Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ОЛОТАРЕВ КАРП ИВАНОВ (уп. 1667, ум. 1698)

-

в 1667 г. Карп Золотарев поступил в обучение живописному делу в качестве ученика в Оружейную палату к жалованному живописцу Ивану (Богдану) Иевлеву Салтанову.

Богдан Салтанов 18 октября 1672 г. сказал, что “ученик его Карпунка пишет живописное письмо против ученика егож Богдана Салтанова Марчки Остафьева”. Получал Карп Иванов по 2 алт. 2 деньги в день (Стлб. № 55 181 г.).

На Пасху 1673 г. у царя были “Оружейной палаты разных дел мастеровые люди русские и иноземцы с подносными оружейными делами… и ему великому государю челом ударил Оружейной палаты живописец арменин Богдан Салтанов, выуча своему живописному мастерству учеником своим русским Карпушкою Ивановым. А ученик его Карпушка, быв у великого государя руки, написав мастерства своего на полотне персону осязание да десять древок тощих потешных, писаны по золоту разными цветными краски. И та персона и древко были в поднос” (Стлб. № 712 181 г.).

Летом 1675 г. Карп Иванов просил прибавки ему жалования. В своей челобитной он, между прочим, говорит, что “работает у мастера” (Салтанова) “всякие великаго государя дела восемь лет”.

В это время у Иванова в семействе была лишь одна жена, детей не было.

10 октября 1675 г. в Оружейной палате Иван Богданов Салтанов был “допрашиван — тот ученик его Карп Иванов совершенно ли живописному мастерству научен и пишет всякие живописныя дела собоюль. А в допросе Иван Салтанов сказал: тот де ученик его Карп Иванов тому живописному мастерству научен и всякие живописные дела пишет и знаменит собою. И егоде Карпова письма есть в казне великаго государя в Оружейной палате писанныя стенныя знамена по камкам. А в прошлом во 183 году написал он же Карп собою в поднос великому государю знамя сотенное, а на нем написан архистратиг Божий Михаил на коне, а против живописца Дорофея Ермолаева мастерством своим гораздо стоит и выше”.

С 8 сентября 1675 г. Карпу Иванову прибавили по 4 деньги в день “для его добраго мастерства” (Стлб. № 62 184 г.). [И. Е. Забелин уточняет даты: Карп Иванов просит о прибавке жалованья 14 июля, а получает прибавку 8 сентября 1677 г. Годы от сотворения мира 7185 и 7186. См.: Забелин 1894. Вып. 2:125. — Ред.]

К Пасхе 1677 г. Карп Иванов написал в поднос к государю “знамя сотенное по камке золотной”, на нем “образ грознаго воеводы архистрата Божия Михаила на коне с оба лица, золотом, серебром и разными красками, а на коймах подписаны подписи золотом” (Оп. 34 № 958 Л. 463). В июле того же года “писал он к образу Пресвятыя Богородицы Иверския, что в Верху, в новой церкви Спаса Нерукотвореннаго образа, у государынь царевен больших, киот деревянный большой” (Там же. Л. 432об).

В сентябре 1678 г. Карп Иванов “писал в набережном иконном терему по полотнам две притчи — Видение царя Константина, к великому государю в Верху к переграде деревянной, что у золотого крыльца” (Оп. 34. Кн. 959. Л. 203). В 1678 г. в качестве живописца пишет аспидом большой липовый сундук в царские хоромы (Стлб. 186 г. № 8). В том же году Золотарев по приказанию царя Федора Алексеевича написал золотом, серебром и разными красками на полотне “персону во святительской одежде великаго господина святейшего Иоакима патриарха московскаго и Всея Руси” (Стлб. 186 г. № 112).  [См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Ед. хр. 17036 (Овчинникова 1955) - Ред.].

 Написал “знамя сотенное по алой камке — архистратига Божия Михаила на коне, с оба лица” (Стлб. 186 г. № 515).

 В июле 1679 г. Карп Иванов в своей челобитной царю пишет: “Работаю я, холоп твой, всякия твои, великаго государя, живописныя дела безпрестанно лет с одиннадцати…[Вероятно, следует читать: “с одиннадцать”, то есть с 1668 года - Ред.]  И я, холоп твой, выучась у мастера, работаю всякое твое, великаго государя, живописное письмо собою шесть лет в мастерах, да мне ж дан из Оружейныя палаты ученик [у Золотарева учился Назар Игнатьев Попов (Оп. 34. Кн.  961. Л. 208об). См.: Успенский 1910:92. — Ред.], а только мне жалованья поденный денежный корм по 3 алтына 2 деньги на день. А прежде сего бывали которые, государь, живописцы в Оружейной палате иноземцы — немцы и поляки, и им был поденный денежный корм, а хлебнаго окладу не было, для того для съезду в свою сторону им был корм большой, а я, прирожденный и вечный холоп твой, великаго государя, и работаю безпрестанно всякия твои, великаго государя, живописные дела, и, будучи мне у дел, тем поденным кормом прокормиться и с женишкою и с детишками нечем. По твоему, великаго государя, указу, отпущены розных дел мастеры королевскаго величества в сторону, и оклады хлебные и денежные остались в Оружейной палате и никому не отданы. Милосердый государь… [вели] — из тех порозжих окладов… мой денежный корм справить в оклад против тех иконописцев, которые бывали в учениках у Симона Ушакова и поверстаны окладом… А я, холоп твой, против своей братьи мастерством своим вышел”. Как видно из другого документа, Золотарев просил назначить ему жалование “для его многия работы и доброго мастерства против Михаила Милютина и Егора Терентьева”. Золотареву “прибавили поденного денежного корма к прежнему по четыре деньги на день” (Стлб. № 90 187 г.).

В 1679 г. Карп Иванов Золотарев написал (с участием других живописцев) “на полотнах Евангельския и апостольския проповеди, всего 19 мест, мерою в длину по 2 и по полтора и по 1 аршину, в новыя деревянныя хоромы к великому государю” (Стлб. 187 г. № 853); “…золотил и серебрил по гулфарбе чепь железную, мерою… в длину 4 аршина, — к паникадилу медному золоченому, которое в церкви преподобномученицы Евдокии, что у великаго государя вверху” (Оп. 34. Кн. 959. Л. 390); “аспидил сундук липовый большой к великому государю в хоромы да ларец липовый в хоромы к царевичу Иоанну Алексеевичу” (Там же. Л. 391).

Золотарев “писал золотом, серебром и красками два деревянные креста резные да два нетощия к хоругвям Пресвятыя Богородицы Смоленския в Новодевич монастырь” (Оп. 32. Стлб. № 1818 188 г.).

“С товарищами” Золотарев “гулфарил восемь тумб, 12 столбов с базы и с капители, 8 киотов, 5 гзымзов, 60 образных дощечек, 27 кружков к тяблам и к гзымзу под золото в село Измайлово в новопостроенную каменную церковь Покрова Пресвятыя Богородицы” (Оп. 34. № 962. Л. 382). На листе александрийской бумаги написал “12 месяцев и беги небесные против того, как в столовой в подволоках написано. Тот лист принял в хоромы к государю царевичу и великому князю Петру Алексеевичу боярин Родион Матвеевич Стрешнев” (Оп. 34. № 962. Л. 507). Расписывал столпы в Покровский собор села Измайлова (Оп. 34. № 962. Л. 322об). и печи в новых деревянных хоромах царских палат (Там же. Л. 339) (Успенский 1910). Вместе с другими царскими живописцами — Иваном Мировским, Яковом Ивановым, Василием Познанским и Автономом Ивановым — писал “в новопостроенную церковь” Покрова Богородицы в подмосковном с. Измайлове, “святые иконы с позолоченными венцами” (Успенский 1913–1916. Т. 1:213). См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Д. 18594. Л. 17, 19, 25, 38, 40 (Датиева 1993).

В апреле 1679 г. писал на белой тафте две хоругви: на одной стороне по Воскресению Господню, а на другой по кресту. В июне велено написать на полотне живописцу Карпу Золотареву персону в святительской одежде Иоакима, патриарха Всея Руси [И. Е. Забелин датирует эту работу 1681 г. См.: Забелин 1862:168. — Ред.].

Из ответа на челобитную Золотарева и Василия Познанского о выдаче жалованья (ноябрь 1679 г.) выясняется, что “корм” Золотарева составлял 4 алт. на день, итого за год 43 руб. 26 алтын (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Д. 18801. Л. 1, 2). В 1680 г. оружничий И. Языков приказал сделать Золотареву на день 4 алт. 6 денег (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 13. Д. 19683. Л. 2–4). (П. А.)

В феврале 1680 г. Золотарев написал “в монастырь Пресвятыя Богородицы Страстныя, что за Тверскими воротами”, “хоругвь на оба лица, на одной стороне Воскресение Христово, на другой стороне Успение Пресвятыя Богородицы” (Оп. 32. Стлб. 188 г. № 1825). В 1680 г. Золотарев писал “подволоки по полотнам живописным письмом розныя всякия притчи в государевых новых деревянных хоромах” (Оп. 34. № 962. Л. 558об) “и из царственных книг к подволокам и к стенам” (Там же. Л. 586). Тогда же вместе с Василием Познанским “писал в новых деревянных хоромах разныя притчи по полотну на подволоках и стенах, которыя хоромы построены вновь на конюшне, на Новом Потешном дворе, что бывал боярин Ильи Даниловича Милославскаго” (Там же. Стлб. 188 г. № 78). В марте того же года они же писали на полотнах апостольские проповеди в церковь Иоанна Белоградского, что у великого государя в Верху, на сенях (Там же. Л. 607об).

Писал разными красками “переходы новые деревянные, которые сделаны вновь около церкви преподобномученицы Евдокии, что у великаго государя в Верху” (Оп. 34. № 962. Л. 616). Золотарев “золотил и серебрил два древка тощих с яблоками резными большими к прапорам тафтяным, писанным для встречи и выезду польских послов” (Стлб. 188 г. № 78) (Успенский 1910:93).

В 1680 г. живописец Карп Иванов писал новые деревянные переходы около церкви Воскресения Словущего Кремлевского дворца, позолотил и расписал два деревянных резных креста из кипариса, сделанных для Евдокиинской церкви и на Голгофу, изображения на которых написал Иван Салтанов (Извеков 1912/2:7).

14 марта 1681 г. Золотарев пишет в своей челобитной царю: “По твоему, великаго государя, указу, посылают меня в Киев и в розные малороссийские города для ради описания церковных чертежей”. Золотарев просил дать ему впредь из жалования денег, “чем бы подняться, а здесь на Москве женишка и детишки с голода не померли бы”. Ему дали в зачет 10 рублей (Стлб. 189 г. № 293) (Успенский 1910). [См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 13. Д. 20304. Л. 1. — П. А.] Предполагают, что отъезд Золотарева на Украину был связан со строительством, затеянным царем Федором Алексеевичем в новом государевом дворце на Пресне церкви Воскресения (БусеваДавыдова 1985).

 После возвращения из поездки Золотарев в новой челобитной царю писал: “В прошлом 189 году по твоему, Великого Государя, указу был я, холоп твой, посылан в дальнею посылку в Киев, в Переяславль, в Нежин, в Батурин, в Глухов и в иные розные малороссийские городы. Терпел всякую нужду, и для той посылки дано мне, холопу твоему, из Оружейной полаты в зачет десять рублей. Милосердный Государь… пожалуй меня, холопа своего, для моей скудости, не вели, Государь, на мне, холопе своем, тех денег зачитать”. Просьба Карпа Иванова была удовлетворена (Стлб. 190 г. № 43) (Успенский 1910). 

В 1681 г. Золотарева наградили: с Казенного двора ему было выдано “на кафтан сукна кармазинового пять аршин да камки немецкой десять аршин” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 20411. Л. 1–1об). (П. А.) В июне 1681 г. он расписывал иконостас в церкви преподобного Сергия в с. Воробьеве (Стлб. 189 г. № 435) (Успенский 1910).

 27 сентября 1680  Золотарев пишет челобитную царю Федору Алексеевичу: “…бьет челом холоп твой Оружейной палаты живописного письма мастер Карпушка Золотарев. Работаю я, холоп твой, всякие твои, Великого Государя, живописные дела верховые и приказные беспрестанно лет з двенатцать, а твоего государева жалования мне холопу твоему идет только поденно денежный корм небольшой, только по четыре алтына на день, а хлебного и денежного окладу никакого нет. А которые есть, Государь, в Оружейной палате иконописцы, и им идет твое, Великого Государя, жалованье, хлебной и денежной оклад и кормовые деньги. И есть, Государь, в Оружейной полате преспяктивный мастер, и опричь преспяктива иного ничего не пише, а золотари опричь золоченья иного ничего не пишут, потому что не умеют. А я, холоп твой, иконное и живописное письмо, персоны и притчи писать умею свыше иных своей братьи и преспяктивное письмо, и золотить умею ж, седла и луки потурецки твореньем золотом писать умею ж… С мастерства моего есть в твоей, Великого Государя, в казне в Оружейной полате знамени по камкам и притчи по полотнам, и о том моем мастерстве есть сказки за руками мастеров в Оружейной палате. А твоим, Великого Государя, жалованием против моего мастерства и против той своей братии соунижен будучи… да прокармица з женишкою и детишками мне, холопу твоему, неча… Пожалуй меня, холопа своего, для своего государева многолетнего здравия вели учинить мне, холопу своему, своего государева жалования против моих товарищей, против Ивана Волотыря или против Дорофея Ермолаева… чтобы мне, холопу твоему, против своего мастерства и против своей братии соунижену не быть, потому твой холоп против той своей братии мастерством своим гораздо свыше и чтобы мне, холопу твоему, з женишкою и детишками и за тебя, Великий Государь, вечно богу молится. Царь Государь смилуйся”. Челобитная была опубликована А. И. Успенским полностью, кроме начальной фразы, но приписана была почемуто Василию Познанскому (Успенский 1913–1916. Т.2:207). (В. Н.) Эту челобитную не оставили без внимания. 8 октября, т. е. через несколько дней после ее подачи, по приказу оружничего И. Языкова был проведен опрос живописцев И. Салтанова и И. Безмина, которые сказали, что “живописец Карп Иванов пишет живописное письмо против живописца иноземца Ивана Валтыря да против Дорофея Ермолаева” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 13. Д. 19683. Л. 4).  (Павленко 1984 [ПКНО].).

В конце этого года в числе учеников Золотарева значатся Петр Семенов, Иван Екимов (Якимов), Назар Федоров (Федотов), Логин Михеев (Стлб. 190 г. № 44) (Успенский 1910). [См. также: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Д. 18928. Л. 1. — П. А.]

11 января 1682 г. “велено в церковь Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, что у него великого государя наверху, сделать иконостас против чертежа, и тот иконостас уговорился сделать живописец Карп Золотарев” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 1033. Л. 439). В февралеапреле шла закупка материалов и изготовление металлических частей иконостаса. Руководил работой и выполнял образцы Карп Золотарев (Там же. Оп. 1. Д. 20576. Л. 1–2; Д. 20608. Л. 1–2.). Древний иконостас не сохранился. Вероятно, в конце XVIII в. он был заменен ныне существующим (Вьюева 1994). В том же храме он расписал и позолотил тумбы (Успенский 1910). За работу по иконостасу мастер получил 300 руб. (Извеков 1906). В 1682 г. он “выолифил” 9 страстных икон в церковь Воздвиженья (РГАДА. Фонд 396. Оп. 1. Д. 20602. Л. 1). (П. А.)

31 марта этого года царь Федор Алексеевич велел Карпу Золотареву написать на хрустальном стекле образ Воскресения Христова, размером: 10 вер.Ѕ8 вер. Стекло для этого было куплено за 5 руб. (Стлб. 190 г. № 145; ср. Стлб. 191 г. № 533). Он же писал страсти Господни (Стлб. 190 г. № 31).

 К Пасхе 1683 г. Карп Иванов Золотарев расписал разными красками для государей “50 яиц курячьих и 10 голубиных” (Стлб. 191 г. № 819) (Успенский 1910). В 1683 г. К. Золотарев работает уже не живописцем Оружейной палаты, а золотописцем золотописной мастерской Посольского приказа, о чем свидетельствует запись о выдаче “Государственного Посольского приказу золотописцу Карпу Иванову на годовое жалованье и на хлеб 89 рублев” (РГАДА. Ф. 141. 1683 г. Оп. 6. Д. 81. Л. 7).

 Вероятно, вскоре К. Золотарев возглавил золотописную мастерскую Посольского приказа, т. к. его оклад (138 руб. 26 алтын в год) превышал жалованье всех других золотописцев, работавших в мастерской (Белокуров 1906). В этой мастерской живописцы и резчики выполняли заказы на изготовление иконостасов и другие работы (РГАДА. Ф. 141. 1687 г. Д. 167. Л. 11). (П. А.)

 По царскому указу от 18 ноября 1684 г. велено было: “В Новодевичий монастырь в новой церкви Успения пресвятые Богородицы, что в трапезе, построить иконостас по образцу, каков назнаменил золотописец Карп Золотарев, а у того строения быть и над мастерами надсматривать, которые у того дела будут, ему, Карпу Золотареву” (РГАДА. Ф. 141. 1684 г. Оп. 6. Д. 175. Л. 1). После завершения работ храм был освящен 28 апреля 1686 г. Иконостас не сохранился. Он был описан И. Снегиревым (Снегирев 1857)   Иконостас был разобран в 1920-е гг., однако некоторые иконы сохранились. Состав иконостаса и сохранившиеся иконы описаны М.М.Шведовой (См. Шведова 2001).

В 1685 г. Золотарев сделал иконостас в трапезную Кремлевской церкви св. Екатерины (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 25594. Л. 1) (Павленко 1984). В 1685 г. Золотарев сделал обмер главного храма Новоиерусалимского монастыря (Леонид 1870).

В 1686 г. Золотарев за 87 руб. 18 алтын 2 деньги расписал “Троицкую проезжую башню Кремля и вызолотил туда же орла” (РГАДА. Ф. 141. 1682 г. Оп. 6. Д. 81. Л. 1) (Калишевич 1961).

 В 1686-1687 гг. золотописец Карп Золотарев упоминается в судебном деле по поводу жившего у него в кабальном холопстве или по записи вологодца Григория Романова (РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 2550) (Ред.).

В 1686–1689 гг. под руководством Золотарева в золотописной мастерской были сделаны кресла, кровати для царевен Феодосии, Екатерины и Наталии, а также кровать, предназначенная в подарок В. В. Голицыну, руководителю посольского приказа, для царя Ивана Алексеевича. “И у кроватного строения быть Государственного Посольского приказу золотописцу Карпу Золотареву” (Павленко 1984).

В сентябре 1687 г. Золотарев возглавил все работы по изготовлению иконостаса Преображенской надвратной церкви Новодевичьего монастыря. 8ярусный барочный иконостас дошел до нашего времени без какихлибо изменений (Калишевич 1961; Павленко 1984). В октябре того же года он золотил резной иконостас в трапезу Екатерининской дворцовой церкви (Стлб. 196 г. № 134; ср. № 142) (Успенский 1910). В 1687 г. Золотарев позолотил резной киот к образу Богородицы греческого письма, которым новгородский митрополит Никон благословил в 1653 г. царя Алексея Михайловича и царицу Марию Ильиничну с детьми, и написал в киоте образ Троицы, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Икона в киоте была поставлена в церкви Спаса, что в сенях у царевен Анны и Татьяны (РГАДА. Ф. 141. 1687 г. Д. 229. Л. 1–4) (Калишевич 1961). 12 декабря 1687 г. последовал царский указ: “Золотописцу Карпу Золотареву Московского уезда, дворцового села Измайлова, в церкви царя Иосафа Индийского сделать иконостас с флемованными дорожниками, весь резной, против образца, каков ему, Карпу, дан из Государственного Посольского приказа, который он же, Карп, знаменил самым добрым мастерством и тот иконостас, резь и дорожники и всякие резные штуки вызолотить” (РГАДА. Ф. 141. 1689 г. Оп. 7. Д. 216. Л. 1–2) (Павленко 1984). Иконы для иконостаса писали Михаил Милютин, Василий Пузыревский и Федор Юрьев. Золотарев получил за работу 20 руб. (Калишевич 1961). В том же 1687 г. Золотарев писал иконное письмо на Посольском дворе (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 3820. Л. 1–19).

В 1688 г. Золотарев возглавил все работы по возведению иконостаса в Большом соборе Донского монастыря. 8 июня 196 (1688) г. “Великие Государи… указали в монастырь Пречистые Богородицы Донские в новоссозданную Большую каменную церковь построить иконостас столярного дела с флемованными дорожники и с резью против образца, каков учинен в Государственном Посольском приказе. А у строения того иконостаса в указе столярного дела и у знамении [знаменки] розных [резных] штук быть Государственного Посольского приказу золотописцу Карпу Золотареву, а и лесные припасы, дубовые и липовые доски и брусье к тому строению держати ему, Карпу, из тех припасов, которые на то иконостасное строение взяты резного дела у мастера у старца Ипполита и перевезено на Посольский двор, а что к тому иконостасному строению надобно клею карлуку и иных каких припасов и что дать плотником… и рещиком… и столяром… и тому у золотописца у Карпа имать росписи за ево рукою, а в росписи писать ему, Карпу, имянно кому… за что корму или по договору подрядных денег дать” (РГАДА. Ф. 125. 1690 г. Оп. 2. Д. 191. Л. 12; Ф. 141. 1688 г. Оп. 6. Д. 154). См. также: Токмаков 1889.

9 июля 1688 г. вышел царский указ, по которому было передано “Карпу Золотареву для пожарного ево розорения в приказ тритцать рублев из Новгородского приказу” (РГАДА. Ф. 141. 1688 г. Оп. 6. Д. 245. Л. 87). 7 августа 1688 г. цари приказали дать Карпу Золотареву на иконы, что пишут в Посольском дворе для церкви Иоасафа царевича в Измайлове, “на растворку прописки светов и венцов… 10 золотых червонных, да от переделу тех золотых по шти алтын по четыре деньги от золотого, итого 2 рубли” (Токмаков 1889:17). Карп Золотарев в написании икон не участвовал, но он по окончании работ подал роспись икон (Там же:21).

1 сентября 1689 г. К. Золотареву по неизвестным причинам было “отказано от места” в Посольском приказе, но уже 1 июня 1690 г. он вернулся обратно. Денежный оклад ему был назначен в 50 руб., хлеба 40 четвертей ржи, овса столько же, “праздничных” на 6 праздников по 4 руб., соли — 8 пудов, и “поденного корма” по 4 алт. на день. И за 1689–1690 гг. ему были выплачены деньги — 132 руб. 25 алт. 2 деньги (РГАДА. Ф. 138. 1690 г. Оп. 1. Д. 5) (Калишевич 1961). В том же году для “царской потехи” Золотарев сделал “вверх… мартышкино место (клетку), за что получил 4 рубля 25 алтын” (РГАДА. Ф. 137. 1689 г. Оп. 1. Д. 254. Л. 29об) (П. А.)

10 марта 1690 г. Золотарев писал, что он “работал в Посольском приказе иконное живописное письмо и золотописные и иные разные дела беспрестанно 23 года” (Калишевич 1961:395).

В 1691 г. Золотарев в Посольском приказе участвовал в создании “Книги о мельничном строении”, писал “золотые линейки около чертежных и словесных листов” (РГАДА. Ф. 141. Оп. 6. Д. 128. Л. 633).

Вместе с иконописцем Оружейной палаты Иваном Рефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника князя Петра Михайловича Долгорукого, о чем они в своей челобитной Петру I писали: “Бьют челом холопи ваши Государственного Посольского приказу залатписцы Ка[р]пушка Золотарев, Государевы Мастерские полаты Ивашко Рефусицкой. Подрядились мы, холопи ваши, у стольника князя Петра Михалавича Долгорукова зделать в церкве иконостас, и дали на себя мы поручи… и мы халопи ваши тот иконостас до сроку зделали и даведетца нам, по подрядной записи тритцать рублев. И он, князь Петр Михайлович, тех досталных денег… и тои запис не отдает…” (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 4306. Л. 1).

В ноябре 1692 г. “по указу святейшаго патриарха, в соборную Успенскую церковь… печатный антиминс, который на домовом белом атласе напечатан, у Спасова и Богородицына образов и у святых венцы и каймы прописывал золотом и красками лица и ризы и каймы ж”. За свою работу и материалы Золотарев получил из Патриаршего Казенного приказа 7 руб. 24 алт. (МАМЮ. Кн.  147. Л. 138об) (Успенский 1917:23). В новопечатном Евангелии, предназначенном для Успенского собора (на александрийской бумаге), написал изображения евангелистов, сделал заставки и буквицы (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Ч. 3. Д. 4370. Л. 1).

В том же году Золотарев вновь подрядился на работы в Большой собор Донского монастыря. Текст подрядной записи 1692 г.: “Се аз, государственнаго Посольскаго приказу золотописец Карп Иванов сын Золотарев в нынешнем в 201 (1692) году ноября в 26 день подрядился я Донскаго монастыря у архимандрита Антония с братьею: сделать мне, Карпу, иконостас в новосозданную церковь местный пояс: царьския двери резныя сквозныя и с сенью резною сквозною ж и с фрамугою, к местным иконам стлупы резныя доделать, которые зачаты, шесть стлупов, а которых нет сделать вновь противу тех же; а кивотов будет в том местном поясе от царских дверей по обе стороны по три кивота вместе; да возле тех кивотов сделать северныя и южныя двери с фрамугами резными; да возле тех северных и южных дверей, возле углов, сделать по столбу; в тонбах сделать клейма или фрукты резныя, кзымс (карниз) сделать с флемованными дорожники, по гладкому месту сделать цыроты резные. Над местным поясом сделать праздничной пояс: караштъни резные, между караштынями сделать клейма резные, в которых будут празднишныя иконы; а празднишныя иконы, северныя и южныя двери писать мне, Карпу, которые пристойно, каким письмом поволит он, архимандрит, а местных икон не писать; а которые кивоты, тунбы, стлупы, клейма и иныя штуки резныя, того иконостаса зделаны и зачаты делать, и ему, архимандриту, отдать к доделке мне, Карпу, за тою ж рядою; да в прибавку дав досок 50 дубовых и и сделать тот иконостас рези, царския двери и столбы и клейма и всякия резныя штуки, столярство и флемованные дорожники самым добрым мастерством, и тое резь и дорожники вызолотить самым добрым золотом красным, а гладкие места вычернить; и делать то вышеписанное дело против образца, каков будет дан за рукою его, архимандритово. А рядил я, Карп, с ним, архимандритом Антонием, и с братьею от той вышеписанной работы, которая в сей записи выше сего писана, и за всякие лесные припасы, и за работу мастерам, и за золото, и за золочено, и за иконное письмо денег четыреста пятьдесят рублев; и тех рядных денег взял я у него, архимандрита с братьею, наперед по сей записи 100 рублев. А достальные деньги брать, по делу смотря, что той работы будет выходить в готовности к золочению. А поставить мне, Карпу, тое вышеписанную всю работу в церкви на месте на срок к празднику Пресвятыя Богородицы Донския нынешняго ж 201 году. А порукою по мне, Карпе, во всем против сей записи ручались Устюжскаго приказу подъячие Андрей Иванов сын Городецкой, Иван Осипов сын Ипатьев, Сытнаго двора сторож Михей Никитин, истопник Дмитрий Иванов сын Золотарев. А будет он, Карп, за нашею порукою того вышеписаннаго всего дела против сей записи на вышеписанный срок не сделает и на месте не поставит, и на нас, порутчиках, и на нем, Карпе, кто нас в лицах будет, взять ему, архимандриту Антонию с братьею, по сей записи те взятые рядные деньги все сполна и убытки по своей сказке. А у сей записи послуси: Дементей Безсонов, Матвей Воротников, Борис Улфов, Григорий Михайлов. А запись писал Ивановской площади подъячей Стремяннаго полку десятник Евдокимко Анофриев лета 7201 году ноября в 26 день” (Забелин 1893:149–150).

В 1693 г. Золотареву было дано для работы в Донском монастыре 100 золотых червонцев на “иконостасное строение по подрядной записи к прежней дачи да 50 золотых променено на деньги”, позже еще ему дали 50 руб. (РГИА г. Москвы. Ф. 421 (Донской монастырь). Оп. 1. Д. 38). (П. А.) В 1694 г. были готовы два пояса иконостаса: местный и праздничный. В местном ряду 6 киотов, северные и южные двери, на которых изображены Антоний и Феодосий Печерские (Забелин 1893:43, 46).

В 1692–1694 гг. Золотарев работал в церкви Покрова в Филях, построенной в вотчине Льва Кирилловича Нарышкина, который с 1689 г. стал руководителем Посольского приказа. Работы Золотарева сохранились в верхней церкви Спаса Нерукотворного: это резной иконостас, увенчанный Распятием с предстоящими, на котором автограф художника, и подписные иконы местного ряда: “Апостолы Петр и Павел” и “Алексей человек Божий и Иоанн Предтеча” (Павленко 1984).

В 1694 г. Золотарев подрядился “написать святые иконы и иконостас зделать и вырезать своим золотом вызолотить” в церковь Троицы на московском дворе А. А. Матвеева. Мастер сделал чертеж иконостаса, но к условленному сроку 20 декабря 1694 г. не смог завершить все работы, которые должен был сделать по договору (РГАДА. Ф. 141. 1694 г. Оп. 7. Д. 255. Л. 1).

В 1690х гг. Золотарев с артелью живописцев написал иконы (некоторые с автографами мастера) для вотчинной церкви Спаса в Уборах (Архив филиала ГНИМА. Паспорт № 206, составленный 7 февраля 1943 г. Тороповым. Л. 1).

В 1697–1698 гг. в “Отчетном списке расходов денежной казне на нужды Посольского приказа” отмечено: “Золотописцу Карпу Золотареву праздничных 24 рублев” (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 4662. Л. 2об).

Скончался Золотарев, вероятно, около 1700 г., о чем свидетельствует запись во Вкладной книге Соловецкого монастыря: “1700 года думной дьяк Митрофан Петрович Тугаринов дал в поминовании по Карпе Золотареве 8 икон, да 8 икон пядниц, да 10 икон праздники господни, да 6 досок кипарису, да цка, в ней зачат резать образ Богородичей, 2 иконы больших, на них написано 12 апостолов” (Архив СПб ФИРИ. Колл. 2. Д. 125. Л. 73. Обнаружено В. В. Скопиным). З. Е. Калишевич сообщает без указания источника точный год смерти мастера — 1698 г. (Калишевич 1961:395).

Между 1698–1700 гг. на место Золотарева в золотописную мастерскую Посольского приказа взяли И. П. Рефусицкого (РГАДА. Ф. 141. 1697 г. Оп. 7. Д. 386. Л. 66–67, 93; 1700 г. Оп. 8. Д. 11. Л. 1).

 (Павленко А.А.)

Род Карпа Золотарева включен в синодик Лукиановой пустыни Александровского уезда Владимирской губернии (Косаткин 1906).

Жена художника Марфа Артемьева в октябре 1702 г., т. е. уже после смерти мужа, продала квасное место и харчевенную избу за Тверскими воротами в Земляном городе ( Актовые книги 1892).

В церкви Вознесения за Никитскими воротами хранились ризы — “вклад Карпа живописца”, что было зафиксировано составленной до 1715 г. описью церковного имущества, копия с которой находилась в архивном деле, датированном 1747 г. (Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911. Вып. 1:53). (К. Н.)

Сохранившиеся произведения:

1. Портрет патриарха Иоакима. 1677/78г. ТМЗ. 166,5х98 см. Реставратор Е. Ю. Иванова, 1992–1997. Техника — холст, темпера, масло. При реставрации частично оставлена запись XVIII в.

Надпись на фоне слева: “Лета 7186 (1677/78) написася персона святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всея Руси живописцем Карпом Золотаревым”. Надпись XVIII в., обводит первоначальную.

 2. Распятие из церкви Распятия Большого Кремлевского дворца

3. Праздники (4 двойные иконы). 1692–1693 гг. Праздничный ряд иконостаса Большого собора Донского монастыря. Реставрация к. 1980 – н. 1990х гг. (Бригада Кузнецова).  Атрибутированы на основании текста порядной записи от 26 ноября 1692 г. (см. выше)

 4. Св. апостолы Петр и Павел. 1694 г. ЦМиАР. Церковь Покрова в Филях. Местный ряд иконостаса верхней церкви Спаса Нерукотворного. Инв. КП 2759/4. 143х104 см. Раскрыта И. П. Ярославцевым в 1973 г.

Надпись на лицевой стороне иконы, в правом нижнем углу: “Писал Ка[рп] Золотарев”.

5. Св. Иоанн Предтеча и св. Алексей Человек Божий. 1694 г. ЦМиАР. Церковь Покрова в Филях. Местный ряд иконостаса верхней церкви Спаса Нерукотворного. Инв. КП 2758/3. 143х104 см. Раскрыта И. П. Ярославцевым в 1973 г.

Надпись на лицевой стороне иконы, в правом нижнем углу: “Писал Карп Золотарев”.

6. Распятие. 1694 г. ЦМиАР. Церковь Покрова в Филях. Иконостас верхней церкви Спаса Нерукотворного. Реставрация И. В. Ильенко в 1960е гг.

Резная надпись на нижней перекладине Распятия у ног Христа: “Карп Золотарев”.

 7. Богоматерь с младенцем на престоле. 1690е гг. ЦМиАР. Инв. КП 5683. 137,5х83,5 см.

Надпись слева внизу на фоне скорописью: “Писал Карп Иванов сын Золотарев”.

Приписываемые произведения:

1.   Богоматерь “Неувядаемый цвет”. 1686 г. МНДМ. Из иконостаса Успенской церкви Новодевичьего монастыря. (Шведова 2001).

2. Иконостас верхнего храма церкви Покрова в Медведкове. 1687 г.

Предположение М. М. Шведовой (Шведова 1998).

3. Иконостас Преображенской надвратной церкви Новодевичьего монастыря. 1687–1688 гг.

Из документов известно, что Карп Золотарев руководил всеми работами  над иконостасом. А.А.Павленко отмечает близость некоторых икон «по особому типу лика святых и по манере письма» кругу Карпа Золотарева: это храмовая икона «Преображение», а также иконы со святыми, соименными членам царской семьи: «Христос, Иоанн Предтеча и апостол Петр», «Царь Константин и князь Владимир», «Богоматерь, св. София, княгиня Ольга и св. Параскева». Образ Богоматери с иконы деисусного чина «Предста царица» также, по ее мнению, имеет сходство с женскими образами круга Золотарева (Павленко 1984 [ПКНО]: 315). М.М.Шведова присоединяет к этому списку иконы “Богоматерь Всем скорбящим радость”, “Царь Константин, князь Владимир, Иоанн Предтеча и апостол Петр”, “София Премудрость, муч. Параскева, царица Елена и княгиня Ольга” (Шведова 1998).

4. Св. София, Вера, Надежда, Любовь. Вторая половина 1680х гг. МНДМ. Из местного ряда иконостаса Софийского придела Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Реставрирована в 1990е гг. Атрибуция М. М. Шведовой. (Шведова 1998).

5.  Иконостас церкви Варлаама и Иоасафа в колокольне Новодевичьего монастыря. После 1690 г. МНДМ. М. М. Шведова предположительно приписывает мастеру весь иконостас (Шведова 1998). (Иконостас разобран, отдельные иконы хранятся в фондах МНДМ).

 6. Богоматерь на троне. После 1690 г. МНДМ. Из местного ряда иконостаса церкви Иоасафа царевича (в колокольне Новодевичьего монастыря). Реставрирована в 1990е гг. Атрибуция А. А. Павленко  (Павленко 1984 [ПКНО]  ).

7. Мастерская Карпа Золотарева. Архидьяконы Стефан и Лаврентий. Ок. 1692 г. Иконостас Троицкой церкви в Останкино. Атрибуция Б.Михайлова (Михайлов 1993).

 8. Вседержитель на троне. К. XVII в. Местный ряд иконостаса Большого собора Донского монастыря. Икона реставрирована, сохранены прописи XIX–XX вв. Атрибуция А. А. Павленко  (Павленко 1984 [ПКНО]).

 9. Богоматерь Едесская и Алексей человек Божий, припадающий к ее ногам. К. XVII в. Местный ряд иконостаса Большого собора Донского монастыря. Икона реставрирована, сохранены прописи XIX–XX вв. Атрибуция А. А. Павленко  (Павленко 1984 [ПКНО]).

10.  Богоматерь Черниговская. 1690е гг. Местный ряд иконостаса церкви Троицы в Останкино. Икона реставрирована. Считает произведением круга Карпа Золотарева  И. Л. БусеваДавыдова  (Павленко 1984). По мнению Н.И.Комашко, это украинская икона, не имеющая отношения к творчеству  Карпа Золотарева.

 11. “Предста Царица”. Первая половина 1690х гг. ЦМиАР. Церковь Покрова в Филях. Деисусный ряд иконостаса верхней церкви Спаса Нерукотворного. Раскрыта И. П. Ярославцевым в 1973 г. Атрибуция А. А. Павленко  (Павленко 1984 [ПКНО]).

 12. Церковь Покрова в Филях. Иконостас верхней церкви Спаса Нерукотворного. Первая половина 1690-х гг. ЦМиАР. Иконы реставрированы в 1970х гг. бригадой И. П. Ярославцева. 

Праздники (Рождество Богоматери, Рождество Христово, Благовещение, Сретение, Богоявление, Вознесение). 

Деисус, пророки, праотцы, 3 верхние иконы Страстей.

13. Успение. 1690е годы. МНДМ. Храмовая икона Успенской церкви Новодевичьего монастыря. Атрибуция М. М. Шведовой (Шведова 1995).

14.  Пророк царь Соломон. Из пророческого чина иконостаса Успенской церкви Новодевичьего монастыря. 1686 г. ГИМ 103803, НДМ 2675/2795. 66,8х50,5 см.

Атрибуция М.М.Шведовой (Шведова 2001; Эпоха парсуны 2004: 78)

 

Иллюстрации:

Благовещение. Церковь Покрова в Филях. Иконостас верхней церкви Спаса Нерукотворного. Первая половина 1690-х гг. ЦМиАР.Святая Екатерина. Церковь Покрова в Филях. Иконостас верхней церкви Спаса Нерукотворного. Первая половина 1690-х гг. ЦМиАР.Варлаам. Иконостас церкви Варлаама и Иоасафа в колокольне Новодевичьего монастыря. После 1690 г. МНДМ.Св. София, Вера, Надежда, Любовь. Вторая половина 1680-х гг. МНДМ. Из местного ряда иконостаса Софийского придела Смоленского собора Новодевичьего монастыряПортрет патриарха Иоакима. 1677/78г. ТМЗ. 166,5х98 см.
Пророк царь Соломон. Из пророческого чина иконостаса Успенской церкви Новодевичьего монастыря. 1686 г. ГИМ. 66,8х50,5 см.Царевич Иоасаф. После 1690 г. МНДМ. Из иконостаса церкви Иоасафа царевича (в колокольне Новодевичьего монастыря)

Библиография:

Русская старина 1846–1859. Тетрадь 15. Новодевичий монастырь в Москве. М., 1857:156; Забелин 1862:130, 164, 167, 168; ДАИ. СПб., 1869. Т. 2: 249–250. № 90; Леонид, архим. Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре. М., 1870:14;  Викторов 1883: 448; Ровинский 1881–1893. Т. 4:472; Антушев И. А. Историческое описание московского Новодевичьего монастыря. М., 1885:65; Тихомиров П. Историческое описание Новгородского Знаменского собора. Новгород, 1889; Токмаков 1889:10, 17, 21;  Актовые книги 1892: 172, пар. 1681; Забелин 1893:46, 149–150; Забелин 1894. Вып. 2:125; Вып. 3:168, 170, 173; Белокуров С. А. О Посольском приказе. М., 1906:134, 138–139; Косаткин 1906:171; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Ч. 1: Монастыри. Владимир, 1906:176; Московская церковная старина. Т. 2. М., 1906:59; Успенский 1910:91–93, 206; Извеков 1912/2:6, 7, 36, 37; Успенский 1913–1916. Т. 1:213; Т. 2:207; Т. 4:26–27; Извеков 1916:28; Успенский 1917:23; Овчинникова 1955:28–32; Калишевич 1961:395, 398, 404, 406–410; Померанцев Н. Н. Вновь открытые изображения Петра I // Возрожденные шедевры. М., 1963:57–62; Цюрик 1968:132; Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь. М., 1970:26–27. Ил. 27; Ильенко И. В. Автограф Карпа Золотарева в церкви Покрова в Филях // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. М., 1975:70; Русская живопись XVII–XVIII веков: Каталог выставки. М.; Л., 1977:91–92; Церковь Покрова в Филях. М., 1980; Павленко А. А. Карп Иванович Золотарев — московский живописец конца XVII в.: Материалы творческой биографии // ГММК. Произведения русского и зарубежного искусства XVI – н. XVIII века: Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1984:133–146; Павленко А. А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII в. // ПКНО. 1982. Л., 1984:301–316; БусеваДавыдова И. Л. Об истоках композиционного типа “восьмерик на четверике” в русской архитектуре XVII века // Архитектурное наследство. Город и его застройка. М., 1985. Вып. 33:220–227; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского монастыря // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. М., 1985. № 2:66–67; Павленко А. Автограф Карпа Золотарева // Куранты: Историкокраеведческий альманах. Вып. 3. М., 1989:351–354; Датиева Н. Измайлово: опыт исследования комплекса по письменным и графическим источникам // Филевский сборник. Т. 1. М., 1993:55; Михайлов Б. Иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия иконостаса Троицкой церкви в Останкине // Филевский сборник. Ч. 3. М., 1993:32–45; Вьюева 1994:19–20; Icona Russa. Llonja, maigjuny 1994. Mallorca, 1994. № 35; Шведова 1995:256–271; Шведова М. М. Придворный иконописец Карп Золотарев // Историческому музею 125 лет: Материалы юбилейной научной конференции. Труды ГИМ. Вып. 100. М., 1998:166–184; Иванова Е. Ю. “Портрет патриарха Иоакима” работы Карпа Золотарева 1678 г. (из собрания Тобольского историкоархитектурного музеязаповедника): Результаты реставрации и исследования 1992–1997 гг. // IV научная конференция “Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства”. 24 ноября – 26 ноября 1998, Москва. М., 2000:71–80;  Шведова М. М. Иконостас работы Карпа Золотарева из Успенской церкви Новодевичьего монастыря // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. Вып. 126. М., 2001:31-48;  Эпоха парсуны 2004: 77-81, 130-131, илл. цв.