77-81, 130-131, илл. цв.