—ловарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

”Ѕќ¬ ‘≈ƒќ– ≈¬“»’»≈¬ ”—“ё∆≈Ќ≈÷ (уп. 1647, ум. 3 но€бр€ 1689)

-

уроженец г. —оликамска, происходил из семьи коренных усольских жителей, занимавшихс€ солеваренным промыслом и торговлей солью (Ўишонко 1882:160). –одоначальник «убовых — »ван «убок (прадед ‘едора), солепромышленник и владелец деревни «убковской на р. ”солке (ƒмитриев 1889). ƒети »вана «убка — ƒмитрий »ванов, городской голова и ‘едор (дед иконописца). —ыновь€ ‘едора — ѕервуша и ≈втихий (отец иконописца), дь€кон соликамской церкви —тефана ѕермского (Ўишонко 1882:144, 148–149). ƒети ≈втихи€ — ќсип, ‘едор, и  узьма. —огласно переписи 1647 г., три брата «убовых проживали в доме отца, который осталс€ им по наследству (–√јƒј. ‘. 1209. ѕоместный приказ. є 474. ѕереписна€ книга —оликамска 1647 г. Ћ. 10). ¬ своей челобитной царю 1662 г. ‘едор «убов называет себ€ —оликамским иконником («абелин 1850:55).

¬ начале 1650х гг. ‘едор «убов переезжает в ¬еликий ”стюг. ¬ 1651 г. дл€ устюжской надвратной ¬сеградской церкви им была написана местна€ икона “—пас Ќерукотворный” (не сохранилась), на которой была подпись: “—ей св€тый Ќерукотворный образ господа Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста написан по вере всех православных христиан на моление и на спасение и на утверждение граду сему лета 7160 году мес€ца сент€бр€ в 16 день, а писал многогрешный и недостойный в человецех ќусоль€  амскаго ‘едор ≈втихиев сын «убов”. »мела размер: 2 арш. 3 четв. на 1 арш. 14 вер. [196љ134 см. “аким образом, икона была написана в размер другой иконы на тот же сюжет, котора€ находилась в том же храме и считалась чудотворной иконой письма иеромонаха —ерапиона 1447 г. —м. —ерапион.] (ѕопов 1874; —тепановский 1890). ¬ документах к. XVII в. упоминаетс€ также икона “ѕресв€тые “роицы, работа ‘едора ≈втифеева”, находивша€с€ в ¬еликом ”стюге (Ѕелоброва 1974:174).

Ќе€сно, когда ‘едор «убов впервые был вызван в ћоскву. —огласно челобитной его сыновей, написанной сразу после смерти мастера в 1689 г., ‘едор «убов служил цар€м ћихаилу ‘едоровичу, јлексею ћихайловичу и ‘едору јлексеевичу “лет сорок и больше в ќружейной палате в иконописцах” (см. ниже). ќтсюда следует, что впервые на государеву службу иконописец привлекалс€ не позднее 1645 г. ¬ царской грамоте €рославскому воеводе ¬асилию ”нковскому от 10 феврал€ 1660 г. говоритс€, что «убов был у государевых иконописных дел до мора [1654 г.] («абелин 1850:37). ќднако почемуто его им€ не упоминаетс€ в известных опубликованных документах.

¬ июне 1657 г. «убов был у стенописи јрхангельского собора в ћосковском  ремле (—тлб. 101 165/166 г.) (”спенский 1910:104). «атем, повидимому, он вернулс€ в ”стюг, и, как свидетельствует грамота ”нковскому, в дальнейшем уклон€лс€ от вызовов в ћоскву, “живет по городам в хоронах” («абелин 1850:37).

ѕосле случившегос€ в јнтониево—ийском монастыре на ƒвине в 1659 г. пожара ее насто€тель бил челом царю о присылке дл€ написани€ икон иконописца ‘едора «убова. —одержание челобитной изложено в царской грамоте от 30 марта 1660 г.: “…ј иконных мастеров в монастыре у них нет, и на ƒвине нан€ть некого, а есть де иконописец на ”стюге ‘едор ”солец и без нашего де великого государ€ указу ехати к ним в —ийский монастырь дл€ иконного письма не смеет; и нам бы великому государю пожаловати его игумена с братиею, велети б того мастера ‘едора, где его могут сыскать вз€ть его в монастырь дл€ иконного письма, а они ему за работу деньги плат€т, а покамест он ‘едор в них в монастыре иконы пишет не велети б его ‘едора к нашему делу спрашивать, и велети б о том дать нашу великого государ€ грамоту, и по городам воеводам нашим и диаконам и вс€ким приказным людем, где —ийского монастыр€ старцы и слуги того иконника ‘едора ”сольца найдут, и ему ‘едору вольно к ним в монастырь дл€ иконного письма ехать и давать ему за труды его могарец. ј как отделаетс€ и его из монастыр€ отпустить…” (ћакарий 1878. —м. также: Ѕрюсова 1985).

ќднако еще ранее, 15 €нвар€ 1660 г., царь распор€дилс€ довершить роспись јрхангельского собора, дл€ чего вызвать иконописцев изо всех городов. »з ”стюга ¬еликого вызывались “‘едор ≈втифеев с товарыщи да брат его” («абелин 1850:27). —уд€ по формулировке, ‘едор «убов — ведущий иконописец среди устюжан.

’от€ иконописцев предполагалось собрать к 1 апрел€, уже 10 феврал€ 1660 г. царь пишет грамоту €рославскому воеводе ”нковскому о присылке «убова, в которой говорилось: “¬ прошлых годех до морового поветри€ был у наших иконописных дел иконописец из ”стюга ¬еликого ‘едор ≈втихиев, а ныне он, ‘едор, от наших иконописных дел бегает, живет по городам в хоронах. » ныне ведомо нам, ¬еликому √осударю, про него, ‘едора, учинилось, что он, ‘едор, живет в ярославле у гост€ нашего у јнике€ —крыпина. » как к вам с€ наша, ¬еликого √осудар€, грамота придет и выб тотчас иконописца ‘едора ≈втифеева, вз€в в ярославле у гост€ нашего јнике€ —крипина и дав ему подводы, прислали к нам, ¬еликому √осударю, нарочно с приставом, не дожида€сь о том к себе иного нашего, ¬еликого √осудар€, указу. ј которого числа и с кем им€нем иконописца ‘едора ≈втифеева к нам, ¬еликому √осударю, пошлете, и вы б о том отписали, а отписку велели подать, и приставу с иконописцем ‘едором €витца в оружейном приказе окольничему и оружейничему нашему Ѕогдану ћатвеевичу ’итрово да дь€ку Ѕогдану јрефьеву. ј то гостю нашему јникею —крипину сказали, будет он того иконника ‘едора у себ€ укроет и вам про него не скажет, а от себ€ куды его упустит, а нам, ¬еликому √осударю, про него будет ведомо, и ему јникею за то наш, ¬еликого √осудар€, указ будет вскоре; да и на ”стюг ¬еликий к воеводе наш, ¬еликого √осудар€, указ об нем ‘едоре послан же” («абелин 1850:37).

 ѕросьба игумена јнтониево—ийского монастыр€ не была исполнена, и иконы дл€ него были написаны, как это следует из вкладной книги монастыр€, Ѕогданом «отиковым. “ем не менее в в монастыре находилась  икона “»оанн ѕредтеча”, содержаща€ подпись художника (см. список сохранившихс€ произведений). ¬ —ийском иконописном подлиннике сохранились прориси с икон, которые сопровождаютс€ надпис€ми о принадлежности их ‘едору «убову. “ак, например, изображение »оанна Ѕогослова на л. 246 и »оанна ѕредтечи на л. 245 сопровождаетс€ надпис€ми: “√осударев изуграф ‘едор ≈втихиев, государев иконник”, а на л. 418 помещен снимок с иконы ќдигитрии, писанной «убовым (”спенский 1910:110). ќднако этого недостаточно, чтобы утверждать, что ‘едор «убов работал в монастыре.  ( . Ќ.)

¬ ответ на царское требование выслать ‘едора «убова из ярославл€ в ћоскву јника —крыпин рассказывает об обсто€тельствах найма иконописца: “¬ прошлом… 167 году в ярославле волею Ѕожиею выгорела каменна€ церковь твоего √осударева богомоль€ ѕокрова ѕресв€ты€ Ѕогородицы, иконы местные и царские двери и деисус и все церковные иконы в ней пригорели. » в нынешнем √осударь во 168 году в √енваре мес€це нан€л €, холоп твой, у —оли ¬ычегоцкой иконописца ‘едора ≈втифеева писать иконы в тое церковь… и денги ему наперед дал не малые, чем ему от —оли подн€тьс€ и долги свои заплатить; и привез € того иконописца с женою и с детьми от —оли ¬ычегоцкой в ярославль на своих подводах”. јника —крыпин просит цар€ оставить иконописца в ярославле, пока тот не напишет церковные иконы («абелин 1850:37–38).

÷арь разрешил оставить иконописца до окончани€ работ в ѕокровской церкви. ярославский воевода ”нковский попыталс€ всетаки отослать ‘едора «убова в ћоскву, что вызвало жалобу царю со стороны брата јники — ¬онифати€ —крыпина и подтверждение царского указа в апреле 1660 г. (“ам же:30–32, 38–39).

ѕосле этого сведени€ о ‘едоре «убове отсутствуют на прот€жении двух с лишним лет. „то он делал в ярославле помимо написани€ икон дл€ ѕокровской церкви — неизвестно. “олько 20 августа 1662 г. ‘едор «убов прибыл в ћоскву. ÷арь приказал ему написать местную икону с изображением св€тых, соименных членам царской семьи (јлексе€ ћитрополита, јлексе€ „еловека Ѕожи€, ‘едора —тратилата, ћарии ≈гипетской и других) в молении √осподу —аваофу. ќб этом мы узнаем из челобитной иконописца царю, в которой он жалуетс€ на свое т€желое положение: “…твоим √осударевым денежным и хлебным кормовым жалованьем во оклад не поверстан и корму мне недано; и ныне € бедный разорен, живу в ћоскве за поруками, и в нынешнее врем€ голодною смертью помираю с женишкою и с детишками и обдолжал в конец” («абелин 1850:49–50). 1 декабр€ того же года ‘едор «убов вошел в число п€ти жалованных царских мастеров с содержанием “против ‘едора  озлова и »вана Ћеонтьева”, то есть в год по 12 руб. и овса по 30 четв. и “поденного корму” по 21 алт. в день (—тлб. є 102 171 г.). ¬ это врем€ «убов был женат и имел детей.

¬месте с ”шаковым, –езанцем, Ћеонтьевым и  озловым в 171, т. е. в 1663 г., был “с рукоделием у руки” государ€ и подносил икону Ѕогоматери, с ними же в ”спенском соборе “писал с полуденной стороны над дверьми —пасов образ, архангелов и св€тителей”, в Ѕлаговещенском соборе чинил большой деисус, писал икону Ѕогоматери дл€ отсылки на ƒон и чертеж, “что в —еменовском государева смотру” (—тлб. 172 г. є 535); был у письма икон на дворе бо€рина Ќикиты »вановича –оманова.

11 августа 1663 г. «убову “дл€ его бедности” было дано в приказ 5 руб. (—тлб. є 514 171 г.).

¬ 1664 г. ‘едор ≈втихиев был у письма икон дл€ иконостаса в церковь преп.муч. ≈вдокии, во дворце (—тлб. є 326 172 г.).  (”спенский 1910: 104-105).

 3 марта 1664 г. ‘едор «убов купил на ѕечатном дворе Ѕиблию (ћ., 1663). (Ћуппов —.ѕ. „итатели изданий ћосковской типографии в середине XVII в. ѕубликаци€ документов и исследование. Ћ., 1983. —. 138).

¬ 1665 г., “по указу великаго государ€, написал… на кипарисной цке ангела — сына… государева благовернаго… царевича и в. кн. —емиона јлексеевича… — св€щенномуч. —емиона, иже в ѕерсиде” (ќп. 32. є 1427 174 г.; столбец).  [—м. список сохранившихс€ произведений - –ед.]

¬ окт€бре 1665 г. вместе с —имоном ”шаковым и другими иконописцами был у письма семи икон с изображени€ми недельных дней из треоди цветной, “что в которую неделю и как бывает празднество” (—тлб. є 1438 174 г. по ќп. 32).

¬ декабре того же года писал стол дл€ царицы ћарьи »льичны (ќп. 34. є 954 174 г. Ћ. 15).

¬ 1666 г. “писал перила” (что став€тс€ к действу нового лета) и стенопись в јрхангельском соборе; вместе с ”шаковым,  озловым и ‘илатовым был у “разбора” (т. е. определени€ пригодности) иконописцев, присланных из разных городов к стенному письму в јрхангельском соборе, написал икону Ѕогоматериќдигитрии.

18 окт€бр€ того же года получил “в приказ” “тафту добрую” за написанную в 1665 г. икону св. —емиона, иже в ѕерсиде (—тлб. є 64 175 г.).

11 декабр€ 1666 г. окольничий и оружейничий Ѕогдан ћатвеевич ’итрово “приказал иконописцу ‘едору «убову за его иконное воображение и за многую работу прибавить государева жаловань€ денег и хлеба и учинить против иконописцаж —тепана –езанца”. — этого времени «убов стал получать в год по 15 руб., 20 четв. и столько же овса и “поденнаго” корма “по 2 алтына в день” (—тлб. є 109 175 г.) (”спенский 1910:104–105).

¬ 1666 г. ‘едор «убов вместе с —имоном ”шаковым, ‘едором –€занцем и другими иконописцами и знаменщиками просит жаловань€, напомина€ о работах: писали у цар€ переднюю и сени стенным письмом, написали в церковь муч. ≈катерины, что у царицы на сен€х, полный иконостас: деисус, праздники, пророки и праотцы («абелин 1850:56). ¬ том же году расписывает перила («абелин 1850:74).

¬ 1666 г. была написана икона дл€ церкви –ождества на ѕахре (Ўереметев 1879).

¬ 1666–1667 гг. пишет стенное письмо в ќружейной палате (¬икторов 1883:439).

¬ марте 1667 г. ‘едор ≈вт. «убов расписывал колымагу дл€ царицы ћарии »льичны (—тлб. є 300 175 г.); в том же году на двух образных цках писал “бывшаго Ќектари€ архиепископа”, был у стенного письма в церкви ѕречистой Ѕогородицы √ребневской, расписывал “перила, столбы и маковицы, которые став€тс€ в новое лето” (ќп. 34. є 955 175 г.), “писал в тафт€ную церковь иконное воображение” (—тлб. є 225 176 г.) (”спенский 1910).

¬ том же году написал икону Ѕогоматери ќдигитрии (—тлб. 175 г. є 631) (”спенский 1913–1916. “. 1:78).

ќсенью 1667 г. ‘едор «убов знаменил и красками “разцвечивал” лицевую книгу — ∆итие св. ¬асили€ Ќоваго (—тлб. є 174 176 г.).

20 апрел€ 1668 г. бо€рин и оружейничий Ѕогдан ћатвеевич ’итрово приказал “ћиките ѕавловцу и ‘едору «убову, дл€ мастерства, и что они пишут воображение св€тых лиц мелким письмом, учинил… оклады равны денег по 18 руб. хлеба по 2 алтына на день” (—тлб. є 24 176 г.).

¬ июле 1668 г. ‘едору «убову дано место дл€ постройки двора около “большого английскаго государева двора” (—тлб. є 1493 176 г. по ќп. 32) и пожаловано 30 руб. на дворовое строение. ѕри этом указано, что “иным то не в образец дл€ того, что он мастер доброй в иконном художестве” (”спенский 1910:105; ”спенский 1913–1916. “. 1:309). ¬ 1675 г. двор его находилс€ в Ѕелом городе, меж ѕокровки и ћ€сницкой улицы, за »льинскими вороты («абелин 1894. ¬ып. 1:122).

¬ том же году ‘едор «убов вместе с другими иконописцами “писал” “Ѕлаговерной государыне царице”, веро€тно, в хоромы (—тлб. 176 г. є 760) (”спенский 1913–1916. “. 1:84).

5 декабр€ 1668 г. —имон ”шаков, ‘едор ≈втифьев и »ван ‘илатов получили “государева жаловани€, в приказ с  азенного двора по осьми аршин камки индейской и по четыре аршина сукна аглинскаго человеку, дл€ того, — писали они в церкви архистратига ћихаила стенное письмо” («абелин 1850:104).

¬ 1669 г. ‘едор «убов написал две иконы: —в. Ќиколай и јндрей ѕервозванный, которые в к. XIX в. находились в иконостасе собора „удова монастыр€. Ќа обеих были одинаковые надписи: “Ћета 7177 (1669) писал ‘еодор ≈втихиев”. [ќтзыв ». ≈. «абелина и ¬ладимира —изова о реставрации иконостасных икон от 24 ма€ 1894 г. — –√јƒј. ‘. 1207 („удов монастырь). ≈д. хр. 871. Ћ. 6–7. »з них дошла до нас втора€ из них. — –ед.]

Ћетом 1669 г. ‘едор ≈втихиев «убов вместе с другими иконописцами писал два знамени по тафтам в —трелецкий приказ, на одном знамени “—пасов образ Ќерукотвореннаго, на другом знамени ћихаила архангела” (—тлб. є 28 180 г.).

¬ июне 1670 г. «убов писал икону тезоименитого вел. кн€зю ‘едору јлеексеевичу “великомученика ‘едора — Ѕожий дар”, с изображением на этой иконе “ƒуха —в€того во образе голуб€, в семи лучах седмь даров” (—тлб. є 449 178 г.).

¬ 1671 г. «убов писал складни на трех цках, с изображением —пасова образа ¬седержител€, »льи пророка сто€щего, —ерги€ чудотворца, ¬арлаама ’утынского; другой складень с изображением — “крестнаго воображени€ без расп€ти€, образа Ќикола€ чудотворца и ¬арлаама ‘утынскаго”; на третьем складне “—пасов образ да ѕречистые Ѕогородицы, »ванна ѕредтечи, на притворах —ерги€ да ¬арлами€ чудотворца” (—тлб. є 1567 179 г. по ќп. є 32) (”спенский 1910:105).

¬ 1672 г. по заказу ”литы —крипиной им была написана икона »ль€ ѕророк в пустыне, находивша€с€ в церкви »льи ѕророка в ярославле (см. список сохранившихс€ произведений).

¬ 1673 г. вместе с Ќикитою ѕавловцем ‘едор ≈втихиев написал две иконы ∆ивоносный »сточник — государю в хоромы (ќп. 34. є 957 181 г.); он же “с товарищи” написал знам€ с изображением ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы (—тлб. є 1600 181 г. по ќп. є 32) (”спенский 1910).

20 июн€ 1673 г. жалованные иконописцы, в том числе ‘едор «убов, просили об освобождении их в летнее врем€ в ночных и дневных караулах, касательно объезда от огн€ («абелин 1894. ¬ып. 3:115).

¬ €нваре 1674 г. вместе с другими жалованными иконописцами свидетельствовал ученика »вана ћасюкова.

¬ 1674 г. подписывает роспись иконописцев, реставрировавших иконы из церкви преп.муч. ≈вдокии во дворце (—тлб. є 54 183 г.); написал икону (на кипарисной доске) “государских тезоименитых ангелов, а которых по прозванию, и то записано в приказной верховой книге именно у подъ€чего ‘едора ¬олкова” (—тлб. є 64 183 г.).

¬ декабре вместе с «иновьевым и –ожковым и »льиным написал “к празднику к Ѕого€вленьеву дню на »ердань на забранные углы апостолов ћатве€, ћарка, Ћуку и »оанна Ѕогослова на цках с оба лица” (—тлб. є 161 183 г.).

14 сент€бр€ 1677 г. ‘едору ≈втихиеву «убову было выдано из ѕечатнаго приказа 3 руб. “от знамени ≈вангелиста »оанна да от –асп€ти€ малой цки, книга ≈вангели€ напрестольное в переплете по обрезу золотом” (”спенский 1910:106).

 „етвероевангелие писалось по приказу цар€ ‘едора јлексеевича, отданному в июле 1677 г. –уководил работой ‘едор «убов. ¬месте с ним работали: —ергей –ожков, ѕавел Ќикитин, ‘едор ёрьев, »ван ћаксимов, его сын ћаксим »ванов и ћакар ќсташковец (ѕотапов). ƒневное жалованье: »вану ћаксимову - 6 алт., ѕавлу Ќикитину - 5 алт., ‘едору «убову, ‘едору ёрьеву и ћакару ќсташкову - 4 алт., ћаксиму »ванову - 2 алт. (–√јƒј. ‘. 159. ќп. 2. ƒ. 1725. Ћ. 2-53). –аботу велено было закончить к 1-му или 22-му окт€бр€ (–ед.).

 ¬ 1677 г. ‘едор «убов “писал в соборную церковь архистратига Ѕожи€ ћихаила на большой цке дерев€нной к государским гробам образ √оспода Ѕога и —паса нашего »исуса ’риста Ќерукотворенный, к тому —пасову образу мол€щие(с€) в царских коронах блаженны€ пам€ти великий государь царь и великий кн€зь ћихайло ‘едорович все€ –усии да блаженны€ж пам€ти великий государь царь и великий кн€зь јлексей ћихайлович все€ ¬елики€ и ћалы€ и Ѕелы€ –оссии самодержец” (ќп. 34. є 959. Ћ. 415об) ( ¬икторов 18832; ”спенский 1910:106–107). ѕортрет в 1894 г. был передан из јрхангельского собора в »сторический музей, где хранилс€ в ќтделе древнерусской живописи под є 29174, »VIII 3810. »значальна€ живопись на нем почти не сохранилась под сло€ми записей XVIII и XIX вв. (ќвчинникова 1955; √орматюк 2002).

 ¬ 1677 г. пишет иконы дл€ церкви “роицы в подмосковном селе ќзнобишине по заказу владельца села Ѕ. ћ. ’итрово (”спенский 1913–1916. “. 1:102. —м. список сохранившихс€ произведений). ¬ 1676 г. (?) знаменит иконы дл€ иконостаса собора “роице—ыпанова монастыр€ в Ќерехте, которые затем были написаны костромскими иконописцами под руководством √ури€ Ќикитина на дворе кн€з€ Ќ. ». ќдоевского (“итов 1909). [Ќеизвестно, на каком основании ћ. ƒиев, известный костромской историк, утверждает, что иконы были вложены в монастырь јлексеем ћихайловичем в 1670 г. (ƒиев 1900).] ¬ том же году им была написана икона Ѕогоматери, находивша€с€ в XIX веке в ”спенском женском монастыре в ’олмогорах и имевша€ подпись: “Ћета 7185 царского величества изограф ‘едор ≈втихиев сын писал сей образ по душе своей” (‘ирсов 1911) (јрхив »»ћ . ‘. 21. Ћ. 205) (ќвс€нников 1992/1:59).

¬ 1678 г. «убов стоит во главе иконописцев, писавших иконы праотцев в церковь преп.муч. ≈вдокии, во дворце (—тлб. 186 г. є 8. —р. ќп. 34. є 959. Ћ. 380).

“¬ поднос великому государю в неделю св€той ѕасхи” того же года он написал икону  ипрской Ѕогоматери, писал лицевое ≈вангелие в ѕосольском приказе и вместе с —имоном ”шаковым писал “в ≈вдокиинскую церковь местные образы, и деисус, и пророки, и праздники” (—тлб. 186 г. є 515. —р. стлб. 186 г. є 247) (”спенский 1910:106).

¬ марте 1678 г. вместе с »ваном ‘илатовым «убов, по приказанию царевны »рины ћихайловны, писал красками и серебром в ≈вангелии “заставицы, ≈вангелистов и слова красны€” (ќп. 34. є 959. Ћ. 296об) (”спенский 1910:284).

¬ 1678 г. царский иконописец Ћеонтий „улков расписывал иконостас в соборе ƒонского монастыр€, возможно, дл€ одного из приделов: царские двери, сень над ними, южные и северные двери, столбы и клиросы. ‘едор ≈втихиев «убов покрывал золотом эту живопись («абелин 1893:17).

¬ окт€бре 1678 г. написал к »оанну Ѕелгородскому, что в ¬ерху, на одной стороне от правого крылоса апостольские проповеди по полотну. “огда же он писал южные и северные двери в церковь ≈вдокии, написал заново образ местный —трастной Ѕогородицы, который вз€т из  азанского собора на починку. ¬ но€бре написал к образу —паса Ќерукотворного чудеса, 20 мест, в —пасскую церковь. ¬ декабре — к »оанну Ѕелгородскому местные образы. ¬ июне 1679 г. писал с товарищами в ту же церковь 24 иконы апостольских с проповед€ми. ¬ июле золотил 4 иконы в ƒонском монастыре («абелин 1894. ¬ып. 3:167, 168, 173, 174). [Ќекоторые из этих работ ј. ». ”спенский относит к весне 1680 г. —м.: ”спенский 1910:107. — –ед.]

¬ феврале 1679 г. ‘едору ≈втифиеву с товарищами велено написать местные образы, и деисус, и праздники в церковь »оанна Ѕелоградского, что в ¬ерху. ћестные 4 образа: Ѕогородицы, —паса, ‘едора —тратилата, страсти »оанна Ѕелогорского. –азмеры: 2 арш. без чети на 3 чети арш. ќни же писали северную и южную двери («абелин 1894. ¬ып. 3:169).

 Ќа двер€х написали архидь€кона —тефана да архангела ћихаила. (–√јƒј. ‘. 396, ќп. 1. є 17960. Ћ. 1) (Ѕ.“.).

¬ 1679 г. «убов писал в своей челобитной царю: “–аботаю €, холоп твой, тебе, великому государю, многие годы, а жаловань€ мне 18 рублев, а иконописцу —имону ”шакову 30 рублев. ћилосердный государь… пожалуй мен€ за прежнюю мою многую работишку… прибавкою к прежнему… жалованию к 18 рубл€м”. — 18 августа 1679 г. «убов стал получать по 24 руб. в год (—тлб. 187 г. є 90).

5 марта 1679 г. «убову дали 1 руб. “от ознаменки заставицы ¬оскресени€ ’ристова с лицы”.

¬ том же году ‘едор ≈втихиев “чинил и изолифил три иконы местные большие — ќтечество, ƒа молчит вс€ка плоть, ѕохвалы ѕресв€ты€ Ѕогородицы, со св€тыми, — в церковь ѕохвалы ж ѕресв€ты€ Ѕогородицы, что на новом ѕотешном дворе” (—тлб. 187 г. є 855).

¬ сент€бре 1679 г. «убов “гульфарбил около √оспода —аваофа в силах в алтаре церкви —пасова Ќерукотвореннаго образа, во дворце”. «десь же реставрировал на стене —трашный —уд (ќп. 34. є 962. Ћ. 349об и 351).

¬ конце 1679 г. «убов был во главе иконописцев, писавших иконы в церковь преп. »оасафа царевича в с. »змайлово (—тлб. 188 г. є 11).

ќн же пишет “образ —пасовов да образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы, да образ Ћогина —отника, да образ великомученика ‘едора —тратилата в собор архангела ћихаила” (”спенский 1910:106).

¬ 1679 г. жалованный иконописец ‘едор ≈втихиев с товарищами написал в —ретенский собор ћосковского  ремл€ на больших широких полотнах апостольские проповеди [срв. ”спенский 1910:107, где та же работа датирована весною 1680 г. — –ед.

 ѕо документам, 24 такие иконы были написаны в июне 1679 г. —м –√јƒј. ‘. 369. ќп. 1. є 18169. Ћ. 1. – Ѕ.“. ],

 и в иконостас 3 местные иконы: —ретение, св. Ќикола€ и ‘едора —тратилата, на что было куплено сусального золота 1000 листов на 7 руб. —ретение было писано на золоте, с чернью, в XVIII в. сто€ло справа от царских врат, в н. XX в. находилось в р€ду местных икон —пасоборского собора. Ќикола был представлен в рост, над ним —пас Ќерукотворный. ѕосле того как в 1801 г. —ретенский собор был разобран, икона была передана в храм —паса на Ѕору. Ќа иконе ‘едора —тратилата св€той был изображен в рост, в молении —пасу в облаках. »кона сгорела в пожар 1737 г. (»звеков 1916:3).

¬ 1679–1680 гг. участвует в работах по реставрации иконостаса јрхангельского собора ћосковского  ремл€. ѕо мнению ¬. √. Ѕрюсовой, им было заново написано несколько икон (Ѕрюсова 1976:98–103).

¬ феврале 1680 г. «убов писал в —пасской церкви, что у великого государ€ в ¬ерху, “в свитках подписи”.

¬ мае вместе с другими писал местные иконы в церковь ¬сех —в€тых в с. »змайлове.

¬есною же 1680 г. «убов “с товарищи” пишет иконостас и на больших широких полотнах апостольские проповеди в —ретенский собор, во дворце (ќп. 34. є 962. Ћ. 613; стлб. 188 г. є 78). [—рв. »звеков 1906:4, где та же работа датирована 1679 г. — –ед.]

ќн же писал иконы в церковь ¬сех —в€тых в с. »змайлове (—тлб. 188 г. є 78), южные и северные двери в церковь преп.муч. ≈вдокии, во дворце, написал “к —пасову образу Ќерукотворенному чудеса — 20 мест к великому государю вверх в —пасскую церковь”, писал “с товарищами” деисусы и праздники в церковь »оанна Ѕелоградского, что у великого государ€ в ¬ерху, и сюда же четыре местные иконы — ѕресв€той Ѕогородицы, ‘едора —тратилата, —пасов образ и страсти »оанна Ѕелоградского, а также северную и южную двери (“ам же).

¬месте с другими икописцами «убов “празеленью прикрыл ставни в окнах, что на новом ѕотешном дворе в палатах, а суриком прописывал печи, что в государевом новом саду в палатах, которы€ сделаны вновь” (—тлб. 188 г. є 78), олифил сундук большой дерев€нный в хоромы к великому государю (“ам же). [Ќекоторые из этих работ ». ≈. «абелин относит к 1678 г. —м. «абелин 1894. ¬ып. 3:167, 168, 173, 174. — –ед.]

Ћетом 1680 г. ‘едор ≈втихиев «убов был у стенного письма в ”спенском соборе (—тлб. 188 г. є 1021).

¬ одной своей челобитной царю «убов говорит, — между прочим: “–аботаю €, холоп твой, у твоих, великаго государ€, иконописных дел безпрестанно денно и ночно, а жалованием против своей братии оскужен” (—тлб. 188 г. є 251).

¬ том же 1680 г. «убов был у письма икон дл€ иконостаса в придворны€ церкви — ”спенскую и —ретенскую (ќп. 34. є 962. Ћ. 643) (”спенский 1910:107). ƒл€ ”спенской церкви ‘едор ≈втихиев с товарищами писал кроме икон на полотнах апостольские проповеди (»звеков 1916:44).

Ќа иконе ѕокрова Ѕогородицы в ѕокровском соборе с. »змайлова имеетс€ надпись на обороте, искаженна€ при реставрации иконы иконописцем „ириковым: “Ћета 7188 писал сей образ ‘едор ≈утихиев с товарыщи” (”спенский 1902/2:82. ќписание иконы см.: ”спенский 1910:110–111).

¬ это врем€ он был уже очень стар. Ћетом 1681 г. к нему определили было в ученики »осифа ѕетрова, но “‘едор ≈втихиев сказал, что он старостию учить не может” (—тлб. 189 г. є 450).

¬ 1682 г. «убов составл€ет роспись, “что надобно жалованным иконописцам на образ ѕресв€ты€ Ѕогородицы да »оанна Ѕогослова, которые велено (было) написать на цках, в предсто€нии — посторонь –асп€ти€ √осподн€, в јрхангелький собор, что над пророческими иконами” (—тлб. 190 г. є 508).

Ќе смотр€ на свою старость, «убов в 1682 г. прин€л к себе в ученики »вана јникиева (—тлб. 191 г. є 189), ≈рмила √ригорьева, √ригори€ ѕетрова (—тлб. 191 г. є 90) и “рифона  ириллова (с 19 дек. 1681 г. ќп. 34. є 962. Ћ. 206).

¬ том же году он принимал участие в “починке” местных икон –ождества Ѕогородицы и ¬ладимирской Ѕогоматери в —аввино—торожевский монастырь и в письме государских ангелов и —пасова образа, “что у великих государей на сен€х, у Ѕлаговещени€, и (в письме икон) в монастырь к ƒонской Ѕогородице и в собор архистратига Ѕожи€ ћихаила и –асп€ти€, и образа Ѕогородицы, и »оанна Ѕогослова” (—тлб. 191 г. є 325).

–асписывал шесть луков (—тлб. 191 г. є 819).

ѕисал иконы в Ќоводевичьем монастыре (—тлб. 191 г. є 692).

9 июн€ 1684 г. ‘едор ≈втихиев «убов осматривал ветхости в иконном письме в церквах с.  оломенского (—тлб. 192 г. є 757).

¬ том же году осматривал церковь ¬сех —в€тых в с. »змайлове и давал свои заключени€ о починке здесь икон (“ам же).

ѕринимал участие в письме икон в церковь апп. ѕетра и ѕавла, во дворце (—тлб. 192 г. є 901).

Ќаписал дл€ царицы Ќатальи  ирилловны две небольшие иконы (размер каждой из них — 4 вер. “длина” и “ширина по размеру”) Ѕогоматери, из них одна — Ќеопалима€ купина (—тлб. 193 г. є 297).

¬ 1685 г. «убов стоит во главе жалованных иконописцев, реставрировавших 86 икон (20 праотеческих, размером 3 арш. х 1 арш. 2 вер., 21 деисус того же размера, 23 праотеческих — 2 арш. 2 1/2 вер. х 1 арш. 1/2 вер. и 22 праздничных — 1 1/2 арш. х 1 арш. 1 1/2 вер.) из иконостаса —моленского собора Ќоводевичьего монастыр€ (“чинил” иконы “заново, снимал старую олифу и олифил вновь”) (—тлб. 193 г. є 72, 806).

–абота эта начата была в ќружейной палате, куда были привезены из монастыр€ иконы еще 15 сент€бр€ 1684 г., и была закончена к 23 июл€ 1685 г., когда они были отвезены на место (“ам же).

  ѕасхе — в поднос государ€м «убов “с товарыщи” написал п€ть икон “различными чины” (—тлб. 193 г. є 666).

—огласно повелению царей «убов “с товарыщи и ученики” — с 30 июн€ писал в —моленский же собор Ќоводевичьего монастыр€ в два придела апостола ѕрохора и мученицы —офии — 10 местных икон, 16 праздничных, две иконы —пасител€, 12 икон деисусных, двое царских дверей “с столбцами и коронами”, две северные и две южные двери (—тлб. 193 г. є 879 и 828) (”спенский 1910:108).

»з жалованных иконописцев под руководством «убова писали в названные приделы: —ергей –ожков, ‘едор Ќ€нин и Ќикифор Ѕовыкин, который получил 11 июл€ 1685 г. в ќружейной палате 50 листов серебра сусального. ¬идимо, в это же врем€ здесь работали ученики «убова — »ван јникеев, ≈рмил √ригорьев, “рифон  ириллов. 13 окт€бр€ 1685 г. работы по написанию икон еще не окончены, так как в этот день были отпущены в Ќоводевичий монастырь в придел мученицы —офии краски дл€ письма.

¬ —офийский придел написаны были иконы: в местный р€д: —пас ¬седержитель, Ѕогоматерь —моленска€, —офи€, ‘еодоси€, южные двери — архидиакон —тефан, северные двери — архидиакон јвив, царские врата; праздничный р€д: –ождество Ѕогоматери, Ѕлаговещение, –ождество ’ристово, —ретение, Ѕого€вление, “роица, ѕреображение, ¬оскресение, –асп€тие; деисусный р€д: средник (’ристос, Ѕогоматерь и »оанн ѕредтеча), архангел ћихаил, архангел √авриил, апостолы ѕавел, ѕетр, »оанн Ѕогослов, јндрей (÷юрик 1968:134)

¬ том же соборе иконы —трастей ’ристовых были написаны кормовыми и жалованными иконописцами, также под руководством «убова (—тлб. 193 г. є 828) (”спенский 1910:108).

»коны писали: жалованный иконописец »ль€ ‘илиппов, кормовые иконописцы 1й статьи ѕетр ‘едоров,  озьма яковлев, »ван ‘едоров, Ћарион »ванов, ‘едор јбросимов, иконописцы 2й статьи јвтоном »ванов, јфанасий  озьмин, ћатвей  озьмин, “имофей  ириллов, иконописцы 3й статьи »ван »ванов, ƒмитрий ћихайлов, ћаксим ‘едоров. »з цикла “—трастей” были написаны следующие сюжеты: ћоление о чаше, ѕредательство »уды, ’ристос перед  аиафой, ’ристос перед ѕилатом, ’ристос перед »родом, »збиение ’риста, Ѕичевание ’риста, ¬озложение тернового венка, ѕилат омывает руки, ’ристос перед народом, Ќесение креста, —н€тие с креста, ѕоложение во гроб, ¬оскресение (÷юрик 1968:134).

«убов же вместе с некоторыми другими иконописцами реставрировал иконы —пасител€ и апостолов в –ождественский собор, во дворце (—тлб. 193 г. є 847).

Ќаписал икону мученицы —офии в царские хоромы (—тлб. 193 г. є 985).

¬ июле 1685 г. «убов “с товарищами” писал иконы —трастей ’ристовых в —моленский собор Ќоводевичьего монастыр€ (—тлб. 194 г. є 194).

¬ сент€бре того же года ‘едор ≈втихиев писал “образ (в вышину 3/4 арш., в ширину 1/2 арш.) ѕресв€ты€ Ѕогородицы тем переводом, что в Ќикитском монастыре с чудотворны€ список” (—тлб. 194 г. є 13, 107, 108).

¬ 1685 г. “велено” было “в ¬ознесенском девичье монастыре в церкви ћихаила ћалеина да в приделе св€того ‘едора, иже в ѕергии, царски€, северны€ и южны€ двери, местны€, праздничны€, пророчески€, праотечески€ иконы починить, а которые ветхи, написать вновь из ќружейны€ палаты”.

¬ ¬ознесенский монастырь “досматривать” иконы послан был «убов и некоторые другие иконописцы. “ј по досмотру… иконописцев ‘едора ≈втифеева с товарыщи — в ¬ознесенском девичьем монастыре в церкви ћихаила ћалеина да в приделе св€того ‘еодора царски€, северны€ и южны€ двери да 49 икон починить, 31 икону, да киот написать вновь, 62 херувима, тож число столбиков позолотить и посеребрить на гульфарбу, три т€бла написать зеленым аспидом, 5 свечей восковых местных росписать красками” (—тлб. 194 г. є 161).

20 сент€бр€ 1687 г. цари »оанн и ѕетр јлексеевичи “велели в церкви —паса Ќерукотворенного образа, что над  уретными вороты, внутри выгрунтовать белилами, да в той же церкви иконостаса на трех цках написать местны€ иконы на золоте —паса Ќерукотвореннаго, Ѕогородицы ¬ладимирски€ и »оанна ѕредтечи”. –абота эта была исполнена при ближайшем участии и под руководством ‘едора ≈втихиева «убова, который составл€л и необходимую дл€ нее смету (—тлб. 196 г. є 42) (”спенский 1910:107–108).

Ћетом 1688 г. «убов был зан€т, главным образом, составлением смет на различные работы:

— на материалы дл€ написани€ иконостаса в собор ѕетровского монастыр€ (вместе с ћихаилом ћилютиным);

— на письмо икон в хоромы царевен (”спенский 1910:109) (предполагалось написать дл€ “ать€ны ћихайловны — большой образ —паса на престоле, дл€ ≈вдокии јлексеевны — Ѕогоматерь ƒонскую и на полотнах живописно —ошествие —в€того ƒуха, дл€ ћарфы јлексеевны — двенадцать праздников на двенадцати штилистовых досках);

— на работы в дворцовой ≈катерининской церкви;

— на починку иконостаса в церкви —паса на Ѕору (”спенский 1913–1916. “. 1:282–283; ”спенский 1910:109).

Ётим же годом датируетс€ и подписна€ икона мастера –ождество Ѕогородицы, происход€ща€ из одного из московских храмов (см. список сохранившихс€ произведений).

¬ феврале 1689 г. ‘едор ≈втихиев получил из ќружейной палаты 10 руб. “на пожарное раззорение”, так как он “погорел и раззорилс€ без остатку” (—тлб. 197 г. є 273).

3 но€бр€ 1689 г. ‘едор ≈втихиев «убов скончалс€.

ƒо 6 числа того же мес€ца цар€м »оанну и ѕетру јлексеевичам подана была следующа€ челобитна€: “Ѕьют челом бедные и безпомощные сироты ваши — ќружейны€ палаты иконописца ‘едора ≈втифеева сына «убова детишка его »вашко да јлешка «убовы. ќтец наш служил деду вашему, великих государей, блаженны€ пам€ти великому государю царю и великому кн€зю ћихаилу ‘едоровичу всеа –оссии и отцу вашему, великих государей, блаженны€ пам€ти великому государю царю и великому кн€зю јлексею ћихайловичу всеа ¬елики€ и ћалы€ и Ѕелы€ –оссии самодержцу и брату вашему великих государей, блаженны€ пам€ти великому государю царю и великому кн€зю ‘едору јлексеевичу… и вам великим государ€м — лет сорок и больше в ќружейной палате в иконописцах у вс€ких ваших государских и иконописных и у знаменных и у стенных дел и за всех товарищев своих вс€ки€ иконописны€ и стенны€ дела знаменил. » в нынешнем, государи, во 198 году но€бр€ в 3 день, волею Ѕожиею, отца нашего не стало; а мы, сироты ваши, остались с матерью своею со вдовою јкилиною да с двум€ сестрами в малых лет; а мастерству отца своего мы, сироты ваши, поучились небольшое; а кроме того, мастерства нам, сиротам вашим, с матерью своею и с сестрами прокормитьс€ нечем. ћилосердые великие государи… пожалуйте нас, сирот своих, — велите нам быть ќружейны€ палаты в учениках; а доучитьс€ тому мастерству отдать нас, сирот ваших, кому вы, государи, укажете, и учинить нам за многую службу отца нашего с его окладу дл€ нашего сиротства и малых лет ученический корм, как вам, великим государ€м, милосердый Ѕог известит, чтоб нам, сиротам вашим, с матерью своею и сестрами голодною смертью не помереть”.

6 но€бр€ »ван и јлексей «убовы отданы были в иконописные ученики к “ихону »ванову ‘илатьеву, с содержанием по шести денег на день.

” “ихона »ванова, впрочем, они учились недолго и в €нваре 1690 г. в своей челобитной цар€м писали: “в нынешнем во 198 году, волею Ѕожиею, отца нашего не стало, а мы после его остались в малых летах, иконнаго художества не учились; а по вашему, великих государей, указу, велено быть в научении иконного письма у иконописца “ихона »ванова; а нам, государи, в дальнее разсто€ние дл€ одиночества домового отлучитись невозможно, потому что после отца нашего в дому слуг и работников никого не осталось. ћилосердые великие государи… пожалуйте нас… велите нам быть в научении у иконнаго мастера у ≈гора «иновьева, потому что и отец наш, отход€ сего света, о нас приказывал и бил челом ему ≈гору; а живет он ≈гор с нами в ближнем соседстве”.

ѕросьба сыновей ‘едора ≈втихиева «убова была уважена, и 29 €нвар€ они были “вз€ты у “ихона »ванова и отданы в учение иконнаго художества ≈гору “ерентьеву”, которому при этом вменено было в об€занность “учить их прилежно” (—тлб. 198 г. є 183) (”спенский 1910:109–110).

»м€ ‘едора «убова посто€нно упоминаетс€ в разнообразных документах ќружейной палаты за все годы его работы в ее иконописной мастерской. —уд€ по характеру этих упоминаний, «убов обычно выполн€л роль организатора крупных по объему работ, в которых было зан€то большое количество мастеров. ѕомимо этого, очевидно, «убов ценилс€ в ќружейной палате прежде всего как знаменщик, на что указывают в своей челобитной 1689 г. его дети (см. выше).  оллективный же характер большинства выполн€вшихс€ тогда работ (даже при условии того, что эти работы сохранились до наших дней), делает практически невозможным выделить в них авторский почерк и оценить степень личного вклада мастера. ќ его творческой манере могут дать представление только сохранившиес€ подписные произведени€.

ќ некоторых произведени€х мастера остались только письменные упоминани€. “ак, в “–осписи устюжанина ¬аски Ћеонтьева  олмогорова св€тым иконам”, составленной в 1690е гг., назван “образ пресв€ты€ “роицы, работа ‘едора ≈вътифиева, окълад чеканой белой”, принадлежавший, веро€тно, одному из храмов ”стюга ¬еликого (ќ– –ЌЅ. —обрание грамот и актов. ƒ. 4873) (Ѕелоброва 1974:174).

–од ‘едора ≈втифеева вписан в синодики: Ћукиановой пустыни, что в јлександровском уезде ¬ладимирской губ. ( осаткин 1906),  ор€жемского монастыр€ на ¬ычегде (Ћогвинов 1993:13), —пасского  озьеручского монастыр€ на —еверной ƒвине в „ухченемской волости (Ѕулкин, ќвс€нников 1986). ( омашко Ќ. ».)

—охранившиес€ произведени€:

1. —пас Ќерукотворный. 1654 г. —»’ћ. »нв. 3320 —ћ. 180х137,5 см.

Ќадпись на обороте: “Ћета 7162 (1654) июн€ в 30 день написан сей образ по обещанию ћихаила —идорова. ј писал ‘едор ≈втихеев сын «убов”.

2.   »оанн ѕредтеча. 1650е гг.  √ћ«– . »нв. 25046, » - 994. 32х26 см.

»з јнтониева—ийского монастыр€. ѕоступила в музей в 1921 г. из фонда √лавмузе€. –еставрирована до поступлени€ в музей.

Ќадпись: “—ию икону дал по вере дом чудотворцу јнтонию устюжанин ‘еодор иконник ”солец” (Ѕрюсова 1985: 24-25; ¬ахрина 2003: кат. 73, цв. илл.). Ќадпись приведена по книге ¬.».¬ахриной. ¬ книге ¬.√.Ѕрюсовой текст надписи дан с некоторыми отличи€ми.

 —емион ѕерсидский. 1665 г. √ћ«ћ . »нв. ∆-545/1-2. 51х16 см. (¬ласова “.Ѕ. »стори€ формировани€ иконостасов јрхангельского собора // јрхангельский собор ћосковского  ремл€. ћ., “ расна€ площадь”, 2002: 249, илл. на с. 250).

3. —пас —моленский, с припадающими јфанасием и  ириллом јлександрийскими. 1667 г. —»’ћ. »нв. 548 ƒ–∆. 106х70,3 см. »з Ќиколо ор€жемского монастыр€.

Ќа обороте надпись в круге: “Ћета 7175го (1667) мес€ца августа в 26 день приложил сию икону к Ќиколе на  орежму ‘едор ≈втихеев «убов”.

4. јндрей ѕервозванный. 1669 г. √ћ«ћ . »нв. ќѕ 475. »з „удова монастыр€.

—лева внизу надпись: “7177 году писал ‘ео[дор] ≈втихеев”.

5. »ль€ ѕророк в пустыне. 1672 г. я’ћ. »нв. 1235. 46х38,5 см. »з церкви »лии пророка в ярославле. ƒар ¬. ѕ. ћитрофанова. –аскрыта в 1974 г. ≈. ѕ. ёдиной.

Ќа обороте под нижней шпонкой в фигурном белильном картуше XVIII в. надпись уставом: “Ћета 7180 написал сей св€тый образ в царствующем граде ћоскве государев жалованой и кормовой мастер ‘еодор ≈втихеев сын «убов. ¬еликие ѕерми уроженец. ѕо обещанию ярославца торговаго человека, »оанна ƒмитриева сына —крипиных. ¬кладу по своей души, ¬о храм св€таго пророка »лии, на ѕробойную улицу во град ярославль”.

ѕод верхней шпонкой остатки надписи черными чернилами скорописью XVII в.: “…по повелению… человека… —крипина жены его и вдовы »улиты… дочери… [писал сей] образ жалованный кормовой иконописец ‘едор ≈втихиев сын «убов” (расшифрована ј. ј. “уриловым). «аказчик иконы »ван ƒмитриев, возможно, — приказчик вдовы ¬онифати€ —крипина ”литы ћакарьевны, который управл€л делами “торгового дома” —крипиных после смерти обоих братьев ( азакевич 1980).

 6. —в€титель Ќиколай. 1677 г. √ћ« . »нв. ∆726. 106х78 см.. »з церкви с. ќзнобишина близ ѕодольска, построенной в 1676 г. бо€рином Ѕогданом ћатвеевичем ’итрово. ѕост. в 1937 г. –ест. Ѕр€гин ƒ.≈.

Ќадпись на обороте вверху слева (на фоне в левом нижнем углу): “Ћета 7185 феврал€ в 12 написан сий образ Ќикола€ „удотворца по обещанию бо€рина и дворецкаго и оруженичаго Ѕогдана ћатвеевича ’итрово, а писал сий образ √осударев иконописец ‘едор ≈втихеев сын «убов” (ƒанилова, ћнева 1959; ѕол€кова 1987; ѕол€кова 1999).

7. ‘едор «убов, Ћеонтий —тепанов, —ергей –ожков ( остромин) и “протчии товарищи”. –ама к иконе —пас Ќерукотворный, с клеймами, иллюстрирующими легенду. 1678–1679 гг. ћестный р€д иконостаса собора —паса Ќерукотворного Ѕольшого  ремлевского дворца (¬ерхоспасский собор). √ћ«ћ . »нв. 1804 — соб. ∆1241. 113х77 см.

¬ нижней части рамы, во втором и третьем слева клеймах, на поземе надпись светлой охрой: “7187 [г] го[д] знамени[л] чюдеса ‘едо[р] ≈втифее[в], лица писалъ Ћеонтеи —тефано[в] а до лиць писали —ергей  о[с]тро[митин?]) и про[т]чии товары[щи]” (ƒанилова, ћнева 1959. »л. на с. 398–399).

8. –ождество Ѕогородицы. 1688 г. ÷ћиј–. »нв.  ѕ 151. 129х99 см. –еставраци€: “–осреставраци€”, Ѕатхель √.—. , 1979-1980 (ќ тебе радуетс€ 1995).

Ќа нижнем поле поновительска€ надпись: “Ћета [7196] по обещанию се€ церкви прихоженина, а им€ его Ѕог весть. ј писал сей образ государев иконописец ‘едор ≈фтифеев”.

9.   ƒве створки трехстворчатого складн€: “Ѕогоматерь ¬сех скорб€щих радость” и “¬оскресение - —ошествие во ад”. 1688 г.  —обрание ¬.Ћарионова в ћоскве. 6,5х5,9 см. кажда€. —ведени€ о реставрации отсутствуют. 

Ќа створке “Ѕогоматерь всех скорб€щих радость” внизу на поле черной краской надпись: “196 ... ‘едор ≈втихиев”. ( омашко 2003; »коны из частных собраний 2004)

10. ¬ составе —ийского иконописного подлинника имеютс€ листы, на которых указано им€ ‘едора «убова (“√осударев изуграф ‘едор ≈втихиев, государев иконник”): ’ристос оглавный (Ћ. 131), »оанн Ѕогослов в молчании (Ћ. 246), »оанн Ѕогослов в молчании (Ћ. 435), Ѕогоматерь ќдигитри€ (Ћ. 418), фигуры из ƒеисуса (отдельный лист между Ћ. 494 и 495) с надписью “«нам€ ‘едора ≈втихеева, а владеет им ¬аська ћамонтов”; »оанн ѕредтеча (Ћ. 246), аналогичен иконе ‘едора «убова из –остовского музе€ (ѕокровский 1895–1898; ”спенский 1910:110).

ѕриписываемые произведени€:

1. ѕроисхождение честных древ  реста √осподн€. XVII в. —»’ћ. »нв. —ћ 335. 125,5х89 см.

јтрибуци€ ≈. ¬. Ћогвинова (Ћогвинов 1993:16–17).

 2. ƒве по€сные иконы из иконостаса церкви —паса “за золотой решеткой” в ћосковском  ремле: ‘едор —тратилат и Ћонгин сотник. јтрибуци€ ј. ». ”спенского (”спенский 1910:111). ѕо мнению ». ≈. ƒаниловой и Ќ. ≈. ћневой, этому противоречит их стиль, а также то обсто€тельство, что ‘едор «убов не писал иконы этих св€тых дл€ ¬ерхоспасского собора (ƒанилова, ћнева 1959). ¬торое из этих утверждений неверно: ок. 1680 г. ‘едор ≈втихиев написал дл€ этого собора икону Ћонгина —отника, и (вместе с товарищами) еще р€д икон, в том числе ‘едора —тратилата (»звеков 1912/3:9, 37–38). “. ≈.  азакевич склонна согласитьс€ с атрибуцией ј. ». ”спенского ( азакевич 1980:40). ¬оспроизведение иконы см.: ћуратов 1914: илл. на с. 448

3–7. »коны местного р€да из церкви »льи пророка в ярославле. 1660 г. јтрибуци€ ¬.√.Ѕрюсовой и “. ≈.  азакевич (Ѕрюсова 1980;  азакевич 1980):

3. »ль€ ѕророк в де€ни€х (храмова€). »нв. 41321. »  229. 165х145 см.

4. »оанн ѕредтеча јнгел пустыни. »нв. 41310. »  219. 181х155 см.

5. ¬ознесение. »нв. 41309. »  218. 183х134 см.

6. Ѕлаговещение. »нв. 41305. »  214. 179х121 см.

7. ѕокров. »нв. 41306. »  215. 183х135 см.

8–11. –азные иконы из церкви »лии пророка в ярославле (1660 г.).

 јтрибуци€ ¬.√.Ѕрюсовой и “. ≈.  азакевич (Ѕрюсова 1980;  азакевич 1980):

8. јпостольска€ проповедь. яћ«. »нв. 41527, » 406 (или 405). 1660 г. 174,5х146,5 см. –еставратор ј. Ќ.  л€чина, 1989–1990 гг.

9. Ѕогоматерь ¬ладимирска€. яћ«. 106х82 см.

10. »збранные св€тые (—тефан —урожский, Ћеонтий –остовский, московские митрополиты ‘илипп, ѕетр, јлексий и »она) в предсто€нии Ѕогоматери «намение. ÷ерковь »лии пророка, ѕокровский придел. 160љ121 см.

11. ѕреполовение. ¬ насто€щее врем€ утрачена. ¬оспроизведение см.: ¬ахрамеев 1906.

12–14. ¬. √. Ѕрюсова приписывает ‘едору «убову еще 3 иконы из той же церкви:

12. –ама с клеймами јкафиста к иконе Ѕогоматери “ихвинской.

13. Ѕогоматерь ќдигитри€ из придела √ури€, —амона и јвива.

14. Ѕогоматерь “ихвинска€ (поновление более древней живописи) (Ѕрюсова 1985:56).

 15. »збранные св€тые (ћитрополит јлексей, јлексей человек Ѕожий, »рина, ‘едор —тратилат, —имеон ѕерсидский, ћари€ ≈гипетска€, ≈катерина, ћарфа, “ать€на, ≈вдоки€, јнна, —офи€, ‘еодоси€, ћари€), в молении Ѕогоматери «намение. 1665 г. √»ћ. »нв. 103803. ћЌƒћ.  6078/1496/12. 168,5х102 см. ¬клад јлексе€ ћихайловича в —моленский собор Ќоводевичьего монастыр€. јтрибуци€ Ћ. ¬. ÷юрика (÷юрик 1968:133; The Sakret Art. 1995). “. ≈.  азакевич считает, что икона исполнена в сер. 1680х гг. по заказу —офьи и €вл€етс€ копией подобной же иконы “царских ангелов”, за которую «убов был удостоен в 1662 г. звани€ жалованного изографа ( азакевич 1980).

16. —в€титель Ќиколай. —ер. XVII в. ¬”ћ«. »нв. 8602. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1985:33).

17. Ѕогоматерь “ихвинска€. —ер. XVII в. ћестный р€д ѕрокопьевского собора в ¬еликом ”стюге. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (“ам же:35).

18. »оанн ѕредтеча в пустыне. —ер. XVII в. √“√. »нв. 12107. 33х29 см. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (“ам же:96). Ќ. ≈. ћнева датирует 1й четв. XVII в. и приписывает предположительно Ќикифору —авину (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 798)

19. »оанн ѕредтеча в пустыне. —ер. XVII в. √“√. »нв. 14259. 33х27 см. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (“ам же:96). Ќ. ≈. ћнева считает произведением строгановской школы 1й четв. XVII в. (јнтонова, ћнева 1963. “. 2.  ат. 849)

20. Ѕогоматерь ќдигитри€. 1670е гг. √ћ« . »нв. ∆ 725. 105х72 см. »з церкви с. ќзнобишина близ ѕодольска, построенной в 1676 г. бо€рином Ѕогданом ћатвеевичем ’итрово.

јтрибуци€ ». ≈. ƒаниловой и Ќ. ≈. ћневой (ƒанилова, ћнева 1959). ќ. ј. ѕол€кова считает атрибуцию ошибочной (ѕол€кова 1987:218, 221).

21. ‘едор —тратилат. —ер. XVII в. ћузейквартира ѕ. ƒ.  орина. √ипотетическа€ атрибуци€ ¬. ». јнтоновой (јнтонова 1966:106–107). јтрибуци€ оспорена ». ѕ. Ѕолотцевой (Ѕолотцева 1984:130). “. ≈.  азаевич отмечает стилистическую близость иконы к иконам иконостаса церкви »лии пророка в ярославле 1660 г. ( азакевич 1980).

22. Ѕогоматерь ќдигитри€. 1660е гг. ѕрохоровский придел —моленского собора Ќоводевичьего монастыр€. ƒатировка и атрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1985:101).

23. »оанн ѕредтеча и јпостол јндрей. 1670е гг. јћ»». јтрибуци€ и датировка ¬. √. Ѕрюсовой (“ам же:133).

24. Ѕогоматерь —моленска€. »коностас придела »оанна Ѕелоградского в церкви —паса за «олотой решеткой. јтрибуци€ ¬. √. Ѕрюсовой (“ам же:136).

25. »оанн ѕредтеча в пустыне. ѕокровский собор при –огожском кладбище. јтрибуци€ мастерской ‘едора «убова (ќсип «убов ?) ¬. √. Ѕрюсовой (Ѕрюсова 1985:98).

26.  »зображени€ —паса на престоле с Ѕогоматерью и »оанном ѕредтечей и евангелистов на эмалевых дробницах ≈вангели€ кн€з€ я.Ќ. ќдоевского. √ћћ . »нв.  н. - 38. 1688-1689 гг. ≈вангелие вложено кн€зем в церковь “ихвинской Ѕогоматери на его дворе в ћосковском  ремле в 1693 г. «атем находилось во владении кн€з€ ћ.я.„еркасского, графа ѕ.Ѕ.Ўереметева, сын которого Ќ.ѕ.Ўереметев передал его в “роицкую церковь построенного им —транноприимного дома. ¬ ней ≈вангелие находилось до 1920 года, затем поступило в ќружейную палату.

ѕредположение об авторстве ‘едора «убова по стилевым признакам обосновано ».ј.Ѕобровницкой (Ѕобровницка€ 1987). ≈ю же высказано предположение о принадлежности ‘едору «убову эмалевого наугольника ≈вангели€ с изображением евангелиста Ћуки из коллекции –усского музе€, поступившего из коллекции Ѕоткина. Ќа нем имеетс€ надпись: “писал усолец иконописец”, котора€ может быть отнесена к ‘едору «убову (“ам же).

27. ÷арь ћихаил ‘едорович и царь јлексей ћихайлович, предсто€щие перед образом —паса Ќерукотворного. 1678 г. √»ћ. »нв. 29174/ » VIII 3810. 261х191 см. ѕоступил из јрхангельского собора ћосковского  ремл€ в 1894 г. –еставратор ј.ј.√орматюк.

ѕриписываетс€ ‘едору «убову по историческим сведени€м. ћногочисленные утраты не позвол€ют обнаружить даже фрагментов авторской живописи. (–еставратор ј.ј.√орматюк). ранее считалось, что первоначальна€ живопись фрагментарной сохранности. (–усский исторический портрет. Ёпоха парсуны. ћ., 2004. кат. 5.  јвтор статьи Ћ.ј. орнюкова).

28.  рышка дерев€нной раки св€того кн€з€ ћихаила  „ерниговского с изображением св€того в рост и —паса Ќерукотволрного в возглавии. Ќа боковой стенке в круглом картуше на посеребренной пластинке чернева€ надпись: “¬ лето «–„« но€бр€ 21 де (7197=1688) построил сию раку блговерному великому кнзю ћихаилу „ерниговскому бо€рин кнзь яков Ќикитич ќдоевской”. –ака, заключенна€ в бронзовую раку 1817 года, находитс€ в јрхангельском соборе ћосковского  ремл€.

јтрибуци€ Ќ.ј.ћа€совой, основанна€ на стилевых признаках и св€зи семьи заказчика с иконописцем (ћа€сова Ќ.ј. ѕроизведени€ лицевого шить€ из јрхангельского собора // јрхангельский собор ћосковского  ремл€. ћ., “ расна€ площадь”, 2002: 355-357, илл. на с. 359).

29. ‘едор «убов (знаменщик). ѕокров надгробный “ н€зь ћихаил „ерниговский”. 1660-е гг. √ћ«ћ . »нв. “ -37. ¬клад кн€з€ Ќикиты »вановича ќдоевского в церковь „ерниговских чудотворцев в ћосковском  ремле. ѕост. из ѕатриаршей ризницы в 1920 г.

Ќ.ј.ћа€сова приписывает ‘едору «убову на основании св€зи художника с заказчиками покрова и по стилевым признакам (ћа€сова 2004.  ат. 128).

»ллюстрации:

»оанн ѕредтеча. 1650-е гг.  √ћ«– . 32х26 см.јндрей ѕервозванный. 1669 г. √ћ«ћ . »з „удова монастыр€—емион ѕерсидский. 1665 г. √ћ«ћ . 51х16 см.»ль€ ѕророк в пустыне. 1672 г. я’ћ. 46х38,5 см. »з церкви »лии пророка в ярославле—в€титель Ќиколай. 1677 г. √ћ« . 106х78 см. »з церкви с. ќзнобишина близ ѕодольска
–ождество Ѕогородицы. 1688 г. ÷ћиј–. 129х99 см.ƒве створки трехстворчатого складн€: Ѕогоматерь ¬сех скорб€щих радость и ¬оскресение - —ошествие во ад. 1688 г.  —обрание ¬.Ћарионова в ћоскве. 6,5х5,9 см. кажда€.Ћонгин сотник. ƒве по€сные иконы из иконостаса церкви —паса Уза золотой решеткойФ в ћосковском  ремле÷арь ћихаил ‘едорович и царь јлексей ћихайлович, предсто€щие перед образом —паса Ќерукотворного. 1678 г. √»ћ. 261х191 см.»ль€ ѕророк в де€ни€х (храмова€). »з местного р€да из церкви »льи пророка в ярославле. 1660 г. 165х145 см.

Ѕиблиографи€:

–усска€ старина 1846–1859. “етрадь12:131; «абелин 1850:27, 32, 37, 38, 49, 52, 55, 56, 63, 67, 69, 70, 74, 89, 97, 98, 102, 104, 107, 109; –овинский 1856:146–147; –ум€нцев 1870: Ѕ18; ‘илимонов 1873:31, 40–41; ѕоповј.ћ. —пасска€ ¬сеградска€ церковь в г.”стюге// ¬ологодские ≈¬. 1874. є3:408–409;† ¬икторов 1883:438, 439, 440, 441, 442, 447 (≈втифеев); ћакарий 1878:57–58; Ўереметевќ.ƒ. —инодик села –ождествено, что на ѕахре// ѕƒѕ. —ѕб., 1879. ¬ып.4:108; Ўишонко¬.Ќ. ѕермска€ летопись с 1263–1881. ¬торой период с 1613. ѕермь, 1882:144, 148–149, 160; ƒмитриевј.ј. ѕермска€ старина. ¬ып.3. ѕермь, 1889:163, 167; —тепановский 1890:186; «абелин 1893:17; «абелин 1894. ¬ып.3:168, 169, 173; ѕокровский 1895–1898 :152–153, 182, 197,122; ƒиевћ. ѕисьма о.†ћихаила ƒиева к ».ћ.—негиреву. ћ., 1900:51; –овинский 1903:44, 54, 136–137;  осаткин 1906:171; Ћебедев¬. ќ св€тых ¬ологодской епархии// ¬ологодские ≈¬. 1901г. є2:23–13; ¬ахрамеев».ј. ÷ерковь во им€ св€того и славного пророка »лии в ярославле. ярославль, 1906. –ис.40; »звеков 1906:4; ”спенскийј.». ƒревние иконы из разных церквей и частных собраний. ћ., 1905; ћонастыри, соборы и приходские церкви ¬ладимирской епархии, построенные до начала XIXстолети€. „.1: ћонастыри. ¬ладимир, 1906:176; “итовј.ј. ”праздненные монастыри  остромской епархии. ћ., 1909:54–58; ”спенский 1910:104–111; ќписание пам€тников архитектуры по губерни€м. 1.јрхангельска€ губерни€// »звести€ »мп. јрхеологической комиссии. ¬ып.41. —ѕб., 1911:176; ‘ирсовј. »сторическое описание ’олмогорского ”спенского женского монастыр€. ћ., 1911:29; »звеков 1912/2:6 (≈втихиев); »звеков 1912/3:9, 37–38; ”спенский 1913–1916. “.1:78, 84; ћуратов 1914: 444, илл. на с. 448;»–». 1914. “.6:444; «абелин 1915:51–52; »звеков 1916:3, 19–20, 44; ≈вдокимов 1921:75–76, 228–229; ћневаЌ.≈. »зографы ќружейной палаты и их искусство украшать книги// √ос. ќружейна€ палата ћосковского  ремл€. ћ., 1954:231–234; ќвчинникова 1955:28; ƒанилова, ћнева 1959:396–400, ил.; јнтонова 1966:106–107; ÷юрик 1968:133–135; Ѕелоброва 1974:168–174; Ѕолотцева».ѕ. Ѕуклет выставки “—емен —пиридонов и ‘едор «убов живописцы XVIIвека”. ÷ћиј–, апрельмай 1978г.; Ѕрюсова¬.√. ќ времени написани€ икон иконостаса јрхангельского собора// √ћћ : ћатериалы и исследовани€. ¬ып.2. ћ., 1976:98–103; Ѕрюсова¬.√. Ќеизвестные произведени€ ‘едора «убова// ѕ Ќќ. 1979. Ћ., 1980:256–267;  азакевич 1980:39–59; Ѕолотцева».ѕ. Ќовое о творчестве живописца XVIIвека ‘едора ≈втихиева «убова// √ћћ : ћатериалы и исследовани€. ¬ып.4: ѕроизведени€ русского и зарубежного искусства XVI†– н.XVIIIвека. ћ., 1984:117–132; Ѕрюсова 1984:146; Ѕрюсова 1985; Ѕулкин¬.ј., ќвс€нниковќ.¬. Ќовые данные о каменном строительстве второй половины XVIIв. в окрестност€х ’олмогор// ѕ Ќќ. 1984. Ћ., 1986:541; Ѕобровницка€ ».ј. ѕам€тник московского эмальерного искусства XVII века // ѕ Ќќ. 1985. ћ., 1987. —. 363-377; ѕол€коваќ.ј. Ќовооткрытые иконы царских изографов из собрани€ музе€ “ оломенское”// ѕ Ќќ. 1985. ћ., 1987:214; ќвс€нников 1992/1:59 (со ссылкой на: Ћќ»ј. ‘.21. Ћ.205); Ћогвинов 1993:3–24†18; ќ тебе радуетс€. –усские иконы Ѕогоматери XVI - начала XX веков.  аталог выставки из фондов ћузе€ имени јндре€ –ублева. ћ., 1995.  ат. 2., илл.; †Ўведова 1995:259; The Sakret Art of Russia. From Ivan the Terrible to Peter the Great. Georgia international Cultural Exchange. 1995. є93; ѕол€кова1999. є33; √орматюк ј.ј. ”траченна€ живопись ‘едора «убова. ѕо результатам исследований и реставрации. // VI научна€ конференци€ “Ёкспертиза и атрибуци€ произведений изобразительного искусства. 27 но€бр€ - 30 но€бр€ 2000, ћосква. ћатериалы. »здание объединени€ “ћагнум јрс”. ћ., 2000: 31-35; ¬ахрина ¬.». »коны –остова ¬еликого. ћ., 2003.  ат. 73, илл. цв.;†  омашко 2003. —. 86; »коны из частных собраний 2004.  ат. 126; (ћа€сова 2004.  ат. 128). Ёпоха парсуны 2004: 62-63; ярославский художественный музей 2007.  ат. 21.